Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как фактор народного воспитания



Мощным фактором воспитания, самовоспитания и взаимного воспитания поколений является детская этническая среда, ее содержательное наполнение.

Детская среда самобытна, и детская жизнь в известной степени обособляется от жизни взрослых. Мы говорим о детском труде, о детском здоровье, уме, о детских эстетических представлениях и даже о моральном кодексе детей. Народными педагогами это не только признавалось, но и определенным образом поддерживалось.

В процессе труда, игр, песен и плясок дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом. Игры проходили при соблюдении уговора или правил, а это и есть одно из проявлений того самого традиционного «морального кодекса», который передавался из поколения в поколение, порою даже минуя взрослых.

Труд и игры детей расширяют их представления об окружающем мире, у них наблюдаются даже попытки самостоятельно классифицировать наблюдаемых птиц, насекомых, растений и т.п. Эти знания, получаемые детьми эмпирическим путем, специфичны, они не всегда полностью совпадают с представлениями взрослых, дети даже в этом проявляют относительную самостоятельность. Независимость детей от взрослых в суждениях наблюдалась не только в прошлом, она проявляется и в настоящее время.

Большой интерес для исследования представляет своеобразие общения детей в своей среде. Дети используют свои речевые бороты и выражения - «детские тайные языки». В этом феномене много привлекательного и для современной педагогики: как будто в детях имеется естественный заряд двуязычности - в раннем возрасте сосуществуют детский лепет и детская речь, позднее дети придумывают свой язык для внутреннего употребления в своей среде. В детских выражениях чрезвычайно много любопытного и труднообъяснимого.

Во многих игровых прелюдиях и речитативах сохранились слова, непонятные взрослым. Порою дети переделывают на свой лад даже загадки, заменяя общепринятые слова своими. Многие непонятные слова, содержащиеся в загадках, - это или детские слова, переставшие быть понятными, или же слова праязыка, смысл которых утрачен. Во всяком случае, в детском языке явно чувствуется сохранение детства этноса.

Сказывается, конечно, и взаимовлияние соседних народов. Так или иначе детская среда и в играх, и в языкe, и в песнях, и даже в считалках сохранила, по-видимому, многое из того, что имело место в эпоху, именуемую детством человечества. Вероятно, здесь могло сохраниться и древнее этническое, и древнее общечеловеческое (быть может, еще из раннего родового строя - до периода дикости и варварства).

У детей свои взгляды на родителей и близких, на сверстников, есть и присущий им мир, в котором ребенок не только объект, но и субъект воспитания, как воспитатель и как воспитуемый. В детской среде используются оригинальные меры педагогического воздействия, своеобразные средства умственного развития, методы стимулирования творческой активности и самодеятельности. По всей вероятности, в результате подражания детей взрослым в их среде в своеобразном преломлении отражаются многие методы воспитания и обучения, известные их родителям.

Детская среда самостоятельна, конечно, относительно. Самостоятельность ее проявляется в создании чисто детских трудовых «артелей», игровых компаний, певческих групп и т.п. В детской среде были свои руководители, неформальные лидеры. Ту или иную группу обычно возглавлял выделяющийся оргганизаторскими умениями вожак. Подросток или юноша могли быть избраны как ответственные за подготовку и проведение праздника. Однако это не исключало тактичного руководства детской средой со стороны взрослых.

Забота об относительной самостоятельности детей и детской среды не исключала, а предполагала постоянный контроль и руководство. Повсеместно распространена пословица- педагогическая заповедь, в какой-то мере определяющая отношение старших к детской среде: «Не давай детям волю смолоду и не потакай их неразумию» (Волков Г.Н. Г.Н., с.252). В этих словах содержится признание необходимости постоянно направлять детей, причем ограничение не понимается как лишение их всякой свободы, а, прежде всего - отказ терпеть их неразумные поступки. Подобное афористическое выражение основного педагогического требования встречается почти у всех народов.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 818 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...