Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Западноевропейский капитализм развился в результате громадного переворота в Европе — Реформации в ходе двух столетий: сначала в XVI веке в Германии и во Франции, потом был XVII век — Тридцатилетняя война в Германии, Английская революция. Начиная с XIV в. в недрах Римско-католической Церкви возникали и постепенно зрели настроения, направленные против наиболее крайних форм проявления догматического и политического диктата. Внутри католицизма появились первые реформационные движения. В XVI в. они привели к полной реформации Римско-католической церкви и возникновению нового христианского вероучения — протестантизма, разделившегося через несколько десятилетий на три мощные ветви — лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Сама реформация никаких капиталистических лозунгов не выдвигала. То основное, к чему были направлены тогда мысли людей, — это была идея спасения человеческой души. Основная идея Лютера заключалась в том, что в результате падения Адама человек стал так греховен, что помочь ему не могут никакие его добрые дела. Только вера может дать ему это спасение, — вера в благость Бога. Конечно, такая точка зрения, казалось бы, отвращала человека от всех конкретных, реальных действий, от того, что составляет как бы ядро капиталистического промышленного общества. Но, тем не менее, Реформация разрушала традиционное средневековое общество, которое сложилось в Европе. И тем самым она действительно прокладывала путь капитализму. Особенно это касается кальвинизма.
Кальвинизм является веткой протестантизма, он возник в середине ХVI века и показал еще больший рационализм, чем лютеранство. Кальвин, как известно, учил, что Господь до сотворения мира предопределил судьбы людей: одних — к спасению, а других — к погибели. И никакие людские дела не могут повлиять на Божественное решение. Но успех в мирской деятельности для человека является знаком, убеждающим и подтверждающим его веру в то, что он относится к числу избранных, как они называли себя, «святых». Эта идеология обращается только к ним. Для остальных она ничего не значит. Многие исследователи пишут, что у богословов-кальвинистов христология очень слабо развита, что они апеллируют в основном к авторитету Ветхого Завета. Да и в области морали приобретенное богатство означало признак избранности, принадлежности к «святым», прямо в противоречии с евангельскими заповедями (Мф. 19, 24; Мк. 10;25;Лк. 18, 25); также бедность считалась признаком отверженности, грехом.
Вот как характеризует П.Сорокин протестантскую этику в экономике: «Умение делать деньги было объявлено признаком божьей милости; более того, оно было возведено до уровня первостепенного долга: "Мы должны призвать всех христиан зарабатывать, насколько они смогут, и сберегать все, что удается; именно благодаря этому они станут богатыми", - проповедует Джон Уэсли. А вот утверждение Бенджамина Франклина; "Честность полезна так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине, они являются добродетелями... Помните, что время — деньги. Помните, что деньги имеют производящую, плодоносящую природу". Подобные взгляды проповедуются и представителями других протестантских течений. Раннее и средневековое христианство провозглашало богатство источником вечных мук: умение делать деньги — summae periculosae (главная опасность), выгоду - turpe lucrum (постыдная польза), одалживание денег— тяжким преступлением, богатого человека — первым кандидатом на проклятие, которому труднее будет войти в царство Бога, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко..
Но Реформация и Ренесанс изменили эту точку зрения. По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, в будни — в фондовую биржу. По воскресениям: его главная книга Библия, в будни гроссбух становится его Библией. В результате мы наблюдаем параллельный рост протестантизма, капитализма, утилитаризма, чувственной этики в течение всех последующих столетий.» (с.492)
Считаем необходимым для понимания сущности кальвинизма привести отрывок одного из его основных догматических постановлений. это отрывок из так называемого Вестминстерского исповедания, принятого пуританами — английскими кальвинистами в разгар Английской революции в 1647 году:«Бог решением Своим и для прославления величия Своего предопределил одних людей к вечной жизни, других присудил к вечной смерти. Тех людей, которые предопределены к вечной жизни, Бог еще до основания мира избрал для спасения во Христе и вечного блаженства из чистой, свободной милости и любви, а не потому, что это имеет предпосылку в их вере, добрых делах или любви. И угодно было Богу, по неисповедимому решению и поле Его, для возвышения власти Своей над творениями Своими лишить «стальных людей милости Своей и предопределить их к бесчестию и гневу за грехи их, во славу Своей высшей справедливости». (цит по с.)
Сопоставляя учение кальвинизма и фактические материальные, в том числе экономические успехи англо-саксонской протестантской и технической цивилизации, можно наблюдать поразительное фантастическое соединение двух противоположных тенденций. Во-первых, - полной предопределенности: до сотворения мира судьба человека предопределена, одни предопределены к спасению, другие к гибели; люди никак не могут на свою судьбу повлиять. Это крайний фатализм, от которого у каждого принимающего эту предопределенность просто должны опуститься руки. Но, с другой стороны, именно эта идеология вызвала колоссальный всплеск энергии: люди, ею вдохновленные, организовали Английскую революцию — промышленную революцию в Англии, создали промышленное и индустриальное общество, создали Соединенные Штаты. (с.) В экономической жизни идеология кальвинизма стимулирует развитие предпринимательства, финансовой и промышленной сфер – рождается особая социально-экономическая модель (англо-саксонская протестантская).
Причем эта не единственная подобная ситуация в истории, то же самое присутствует и в исламе. Не раз в Коране говорится, что Аллах предопределил судьбу человека. Казалось бы, это тоже должно лишать человека всякого стимула к активности в жизни, но это породило невероятный всплеск энергии: племена, кочевавшие где-то на окраине тогдашнего цивилизованного мира, разбили две сверхдержавы того времени — Византию и Персидское царство, дошли до Испании и покорили ее и только во Франции были остановлены.()
И третий раз в истории аналогичную ситуацию можно видеть в марксизме. Здесь тоже ведь вся история определяется «железными законами». История предопределяется как естественнонаучный процесс, как полет ядра, выпущенного из пушки, который можно рассчитать, — и в то же время происходит чрезвычайное напряжение воли, которое приводит к колоссальным преобразованиям.()
Как объяснить такое загадочное соединение предопределенности и волевого усилия, всплеска энергии? Почему эта идеология способствовала бурному экономическому развитию?
Этот феномен можно объяснить следующим образом. Психология человека, его душа построены таким образом, что каждый человек внутренне стремиться к жизни, к счастью, хочет быть избранником – Бога - если речь идет о монотеистическом религиозном мировоззрении; судьбы, фортуны – если речь идет о языческом мировоззрении; вождя, лидера, партии – если речь идет об атеистическом мировоззрении. Отсюда внутренний посыл, может быть не осознаваемый – доказать свою избранность.
Как мы помним еще из ветхозаветной истории праведного многострадального Иова, когда Бог, испытывая веру Иова посылает ему несчастье за несчастьем, в том числе забирает у него его богатство, нажитое честным путем, как реагируют на это друзья Иова: они объясняют это тем, что Иов по видимому согрешил и за это Бог и отнял у него богатство. Но никакого греха не было, а друзья не могли расценить случившееся иначе, ведь по закону Ветхого Завета – богатство- знак милости Божией к Его избранникам, людям праведной жизни. Но то были законы Ветхого Завета, в Новом Завете ничего подобного нет. Кальвинизм по сути, возвратился к Ветхому Завету, и в качестве критерия избранничества предложил успех в мирских делах и богатство. Богатый человек благословлен Богом,, а все у кого нет денег, должны служить «избранникам». А кто же из верующих согласится на роль грешника, чья судьба – вечная погибель? Кто захочет быть вечным слугой? Вот все и стремятся стать богатыми, чтобы доказать свою избранность.
Кстати К.Маркс, вышедший из семьи раввинов и прекрасно понимавший религию иудеев (Ветхий Завет) писал: «Деньги – это ревнивый Бог Израиля перед лицом которого не должно быть никакого другого Бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги – это всеобщая, установившаяся. Как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они поэтому лишили весь мир – как человеческий мир, так и природу – их собственной стоимостью. Деньги – это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия, и эта чуждая сущность, повелевает человеком, и человек поклоняется ей.» цит по с. 396
Однако, психология избранничества оказывает влияние не только на развитие экономики, она затрагивает весь общественный организм.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 483 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!