Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Две культуры, две цивилизации



Митрополит Иоанн, исследуя историю России, отмечает некоторые переломные моменты, которые значительно повлияли на дальнейшее развитие. Очень сложным для России оказался ХVIII век – эпоха петровских реформ. До ХVIII столетия монолитное и духовно единое после них оно раскололось на две неравные части с различными культурными архетипами и несхожими идеалами жизни. «Прорубив окно в Европу», Петр I сделал это столь грубо и неаккуратно, что существенно повредил защитные механизмы Православной России. В ре­зультате на протяжении XVIII-XIX веков на Руси постепенно складывались две культуры, две цивилизации - традиционная, соборная цивилизация православного большинства и модер­нистская, индивидуалистическая культура «просвещенного» безбожного меньшинства. Непримиримая борьба между ними в конечном итоге и определила трагедию русской судьбы в XX столетии.

ХIХ век, не предвещавший, как казалось, никаких неожиданностей и волнений, стал эпохой жесточайшего кризиса русского религиозного самосознания - кризиса, во многом предопределившего дальнейшую трагическую судьбу России.

То было время бурного развития науки и философии, литературыи искусства - «золотой век» русской классической литературы. Время исканий и надежд, разочарований и прозрений, пора окончательной потери соборного духовного равновесия народа, подорвавшая вековые устои русской православной государственности.

От XVIII века России досталось тяжелое наследие. Судорожная эпоха Петра, разметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством череды временщиков, мало любивших Россию и еще меньше понимавшихнеповторимые особенности ее характера и мировоззрения. Едва успевшая передохнуть за время царствования государыни Елизаветы Петровны, страна вновь оказалась ввергнута в водоворот религиозных, политических, экономических и военных перемен и нововведений, продолжавших размывать традиционные ценности бытия святой Руси.

Самодержавие как принцип правления (предполагающий религиозно осознанное отношение к власти как к церковному служению, послушанию) все более искажалось под влиянием идей западно-европейского абсолютизма. Это особенно было характерным для царствования Екатерины II. Она же ввела и дворянские вольности, что привело к искажению существующего сословного строя. До 1762 года дворянин был так же прикреплен к обязательной государственной службе царю, как крестьянин - к хлебопашеству у помещика и такое положение представлялось справедливым и естественным. После освобождения дворянства от обязательной государственной службы сословия начали различаться не столько по своим обязанностям перед государем, сколько по правам, что противоречило русскому историческому опыту. Кстати, по мнению многих историков именно такое несправедливое освобождение дворян наряду с существовавшим еще целый век крепостным правом, вызвало череду крестьянских восстаний, самое знаменитое из которых – Пугачевское.

Православная Церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сократилось количество монастырей - светочей христианской духовности и православного образования.

Раскол между массами простого народа, продолжавшими придерживаться традиционных взглядов на жизнь, и его «образованной» (сказать бы - одурманенной!) частью усугублялся засильем среди высшей чиновной бюрократии иноверцев и инородцев. В целом, к началу XIX века существенному искажению подверглись основы русского жизнеустройства, те зиждительные силы, которыми Русь утверждалась и крепла: Православная Церковь лишилась своего канонического устроения, Царская власть попала под влияние светского мировоззрения, общенародное всесословное единство оказался подорванным.

И все же русский народ в целом продолжал оставаться державной опорой православной государственности, соборным хранителем истин веры. «Расщепление» самосознания затронуло первоначально численно ничтожную часть общества, родившую из своей среды множество «течений общественной мысли. Часть из них оказало в дальнейшем серьезное влияние на все области российской жизни. В том числе наиболее мощным движением было небезызвестное западничество.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...