Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Композиция литературно-художественного произведения.20 -23



Термин «композиция», широко употребляемый в литературоведении и искусствоведении, произошел от лат. слова componere, что значит складывать, строить, оформлять. Композиция присуща всякому литературному произведению. На исключительную роль композиции в произведениях искусства и литературы неоднократно обращали внимание классики литературы и выдающиеся представители литературно-критической мысли. Так, Л.Н.Толстой подчеркивал в своем исследовании «Что такое искусство?»: «В настоящем художественном произведении- стихотворении, драме, картине, песне, симфонии - нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значения всего произведения, точно так же, как нельзя не нарушить жизни органического существа, если вынуть один орган из своего места и вставить в другое.» «Я сравнил бы композицию с упаковкой, причем в искусстве это так же важно, как правильно сложить, упаковать парашют перед прыжком, без чего можно преждевременно подвергнуться кремации.»(Л.Леонов)

Воспользовавшись современной терминологией можно сказать, что композиция составляет структурный аспект художественной формы. Это совокупность соотношений между ее элементами. В учебнике О.И.Федотова дана такая схема композиционного единства произведения: композиция сюжетов, сцен, эпизодов - соотношение элементов сюжета (инверсия, задержка, значимое отсутствие); композиция образного строя - соотношение образного строя в целом. Построение отдельных образов (персонажей, авторского сознания) деталей и пр.; архитектоника (внешняя композиция) - соотношение целого и составляющих его компонентов: глав, частей, томов, строф, словесных масс и пр.; композиция речевых и стихотворных уровней - смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статистические описания, портрет, монолог, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления; - синтаксическая, звуковая и пр..

Таким образом, композиция включает в себя расстановку персонажей, их систему (в эпических и драматических произведениях); порядок сообщения о событиях в сюжете (композицию сюжета); чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приемов повествования в эпических произведениях (авторской речи, повествования от «первого лица», диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.

Композиция конкретного произведения зависит от целого ряда факторов. Это прежде всего родовая принадлежность произведения. Не следует, например, искать композицию сюжета в лирическом произведении. Конечно, в каждом лирическом стихотворении своя композиция, связанная с конкретным содержанием, т.е. настроением, переживанием. Но в любом лирическом стихотворении композиция всегда служит только цели организации и выражения настроения, переживания. Но сюжета как системы событий в ней нет.

Композиция эпических произведений, как правило, сложнее и многообразнее по составу, чем композиция в драматургии.

Анализ композиции эпических произведений предполагает прежде всего изучение таких ее сторон, как система персонажей, соотношение сюжетных линий, композицию сюжета, взаимосвязь сюжетных и внесюжетных элементов. Изучение композиции сюжета необходимо для того, чтобы выявить не временные и причинно-следственные связи между событиями (это чисто сюжетные связи), а внутренние, эмоциональные, смысловые связи между событиями. Они-то в основном и составляют сферу композиции сюжета.

искусным подбором самих этих средств, но и мастерской их компоновкой. Попробуйте выбросить второе «глядел», совершенно лишнее с точки зрения полноты логического смысла фраз, - и заметите, что ослабнет комический эффект в трактовке героя. Поистине, как говорил Л.Толстой, даже одного слова нельзя ни переставить, ни изъять без изменения смысла целого.

Не будет неправдоподобным представить себе, что перед Чеховым во время работы над этой вещью встал вопрос: как наиболее лаконичными средствами показать героя смешным? И найден ответ: надо сделать его «не менее прекрасным» «прекрасного вечера» и заставить смотреть в бинокль из второго ряда...Что это явления композиционного строя произведения, вполне очевидно.

Итак, композиция произведения прежде всего выполняет организующую функцию применительно к языку произведения, преобразуя его из средства общения в коллективе в так называемый поэтический язык.

Существуют разные типы композиции предметно-изобразительных деталей. В произведениях одних писателей (н-р, Тургенева и Гончарова) портреты, пейзажи, собственно психологические характеристики, высказывания персонажей четко отделены друг от друга: последовательно и неторопливо характеризуются то одни, то другие группы фактов, предметов, явлений.

При чтении произведений других писателей, напротив, часто создается впечатление, что речь идет обо всем сразу: бытовые, собственно психологические, портретные, пейзажные так компактны и так «слиты» в тексте произведения, что выделить что-то одно бывает нелегко. Композиция деталей предметной изобразительности важна во всех литературных родах. Но в эпических произведениях ее возможности особенно велики.

23Различают следующие виды композиции:

линейная (последовательная: завязка- развитие действия кульминация - развязка);

обратная (начинается с развязки);

ретроспективная (более ранние события описываются вслед за более поздними событиями);

кольцевая (произведение заканчивается тем, с чего начиналось);

«рамочное повествование»,

«рассказ в рассказе» (внутри произведения несколько повествований, имеющих собственный конфликт);

вершинная композиция (в произведении объединен ряд конфликтов, вслед за завязкой почти сразу наступает кульминация);

композиция «по спирали», т.е.возвращение (если в основе сюжета лежит спор); композиция «концентрические круги» (углубление и расширение проблемы).

Детали изображенного мира и их словесные обозначения в литературном произведении располагаются определенным образом, с осо­бым художественным смыслом. Такое расположение и составляет третью структурную сторону художественной формы — компози­цию. Композиция — это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой вре­менной последовательности. Последовательность эта никогда не быва­ет случайной и всегда несет содержательную и смысловую нагрузку; она всегда, иначе говоря, функциональна. Показать это можно на про­стейшем примере: нарушить последовательность частей, например, в детективе —- начав читать книгу, заглянуть сразу в конец. На прак­тике, разумеется, никто так не делает, потому что такое нарушение композиционной последовательности лишает смысла дальнейшее чтение и уж во всяком случае лишает читателя доброй половины удовольствия. Но это, конечно, пример элементарный; в более слож­ных случаях требуется и более пристальный анализ, чтобы уяснить себе логику и смысл композиционного построения того или иного художественного целого.

В широком смысле слова композиция — это структура художе­ственной формы, и первая ее функция — «держать» элементы целого, делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции — самим расположени­ем и соотношением образов произведения выражать некоторый художсственный смысл; как это происходит на практике.

При анализе следует обращать внимание на специ­фические, не всегда встречающиеся элементы внешней композиции: предисловия, прологи, эпиграфы, интерлюдии и т.п. Особый смысл имеет анализ эпиграфов: иногда они помогают раскрыть главную мысль произведения (например, в «Капитанской дочке» Пушкина), иногда, наоборот, ставят перед читателем загадку, которую необхо­димо разгадать в ходе чтения (например, в романе А. Грина «Бегу­щая по волнам»), иногда обозначают основную проблему произведе­ния («Так кто же ты? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — эпиграф к роману М.А. Булгакова «Мас­тер и Маргарита»).





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2633 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...