Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф. БЭКОН



До сих пор опыт...или совсем не имел основания, или имел весьма ненадежное. До сих пор не было отыскано и собрано изобилие частностей, способное дать разуму зна­ние, в какой бы то ни было мере достаточное по своему количеству, роду, достоверности. Напротив того, ученые (конечно, нерадивые и легкомысленные) приняли для по­строения или укрепления своей философии какие-то слу­хи об опыте и как бы молву о нем или его отголосок и приписали им все же значение законного свидетельства. И как если бы государство стало управлять своими уста­новлениями и делами не на основании писем и сообще­ний послов и достойных доверия вестников, а на основа­нии толков горожан на перекрестках, — точно такой же образ действий был введен в философию в отношении опыта <...>.

Надежду же на дальнейшее движение наук вперед толь­ко тогда можно хорошо обосновать, когда естественная история получит и соберет многочисленные опыты, кото­рые сами по себе не приносят пользы, но содействуют от­крытию причин и аксиом. Эти опыты мы обычно называ­ем светоносными в отличие от плодоносных <...>.

Не следует все же допускать, чтобы разум перескаки­вал от частностей к отдельным и почти самым общим ак­сиомам (каковы так называемые начала наук и вещей) и по их непоколебимой истинности испытывал бы и устанавли­вал средние аксиомы... Для наук же следует ожидать доб­ратолько тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступе­ням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к сред­ним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизнен­ны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ни­ми, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средни­ми аксиомами <...>.

Для построения аксиом должна быть придумана иная форма индукции, чем та, которой пользовались до сих пор. Эта форма должна быть применена не только для откры­тия и испытания того, что называется началами, но даже к меньшим и средним и, наконец, ко всем аксиомам... Индукция, которая совершается путем простого перечис­ления, есть детская вещь: она дает шаткие заключения и подвергнута опасности со стороны противоречащих част­ностей, вынося решения большей частью на основании меньшего, чем следует, количества фактов, и притом толь­ко тех, которые имеются налицо. Индукция же, которая будет полезна для открытия и доказательства наук и ис­кусств, должна разделять природу посредством должных разграничений и исключений. И затем после достаточно­го количества отрицательных суждений она должна заклю­чать о положительном... Пользоваться же помощью этой индукции следует не только для открытия аксиом, но и для определения понятий. В указанной индукции заключена наибольшая надежда <...>.

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2 т. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 1978. — Т.2. — С. 58—61.

Вопросы и задания:

1.Какие три основных этапа должно пройти индуктивное исследование, согласно Ф. Бэкону?

2. Какие индуктивные операции предусматривает Ф. Бэкон для каждого из выделяемых им этапов индуктивного исследования?

3. Подумайте, в чем могут состоят трудности на пути реали­зации индуктивного метода по Ф. Бэкону и его ограничен­ность?





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1102 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...