Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типы сюжетов:12



События, составляющие сюжет, соотносятся между собой по-разному. В одних случаях они находятся друг с другом лишь во временной связи (Б произошло после А). Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями являются хроникальными сюжетами (их также называют центробежными). Хроникальные сюжеты многоконфликтны, конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим. «Формулу» сюжетов хроникального типа можно представить так: а,затем б, затем с... затем х; а+б+с+х.

Сюжеты с преобладанием п ричинно-след ственных свя зей между событиями называют сюжетами концентрическими (или центростремительные). Концентрические сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта. «Формулу» сюжета этого типа можно представить таким образом, а, следовательно б, след-но с...(а - б- с...- х), где а, б, с, х -события, их которых складывается концентрический сюжет.

10-12Фабула и сюжет.( ФАБУЛА -ы, ж. (книжн.). Сюжетная основа литературного произведения. Ф. повести. || прил. фабульный, -ая, -ое.)

В расположении этих тематических элементов наблюдаются два важнейших типа: 1)причинно-временная связь между вводимым тематическим материалом; 2)одновременность излагаемого или иная сменность тем без внутренней причинной связанности излагаемого. В первом случае мы имеем произведения фабульные (повести, романы, эпические поэмы), во втором произведения бесфабульные,«описательные» («дескриптивная и дидактическая поэзия», лирика, «путешествия»: («Письма русского путешественника» Карамзина, «Фрегат «Паллада»» Гончарова и т.п.). Следует подчеркнуть, что для фабулы требуется не только временный признак, но и причинный. Путешествие может излагаться тоже по временному признаку, но, если оно повествует только о виденном, а не о личных приключениях путешествующего, мы имеем бесфабульное повествование.

Тема фабульного произведения представляет собой некоторую более или менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. По определению Б.В.Томашевского, совокупность событий в их взаимной внутренней связи и называется фабулой.

Простейший способ освоения сюжета читателем - пересказ. Отбор событий в пересказе происходит обычно с «внутренней» точки зрения, для которой герой - живой человек и события его жизни - реальны так же, как и события жизни читателя. В результате пересказа возникают два варианта сюжета - «основной», но неполный, и полный, но «избыточный». Отсюда возникновение пары понятий: сюжет_и_фабула. Исходя из различных трактовок последовательности событий или действий, можно выделить следующие способы различать фабулу и сюжет:

Фабула: в жизни (источник - биографический опыт автора, традиция) или «как в жизни»

(естественная» последовательность)

/

I.Событие (цепь С.)

/

Сюжет: ряд С. В произведении («нарушенная» последовательность)

Фабула: «событийная основа» Д., совокупность «связанных» и «свободных» элементов Д.

или «краткая схема» Д. (в пересказе)

/

П. Действие (цепь Д.)

/

Сюжет: действие «во всей полноте», в сочетании «связанных» и «свободных» элементов

Фабула: «в направлении к полюсу тематического единства завершаемой

действительности»

/

III. Событие (действие)

/

Сюжет: «в направлении к полюсу завершающей реальной действительности

произведения»





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 743 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...