Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лихачев Д. С. Поэтика… С. 356. 2 страница



[811] Со ссылкой на Г. Флоровского Успенский Л. А. Богословие иконы... С. 371.

[812] От лат. publicus -- общественный.

[813] От греч. polemikos -- воинственный враждебный.

[814] Черная Л. А. "Честь"... С. 72.

[815] См.: СКиКДР. Втор. пол. XIV - XVI в. Ч. 2. С. 178 - 182.

[816] Здесь и далее "Большая челобитная" Ивана Пересветова цитируется по электронной версии на сайте

[817] Заметьте: ограничение человеческой свободы, в том числе и свободы творчества, Андрей Курбский сравнивает с адом.

[818] Лихачев Д. С. Литература государственного устроения… С. 15.

[819] Послания Ивана Грозного (перевод на совр. рус. яз.) цитируются по электронной версии на сайте:

[820] Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951.

[821] См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. Пг., 1918. Ч. 2. С. 202–210.

[822] Заметим, даже в выборе псевдонима Грозный скоморошествует, ибо себя, многажды женатого, называет юродивым девственником (Парфений с греч. - девственный).

[823] См.: Царь Иван Васильевич Грозный. Духовные песнопения и молитвословия. М.: Общество св. Василия Великого, 1999.

[824] О популярности "Казанья" можно судить по тому, что наряду с его изданием в братской виленской типографии известны другие его издания, списки, переводы на церковнославянский язык: оно помещено в полемическом сборнике "Розница" (1617-1628); в рукописном сборнике о. Теодора из Дубовца в переводе на церковнославянский. По распоряжению царя Михаила Федоровича Романова церковнославянский перевод "Казанья" напечатан в 1644 г. протопопом Черниговского московского собора Михаилом Роговым в составе "Кирилловой книги" (правда, без упоминания автора), в послесловии которой сказано, что царь велел эту книгу "учинити на еретики и на раскольники нашея православныя христианския виры, на римляны и латыни, на лютори же и кальвини… и пустити ю во всю свою Русскую землю всякому православному христианину хотящему ея прочитати и божественные догматы ведети, и та еретическая уста заграждати". Еще дважды этот текст переиздавался староверами (Гродно, 1786, 1791).

[825] РИБ. Т. 19. С. 405.

[826] Трещенок Я. И. История Беларуси. Ч. 1. С. 126, 120.

[827] Напомню, в данной книге предпринята попытка теоретически осмыслить историю восточнославянской книжности в том значении и объеме это понятия, которые были заявлены во "Введении". Поэтому произведения собственно беллетристики (различных жанров поэзии, драматургии, рыцарских романов и т.д.) системно оказываются вне предмета нашего исследования.

[828] См. напр.: Уния в документах: Сб./сост. В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн.: Лучи Софии, 1997. 520 с.; Архиепископ Афанасий Мартос. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Мн.: Изд-во Белорусского экзархата, 2000. 351 с.; Беднов В. А. Православная Церковь в Польше и Литве (по Volumina Legum). Мн.: Лучи Софии, 2002. 432 с.; Трещенок Я. И. История Беларуси. Ч. 1. и др.

[829]В этой связи, думаю, нужно заметить, что те из православных, кто обладал даром духовиденья (например, Иов Княгининский, Леонтий Карпович), не вступали в полемику.

[830] АЗР. 4. 45. I.

[831] Трещенок Я. И. История Беларуси. Ч. 1. С. 114.

[832] См. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. XXVII. Химеры.

[833] РИБ. Т. 19. С. 404.

[834] АЗР. 4. 149. С. 220.

[835] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. XXVII. Химеры.

[836] АЗР. 4. 149. С. 230.

[837] Трещенок Я. И. История Беларуси. Ч. 1. С. 124.

[838] При изложении использована работа: Теплова В. А. Брестская церковная уния. Предыстория причины и следствия // Уния в документах. М.: Лучи Софии, 1997. С. 26 - 60.

[839] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. XI. Этнические контаксты; XXVII. Химеры.

[840] Современный белорусский литературный язык в общем то не имеет прямой генетической связи с литературной "руской мовой" ВКЛ как изводом старославянского, а начал создаваться заново, после перерыва в письменной традиции, уже в новое время на основе обработки живых народных говоров. Ср.: Трещенок Я. И. История Беларуси. Ч. 1. С. 138.

[841] Там же. С. 117, 111.

[842] Там же. С. 112.

[843] Цит. по: Анталогія даўняй беларускай літаратуры… С. 691.

[844] В дальнейшем изложении термин "руский", взятый в кавычки, будет обозначать принадлежность того или иного явления православной культуре ВКЛ XVI - XVII вв.

[845] АЗР. 4. 149. С. 205.

[846] Цит. по: Уния в документах. С. 82, 85.

[847] См.: там же. С. 64.

[848] См.: там же. С. 71; 80, 81.

[849] Цит. по: Трещенок Я. И. История Беларуси. Ч. 1. С. 114.

[850] Там же. С. 113, 114. Думается, этих "литвинов" правомерно считать новым этносом, возникшим внутри "химерной композиции" при метисации, как это было замечено Л. Н. Гумилевым: "…повышенная лабильность мутировавших популяций позволяет возникнуть новому стереотипу поведения, новой структуре и, следовательно, новым вариантам общественно-политических институтов, иными словами, новому этносу". См.: Этногенез и биосфера земли. XXVII. Химеры.

[851] Ср:. Падокшын С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: Ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага. Мн.:Вышэйш. школа, 1990. С. 34.

[852] Бедрицкий Н. Литературная полемика православных с протестантами в юго-западной Руси в XVI и XVII вв. // Минские епархиальные чтения. 1888. N 2. С. 51.

[853] АЗР. 4. 45.

[854] См. АЗР. 4. 149.

[855] Ипатей Потей состоял в родстве (по жене) с кн. К. К. Острожским.

[856] См.: РИБ. Т. 19. СПб., 1903. С. 1023.

[857] Павлов А. Заметка о Кормчей... Василия // ПРСЗГ. Вып. 8. СПб., 1885. С. 221, 222.

[858] Цит. по: Келтуяла В. А. История русской литературы. С. 789 - 790.

[859] Риб. Т. 7. С. 104 - 105.

[860] См., наприм.: Падокшын С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння… С. 55.

[861] Коялович М. Литовская церковная уния. Т. 1. СПб., 1859. С. 34.

[862] См. третье письмо Андрея Курбского кн. К. К. Острожскому // ТКДА. Киев, 1862. Июнь. С. 139.

[863] Падокшын С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння… С. 55.

[864] РИБ. Т. 8. 1878. С. 1289–1290.

[865] Ср. с мыслью Я. И. Трещенка: "Православная Церковь -- мать белорусской (равно как и малорусской.- Л.Л.) нации. Если бы она была уничтожена, на этой земле не было бы белорусов". См.:Трещенок Я. И. История Беларуси. Т. 1. С. 116.

[866] Там же. С. 117.

[867] Цит. по: б/и. Ипатей Потей, Киевский униатский митрополит // Памятники русской старины в западных губерниях. СПб., 1885. Вып. 8. С. 364–367.

Ярчайшей иллюстрацией к словам Потея является, как видится, замена в униатских иконостасах деисусного чина апостольским, что подменяет идею моления и заступничества идеей учительской деятельности (то есть просветительства), знаний, гражданского долга. См., напр.: Хадыка А. Ю., Хадыка Ю. В. Рэнесанс у беларускiм новым iканапiсе // Помнiкi мастацкай культуры Беларуси эпохi Адраджэння. Мн., 1994. С. 68.

[868] "...Чого ж тут в Литве и на Руси, яко колвек некая и в типицах написана имуть, а ведже сътворяти тех не сътворяют; естьлиж некая ис тех и сътворяють, но не (по) писанію, але по своему обычаю... И далей, – завершает длинный перечень отступлений от устава Кимбар, – есть ли бых аще к тому странныі и вжасныі и прочиі вси обычаі здешниі вашея милости митрополиі предела писати мел, постигло бы мя, по апостолу, пишуща лето". А писал он свое послание, уточним, в октябре. См.: АЮЗР. 7. С. 9, 13.

[869] См.: АЗР. 4. 41.

[870] РИБ. Т. 19. С. 413.

[871] Евгений (Грушецкий). Святой Григорий Палама и его учение о сущности и энергиях Божиий. Курсовое сочинение по Патрологии. ЛПДАиС. Л., 1982. С. 1.

[872] Известно, что Григорий Палама начинал свой монашеский подвиг под руководством Никодима именно в окресностях Ватопедского монастыря.

[873] Интересное совпадение (хотя не исключено, что не более как совпадение): обвинения, выставленные соборами против Максима Грека в общем (не в частностях) совпадают с теми, что были предъявлены в свое время Стефану Зизинию -- дидаскалу львовской, а затем и виленской братских школ, "казнодею", который, несомненно и тесно общался с острожскими книжниками. В 1595 г. вместе со Стефаном Зизанием за православное просвещение и за резкие отзывы о готовящейся иерархами церковной унии пострадал также некто Василий Накрывало (его иногда идентифицируют с известным "клириком острожским") бывший священником и братчиком виленского братства. См.: Бедрицкий Н. Литературная полемика... // Минские епархиальные чтения. 1888. N 14. С. 359, -- с отсылкой к: Филарет. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. С.к237.

Обвинения эти обличают "хулу" -- иначе сказать отличающееся от привычного (где "привычное" не есть, однако, синоним "правоверного") учение как Максима Грека, так Стефана Зизания и клирика Василия -- на Господа, Богородицу, "святых Божиих", а так же изменение церковных установлений, обрядовых форм и т. п. Ср.: Бодянский О. Список с судного списка Прение Данила, митрополита Московского и всеа Руси с иноком Максимом Святогорцем // ЧОИДР, 1847, год 2. N 7. С. I – VIII, 1 – 13; АЗР. 4. 88, 91, 92.

[874] Впрочем, им может быть все тот же Андрей Курбский.

[875] См.: Кніга Берарусі. N 16.

[876] Долгая и прочная дружба двух этих деятелей белорусско-украинского православного возрождения -- факт общеизвестный.

[877] Подробней см., напр.: Петров Н. Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу Православия и русской народности в Галиции и юго-западном крае России // ПРСЗГ. Вып. 8. СПб., 1885. С. 301 – 306.

[878] Письмо переписано Иосифом (в монашестве Феофилом) Васильевичем Леоновичем в так называемой "Рукописной книжке Афанасия Миславского" (л. 93), которая сохранялася в библиотеке Киево-Печерской лавры. Упоминание об этом см.: Петров Н. Послание настоятеля Виленского Свято-Духова монастыря и братства Леонтия Карповича к Афонским подвижникам 1619 г. // Литовские епархиальные ведомости. Вильно, 1896. N 26. С. 229 – 231.

[879] См. упоминания о нем в документах той эпохи, напр.: АЮиЗР. 2. 34, 38.

[880] Упоминание об этом издании см.: еп. Дамаскин (Семенова-Руднева): Библиотека российская или сведения о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших // ПДПиИ. СПб., 1881. Вып. 11.

[881] Цит. по: Петров Н. Послание… С. 230, 231.

[882] Гл.: Кніга Беларусі. N 93. "Молитвы или плачи" того же "блаженные памяти инока Фикария Святогорца, собраныі от божественнаго Писания, множайше же святого Ефрема (Сирина.- Л. Л.)" приведены в "Брашне духовном" (Кутеин, 1622. Лл. 117 -- 148 об.); те же "Молитвы собраныі от божественнаго Писания, множайшиі же от святаго Ефрема, хотящым ополчатися на свое еже ко страстем и сластем належащее произволеніе" приводятся и в "Диоптре" (Кутеин, 1651. Лл. 348 – 410 об.).

Инок Фикара (Фекара) проделал работу по отбору и объединению молитв Ефрема Сирина в "собрание" (см.: Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864. С. 104), а Димитр Кантакузин перенес это "собрание" на славянскую почву (см.: Данчев Г. Димитр Кантакузин. София: Наука и изкуство, 1979.)

На одном из экземпляров "Вертограда душевного" ЦГАДА (Ф 181, ед. хран. 662/1172) читается поздняя приписка: "перевод с греческого, архимандритом Леонтием Карповичем Виленского монастыря Св. Духа".

[883] Сохранилось и отдельное издание в ВКЛ статьи Максима Грека "О крестном знамении". См.: Кніга Беларусі, N 36.

[884] Напомню, в системе исихастов (особенно паламитов) именно Святой Дух явялется передатчиком Божественных энергий, через которые подвижник в сверхразумном экстазе имеет возможность общаться с Богом.

Вместе с тем, как известно, афониты особенно почитают и Богородицу, поскольку Афон считается ее уделом и насаждением; исихасты относятся к Богоматери как к своей руководительнице.

[885] Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы // Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Изд. "Канон", 1995. С. 350.

[886] Правда, в одном из документов, видимо ошибочно, его называют "Стефаном Василевечем". См.: АЗР. 4. 88 от 30.09.1595.

[887] Старший брат Лаврентия Зизания Тустановского. См., напр.: РИБ. Указатель, дополнения и примечания к 7-му тому. СПб., 1889. С. 209; АРЗ. 4. С. 8, прим. №24.

[888] См. материалы судебного процесса Ивана Кукиля против деятеля Львовского православного братства Дм. Красовского: ЦГИА Укр. (Львов). Ф. 52, оп. 2, дело 253, ст. 515 - 519, 2132, 2142; дело 2, ст. 1246 – 1247 и др.

[889] К примеру, Мелетий Смотрицкий, ставил Стефана Зизания в один ряд с клириком Острожским, Христофором Филалетом и Теофилом Ортологом (псевдоним самого Смотрицкого), говоря: "четыре новые богослова были для русских как бы какими-то божественными оракулами" ("Паренесис" или увещание к виленской братии, 1629).

Яков Суша и вовсе представлял Зизания одним из первых среди "руских" "докторов" того времени (Salus et Paulus, 86, 87). См.: Харлампович К. Западно-русские православные школы XVI - началаXVII века: Отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и Церкви. Казань, 1898. С. 270.

[890] Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 377.

[891] См.: Ісаевіч Я. Д. Зизаній Стефан Іванович // Українська літературна енциклопедія. К.: УРЕ, 1990. Т. 2. С. 267.

К. Харлампович относит начало духовно-учебной службы во Львове Стефана Зизания к 1586 г. См.: Западно-русские православные школы. С. 337.

[892] АЗР. 4. 27.

[893] Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 300.

[894] Цит. по: Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 322.

[895] АВАК. 8. 8.

[896] Михаилу Рогозе даже пришлось оправдываться перед Свято-Троицким (впоследствии Свято-Духовым) православным братством, чьим братчиком он являлся: в июле 1595 г. он посылает грамоту братскому духовенству и "особливе Стафану, дидаскалу школному", в которой отрицает и опровергает свое участие в подготовке унии и угрожает всей строгостью духовного суда за распространение подобных слухов. См. АЗР. 4. 73.

[897] АЗР. 4. 73.

[898] Там же.

[899] АЗР. 4. 88

[900] Ср.: АЗР. 4. 92

[901] АЗР. 4. 91

[902] Более подробно об этом судебном деле см.: Левшун Л. В. "Ереси", осужденные Новаградским 1596 г. Церковным собором (к вопросу об обрядовых и догматических нестроениях накануне унии) // Материалы IV Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных дням Славянской письменности и культуры. Мн., 1999. Ч. 1. С. 78 – 96; Ляўшун Л. В. Светапогляд Стафана Зізанія // Весці АН. Гуманітарная серыя. 2000. N 4. С. 102 - 109.

[903] См.: АЗР. 4. 91, 93, 105.

О. Старовойт обнаружил более полный список "Протестации" в Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. Т. 1. Ч. 2. С. 699. См.: Старовойт О. Стефан Зизаний. Львiв, 1996. С. 45.

[904] АЗР. 4. 92

[905] Гл.: Кніга Беларусі. N 41.

[906] АЗР. 4. 95

[907] АЗР. 4. 98

[908] АЗР. 4. 105 от 8.10.1596, а также № 91. Замечено также, что согласно с богословскими мнениями Зизания учили в свое время авторы "Антиграфов" (Мелетий Смотрицкий), "Антапологии" (Геласий Диплиц), "Палинодии" (Захарий Копыстенский), "Вопросов и ответов православного з попежником". См.: Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 381, прим. 7.

[909] См.: Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 380. Петр Могила. Приложения к твор. св. отцов. N 25.

[910] Захарий Копыстенский. Полинодия // РИБ, Пб., 1878. Т. 4. Кн. 1. С. 913.

[911] Ружыцький Е. Невідомий документ про смерть Стафана Зизания // Архиви Украіни. 1972. N 1. С. 64.

[912] Цит. по: Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 379.

[913] АЗР. 4. 145; от 7 октября 1599 г

[914] АЗР. 4. 142.

[915] АЗР. 4. 144

[916] АЗР. 4. 145.

[917] См.: Виленский вестник. № 52. 1891. Док. 25.

[918] Архив униатских митрополитов. № 235. Цыт. па: Харлампович. Западно-русские православные школы. С. 379.

[919] Ср.: АЗР. 4. 144.

[920] АЗР. 4. 149.

[921] АЗР. 4. 142., а также №№ 144 - 146.

[922] Ружицький Е. Невідомий документ… С. 64.

[923] О нем см.: АЗР. 4. 73; с. 104.

[924] Студинський К. Пересторога -- руський пам'ятнік початку XVII в. Львiв, 1895. С. 146.

[925] См.: Старовойт О. Стефан Зизаний. С. 34 - 35.

[926] Изд.: Пам'яткі украінсько-руськой мови і літератури. Т. 5. Львів, 1906. С. 29 - 46. Единственный экземпляр этого произведения находился в библиотеке музея кн. Чарторийских в Кракове. Ныне считается утерянным. См.: Каратаев И. Описание славяно-русских книг, печатанных кирилловскими буквами. СПб., 1884. Т. 1: С 1491 по 1652 гг. С. 268 - 269.

[927] См.:. Кніга Беларусі. № 41.

[928] Цыт. па: Харлампович К. Западно-русские православные школы. С. 377. Возможно в этих строках содержится намек на происхождение Зизания из семьи ремесленника-гончара.

[929] Кніга Беларусі. № 43.

[930] См.: Потей Ипатий. Унiя албо выклад преднейших арътыкулов, ку зъедноченью Греков с костелом Рымским належащих // РИБ. СПБ., 1882. Т. 7.: Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 2. Ст. 111 - 168.

[931] Здесь и далее цитаты даются по дефектному экземпляру Литовской АН, репринт которого имеется в библиотеке НАН РБ (г. Минск). Плохое качество репринта (а возможно, и оригинала, с которого он сделан) не позволяют приводить аутентичную пагинацию издания, поэтому мы вынуждены пользоваться современной, сделанной от руки (и не всегда достаточно корректно) поверх пагинации инкунабулы. Здесь и далее по тексту в скобках отмечены листы именно этой современной пагинации.

[932] См.: Огласительное поучение пятнадцатое. К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления на слова: И грядущаго судить живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Зрях дондеже престоли поставишася, и Ветхий деньми седе и проч. (Дан. 7. 9) Видех во сне ношию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый и проч. (Дан. 7. 13).

[933] Аннушкин Л. На заре книгопечатания в Литве. Вильнюс: Изд-во "Минтис", 1970. С. 175.

[934] Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2-х т. М.: Наука, 1991. Т. І. С. 608.

[935] Сцепуро Д. Виленское Свято-Духово братство в XVII и XVIII столетиях. К., 1899. С. 12.

[936] Ботвинник М. Б. Лаврентий Зизаний. Мн.: Наука и техника, 1973. С. 69. К слову сказать, это странное понятие М. Ботвинник позаимствовал у Коршунова, хотя и не признался в этом. Ср. также статью М. Р. Ларченко "Стафан Зiзанiй" в БСЭ. Т. 4. Мн., 1971. С. 564.

[937] Старовойт О. Стефан Зизаний. С. 95, 83, 29, 43.

[938] Ср.: Завитневич В. З. "Палинодия" Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI и XVII вв. Варшава, 1883. С. 130; Беляновский А. Стефан Зизаний // Волынские епархиальные ведомости. 1887. № 13. С. 361.

Впрочем, иногда складывается впечатление, что дело еще в том, насколько адекватно понимают "рускую мову" Зизания сами его критики и исследователи творчества, поскольку предлагаемые интерпретации подчас серьезно искажают, а то и прямо противоречат написанному Зизанием.

[939] См.: Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. 1. Киев, 1898. С. 548-549. То же: Прибавление к творениям св. отцов. Ч. 4. С. 44.

[940] Мелетий Смотрицкий. Казанье на погреб … Леонтия Карповича. Вильна, 1620. Л. 22 - 22 об., 27.

[941] См.: Лямент у света убогих на жалосное преставление святобливого а в обои добродетели богатого Мужа, в Бозе велебного господина отца Леонтия Карповича, архимандрита общия обители при церкви сошествия Святаго Духа братства церковного Виленского православия греческаго // Саверчанка І. В. Старажытная паэзія Беларусі. XVI – перашая палова XVII ст. С. 153 - 154.

[942] Вертоград Душевный. Вильна, 1620. Л. 2–2 об.

[943] О его жизни узнаем из написанного и произнесенного на 40-й день над гробом покойного Мелетием Смотрицким "Казанья на погреб о. Леонтия Карповича". Евье, 1620. Изд.: Маслов С. И. Казанье Мелетие Смотрицкого на честный погреб Леонтия Карповича // ЧИО Нестора летописца. Киев, 1908. Кн. 20. Вып. 2. С. 101 – 119; Вып. 3. С. 121 - 155; То же: Анталогія даўняй беларускай літаратуры. XI - першая палова XVIII стагоддзя. Мн.: Бел. навука, 2003. С. 635 - 645 (в сокращении).

[944] Изд.: Лямент света убогих на жалосное преставление... отца Леонтия Карповича // Украiнска поезiя. Конец XVI - поч. XVII ст. Киiв, 1978. С. 166 - 179. То же: Саверчанка І. В. Старажытная паэзія Беларусі. XVI – перашая палова XVII ст. С. 150 – 164; То же: Анталогія даўняй беларускай літаратуры. XI - першая палова XVIII стагоддзя. Мн.: Бел. навука, 2003. С. 717 - 726.

[945] Более подробно см.: Левшун Л. В. Леонтий Карпович. Жизнь и творчество. Мн., Экономпресс, 2001. С. 12 - 134.

[946] Вероятнее всего, что между 1610 (или 1612) и 1614 гг. арх. Леонтий Карпович был вообще единственным православным иерархом в ВКЛ.

[947] Изд.: Левшун Л. В. Леонтий Карпович. Жизнь и творчество. С. 135 - 279.

[948] Изд.: Послание настоятеля Виленского Свято-Духова монастыря и братства Леонтия Карповича к Афонским подвижникам (так!), надписанное "Чесному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею)" // Литовские епархиальные ведомости. Вильно, 1896. N 26. С. 229-231. Публикация Н. Петрова.

[949] Изд.: АЗР. 4. 217.

[950]Казанье на погреб о. Леонтия Карповича. Л. 20 об.

[951] Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. 5. Отд. 1. Гл. 2.

[952] РИБ. Т. 7. С. 83 - 84.

[953] См.: Мф. 17. 1-9.

[954] Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Леонтий Карпович. Казанье двое… Евю, 1615. Листы указываются в тексте в скобках.

[955] Ср., напр.: "Аще бо не быша тогда видели Его славима Моисеем и Ильею... то не бы Петр толикою любовию горяй и стремъглав распется Его ради". См.: "Слово в день воспоминания божественного Преображения великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа" // РНБ. Ф. 354 (Вологодское). N 22. Первая четв. XVII в. Л. 462.

[956] Леонтий Карпович говорит тут о таинстве Крещения, в котором преподается возможность и силы для новой жизни.

[957] Известно, что как "звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15. 41), так и угодник Божий угодника превосходит или в трудах, или в подвигах, а более того -- твердостью веры и жаром любви, и на столько же в славе и чести, небесным Подвигоположником приготовленных, соответственно один другого превышает.

[958]Казанье двое... Евье, 1615. Л. 19 об.

[959] Цит. по: Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович: жизнь и творчество. Мн.: Наука и техника, 1965. С. 6..

[960] Правда, Голубев и Левицкий не были столь категоричными, как Костомаров. Они лишь отмечали в деятельности Филиповича выделяющую его среди других защитников Православия крайнюю энергичность и бескомпромисность; но говоря об этом, исследователи, скорее все же молчаливо осуждают такой резкий энтузиазм, чем ставят его в пример. (См., напр.: Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. 2. Киев, 1898. С. 195.)

[961] Ученик кожевника.

[962] Ян Фаустин (Фавстин) Луба, воспитывавшийся при дворе литовского канцлера Льва Сапеги и представленный Филиповичу как сын царевича Димитрия, внук Иоанна Грозного.

[963] Здесь и далее текст "Диариуша" цитируется по изданию: Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество. Мн.: Наука и техника, 1965. С. 97 - 179. Страницы указываются в тексте в скобках.

[964] Имеется в виду Сигизмунд III Ваза.

[965] Весной 1648 г. началась казацкая война под руководством Боглана Хмельницкого, которая привела к принятию Малороссии (в сентябре 1654 г.) в подданство московскому государю и присоединениею Смоленщины и Левобережной Украины с Киевом к России (1667).

[966] Имеется глухое упоминание о том, что Петр I, будучи в Бресте и узнав о судьбе Симеоновского игумена, велел перенести голову преподобномученика в Санкт-Петербург. Нынешнее местонахождение этой реликвии неизвестно.

[967] Ср.: Преподобномученик Афанасий Брестский // Мельников А. А. Пусть непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Мн.: Изд. БПЦ МП, 1992. С. 205 - 216.

[968] Лат. diārium через польск. -- букв. поденная запись, дневник.

[969] Один из списков "Диариуша" обнаружен в "Толковой Псалтири" Димитрия Ростовского (хранится в ГИМ; именно с него была сделана публикация "Диариуша" в РИБ). Другой обнаружен в 1956 г. Коршуновым в рукописи Российской Национальной Библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге.

А. Левицкий упоминает еще о документе на польском языке -- “Kopia Memorialu, podanego krolowi jego mosci Wladislawowi IV w roku 1645 przez blogoslawionego Athanazego Philipowicza...” -- который, видимо, есть ни что иное как перевод двух статей из "Диариуша": "Новин…" и "Фундамента непорядка…". Левицкий указывает, что этот документ хранился в архиве Киевской Археографической комиссии. (См.: Левицкий О. Афанасий Филипович, игумен брест-литовский, и его деятельность в защиту Православия против унии. б/м.).

[970] Издания: Афанасий Филипович. Диариуш. 1646 // РИБ. СПб,. 1878. Т. IV. Кн. 1. С. 48 - 156; Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество. С. 97 - 179.; Хрэстаматыя па старажытнай беларускай лiтаратуры. Склад. А.Ф. Коршунау. Мн., 1959. С. 308 - 324 (в отрывках); Анталогія даўняй беларускай літаратуры. XI - першая палова XVIII стагоддзя. Мн.: Бел. навука, 2003. С. 771 - 797 (в отрывках). А также полная электронная версия (московский список) по адресу: http://starbel.narod.ru/razn/fil_diar.htm.

[971] Ср.: Коршунаў А. Ф. Да пытання аб жанры і кампазіцыі “Дыярыуша” Афанасія Філіповіча // Беларуская літаратура. Даследванні і публікацыі. Т. 3. Мн., 1960. С. 142; Гедзімін Л. А. Палемічныя творы Афанасія Філіповіча// Международные Кирило-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск, 24-26 мая 1999г.) Ч. 1. Мн., 2000. С. 142-146; Гедзімін Л. А. Творчасць Афанасія Філіповіча ў кантэксце праваслаўнай палемічнай літаратуры канца XVI - першай паловы XVII ст. Аўтарэф. канд. філалаг. нав. Мн., 2003. С. 8 - 14.

[972] Ср.: Брестский О. В. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский // Материалы научно-богословской конференции "Памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского". Мн., 1997. С. 15.

[973] См.: Шыла Д. Д. Вучэнне аб сямі дарах Святога Духа ў сацыяльна-палітычнай утопіі Афанасія Філіповіча “Дыярыюш”. Курсовая работа по кафедре религиоведческих дисциплин Теологического фак-та ЕГУ. Мн., 2001. 18 с.

[974] См.: Шыла Д. Д. Духоўная спадчына сьвятога прападобнамучаніка Афанасія, ігумена Берасьцейскага, у кантэксьце праваслаўнай культуры Беларусі. Дипломная работа по кафедре религиоведения Теологического фак-та ЕГУ. Мн., 2003. 55 с.

[975] Ср., напр.: Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович… С. 138. Его же. Да пытання аб жанры і кампазіцыі “Дыярыуша”... С. 142; Гедзімін Л. А. Жанравыя асаблівасьці "Жыярыуша Афанасія Філіповіча // Матэрыялы 51-й студэнцкай навуковай канферэнцыі БДУ (красавік-май 1994 г.) Мн., 1994. С. 138.

Ср.: Гаранін С. Л., Ляўшун Л. В. Спосабы стварэння вобраза чалавека ў беларускіх хаджэннях XII – XVI стст. і развіццё мемуарнай літаратуры // Праблемы гісторыі старажытнага свету і сярэдніх вякоў: Матэрыялы навуковай рэспубліканскай канферэнцыі памяці акадэмікаў Н. М. Нікольскага і І. М. Перцава (15 – 16 лістапада 1999 г.). Мінск, 2000. С. 174.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...