Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Контроль за развитием музыкальных способностей



Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разно­му. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способ­ности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и лег­ко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других спо­собности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления—способность воспроизводить мелодию голо­сом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкаль­ном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявле­ния способностей не является показателем слабости или тем бо­лее отсутствия способностей (Б.М. Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ре­бенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление му­зыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечат­ления.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвя­заны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных каче­ствах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведе­ния мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слу­ховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко вос­производя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритми­ческого) движения, в основе музыкального ритма лежит восприя­тие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от дру­га. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б.М. Теплов)2.

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных спо­собностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика му­зыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, по­зволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемы­ми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь му­зыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой инто­нирования в пении является показателем развитости способнос­ти музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых пред­ставлений, но одновременно и об отсутствии скоординирован­ное™ слуха и голоса.

Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями раз­витости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и уме­ниях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства рит­ма также не может быть приравнена к овладению детьми двига­тельными навыками и умениями. Необходимы показатели, вклю­чающие эмоциональность, выразительность движений и их соот­ветствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах мо­жет быть показателем развитости музыкально-слуховых представ­лений (и чувства ритма), только если мелодия подбирается по слу­ху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, ка­кие способности в структуре музыкальности считаются основны­ми. В теории и практике музыкального воспитания принята диаг­ностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых пред­ставлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальнос­ти) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способ-

иостях. Исходя из этой структуры музыкальности важно опреде­лить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки.

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слу­шания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пан­томимических), просьбах повторить произведение, наличии лю­бимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при доста­точном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чув­ства определяется по умению различать устойчивые и неустойчи­вые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой мело­дии с сопровождением, без сопровождения; пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной; подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколько раз прослушанной; подбор мелодий и т. д.

К показателям развитости чувства ритма относятся вырази­тельность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспроизведе­ние ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на му­зыкальных инструментах.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музы­кальных способностей (табл. 1). Диагностика может проводиться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, другие—индивидуально.

Таблица 1





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 2355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...