Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности экономики западной цивилизации



В этом параграфе мы отметим основные черты и возвратимся к характеристике современной мировой экономики в отдельном вопросе.

Первыми и наиболее тонкими исследователями духовной специфики западной цивилизации, которая повлияла на развитие экономики, были Вебер и Зомбарт. Вебер подчеркнул то, что основой западного капитализма был протестантизм. Зомбарт же отметил то, что западный капитализм возник из ростовщичества, что по нашему мнению еще ближе к истине. Зомбарт подчеркнул также, что изменились идеалы и жизненные ценности людей: «Каков идеал, каковы централь­ные жизненные ценности, на которые современный экономический человек ориентируется? Живой чело­век с его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен из центра круга интересов, и место его заняли две абстракции: нажива и дело».(цит по с.)А один из творцов идеологии возникающего западного общества Бенджамин Франклин, как мы уже отмечали, высказал знаменитый тезис, характеризующий это общество: «время — деньги». И деньги стали заменять не только время, но и многое другое; сейчас типичный западный комплимент кра­сивой женщине — «ты выглядишь на миллион дол­ларов». Деньги стали не средством, а целью жизни - это феномен так называемого общества потребления. Спекулятивный характер экономики, идея наживы стали основой и современной экономики.

Но возвратимся к ростовщичеству. Ростовщичество - отдача капитала в ссуду за непомерно высокое вознаграждение, используя тяжелые условия заемщика. Ростовщичество - это парадоксальная форма деятельности, основанная на чистой идее денег, не связанной с какими-нибудь реальными жизненными целями. Тут ничего не производится, не вкладываются никакие усилия, труд, в эту идею ничего не вкладывается, кроме денег. С точки зрения христианской морали это недопустимо. Не случайно отчаянная ярость Католической Церкви была направлена именно против ростовщичества. И на Западе ростовщичество действительно воспринималось Церковью, как значительная угроза существовавшему тогда традиционному об­ществу. Не только мирянин не допускался к причащению, если он замечался в ростовщичестве, но и священник лишался сана. Существовал особый суд, рассматривавший дела о ростовщичестве, контролировались все возможные формы дачи в долг. Конечно, давать в долг не запрещалось, но это не должно было приводить к скрытой форме ростовщи­чества. Например, существовало правило, что в долг можно давать деньги или какой-нибудь продукт ровно на год, чтобы он возвращался в тот же самый день следующего года, чтобы, например, не оказалось, что он возвращается в другое время, когда этот продую или эти деньги больше нужны; это была бы скрытая форма ростовщичества. Конечно, все это наруша­лось, даже и самой Католической Церковью. Но су­ществовало чувство страха, предчувствие того, что здесь выступает какой-то враг.

Судьбу Европы с начала ХIХ века стали определять дома еврейских ростовщиков, превратившихся в банкиров. Финансовую элиту Европы составили «дома Ротшильдов». Аккумулируя в своих домах огромный капитал, Ротшильды, не только создали биржу, но и интернационализировали ее деятельность. Повязанные родовыми и денежными узами, финансовые «дома» подчинили своему контролю множество промышленных предприятий, страховых компаний, железных дорог. С.397. Генрих Гейне писал: «Деньги – это Бог нашего времени, а Ротшильд – его пророк!»

Из ростовщичества возник вексель — это уже был отрыв долга от личных отношений. Раньше был долг одного человека по отношению к другому, а это уже был долг абстрагированный, превратившийся в чистую бумагу, которая могла продаваться и уже ни с какими личными отношениями никак не была связа­на. Отсюда возникли различные ценные бумаги и акции. И, наконец, возникла биржа, которая превра­тилась в центр, в сердце капиталистического общест­ва. Возникает какое-то загадочное впечатление, будто в каком-то большом здании происходит прода­жа и покупка бумаг, растут или падают цены на них, и это и есть основная жизнь. А ее бледным отражением является то, что в результате открываются новые предприятия, или, наоборот, то, что миллионы рабо­чих выбрасываются на улицу как безработные. Плы­вут пароходы, идут поезда — это все результат того, что произошло на бирже.

Этот процесс В.Зомбарт назвал «обирживлением» народного хозяйства. (с.397)Ценные бумаги служили орудием немыслимых манипуляций финансовых спекулянтов. Стоимость реального продукта, созданного тружеником, деформируется и искажается так, чтобы с каждой единицы товара обеспечивалась прибыль банкиру или биржевику.

Контролируя потоки денежных средств с помощью банков и биржи, ростовщики-коммерсанты стали влиятельными посредниками международной торговли, в крупных размерах употребляя способ перевода денег посредством векселя.

Важным орудием капиталистической экономики стали банкноты, выпускаемые банками без соответствующего обеспечения золотом или государственными обязательствами. Начиная с ХV века банкиры сколотили целые состояния на торговле с этими банкнотами. Посредством операций с ними разорялись представители дворянских фамилий и национальной элиты Европы.

Если за крупными международными займами обращались к международным ростовщикам правительства разных европейских государств, они рано или поздно оказывались в политико – экономической кабале (см. параграф мировой хозяйственный порядок).

Итак, центром мировой экономики становится биржа, т. е. эко­номика принимает все более спекулятивный харак­тер. А это неминуемые кризисы, той же западной экономике.

Самый глубокий кризис, который пережил за­падный капиталистический мир, - это знаменитая «Великая депрессия» - кризис, разразившийся в единенных Штатах и во всем западном мире. Начался он с так называемого «черного четверга»: это было 29 октября 1929 года, когда обвально понизились цены на большинство бумаг на Нью-Йоркской бирже. А уже в результате этого через некоторое время миллионы людей были выброшены па улицу как безработные. Сотни тысяч предприятий обанкротились, и десятки тысяч человек просто покончили жизнь самоубийством.

Уже с 1971 года доллар перестал быть обеспеченным золотом. Выпуск денег производится группой частных банков под названием Федеральный Резерв­ный фонд. В 1979 году его председатель Поль Волькер провозгласил политику, которая называется «постиндустриальное общество». Ее продолжал его преемник на этом посту Алан Гриншпан. Реальный смысл заключается в подавлении реальной экономи­ки, в перекачивании все больших денег в спекулятив­ную экономику. Конкретно это делается при помощи очень резкого роста процента, который нужно пла­тить, когда получается заем, вкладываемый в реаль­ную экономику. В результате сейчас основная часть капиталов вращается в спекулятивной сфере. И эти капиталы в десятки раз, а некоторые уверяют, что и в сотни раз, превышают те, которые действуют в ре­альной экономике. Из всех потоков денежных знаков и ценных бумаг только 10-15% носят производительный характер, т.е. обеспечивает реальное производство товаров и услуг, все остальные 85-90% являются виртуальным, фиктивным капиталом, не обеспеченным реальными ценностями.

Такая политика дает совершенно искаженную картину экономической жизни. Напри­мер, по официальной статистике валовой внутренний продукт Соединенных Штатов за последние 30 лет (1970-2000) увеличился в десять раз, но если рассчитывать это по так называемым «потребительским корзинам» (т. е. что получается в среднем на человека, для его нужд: питания, одежды, жилья и в самом широком смысле всего, для этого необходимого, — энергии, образова­ния, медицины, разных инфраструктур), то оказывается, что, наоборот, происходит падение на тридцать про­центов.(с.101) Это и есть неучтенная разница между реальной и спекулятивной экономикой. Например, если бы про­ституция и торговля наркотиками были бы легализи­рованы и соответствующие акции вращались на бирже, то, вероятно, еще в десятки раз увеличились бы обороты и можно было бы сказать о еще боль­шем процветании американской экономической жизни.

Концепция «постиндустриального общества» есть логический итог развития всей западной цивили­зации, которая началась с разрушения земледелия и построения индустриального общества на его костях. А пришла она, в конце концов, к уничтожению вообще всякой реальной экономики. Сейчас группа финанси­стов Запада пишет: «Наши маги — финансисты пре­вратили Америку с ее ценностями в гигантское казино, они сотворили бедствие». (с.102) И этот термин «экономика казино» — совершенно стандартный и общеупотребительный для характеристики совре­менной западной экономики. Иногда они используют термин «мыльный пузырь». Т. е. это спекулятивная экономика, которая лишь на несколько процентов, обеспечена ка­кой-то реально действующей экономикой. Это то, что в нашей жизни фигурировало и известно под назва­нием «пирамиды». Как правило, все такие явления обречены на один и тот же конец - финансовый крах. Правда из тех, кто входит в эту пирамиду, выживают сильнейшие - вершина пирамиды, за счет разрушения слабейших участников. И участниками могут быть как физические и юридические лица, так и целые государства, входящие в единую финансовую сеть, единую экономику. А один из современных западных экономистов пишет: «Мы находимся в стадии, напоминающей смертельно больного человека, когда дата смерти неизвестна, но факт ее приближения не вызывает никакого сомне­ния». (цит по с.102) Под­держка американской экономики осуществляется за счет искусственного вливания в нее денег со всего мира в невероятном количестве — примерно одного миллиарда долларов каждый день. И вес это вместе вызывает лихорадку, резкие скачки цен на энергию и на горючее. Это типичные предвестники глобального экономического кризиса. Теперь нам известна дата начала краха – это осень 2008 года.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 941 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...