Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Азиатское общество



Переход к земледелию и соответственно к классовому обществу происходил не по всей территории расселения человечества. Первоначально в долине Нила и в междуречье - район Тигра и Евфрата. Впоследствии развитие человечества шло:

а) по линии возникновения новых самостоятельных центров исторического развития (например, долины Инда и Хуанхэ);

б) через образование большого количества государств на территории Ближнего Востока.

Черты азиатского общества.

1. Земледелие привело к появлению централизованного управления и, следовательно, к возникновению государства. Труд в этих условиях мог быть только коллективным, поскольку обработка земли, дренаж, орошение, строительство ирригационных сооружений при примитивных орудиях труда требовали огромных энергетических затрат. Другими словами: централизованная власть (государство) возникает в данном случае из производственной необходимости, а не потому, что так кто-то придумал, запланировал.

2. Деление на классы и социальные группы в азиатском обществе происходит на основе места, занимаемого ими в системе общественного труда. Например, в Индии возникли и долго существовали касты.

3. Основным субъектом труда (главной производительной силой) в этом обществе была община, где формально каждый свободен, а фактически – никто, даже фараон.

4. Азиатское общество было очень жизнестойким. Оно просуществовало тысячелетия и было разрушено извне, например, Индия. Это - тупиковый путь развития человечества в том смысле, что не могло естественным путем породить общество принципиально нового качества.

Античное общество.

Античное или рабовладельческое общество возникает на Балканском полуострове, в Малой Азии, на территории современной Италии. В период, когда появились рабовладельческие государства, в других районах Земли продолжали существовать азиатские общества.

Черты рабовладельческого общества.

1. Исходное неравенство людей: эллины и варвары, свободные и рабы. Демократия и гуманизм существуют только для эллинов, для свободных, а раб - это всего лишь вещь, «говорящее орудие».

2. Субъект труда (основная производительная сила) - это раб, точнее: раб + орудие труда.

Рабовладельческий путь развития, так же, как и азиатский, является тупиковым, т. е. и он не дал нового качества. Античность также была разрушена извне.

Феодальное общество первоначально возникает на территории современной Франции, затем распространяется на другие европейские государства.

Черты феодального общества.

1. Субъектом труда здесь выступает отдельный человек (крестьянин, ремесленник и т.д.), а не община, как в азиатском, и не раб + орудие труда, как в рабовладельческом обществах.

2. Феодальный способ производства - единственный из всех названных, кто естественным путем из своих недр породил принципиально новое общество, основанное на личной инициативе, конкуренции и состязательности. Такое новое общество в научной литературе называют классическим капитализмом, буржуазным обществом, эпохой первоначального накопления капитала, промышленным или индустриальным обществом. Путь к этому обществу лежал через развитие торговли, колонизацию новых земель, великие географические открытия, буржуазные революции.

Индустриальное общество и его отличительные черты

Четвертый период развития истории человечества связан с появлением индустриального общества и по времени относится к концу ХVП – ХVШ векам, а именно, к промышленной революции. Особенность индустриального, иначе – промышленного - общества заключается в том, что оно постепенно «втянуло» в сферу своего влияния практически все существовавшие на земном шаре социальные организмы, и в этом смысле только с него началась всемирная история.

Основной производительной силой, субъектом труда данного общества является «наемная сила» – рабочий, формально свободный человек, но вынужденный продавать свой труд, чтобы выжить. Индустриальное общество создает возможности для достаточно быстрого экономического развития. Главным видом производительного труда стала индустрия, промышленность, хотя, конечно, сохранились и сельское хозяйство, и даже охота, и собирательство, общественное значение которых существенно изменилось.

Основной принцип при формировании индустриального общества не изменился: появился новый тупик в развитии общества. Он явился следствием уже не разлада с природой, а был обусловлен следующими причинами:

а) демографическим взрывом, в условиях которого прокормить население стало невозможно, если главным видом производительного труда будет продолжать оставаться земледелие. Необходимо было искать выход из положения. На смену старому должен был прийти новый вид производительного труда, как основного, главного. Физиократы, противники развития промышленности, утверждали: сколько над куском железа не трудись, оно все равно останется куском железа, а зерно, посаженное в землю, даст несколько зерен. Однако история показала, что продукты сельского хозяйства будут в изобилии только тогда, когда само сельское хозяйство станет отраслью промышленности, и в нем будет занято не более 4 – 5 % трудоспособного населения;

б) поступательное, постепенное развитие науки и техники, которое привело к первой промышленной революции ХVШ века. Она увеличила производительность труда примерно в 50 раз, все удешевила, Так, после изобретения парового ткацкого станка разорились даже самые дешевые в мире ткачи – индийские.

Классический капитализм – антигуманный, бесчеловечный, жестокий строй. Его подвергали критике очень многие выдающиеся умы человечества. Это и Бальзак, которому принадлежат такие слова: «Одна из особенностей добродетели – это ее несовместимость с чувством собственника»; и Диккенс, и Мопассан, и Лондон, и Горький и многие другие. Среди них был и К. Маркс.

Маркс подверг классический капитализм критике с позиций политической экономии и пришел к выводу о необходимости устранения этого несправедливого строя. К подобному выводу приходили мыслители и до и после Маркса, например, утопические социалисты, Герцен и др. Отличие позиции Маркса заключается в том, что он, на основе открытых им законов истории (на самом деле, скорее, изобретенных), указал на возможность «научного» подхода, который заключается в следующем: познав законы истории, ясно увидев ее вектор, надо в общественной деятельности следовать этим законам, давать им простор для развития. Сюда относится, например, закон о соответствии производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений и, как следствие: социалистическая революция с отменой частной собственности и установлением диктатуры пролетариата. Но, как показал ход истории, Маркс ошибался.

Во-первых, будучи приверженцем диалектики, много сделав для развития диалектического метода познания, Маркс, утверждая необходимость социалистической революции, выступил как антидиалектик. Наблюдаемый им революционный переход от феодализма к капитализму он расценил как единственно возможный путь перехода к новому обществу и пришел к выводу о необходимости социалистической революции для построения коммунизма.

В-вторых, Маркс не увидел огромной скрытой силы капитализма, его возможностей саморазвития и самоотрицания:

а) путем реформ;

б) в ходе борьбы трудящихся за свои права (борьбы и экономической, и политической, но не доходящей до революции);

в) следуя логике научно-технического развития, для успехов которого нужен образованный, творчески мыслящий работник.

В-третьих, главное зло Маркс видел в частной собственности, ее отмену считал первым шагом на пути к построению справедливого общества, преодолению отчуждения личности.

«От каждого – по способностям, каждому – по труду» – это, по мысли Маркса, - основной принцип функционирования нового общества. Однако, как реализовать этот принцип конкретно, классики марксизма так и не объяснили. Отсутствие свободы предпринимательства, конкурентной борьбы (при всей сложности этого процесса), невозможность свободного действия экономических законов – ставят препятствия экономическому, политическому развитию общества, снижают и сводят на нет уровень демократии, приводят, в конечном счете, к тоталитарному государству.

Итак: капитализм, безусловно, антигуманный строй, но он создает возможности достаточно быстрого экономического развития, превращения большой части населения в средний класс – приводит, в конечном счете, к богатому обществу, которое уже может позволить себе роскошь достойно содержать стариков, инвалидов, воспитывать детей. Так же, как невозможно вырастить ребенка без грязных пеленок, так и нельзя прийти к экономическому изобилию, демократии, стиранию граней между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и другим благам будущего общества, о которых, кстати, мечтал Маркс, не преодолев естественным путем капитализм.

Классический капитализм привел к тому, что все – и сельское хозяйство, и человек, и мощь государства стали зависеть от уровня развития индустрии, промышленности.

ПОСЛЕДСТВИЯ КАПИТАЛИЗМА:

1. Центральным видом производительного труда стала индустрия.

2. Получили дальнейшее развитие представления о богатстве: богатство - это, прежде всего то, что может быть присвоено и исчезает в процессе потребления, это многообразие товаров, это капитал.

3. Появился пролетариат как социальная сила, способная бороться за свои права.

4. Происходит развитие стандартизации, которая является необходимым условием для промышленности, но отрицательно влияет на духовную культуру, на человека.

5. Человек в этом обществе – это, прежде всего, главная производительная сила, средство для развития промышленности. В человека стихийно вкладываются средства, о нем рассуждают, в основном, как о промышленном сырье. Многое делается для человека, но происходит это для того, чтобы он лучше работал, чтобы была выше производительность труда. Таким образом, человек здесь выступает в качестве средства для промышленности, но не в качестве цели общества.

Постиндустриальное общество и его сущность

Индустриальное общество создает предпосылки для перехода к следующему этапу развития общества. Он связан с появлением рубежа, характеризующего переход от индустриального общества к обществу постиндустриальному.

Во всемирном масштабе постиндустриальное общество еще только начинает складываться: в одних странах его основы уже почти сформировались (например, Швеция, Голландия), в других до этого еще далеко. Человечество, в целом, находится сегодня в условиях нового тупика, порожденного следующими факторами:

- ростом и качественным изменением вооружения; оружие, накопленное в ХХ веке, может уничтожить планету в считанные минуты; отсюда – начиная с 60-х годов, в мире ведется работа по разоружению и ограничению оружия массового уничтожения;

- экологической проблемой; если не произойдет технологической революции, в результате которой природа и общество будут находиться в состоянии гармонии, «сотрудничать» и сформируется безотходное производство, то планета тоже будет уничтожена, только за более длительный срок;

- бессмысленностью накопления товаров; это утверждение не столь очевидно, как первые два: признать второстепенность изобилия вещей можно только при очень высоком и стабильном в течение десятилетий развитии производства вещного богатства, когда изобилие становится чем-то само собой разумеющимся. Такие рассуждения – это не призыв к аскетизму. Но следует иметь в виду: 1) важно ориентироваться на конечный результат – удовлетворение потребностей человека; 2) важно не столько количество потребностей, сколько их качество; 3) важно не столько расширение потребностей, сколько их возвышение. Сегодня уже есть опыт стран, где на первое место, при изобилии товаров, начинают выходить не материальные потребности, а гуманитарные ценности.

Выход из тупика нужно искать в следующем:

1. В изменении представлений о богатстве. Подлинное богатство - это то, что не исчезает, а, наоборот, увеличивается в процессе потребления – знание, наука, искусство, общение, то есть духовные ценности.

2. В решении нравственной проблемы, а именно воспитании такого человеческого качества, как бережливость. Не скаредность. Она хорошо была известна и в эпоху индустриального общества, а бережливость как антипод нетерпимости, например, бережное отношение к другому человеку, независимо от его социального положения, цвета кожи. «Поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» - вот девиз такого отношения. Бережное отношение к природе, которое можно выразить так: «берегу природу не потому, что боюсь штрафа, а потому, что по-другому не умею, ощущаю природу как продолжение собственного тела».

3. В постепенном переходе от индустриального труда как главного вида производительного труда к производству, когда человек – это подлинная цель общества и деятельность общества по его воспитанию, образованию, лечению, развлечению занимает главенствующее место по сравнению с сельским хозяйством или промышленностью. Результаты научно-технической революции ХХ века показали, что вложения в человека наиболее рентабельны для общества.

Термин «постиндустриальное общество» впервые появился в США в 50-е годы ХХ века. Первоначально это общество понимали как продолжение линейного прогресса: экономический рост, повышение благосостояния людей, технизация и автоматизация труда. С конца 60-х годов термин «постиндустриальное общество» наполняется новым содержанием. В целом, постиндустриальное общество понимается как такое, которое в перспективе преодолеет господство экономики над людьми и основной формой жизнедеятельности сделает развитие человеческих способностей.

Основные черты и особенности постиндустриального общества.

1. Главной производительной силой этого общества становится не материальное производство (промышленность и сельское хозяйство), а информатика, наука, сфера обслуживания.

2. Важным фактором развития общества становится система образования, когда социальный прогресс будет, в основном, зависеть не от капиталовложений в промышленность, а от капиталовложений в образование и науку. Для этого страны проводят различную образовательную политику.

Например, на Тайване с начала 50-х годов была развернута широкая программа развития высшего образования, и уже в 60-е - каждый третий выпускник школы становился студентом университета. Из-за отсутствия собственных университетов значительная часть выпускников отправлялась за государственный счет в США и Канаду. Уже в 70-е годы число студентов на Тайване на душу населения превышало аналогичный показатель в Великобритании. Все это позволило, несмотря на бедность ресурсов, вывести страну в 80-х годах в число «тихоокеанских тигров». В настоящее время валовой национальный продукт Тайваня превышает четверть этого показателя для громадного Китая. Данный пример показывает, что успешным экономическим реформам на Тайване предшествовали значительные опережающие вложения в образование. Эти вложения являлись не следствием, а одной из важных предпосылок успеха.

3. В постиндустриальном обществе преобладают социальные и профессиональные группы специалистов высокой квалификации - менеджеров, ученых, техников.

4. Ведущая роль переходит к научно-исследовательским центрам, университетам. Командные высоты в системе управления постепенно переходит к элите ученых.

5. В постиндустриальном обществе будет принципиально меняться характер и содержание труда. В традиционном понимании труд – это деятельность по производству товарной массы, вещного богатства. Такой труд останется всегда, но не в качестве главного. Центральным будет труд по «производству человека». Должна осуществиться переориентация с производства вещей на «производство людей», и физическое (возрастание роли и возможностей медицины), и духовное (воспитание, образование). Человек не должен быть средством достижения каких-либо целей, он сам должен стать главной целью общества.

6. В постиндустриальном обществе возрастет свобода человека, разовьется новое качество частной жизни и, прежде всего, внутренняя, духовная жизнь, непосредственное межличностное общение, личное и семейное потребление.

Итак:

В аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Все усилия были сосредоточены на сельском хозяйстве, на производстве продовольствия.

В индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. Здесь 5 – 6 % трудоспособного населения, занятых в сельском хозяйстве, обеспечивают продовольствием все общество. На первый план выдвинулась промышленность. Общество стало развиваться по пути накопления материальных благ.

В постиндустриальном обществе картина иная: главной проблемой становится организация науки и образования, совершенствование информации. Здесь осуществляется переход от индустрии как главного вида производительного труда, к производству человека как цели общества.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1060 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...