Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Метод философии экономики



Метод философии экономики как пограничной науки представляет собой синтез диалектико-материалистического и политико-экономического метода, или диалектико-материалисти­ческий метод в форме, отображающей специфику экономической деятельности. В философской литературе нет однозначного толко­вания метода марксистской философии. Довольно широко распространено представление о материализме как теории, а диалектике – как методе научной философии, восходящее к представлениям Г.В. Плеханова и И.В. Сталина.[45] Не входя в эту проблему основательно, заметим, что с точки зрения и Маркса, и Ленина материализм является главным моментом метода диалектического материализма, или, иначе, диалектический материализм в целом является и теорией, и методом. Материализм – это не только объяснение действительности, т.е. теория, но и вытекающий из такого объяснения подход к познанию и практической деятельности, т.е. метод. Разъясняя коренное отличие своего метода от Гегелева, Маркс в Послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» усматривает его в противоположности материализма и идеализма. «Мой диалектический метод, – писал Маркс, – по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного… У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».[46] Ленин в работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» главным содержанием метода марксистской философии рассматривает материализм. Он пишет, например, что «Капитал» – «образец научного анализа одной – и самой сложной – общественной формации по материалистическому методу», «необходимость такого метода распространяется и на остальные общественные формации».[47]

Главное требование научного метода – объективно-реального подхода к действительности – связано с принципиальными положе­ниями материализма. Материалистический метод включает в себя диалектику как свой органический момент, без которого материализм не может быть научным, адекватно отображать реальность. Диалек­тика выступает в «Капитале» всей мощью своих категорий: движения и развития, противоречия, закона, необходимости и случайности, количества и качества, отрицания отрицания и т.д. и вместе с тем в виде ряда требований, представляющих собой конкретизацию общих идей диалектики: принципа единства логического и исторического и движения мысли от абстрактного к конкретному. Оба принципа получили исследование в многочис­ленных работах в советской экономической и философской науках. Мы ограничимся поэтому некоторыми существенными, с нашей точки зрения, добавлениями.

Представляется, прежде всего, что характеристика одной из существенных сторон Марксова метода как восхождения от абстрактного к конкретному является некоторым упрощением. Строго говоря, в «Капитале» представлено движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Выведение Марксом новых понятий на основе обобщения эмпирического мате­риала демонстрирует движение мысли от конкретного к абстракциям. Известно, что в «Капитале» вводится ряд новых понятий: двойствен­ности труда, абстрактного и конкретного труда и др. Поскольку многие понятия политической экономии в первоначальной форме были выведены предшественниками Маркса – Петти, Смитом, Рикардо и другими, центр тяжести Марксова метода в большей мере был перемещен ко второму этапу – от абстрактного к конкретному, поэтому Маркс в характеристике своего метода обычно акцентировал внимание на этой особенности своего метода.

Принятая в отечественной и зарубежной науке характеристика способа построения «Капитала» как движения от абстрактного к конкретному не учитывает весьма важной стороны этого метода – движения от абстрактно-всеобщего к конкретно-всеобщему. Как уже отмечалось, созданная в первоначальном и несовершенном виде Гегелем программа перехода от абстрактно-всеобщих понятий, логики, смысла к конкретно-всеобщим, в новом, переработанном виде была воплощена Марксом в «Капитале», не получив развернутого применения в изложении новой философии. Эта весьма важная сторона научной философии и Марксовой политико-экономической теории практически не была замечена и исследована в отечественной философской и экономической науке. Однако она составляет безус­ловно существенный момент Марксовой логики движения экономических понятий.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...