Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сверх-Я



Моральные запреты, нормы, внушенные с детства.

Моральная цензура.

Асоциально по своей природе.

Нарушение требований Сверх-Я вызывает чувство вины.

В этом неразрешимом конфликте – источник всех психологических проблем личности.

Я

Сознательное начало, действующее на основе принципа реальности.

Я – посредник между иррациональным Оно, физическим миром и требованиями общества.

Я – всадник, сдерживающий и направляющий лошадь – Оно.

Я – испытывает постоянное давление: во-первых, со стороны Оно, что порождает внутреннюю тревогу, беспокойство; во-вторых, со стороны Сверх-Я, что порождает стыд. Я - это сознательное начало личности. Я – это то, что я знаю о себе, каким я вижу себя и хочу показать другим.

Оно

Резервуар бессознательных импульсов.

Единственный источник всей психической энергии.

Руководствуется только принципом удовольствия.

Вместилище биологических по своей природе инстинктов, а именно: инстинкта жизни – Эроса, инстинкта смерти – Танатоса.

Для выяснения сущности личности по Фрейду необходимо овладеть понятием «сублимация». По мнению Фрейда,сублимация - это процесс превращения социально неприемлемого импульса в социально приемлемый. Это подавление Эроса по требованию Сверх-Я. Именно сублимация приводит к расцвету талантов, например, поэтического, музыкального, технического и всех других.

Я и самосознание

Уникальность и цельность личности, рассматриваемые с внутренней стороны, обозначаются понятием «Я». Я, во-первых, действует как активный субъект, деятель, то есть чувствует, переживает; во-вторых, Я осознает себя в качестве деятеля.

Таким образом, Я как бы разделяется надвое: Я (1) – субъект, деятель и Я (2) – объект самопознания.

Я (1) – это активное начало личности: сам испытываю эмоции - радуюсь, стыжусь.

Я (2) – это пассивное начало личности: сам себя созерцаю, оцениваю. Я (1) - динамическая целостность психических процессов, переживаемых субъектом, независимо от степени их осознанности.

Я (2) – индивид, каким он себя представляет, видит.

Непосредственные переживания всегда богаче их осознания и не могут совпадать с ними. Когда личность начинает наблюдать, оценивать свои переживания (горе, радость), они тем самым утрачивают свою непосредственность и силу.

Я (2), как объект самопознания, в какой-то мере перестает быть субъектом деятельности: человек, чрезмерно поглощенный своими внутренними переживаниями, для которого собственное Я становится единственным, главным объектом, оказывается практически недееспособным.

Структура самосознания.

Самосознание можно представить как взаимодействующее единство трех элементов:

1. Познавательного (я себя познаю, узнаю; этот процесс присущ не только юности, но длится всю жизнь).

2. Эмоционального (я испытываю к себе чувства, например, люблю, стыжусь себя).

3. Оценочно-волевого (я себя оцениваю в зависимости от сложившейся в ходе моей жизни иерархической шкалы ценностей). Так появляется самооценка, которая может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Результат самооценки – с амоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как целого.

Особенности формирования личности

Формирование личности в социальной философии принято называть термином «социализация». Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Результат социализации – сформированная личность.

Социализация обусловлена: 1) биологическими особенностями организма, генетической памятью; 2) своеобразием индивидуального жизненного опыта; 3) интернализацией (преломлением через свое индивидуальное понимание) жизненного опыта, социальных ролей.

Объективные факторы социализации: система материальных условий жизни; практическое участие в тех или иных видах деятельности.

Субъективные факторы социализации: воспитание; образование; самообразование.

Стадии развития и механизмы социализации.

Новорожденный – только потенция человеческой личности. Как же происходит усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры, какие стадии он проходит, какие социальные механизмы имеют решающее значение на каждой из этих стадий?

В обществе существуют различные возрастные группы, фиксируемые более или менее точно. Это младенчество, детство, отрочество, подростковый возраст, юность, зрелость, старость. Существуют процессы физического, психического и социального развития. Чаще всего они не совпадают друг с другом. Рассмотрим особенности некоторых возрастных групп.

Формирование Я у ребенка нельзя расценивать как пассивный результат воздействия извне. Человека нельзя вылепить как вещь, как продукт, но можно, обусловив включение ребенка в деятельность, вызвать его собственную активность. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, но, прежде всего, общий тонус семейной жизни. Огромное значение для формирования детского самосознания имеют также конкретные формы предметной деятельности, включающие общение ребенка с другими людьми.

По сравнению с ребенком, подросток гораздо больше ценит собственное Я. Выросший уровень сознания и самосознания позволяет подростку заметить некоторые противоречия действительности, которых не замечал ребенок. В своем самоутверждении подросток стремится к некоему образцу, идеалу, к максимальному проявлению себя и своих качеств. Этот максимализм - нормальное и плодотворное явление. Подросток легко идеализирует окружающих людей, а затем так же легко разочаровывается. Негативизм, дух противоречия – специфические формы самоутверждения подростка. Они проявляются во многих сферах жизни, в отношениях со старшими, особенно с родителями.

Юность определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека. В первобытных обществах, с их сравнительно простой социальной структурой, индивид довольно легко усваивает социальные роли взрослого человека: к 10-12 годам подросток обычно довольно хорошо знает всю технику обиходных работ, в значительной мере - всю сумму духовного знания - обычаи, легенды своего племени. Отсюда – его чувство собственного достоинства, солидность речи, умение держаться в обществе. Факт наступления половой зрелости в родоплеменном строе одновременно символизирует наступление социальной зрелости. Такое событие ознаменовывается обрядом инициации – торжественного посвящения подростка во взрослое состояние - и сопровождается различными ритуалами, часто включающими суровые испытания (например, вытерпеть без стона сложную татуировку, пройти трудные соревнования со взрослыми). Торжественная фиксация совершеннолетия сохраняется и в цивилизованных обществах.

В современном обществе происходит удлинение периода юности, во-первых, за счет более раннего полового созревания, во-вторых, – более позднего социального созревания. В целом, сегодня возрастные границы гораздо более размыты по сравнению с первобытным обществом.

Если говорить о классических классовых обществах, например, феодальном или индустриальном, то следует иметь в виду следующее: там нет молодежи как единой социальной группы. Сообщество парней «на углу улицы» отличается от «братства» студентов университета. В постиндустриальном обществе происходит постепенное «размывание» четких социальных границ и, прежде всего, среди молодежи.

Юноша во многих отношениях является взрослым. Расширяется круг и изменяется характер его деятельности, выполняемые им роли. Юноша обнаруживает гораздо большую зрелость и самостоятельность в своих оценках и самооценках, нежели подросток. Он жаждет «найти себя», «стать самим собой». Здесь речь идет о раскрытии своих реальных, но до сих пор не выявленных возможностях. Найти себя - значит найти свое место в жизни, выбрать из громадного множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально соответствовали бы собственной индивидуальности.

Современное общество весьма мобильно, возможности выбора огромны. Все это, несомненно, прогрессивно. Большая свобода выбора, меньшая социальная скованность (например, по сравнению с феодальным обществом) способствуют формированию более гибкого социального характера. Велик выбор социальных путей, но решать самому. И самое главное - только в ходе непосредственной деятельности выяснится, подходит ли она человеку. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя. Юность – это период своего рода «ролевого моратория», когда человек может «примерять» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно.

Усиленный интерес к собственному Я у многих молодых людей вызывает чувство одиночества, непонятости. Но это, в большинстве случаев, не означает действительной самоизоляции. Наоборот, именно в юности роль коллектива сверстников бывает очень важна, именно здесь юноша чувствует себя наиболее свободно, только так он может вполне осознать собственную индивидуальность. Чрезвычайно возрастает значение и расширяются функции дружбы. Друг становится в буквальном смысле другим Я, а мнение друзей - более важным, чем мнение родителей или воспитателей.

Формирующаяся личность ищет опору не только в дружбе, но и в слиянии с более широким коллективом сверстников (например, фанаты какого-либо клуба). Коллективность часто может выступать как некая самоцель, а подчеркнутая независимость от старших сочетаться с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип: «Быть таким как все».

Социальная зрелость. Зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентиров, способна адекватно воспринимать мир. Зрелость ассоциируется с ясностью, спокойствием, определенностью. Юности же свойственны порыв, желание изменить мир. В результате этого образ взрослого человека часто ассоциируется с застойностью личности, для которой нет сомнений и есть ответы на все вопросы. Но насколько это правомерно? Конечно, есть немало людей, у которых юношеские порывы с возрастом увядают, «заплывают жирком». Но это далеко не всеобщее правило: один человек приспосабливается к действительности, а другой пытается ее видоизменить. Как сказал В.Э. Мейерхольд: «У одних вид пропасти вызывает мысль о бездне, у других – о мосте». Зрелость - это некая определенность только по отношению к неоформленности юношеского порыва. Взятая в другом ракурсе, она тоже динамический процесс, со своими трудностями и противоречиями. Личность, как и история, всегда остается незаконченной, незавершенной, она всегда есть проекция, творчество, поиск.

Взаимоотношение личности и общества в ходе истории

Личность - продукт исторического развития общества. Рассмотрим взаимосвязь формирования личности с различными типами общества.

Первобытное общество.

Люди этого общества длительное время не являлись личностями, так как в условиях первобытного общества человек настолько слит с родом, что осознает себя только его неотъемлемой частицей, а никак не отдельной личностью. Родовое сознание длительное время остается групповым самосознанием, и человек не выделяет себя как отдельную сущность из родового целого.

Родовой строй еще не знает личных прав и личных обязанностей. Здесь нет индивидуальной семьи и прав отцовства. Преступление, совершаемое любым членом рода, распространялось на всех остальных. Можно вспомнить в связи с этим обычай родовой мести. Сказанное отнюдь не означает, что люди в первобытном обществе одинаковы. Естественно, они различались по физической силе, по уму, способностям. Но это различие не между личностями, а между индивидами.

По мере развития общественных отношений индивиды постепенно начинают выделять себя как самостоятельную единицу из родового сообщества. По всей видимости, человек начинает формироваться как личность на заключительных этапах развития первобытного общества при патриархате.

Азиатское и рабовладельческое общество.

В этих типах цивилизации возникают принципиально новые явления – частная собственность, классы, касты, сословия. Отдельный человек здесь взаимодействует с обществом не только и не столько как самостоятельная личность, сколько в качестве представителя класса, сословия или касты.

Усложнение общественной жизни объективно заставляет индивида вступать в прямые и косвенные связи с множеством людей. Значительно увеличивается (по сравнению с первобытным обществом) число факторов социализации и референтных групп, мнение которых приходится принимать во внимание для ориентации в собственном поведении. Все активнее проявляют себя такие явления, как соревнование и конкуренция между личностями.

В этот период в обществе появляется проблема вины, обостряется проблема конфликта между личностью и обществом. Государство несовпадает с обществом, и гражданские обязанности человека уже не исчерпывают его индивидуальности. Эта конфликтность между личностью и обществом нашла, например, выражение в таких индивидуалистических философских течениях:

- стоицизм – проповедь аскетизма, умения стойко переносить удары судьбы;

- эпикурейство – понимание смысла человеческой жизни в достижении удовольствия.

Феодальное общество.

Возникновение и развитие феодального общества приводит к смене основных черт, присущих личности как историческому явлению:

1. Личностные качества человека, социальная ценность личности в феодальном обществе во многом определяются его сословной принадлежностью. Каждое сословие имеет свои собственные добродетели, каждый индивид должен знать свое место в сословной иерархии.

2. Христианство феодального общества отвергает индивидуализм поздней античности. Человек в рамках христианской религии выступает как член религиозной общины. Перед Богом все равны. Если раб целиком принадлежал своему господину, то бессмертная душа, духовная часть личности средневекового человека не может принадлежать никакому земному господину. Она принадлежит Богу.

Индустриальное общество.

Развитие этого типа общества вызывает существенные изменения в свойствах и социальном положении личности, вносит новые принципы в процесс ее развития. Назовем некоторые из этих принципов.

1. Индустриальное общество разрушает замкнутость феодальных государств, создается мировой экономический рынок, происходит сближение различных народов, поэтому расширяется автономия личности в плане приобщения ее к достижениям мировой культуры.

2. Индустриальное общество разрушает монополию Церкви, подрывает власть традиций, облегчает распространение идей и информации, способствуя тем самым росту духовного богатства индивидов как личностей, росту их материальных и духовных потребностей. Развитие индустриального общества приводит к появлению принципиально новых противоречий между личностью и обществом.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...