Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) Ф. Бэкон о заблуждениях сознания



Ф.Бэкон также выделил четыре разновидности «идолов» – заблуждений, мешающих человеку достигнуть истинного, объективного знания. «Идолы» – это различного рода предрассудки или предрасположения, которыми обременено сознание человека.

«Идолы рода» – это заблуждения и ошибки коллективного человеческого ума. Эти ошибки проистекают из того, что человечеству свойственно примешивать к природе вещей свою собственную природу. В результате возникает «эффект кривого зеркала»: в общественном сознании мир предстает в искаженном виде.

П р и м е р: человеческая память имеет тенденцию сохранять всё позитивное и забывать всё негативное. Любопытно, что люди запоминают только те предсказания астрологов, которые сбылись. Наверное поэтому астрология существует уже много веков.

«Идолы пещеры» связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т. д. В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира.

П р и м е р: обычный человек на приёме у обычного врача первоначально предстаёт в качестве потенциального носителя какого-то недуга; врач видит в нём единичного представителя некоей общей нормы или патологии, т. е. «пропускает» значение человека как особого индивида, личности. Отсюда - масса трудностей в индивидуальном диагностировании больных.

Источником «идолов театра» является вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. Здесь Бэкон выступает против авторитета Аристотеля. Любопытно, что одна из книг Бэкона называется «Новый Органон» (напомню, что у Аристотеля было сочинение под названием «Органон»).

Источником «идолов площади» (рынка) является язык. Заблуждения возникают в процессе общения.

П р и м е р: вечный двигатель.

в) методология Р. Декарта.

Иначе ставил вопрос о возможности достоверного познания рационалист Рене Декарт (1596 – 1650). Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющееся на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня обманывает злой и хитрый демон или другой обманщик, рассуждал Декарт, я начинаю во всём сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует моё сомнение, мысль. Отсюда знаменитое изречение Декарта «Cogito ergo sum»(«Я мыслю, следовательно, существую»). Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа философ идёт к достоверности бытия вещей.

Декарт был выдающимся математиком и это отразилось в его учении о методе. В основе – методическое сомнение («Я мыслю…»). Ход рассуждений – дедуктивный (от общих посылок к частным выводам). Метод предусматривает мысленное расчленение объекта на простейшие элементарные части и (на первом этапе) изучение их в отдельности. Здесь Декарт ввёл требование очевидности (т. е. исследователь должен дойти до такой стадии мысленного расчленения изучаемого объекта, когда исчезнут всякие сомнения и всё станет просто и понятно). Затем (на втором этапе) мысль движется обратно – от простого к сложному, мысленно конструируя изучаемый объект. И не нужно полагать человеческому уму какие бы то ни было границы, писал Декарт, нет ничего ни столь далёкого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.

Здесь обращает на себя внимание рационализм Декарта, его вера в Разум человека.

4. Проблема субстанции в философии Нового времени:





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...