Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психология избранников или что общего у кальвинизма и социализма



Итак, кальвинизм, социализм и марксизм, как его наиболее совершенная форма, рождает психологию избранников - всемогущих людей, почти полубогов. Как же она проявляется в ходе истории отдельных стран и народов?

Кальвинизм. Кальвинизм изначально составил основу англосаксонской цивилизации, которая затем покорила Америку, став ее основой, и Западную Европу, далее мы называем эту цивилизацию Западной. Когда происходило покорение Северной Америки, эта цивилизация проявила свои основные черты во всей своей красе. Северную Америку населял громадный народ североамериканских индейцев, насчитывающий не менее миллиона человек (называются разные цифры вплоть до 8 миллионов). Это народ с очень своеобразной, глубокой, развитой мифологией, которая давала ответы на фундаментальные вопросы бытия: о происхождении мира, человека, смысле жизни. Это народ со своими этическими нормами, с очень развитым представлением о чести, гордости, мужестве. Он не принял эту западную цивилизацию, принесенную туда английскими переселенцами, и в результате оказался просто уничтоженным. Против индейцев велись войны, за их головы платили вознаграждение. За скальп индейца англичане назначали цены: за мужской 5 долларов, за женский — 3, а за детский- 2. Индейцам подбрасывали муку, зараженную чумой или оспой. И в результате нескольких веков борьбы они как народ перестали существовать. Как отмечает И.Р. Шафаревич, в этом колоссальную роль для английских переселенцев играла кальвинистская идеология их избранности, согласно которой индейцы — это народ, не имеющий права на существование, своим существованием как бы оскорбляющий Божественный Промысел. Колонизаторы сравнивали дикарей с дикими животными.

Но вернемся к психологии всемогущества в проявлениях социалистического мировоззрения.

Социализм. Полная формулировка основных принципов социализма была дана еще в IV веке до Рождества Христова Платоном. Он выдвигает идею о том, что единство государства составляет общественная собственность, личная, частная собственность разъединяет поэтому отдельному человеку не должно принадлежать ничего, не только имущество, но и дети, семья.Жизнь всех людей должна конструироваться в соответствии с интересами общества. Уничтожается семья и всякая национальная или духовная традиция. Строится некий рационалистический, совершенно не одухотворенный монастырь, распространенный на все общество. Это была идея государства, общества, построенная по типу машины, в которой люди являются ее покорно работающими частями, так, как это нужно для функционирования машины.

Кстати эта социалистическая концепция механистического восприятия общества была очень близка общему духу западной цивилизации.Эта же идея составила основу большевистской и коммунистической идеологии. Кому она может понравиться, и почему она победила? Конечно, понравиться идея общества-машины может только тому, кто этой машиной управляет. Обществом очень трудно управлять, если люди верят в бессмертие души и их объединяет одна вера. Гораздо проще если каждый ощущает себя винтиком единой машины. Социализм- это элитарное учение, аппелирующее к правящему классу. Однако, по замечанию И.Р.Шафаревича, сложность концепции состояла в том, что члены правящего слоя также рассматривались как части машины, только более совершенные части. Но, осознав себя и став частью этой машины можно было добиться необычайной власти над людьми и над миром, нужно было только отказаться от своей личности. индивидуальности. Но ведь отказ от себя, своей точки зрения, интересов, чувств в данном случае ради партии, а в случае кальвинизма ради вхождения в религиозную элиту, избранности,– это громадное усилие над собой, чрезвычайное напряжение воли. И именно это неоправданное насилие над собой и составляло психологическую основу оправдания насилия над другими людьми.

Приведем очень важную цитату оп­ределения диктатуры пролетариата из статьи Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский»: диктатура пролетариата есть «власть, осуществляе­мая партией, опирающейся на насилие и не связан­ной никакими законами». И он разъясняет, что закон — это есть запрещение, ограничение, уста­новление одного явления допустимым, другого недо­пустимым, одного акта возможным, другого невозможным. Все, на чем лежит печать человече­ской воли, не должно, не может считаться неприкос­новенным, связанным с какими-то непреодолимыми законами. Когда мысль держится за насилие принци­пиально и психологически свободна — не связана никакими законами, ограничениями или препонами, то тогда область возможного действия расширяется до гигантских размеров, а область невозможного сжимается до крайних пределов, до нуля». Вот пора­зительная концепция человека, полностью отдающего свою волю и за счет этого приобретающего какие-то сверхчеловеческие силы. Он это чувствует и прекрасно выражает. Здесь, возможно, мы видим объяснение загадочной связи между учением о полном предопределении и волевым порывом, которая встречается также в исламе и кальвинизме. Речь также идет об отдаче своей личности полностью в руки какой-то другой гораздо более могущественной силы, которая снабжает человека невероятными возможностями и это очень важный элемент социальной психологии. Поразительно, что ряд самых разных деятелей большевизма сравнивают большевистскую партию с религиозным орденом.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...