Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Прозаическая сказка для детей в 1 половины 19 века
Материал для анализа:
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
В. Одоевский «Городок в табакерке»
План
I. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (1829): Проблематика, поэтика, жанровые особенности
1. «Черная курица…» А. Погорельского как образец ранней русской романтической повести
2. Алеша – главный герой повести. Психологическая тонкость в изображении души ребенка
3. Мотив двоемирия в «Черной курице…». Волшебно-фантастическая трансформация пространственно-временных отношений. Образ Петербурга VIII в.
4. Мифопоэтический план повести (см. переход границы, путешествие в подземный мир, «свое/ чужое», образ курицы, конопляное семечко и др.)
5. «Черная курица…» А. Погорельского как святочный рассказ
II.Волшебный рассказ В. Одоевского «Городок в табакерке»: Вопросы проблематики и поэтики
1. «Городок…» как первое научно-познавательное произведение для детей
2. Реальные и сказочно-фантастические линии повествования
3. Образ главного героя
4. Социальная аллегория рассказа
5. Воспитательное в «Городке…». Поджанр «разговор родителя с ребенком». Его традиция в детской литературе
Вопросы и задания
1.Что объединяет творчество А. Погорельского и В. Одоевского?
2.В чем выражается художественное своеобразие волшебной повести А. Погорельского «Черная курица…» и волшебного рассказа В. Одоевского «Городок…»?
3.Какова художественная функция мотива сна в этих произведениях?
4.Повторите понятия: романтизм, аллегория
Автобиографическая повесть Л. Н. Толстого “Детство”: проблематика и поэтика
План работы и основные тезисы
Детство Л.Н. Толстого. Значение эпохи детства в жизни героев Л.Н. Толстого и его самого. Детство – самое насыщенное и стремительное время в жизни человека.
Замысел романа «Четыре эпохи развития» («Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» 1857», «Молодость») и его воплощение. Повесть «Детство» в контексте автобиографической трилогии писателя.
Автобиографичность и собирательность образа главного героя Николеньки Иртеньева. Общая атмосфера, окружающая ребенка в дворянской семье. Чувство любви и счастья. Понятие семьи как дома, живущего общей жизнью. Место ребенка в семье. Столкновение ощущений ребенка с устоявшимся миром. Воссоздание бытовой и исторической обстановки детства. Ребенок и быт. Поэзия детства. Детство – «счастливая, счастливая, невозвратимая пора…».
Название глав повести – свойство «первооткрывателя» Николенькой жизни. Прослеживание Л.Н. Толстым шаг за шагом нового взгляда Николеньки на уже известные ему явления и людей. Незаданность времени в детстве. Время, исчисляемое насыщенностью или отсутствием впечатлений ребенка. Исследование писателем детства как обязательного этапа человеческого становления. Проблема вхождения человека в мир.
Воссоздание процесса душевной жизни. Радость как закон жизни, горести и тревоги – отклонение от него. Понятие естественного и неестественного в восприятии ребенка. Движение Иртеньева от признания радостей и гармонии как ее нормы в понимании жизни, как внешней и внутренней несправедливости мира. Развитие чуткости на несправедливость как основная черта характера главного героя.
Открытие мира через прикосновение к каждому его явлению. Широкий диапазон первых чувств познании мира, не омраченных равнодушием и привычками пожившего человека. Детство в книге, написанной взрослым человеком.
Двойной план повествования. Смешение чувств ребенка и взрослого, дающее полноту ощущения детства как наиболее цельной эпохи жизни человека. Плавный переход от сна к яви и наоборот – свидетельство гармонии души Николеньки с миром, его окружающим (гл.1, 15).
Очарование, уют и нежность отношений Николеньки и матери. Ненарушенная первозданность мира Николеньки – Бог, любовь, мать, музыка, охота. Окрашенность всего до конца хорошего в одинаковые цвета – «легкие, светлые и прозрачные» цвета детства.
Свобода мира чувств, эмоций, переживаний у ребенка, пробуждение самоанализа. Глубина психологического портрета Николеньки. Историография души. Одиночество человека, начинающего познавать жизнь самостоятельно: чуткая реакция ребенка на жест, мимику, слово окружающих. Внутренние монологи и реплики Николеньки как средство проникновения в душевный процесс освоения жизни. Самоанализ поступков и мыслей Николеньки, скрытых от взора и понимания взрослых (гл.16).
- Что смущает, оставляет неприятный осадок в душе Николеньки и одновременно остается незамеченным взрослыми в этом эпизоде?
«Обретение» личности самого себя, путь к другим людям как основа к «диалектике души». Миропонимание героя. «Диалектика души» как объект психологического анализа и как художественный метод. Единство внутреннего развития как основа «диалектики души».
Бесконечность однажды возникшего в жизни человека впечатления. «Диалектика души» – важнейший критерий движения человека во времени – и последующая толстовская концепция истории.
Первые критические оценки взрослого мира (гл.3, 10, 18). Детское свойство «не пропускать» через себя чужие страдания, оборачивающиеся жестокостью и раскаянием – «темные пятна» на страницах детских воспоминаний (гл.15).
- Как автор и сам Николенька оценивают поведение и мысли в этом эпизоде?
Первое истинное горе, прервавшее для Николеньки «созидание своего существования», первые взрослые чувства – приход к отрочеству (гл.19).
- В чем смысл вопроса, завершающего повесть?
Вопросы и задания:
1.Как сказалась христианская атмосфера и русские традиции дома Толстых в повести «Детство»?
2.К каким открытиям в душевной жизни человека пришел Л.Н. Толстой в повести «Детство»?
3.В чем видит писатель преимущество детского мировосприятия?
4.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского ««Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л.Н. Толстого».
Повесть А. М. Горького «Детство»: проблематика и поэтика
Основные тезисы и план работы:
Детство Алексея Пешкова. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «В людях». Смысл посвящения этой повести сыну. Отличие повести «Детство» А.М. Горького от других автобиографических повестей. Своеобразие горьковской трилогии. Новаторство трилогии в сравнении с произведениями этого же жанра других писателей. «Детство» А.М. Горького – «одна из лучших <…> вечных русских книг» (Д. Мережковский).
Особенности композиции, стиля и языка автобиографической трилогии. Портрет, пейзаж. Роль авторских отступлений. Три эпохи взросления человека: ребенок – отрок – юноша.
Формирование личности ребенка под воздействием среды. Автобиографичность основного образа повести – Алеши Пешкова. Внутренние «монологи» ребенка. Мотив вхождения человека в мир и поиски себя в нем, преодоление испытаний на пути духовного роста.
Тема семьи в повести (взаимоотношения бабушки – деда, матери – отца).
Рассказ о детстве, начинающийся с описания смерти. Два портрета: мать, застывшая в своем горе, и бабушка, освятившая собой темное время в жизни мальчика. Образ бабушки. Русский национальный характер в изображении А.М. Горького.
Добрые стороны человека, доступные взгляду ребенка (матрос на пароходе). Праздничность жизни для Алеши, увиденная с борта парохода – и тяжесть реальной жизни в доме Кашириных.
Тема дома. Дом Кашириных: поиски и анализ контрастных эпизодов. Образы, запечатлевшиеся в сознании из жизни в семье и в доме Кашириных. Портретные и психологические характеристики. Составление двух цветовых гамм. Жизнь – «суровая сказка», рассказанная «мучительно правдивым гением» (гл.2). Дом Кашириных как тип жизни «простого русского человека».
- Отчего жизнь-рассказчицу А.М. Горький называет «гением»?
Создание собирательных портретов детей Кашириных. Значение для мировосприятия мальчика слов матери: «Я сама на всю жизнь сирота».
Цыганок и семья; неизбежная потребность людей в преодолении быта – надежда А.М. Горького на глубину и яркость человеческой натуры. «Надрывающий сердце» гитарный напев и «самозабвенная» пляска.
Скрытая в повествовании пословица «Человек человеку – волк» как философия мещанского мира; эпизоды, подтверждающие и опровергающие утверждение деда: «Волки!» (гл.3).
Библейские мотивы в повести. Два Бога в сознании мальчика: страшный и мстительный Бог деда и добрый, но не защищающий от бед Бог бабушки.
- Вера или безверие царит в доме Кашириных?
Вопрос деда: «Мать, невзлюбил нас Господь в последние годы?» (гл.3). Ответ А.М. Горького на этот вопрос. Поиски закономерности детской памяти: что запомнит Алеша навсегда, что им забудется?
Мир, в котором нет места детству. Жестокие законы взрослой жизни, прямо перенесенные в детское общение.
- Почему из всех внуков дед выделил именно Алешу?
Истории, рассказанные дедом. Поиск слов, являющихся рефреном («Ты это запомни»).
- Почему, несмотря на яркость и остроту детских впечатлений, Алеша «окаменел в невыносимой тоске»?
Новый дом и новые люди.
- Что изменилось в жизни Алеши?
Хорошее Дело и отношение к нему Кашириных.
- Почему Алеша настаивает, говоря при первом знакомстве: «Я не Каширин, я Пешков…» (гл.8).
Восторг Хорошего Дела от бабушкиных сказок. Неприятие его Кашириными.
-Почему Хорошее Дело, расположенный к людям, не принимается ими?
Лирические отступления в повести: закономерность их появления.
Прослеживание в повести двух голосов, двух взглядов на жизнь – ребенка и взрослого: различие в сиюминутной оценке ситуации и общее в желании жить иначе. Бессилие ребенка изменить жизнь взрослых, когда дом становится «чужим» (гл.12).
- Каким из советов деда последует Алеша?
Книги в жизни главного героя. Удивительная сказка «Соловей» Г.-Х. Андерсена
- Что в ней «удивило и взяло за сердце» Алешу и его школьных товарищей?
- Отчего автор, видящий все «свинцовые мерзости русской жизни» (гл.12) все же называет ее «изумительной»?
Значение композиции (две смерти – начало и конец) для открытого финала: «Я пошел в люди». Описание состояния и выражение лица героя в момент произнесения этих слов. Жизненный путь ребенка – подростка – юноши.
Мифопоэтический план повести (число три, мотив пути/ путешествия, круг, образ «дитяти», архетип воды, образы-символы – пароход, храм, сад и др.).
Тема семьи в рассказах А. П. Гайдара «Голубая чашка» и «Чук и Гек»
План
I.Рассказ «Голубая чашка» (1936)
1.История создания рассказа. Оценка критиков произведения. Полемика вокруг «Голубой чашки».
2.Композиция рассказа.
3.Основные образы «Голубой чашки» (тема семьи; отношения в семье на разных уровнях – мать-отец, мать-дочь, отец-дочь; тема недоверия и ревности в семье; образ летчика: летчик и Маруся; конфликт в семье)
- Зачем А.П. Гайдар вводит точный возраст отца и матери? Для чего автору понадобилась такая точность? (см. 1 абзац рассказа)
- Почему читателю нужно знать, что отец лишь в конце лета получил отпуск?
- Отчего отец Светланы мастерит вертушку? (см. образ летчика; полет, воздух, самолеты, мотив одиночества; отец и Светлана на крыше)
- Что символизирует разбитая голубая чашка?
4.Проблематика и поэтика рассказа (Двухадресность, двуплановость рассказа – «взрослый» и «детский» план; тонкий психологизм рассказа; лирический подтекст; простота композиции; поэзия мира детства; мотив надвигающейся войны; чувство постоянной тревоги в рассказе; тема недоверия в обществе, атмосфера подозрительности; тема фашизма; мотив пути; тема мирного труда советских людей; котенок и мыши как аллегория). Цветопись в рассказе.
II.Рассказ «Чук и Гек» (1939)
1.История создания. Первое название «Телеграмма» (Красная новь. – 1939.- №2)
2.Композиция рассказа
3.Основные образы «Чука и Гека» (образ матери, отца, братьев-близнецов)
4.Проблематика и поэтика рассказа (сказочное начало; «чудесное» путешествие на Север, «декабристский сюжет» – поездка к родственникам; мотив пути; символическое пространство Советского союза; социальный и психологический подтекст; эмоциональная атмосфера рассказа; социально-бытовая обстановка периода мирного строительства; советская модель действительности; мотив надвигающейся войны; идеализация советского детства и его охрана – отец, Красная Армия, Ворошилов, Кремль; мотив красных кремлевских звезд в рассказе; тема Родины; мотив луны)
Сюжеты сказочных пьес Е. Л. Шварца:
Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!