Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Сюжет литературно-художественного произведения



Основные элементы: Факультативные:

I.Экспозиция Пролог

2.3авязка действия Эпилог

3.Развитие действия

4.Перипетии

5.Кульминация

6.Развязка действия

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна (книжн.). 1. Необязательный, а также нерегулярный. Факультативные явления. 2. Служащий для дополнительной специализации. Факультативные занятия. Ф. курс лекиий (не входящий в обязательную программу). || сущ. факультативность, -и, ж.

Сюжет - последовательность событий в литературном произведении. Сюжет важнейший компонент формы художественных произведений. Событие - основа любого сюжета. В каждом событии участвуют люди — персонажи литературного произведения. Событие складывается из действий, поступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровождаются монологами, жестами, репликами и т.д. Комментатором событий - в эпических произведениях является - повествователь.

Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются те события, которые непосредственно показаны, а не те, о которых только сообщается. Как правило, сообщения о событиях важны для характеристики героев, дополняют или уточняют общую картину происходящего, побуждают героев к совершению поступков. Если же писатель предпочитает не показывать события, а рассказывать о них, это замедляет сюжет, делает его рыхлым, нединамичным.

В сюжете очень важна мотивировка событий, т.е. обусловленность каждого последующего события предыдущим. Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некоторое художественное единство. Если мотивы или комплекс мотивов недостаточно «пригнаны» к произведению, если читатель испытывает чувство неудовлетворенности в связи, существующей между данным комплексом мотивов и всем произведением, то говорят что данный комплекс «выпадает» из произведения. Если все части произведения плохо пригнаны одна к другой, произведение «распадается». Поэтому введение каждого отдельного мотива или каждого комплекса мотивов должно быть оправдано ( мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте. Система приемов, оправдывающих введение мотивов и их комплексов, называется мотивировкой. Приемы мотивировки многоразличны, и природа их не едина.

В большинстве сюжетов классических произведений ход событий в большей или меньшей степени соответствует жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит, как правило, конфликт(т.е противоречие, противоборство) (коллизия). Коллизия как основа сюжета представляет собой временное нарушение равновесия сил: весь сюжет (вся «история») может рассматривается как результат такого нарушения, экспансии одной из сторон мира, которая персонифицируется в одном или нескольких персонажах и вызывает опять-таки персонифицированный «ответ» противоположной стороны...

Сюжет, основанный на конфликте, включает следующие компоненты:

1. Экспозиция - наиболее составная часть сюжета. Ее цель - представить некоторых персонажей и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые произойдут впоследствии, как бы проливает на них свет. Заметим, что в экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного героя завершает экспозицию и является завязкой действия.

2. 3авязка действия — начало возникновения конфликта - событие или ряд событий, которые дают толчок основному сюжетному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд героя, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор.

Важно правильно определить момент начала основного сюжетного действия. Для этого необходимо найти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся систему отношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всех последующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередко предопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие стандартные для завязки действия ситуации, как например, встреча или приезд героя, слабо проясняют последующие события. Напротив, спор, резкое столкновение сразу определяет конфликтные отношения между ними, которые очевидно, и будут воплощены в сюжете.

3. Развитие действия - наиболее протяжная и сложная для анализа часть сюжета. В развитии действия реализуется конфликт, если он есть

В произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия

складывается из хроники событий, поступков персонажей. Если сюжет основан на конфликтных отношениях, то в развитии действия

напряженность между противоборствующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события.

Характеризуя темп развития действия, следует обращать особое внимание на остановки, замедления, которые могут возникнуть, если писатель использует разного рода внесюжетные компоненты (н-р, вставные произведения, прологи, эпилоги, авторские отступления, письма, дневники или сны (текст письма, если это не короткая записка с просьбой или приказом что-то сделать или куда-то прийти - вне сюжета)). Широкое использование описаний, вводящих рассказов, необходимых для того, чтобы представить новых героев, а также «исповедей» героев, диалогов, в которых выясняются их идейные позиции, также тормозит развитие действия, снижает его темп.

17





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 745 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...