Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетическая природа искусства и его связь с другими формами общественного сознания. Эстетизм



Эстетика (изначально) – наука о прекрасном; в современном понимании – наука, изучающая сферу ценностного отношения человека к миру и его художественную деятельность.

«Эстетическое» в переводе с греч. - чувственно воспринимаемое.

Эстетическая деятельность – это созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное; при этом эстетическое чувство не связано с категорией пользы и предполагает наличие эстетической дистанции.

Эстетическое имеет два аспекта: предметный и эмоциональный. В сферу эстетического входят и особого рода переживания и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов.

В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины – эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому.

Предмет эстетики – чувственно воспринимаемые образы, а не абстракции; основное понятие – прекрасное. Сфера прекрасного – чувственная видимость.

Высшая форма эстетического – художественное. НО: эстетическое шире художественного, так как включает и внехудожественную реальность.

В эстетике явления оцениваются в эстетических категориях: аполлоническое и диониссийское, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Эстетическое не может быть отождествлено с гедонистическим (наука о наслаждении), логическим, этическим.

Эстетика выделяется в ряду форм общественного сознания:

Политики, этики, религии, науки, права.

Эстетизм – абсолютизация эстетического, возвышение эстетических ценностей над всеми другими, зачастую при исключении этического. Соотношение эстетического и этического – изменчивая категория.

Немецкая эстетика: только в эстетическом состоянии человеческая природа проявляется в чистоте и непосредственности.

Шеллинг: «добро, которое не есть красота, не есть также и абсолютное добро».

Начало XX века: разрыв с этическим в пользу эстетики.

Ницше: «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен».

Преодоление эстетизма: С.Н. Булгаков придавал огромное значение эстетическим эмоциям («благодаря красоте у человека вырастают крылья, он чувствует себя не комком материи или двуногой обезьяной, но бесконечным духом, питающимся абсолютным и божественным»), но выступал против культа эстетического и игнорирование иных ценностей: «Эстетические восприятия пассивны: они не требуют подвига, напряжения воли, они даются даром, а то, что дается даром, способно «развращать».

Бахтин: «эстетическое видение» оправданно и насущно, поскольку не претендует быть «философским видением единого и единственного рая».

4. Перипетии — этим термином со времени Аристотеля обозначаются

внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей - всевозможные

повороты от счастья к несчастью и наоборот.

5. Кульминация - высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остроты и напряжения. Кульминацией нередко является объяснение героев(в рамках любовного сюжета) или дуэль). После кульминации действие неизбежно идет на спад, т.к. конфликт оказывается исчерпанным. В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует.

6.Развязка действия - завершающая часть сюжета, следующая после

кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими сторонами, какие последствия имел конфликт.

Нередко для того, чтобы разрушить стереотип ожидания читателей (свадьба или похороны), писатели вообще опускают развязку действия, Н-р, отсутствие развязки в сюжете 8 главы «Е. О.» делает финал романа «открытым». Пушкин как бы приглашает читателей самих поразмышлять над тем, как могла бы сложиться судьба Онегина, на предрешая возможного развития событий.

В определении сюжета могут встретиться различные сложности, которые необходимо предусмотреть; особенно это касается крупных по объему произведений. Во-первых, в произведении может быть не одна, а несколько сюжетных линий; для каждой из них, как правило, будет иметь место свой набор сюжетных элементов. Во-вторых, в крупном произведении, как правило, встречается не одна, а несколько кульминаций, после каждой из которых создается видимость ослабления конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинает восходящее движение к следующей кульминации. Кульминация в этом случае представляет собой мнимое разрешение конфликта, после которого читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и т.д. до новой кульминации.

Наконец, надо иметь в виду и такие случаи, когда анализ элементов сюжета либо вовсе невозможен, либо, хотя формально и возможен, но практически и содержательно не имеет смысла. А это зависит от того, с каким типом сюжета мы имеем дело.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...