Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагоги­ке и психологии



Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагоги­ке и психологии. В каких видах деятельности развиваются музы­кальные способности?

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкально­сти) может быть развита во всех видах музыкальной деятельно­сти —восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она не­обходима для прочувствования и осмысления музыкального со­держания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная от­зывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музы­кальной деятельности), а также в музыкально-ритмических дви­жениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может разви­ваться и в других видах исполнительской и творческой деятель­ности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвига-тельный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмо­циональной отзывчивости на музыку, являются движения (мел­кие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представля­ют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно раз­вивается эта способность.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен ожив­ленно реагировать на звуки веселой музыки — непроизвольными движениями, возгласами — и успокоение, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двига­тельные реакции становятся более произвольными, согласован­ными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство проявляется не только как способность эмо­циональной отзывчивости на общий характер произведения, сме­ну наст роений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неус­тойчивых к устойчивым).

Оно может быть развито, прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ни мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувстви­тельности кточности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, кон­тролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Для активизации музыкально-слуховых представлений важ­на связь с восприятием только что звучавшей мелодии. «Продол­жить в представлении уже звучащую мелодию,—пишет Б.М. Теплов,—несравненно легче, чем представить ее себе с самого нача­ла», т. е. без опоры на ее восприятие. Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно исполь­зовать для развития музыкально-слуховых представлений—внут­реннее подпевание, моделирование соотношений звуков по вы­соте с помощью движений рук и т. д.

Овладение пением у детей происходит постепенно, в результа­те «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной сторо­ны, создается умение владеть голосовым аппаратом, ас другой — вырабатываются музыкальные слуховые представления».

Использование игры на музыкальных инструментах для раз­вития музыкально-слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифро­вых обозначений не способствует развитию слуха, а ведет лишь к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным или дру­гим ориентирам. Вспомогательные обозначения дают быстрый эффект, но не имеют развивающего значения. Это показывает, что не всегда овладение детьми определенными навыками и уме­ниями (в данном случае шры на музыкальных инструментах) яв­ляется результатом развития музыкальных способностей. Боль­шое значение имеет способ приобретения детьми умений и навы­ков Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструмен­те, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хороню помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторик и.

Важным педагогическим выводом, следующим из исследова­ния Б.М. Тегшова, является таюке выводе том, что начинать фор­мирование звуковысотного слуха со сравнения отдельно взятых звуков неэффективно. Целесообразно развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоцио­нальный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-рит­мических движениях, соответствующих по характеру эмоциональ­ной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способ­ности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, со­вершенствовать чувство ритма с помощью координации движе­ний и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способнос­тей детей, музыкального восприятия, а не только обучению дви­гательным навыкам.

Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, преж­де всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспро­изведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в боль­шей или меньшей степени развивается в различных видах музы-кштьной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

Кроме трех основных музыкальных способностей, в понятие «музыкальность» включаются и другие: тембровый и динами­ческий слух, исполнительские и творческие способности.

Тембровый и динамический слух—разновидности музыкаль­ного слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте

ее выразительных, красочных средств. При анализе понятия «му­зыкальный слух» было показано, что основное его качество — различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируется на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают темб­ры музыкальных инструментов, различают динамику как выра­зительное средство музыки. В практике работы используются му­зыкально-дидактические игры, с помощью которых моделируют­ся звуковысотные, тембровые и динамические свойства музы­кальных звуков. Принимая во внимание наибольшую сложность развития звуковысотного слуха и его важную роль в структуре музыкальности, необходимо уделять ему больше внимания. По­этому игры на развитие тембрового и динамического слуха долж­ны применяться лишь по необходимости, для знакомства с выра­зительными возможностями музыкальных средств и закрепления представлений о тембре и динамике.

Развитие исполнительских и творческих способностей — важ­ная задача музыкального воспитания детей. Творческие способ­ности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочи­нение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инстру­ментах, музыкально-ритмические движения), а также к творче­скому восприятию музыки.

Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнитель­ских способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впе­чатления от музыки.

Исполнительские и творческие способности могут проявлять­ся у детей по-разному, в зависимости от наличия природных за­датков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается, способность к творческому восприятию музыки, у других—к одному из видов исполнительства или продуктивно­го творчества.

Методы и приемы развития исполнительских и творческих спо­собностей раскрыты в главах V и VI.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспи­тывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие спо­собности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...