Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Маркс и Энгельс открыли подлинную субстанцию исторического процесса – универсальную социальную – родовую и индивидуальную – человеческую сущность, существующую в своем собственном бытии, или самодостаточно, и способную к бесконечному порождению самое себя. Разработанная ими концепция человека имеет два уровня или части: всеобщую концепцию – применительно к всеобщему и бесконечному в мире («человек в бесконечном мире») и особенную – применительно к общественным реальностям («человек в обществе»). Соответственно концепция субстанции истории имеет три взаимосвязанные части: общефилософскую, или всеобщую, концепцию, социально-философскую, или особенную, и философско-экономическую концепцию конкретных (экономических) форм существования субстанции.
Переход на позиции научного социализма и диалектического материализма позволит Марксу и Энгельсу выявить наиболее опасного для реального гуманизма противника – «спиритуализм, или спекулятивный идеализм, который на место действительного индивидуального человека ставит «самосознание», или дух».[54] Приступив к разработке материалистического взгляда на историю, они прежде всего выделили первую предпосылку человеческой истории – действительных индивидов, их деятельность и отношения, или, иначе, родовую человеческую сущность, выраженную в практическом отношении человека к миру и самому себе. Человеческая история – это проявление и развитие родовой и индивидуальной человеческой сущности.
В «Капитале» Маркс от философской абстракции «действительных человеческих индивидов» переходит к выяснению реального содержания материальной субстанции человеческой истории. Ключевым для понимания человеческой сущности становится понятие материального производства и связанного с ним понятия труда, рассматриваемого с экономической точки зрения. Философской основой такого подхода становится концепция единого закономерного мирового и исторического процесса. Эта концепция специально еще не сформулирована Марксом в явном виде, но имплицитно заложена в его взглядах на мир и человека. Конкретно-всеобщий подход к исторически определенному периоду общественной жизни позволил развить философскую теорию и на ее основе создать фундаментальную экономическую теорию, решить проблему субстанциальной основы капиталистического общества. С раскрытием конкретных экономических форм существования субстанции исторического процесса научная философия в целом, теория исторического процесса – в особенности, становится самообоснованной, превращается из научной гипотезы в теорию.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!