Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В философии Нового времени сложились два подхода к пониманию субстанции. Первый подход связан с онтологическим её пониманием как предельного основания бытия (Бэкон); второй – с гносеологическим осмыслением этого понятия, его необходимости для достоверного научного знания (Декарт).
По определению Декарта, субстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение, строго говоря, у Декарта подпадает только Бог. Но он находится за природной сферой. В последней же философ выделяет вещи, нуждающиеся в участии только Бога (это и есть субстанции в природе), и вещи, нуждающиеся в участии иных божественных творений (это атрибуты и качества).
В природном мире, согласно Декарту, есть две субстанции: духовная и материальная. Первая неделима, ее основной атрибут - мышление. Модусы мышления — воображение, чувство и желание. Вторая делима до бесконечности, основной атрибут — протяженность. Модусы протяженности — фигура, положение, движение. Эти субстанции независимы друг от друга (дуализм). Согласовываются они между собой Богом.
Материальную субстанцию Декарт соотносит с природой. Ее законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует души, способные мыслить. Она изначально содержит в себе определенные фундаментальные представления, поэтому души имеют врожденные идеи (идею Бога, постулат «из ничего не происходит ничего», идею чисел и др.). Законы духовной субстанции изучаются психологией.
ДЕКАРТ
Субстанция | материальная | духовная |
Главный признак | делимость до бесконечности | неделимость |
Атрибуты | протяжение | мышление |
Модусы | фигура, положение, движение | воображение, чувство, желание |
Законы | механики | психологии |
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 412 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!