Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) монизм Б. Спинозы



Иное решение проблемы субстанций предложил голланд­ский мыслитель Б. Спиноза (1632 – 1677). Он преодолева­ет декартовское противоречие между Богом как субстанцией несотворенной и двумя природными субстанциями, которые являются конечными и сотворенными. Субстанция, согласно Спинозе, есть то, что является причиной самой себя: Бог, отождествляемый с природой (пантеистический монизм). То есть первоначало одно, но это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духов­ная сущность, выступающая причиной всего бытия. Таким об­разом, Спиноза продолжает традицию возрожденческого пан­теизма.

Единая субстанция имеет два важнейших атрибута — мышле­ние и протяженность. Все остальное — это только модусы (видо­изменения) субстанции — все протяженные предметы и мысля­щие существа. Модусы мышления согласованы с модусами протя­женности и зависят от божественной субстанции. Все в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного не сущест­вует. Спиноза — механистический детерминист. Причем детерми­низм он распространяет не только на природу, но и на сферу че­ловеческих поступков, вызываемых аффектами (чувствами). Сво­бода, по мнению философа, есть осознанная необходимость.

в) плюрализм Г. Лейбница.

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646 – 1716) выступил с учением о множественности субстанций (плюрализм субстанций), которые он назвал монадами (от гр. - «единое», «единица»). Монада — нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна, нематериальна. Активность ее состо­ит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не восприни­маются, только разумом. Но тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состоя­ний. Это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных типа причин развития: «действующие» — они порождают преоб­разования в соединениях монад (телах); «целевые», или «фи­нальные», это внутренние причины развития отдельных монад. Соединения монад регулируются «предустановленной гармонией».

Уровень развития монад неодинаков. Лейбниц пишет, что есть монады низшей (субстанциальной) формы — они обладают только пассивной способностью восприятия. Далее — монады-души. Они имеют чувства и способны к достаточно четким представлениям. Самые высокоразвитые — монады-духи. Они обладают разумом. Следовательно, все в природе предстает на­полненным активностью и жизнью. Все движется и развивается. Лейбниц первым среди философов Нового времени выдвигает идею всеобщего развития в природе. Монады, не погибая, по по­степенно видоизменяясь, образуют в своем непрерывном разви­тии иерархическую цепь живых существ: минералы — растения - животные — человек. Высшая ступень па этой лестнице эволюции жизни — Бог.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 744 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...