Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическая концепция и детские дома Я. Корчака



зии его жизни и в "тех простых радостях, которые так легко можно и нужно ему дать. Осуждал линию поведения многих родителей и педагогов по отношению к детям: надзирать, критиковать, не разрешать, назидать, словом, «стоять на страже интересов ребенка», ибо сам он «не знает», сколько ему есть и пить, гулять и спать, играть. Часто в общении с детьми, замечал К., боятся доброты, считая, что от дружеского обращения ребята наглеют и отвечают недисциплинированностью. Нет, утверждал он, ребенок — существо разумное, хорошо знает потребности и трудности своей жизни, а детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека, когда ему нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. К. призывал: уважайте незнание ребенка, его текущий час и сегодняшнюю жизнь, его развитие, чувства. И нужно обязательно изучать ребенка! Но изучать, как отличающуюся, а не как более слабую и бедную психическую организацию. «Нет детей — есть люди», — говорил К., разъясняя сущность своей педагогики доброты.

Свое воплощение педагогика К. получила в его «Доме сирот», впоследствии в «Нашем доме». Здесь он прежде всего наблюдает, анализирует поведение групп детей и отдельного ребенка в разных местах и ситуациях, а затем следует диагностика и конкретная воспитательная деятельность. В своих книгах К. дал убедительные примеры эффективности таких наблюдений, сбора различной документации, статистических материалов, медицинских показаний и др. «Кто фиксирует факты, тот получает материал для объективной дискуссии, не идущей на поводу у эмоций», — писал он. Формализм? Как посмотреть. Архив сиротского приюта «Наш дом» (50 детей) за 7 лет работы насчитывал: 195 тетрадей стенгазеты дома и документов, 41 тетрадь протоколов 227 заседаний Совета самоуправления, множество материалов детского суда, 14000 благодарностей, свыше 100 тетрадей с разными описаниями, рассказами, воспоминаниями детей, сотни рисунков, диаграмм и т.д. Целая история активной самодеятельности детей, огромная память, пласты воспитания. К. очень верил накопленному материалу, считал его необходимым. По своим 34 блокнотам заметок о спящих детях он собирался написать книгу о ночи в сиротском приюте и вообще о сне детей.

Самоуправление и самовоспитание детей подкреплялись в «Доме» интересными средствами и находками. «Доска объявлений» с извещениями, предупреждениями, просьбами и отчетами. «Почтовый ящик» для переписки воспитанников с педагогами и друг с другом. «Детский суд», который заставлял детей задумываться, самокритично относиться к себе лучше понимать товарищей, создавал и поддерживал определенные нормы поведения. У суда был свой «Кодекс», продуманная процедура ведения дел, дети могли жаловаться не только друг на друга, но и на воспитательный персонал. И хотя, как правило, «трибунал» выносил только два приговора — «Оправдать» или «Простить», впечатления от него оставались глубокими. Свои задачи выполнял Совет самоуправления и детский Сейм. И везде присутствовало главное: правила поведения детей должны соответствовать их нравственному сознанию, быть принятыми ими, пережитыми через призму детской справедливости. Перечисленное не исчерпывает творчества К. в организации разносторонней деятельности детей. Они сами ему многое подсказывали, он, как и другие выдающиеся педагоги, шел за ними, учился у них, а, главное, преданно любил их.

Я. Корчак — национальный герой Польши. После захвата Варшавы гитлеровцами в 1939 г. «Дом» отчаянными усилиями его руководителя продержался еще три года. В 1942 г. фашисты начали акцию по уничтожению всех евреев города, угроза нависла и над детьми «Дома», и К., имея возможность спасти свою жизнь, решил оставаться с ними до конца. Он и его ближайшая помощница Стефания Вильчинская вместе с 200 детьми погибли в газовых печах Треблинки. Последнюю запись в своем дневнике Я. Корчак сделал 4 августа 1942 г.: «Что вы собираетесь делать после войны?» — спрашивали его друзья. – «Как что?» – удивлялся Я. Корчак – «Организую детский дом для немецких сирот».

Ныне идеи Я. Корчака применяются в школах и других воспитательных учреждениях многих стран, в том числе и в России. Его замечательные книги (их более 20) о детях и для детей не устаревают, издаются большими тиражами на разных языках.

4. Учебные заведения нового типа в России. Прогрессивные идеи Западной педагогики проникли не только в российскую педагогическую мысль, но и в педагогическую практику, оказав влияние на создание школ западного типа в России. Ведущая роль по количеству и качеству передовых школ в конце XIX – начале XX в. принадлежала, несомненно, Петербургу. Построенные на новых началах школы сильно отличались от казенной классической гимназии количеством даваемых знаний, а также качеством и достижением новейшей методики воспитания и преподавания. Многие новые учебные заведения того времени называли себя коммерческими, чтобы выйти из-под опеки министерства просвещения и оказаться под крылом более прогрессивного министерства торговли и промышленности. Сознавая трудности, по которым придется пройти решившимся на новшества школам, важность товарищеской поддержки и взаимопомощи в этом деле, директор Выборгского восьмиклассного коммерческого училища (ВВКУ) П.А. Герман стал инициатором объединения всех «родственных по духу» Петербургских школ. В 1907 г. была создана Междушкольная комиссия, в которую входили 11 учебных заведений: Василеостровская Новая школа, Вечерние курсы при гимназии Стоюниной, Выборгское восьмиклассное коммерческое училище, Курсы родительского союза (гимназия Столбцова), гимназия Лентовской, К.И. Мая, Стоюниной, Коммерческое училище Глаголевой, Коммерческое училище в Лесном, Преображенская новая школа и Тенишевское училище. В Междушкольной комиссии насчитывалось всего около 40 школ, работавших по новым принципам.

В начале 1900 г. было основано Санкт-Петербургское сельскохозяйственное училище с педагогическим классом при Мраморном Дворце. Оно характеризуется как одно из передовых учебных заведений того времени, открытое для крестьянских и рабочих детей. В попечительский комитет также вошли: граф С.Ю. Витте, член госсовета Гербер, атаман Войска Донского Покатило и др. Такой состав давали возможность директору проводить новаторские методы в воспитании и создавать новое, прогрессивное по тем временам учебное заведение. Директор училища, Николай Александрович Барташевич, не внушал учащимся страх, как это было в государственных гимназиях, а был другом учеников и пользовался глубоким уважением и любовью. Даже прозвище ему дали ребята родственное и теплое – «Дед».

Училище работало круглый год, без каникул. Летом дети закрепляли полученные знания в большом благоустроенном и рентабельном хозяйстве Крестьянского поземельного банка Псковской губернии. Учебный план был особый, свой, значительно отличавшийся от учебных планов гимназий и др. учебных заведений столицы, т. к. он учитывал привычный для сельских детей режим, обстановку быта. Работа начиналась с 6 часов утра до 5 часов вечера: с перерывами – 1 час на завтрак, 2 часа на обед. В день было по 6 уроков, из которых 2 – практических, проводимых в лабораториях. Жалоб ребят на нагрузку не было, все были здоровые, крепыши, т.к. учитывалась специфика детского организма.

Училище готовило учителей в сельские школы, поэтому ребята так подробно изучали многие отрасли сельского хозяйства. Учитель, по мнению Н.А. Барташевича, не только должен уметь хорошо учить детей, но дать им и эстетическое воспитание, научить их любить прекрасное, что украшает жизнь человека. Учитель не должен замыкаться в рамках школы, а должен быть общественно-политическим деятелем на селе. Выполнение этих задач требовало от учителя широкого профиля образования большой эрудиции. Училище выпускало действительно всесторонне образованных молодых людей, готовых к практической деятельности. Состав учащихся был пестрым, как по социальному положению, так и по национальности. Были обеднелые дворяне, крестьяне, дети чиновников, мещане. По национальности – латыши, эстонцы, русские. Директора училища Н.А. Барташевича современники часто называли русским Песталоцци. Это было экспериментальное училище: прекрасное, просторное помещение, оборудованные лаборатории и кабинеты, комнаты тихого отдыха, духовой оркестр на 50 человек. Для летней практики – большое имение с дворцом, в котором размещались все 270 воспитанников и преподаватели с семьями. Первые шаги директора по обновлению школы, заключались в том, что он собрал учителей энтузиастов. Общеобразовательные предметы вели преподавали с университетским образованием, а специальные предметы – окончившие Петровско-Разумовскую сельско-хозяйственную Академию. Все любили искусство, многие играли на музыкальных инструментах, другие пели.

Земская Учительская семинария им. К.Д. Ушинского после радикальной ее перестройки в 1907 году, была переименована в учительскую школу. Это была школа – интернат с совместным обучением, общее образование в ней органически сочеталось с трудовым воспитанием, а в старших классах с профессиональной (педагогической) подготовкой. Учительская школа была построена по «Проекту Учительской семинарии» К.Д.Ушинского, написанного им в 1861 г. после анализа своей поездки в Германию.

В дореволюционных условиях профессиональная направленность школы имела и теневую сторону. Для крестьянских подростков Учительская школа была почти единственным доступом к образованию вообще. Далеко не все съезжавшиеся на приемные экзамены в «городок Сан-Галли» стремились именно к учительской профессии. Педагоги понимали, что выбрать учительскую профессию в 14 – 15 лет слишком рано, но дореволюционным учительским школам приходилось базироваться на двух классах образования поступавших в нее воспитанников.

Трудовой принцип стал одной из основ Учительской школы на Петровском острове. Регулирование числа членов осуществлялось посредством самоуправления. Ученический коллектив формировался по возрасту, полу, по подготовленности, в национальном и социальном разрезах. В основном учительская школа комплектовалась жителями Петербургской губернии, обычно окончившими ее сельские школы, в основном это были крестьяне.

Жизнь в интернате рассматривалась и как средство воспитания. Закрытые учебные заведения до первой половины XIX в. возникли в России как учреждения дворянства (духовные семинарии и женские епархиальные училища), т.к. эти сословия проживали разбросанно в сельской местности, поэтому требовались средние школы и интернаты. И только к началу ХХ в. идея К.Д. Ушинского о воспитательном учреждении закрытого типа для низших сословий, основанного на гуманном отношении к ее воспитанникам была реализована в России.

Благодаря средствам от общества взаимного вспомоществования учителям и учащимся народных училищ Санкт-Петербургской губернии и губернскому земству была открыта эта школа – интернат, рассчитанная на демократический состав учащихся, а также на подготовку учителей для села. Однако здесь была решена еще одна важная задача – подготовка нового учителя для «новой школы», т.к. между этой школой – интернатом и другими учебными заведениями нового типа (Тенишевское, Стоюненское, Василеостровское, Выборгское и т.д.) были налажены постоянные связи и встречи, обмен опытом. Коллектив учителей, следуя заветам К.Д.Ушинского, в отличие от казенных гимназий, стремился установить теплые, доверительные отношения.

Режим воспитания в школе – интернате им. К.Д.Ушинского исходил из привычек сельских ребятишек: рано вставать, часто бывать на воздухе, заниматься физическим трудом, много двигаться. Классный воспитатель имел возможность все знать, поскольку учащиеся вели с ним задушевные беседы. Убеждение – важный метод воспитательной работы противопоставлялся давлению на личность и наказаниям. Во всей воспитательной работе красной нитью проходила свобода личности учащегося. Режим никого не стеснял, прочно входил в жизнь и почти никогда не нарушался. Сутки были распределены так, чтобы у каждого было вполне достаточно времени на подготовку к урокам, для отдыха и прогулок, других своих дел. В свободное время дети могли уйти в театр, уехать к знакомым, просто побродить по городу. Проблему с модницами помог решить «голубой сан – галльский фартук». Все одевали поверх платья голубые нарядные фартуки, а юноши – голубые жакеты, и выглядели одинаково опрятно и со вкусом.

Продуманное сочетание воспитывающего обучения с культурной ролью интерната и с внеклассной работой в Учительской школе было широкой основой воспитания. Связь с жизнью через внеклассные мероприятия проходила встречными путями: в школу «из жизни» приходили на вечера по субботам специалисты разных отраслей с лекциями, с художественным словом, с показом многообразия достижений науки, искусства и техники; «из школы» в жизнь постоянно совершались экскурсии.

Посещения детьми учителей на дому также входило во внеклассную работу. Особенно вспоминали «четверги» А.К.Янсона, когда Алексей Кириллович очень интересно и увлеченно рассказывал о своих путешествиях по России и за границу. Задушевными беседами, сказками на ночь, тайнами и секретами была создана неповторимая атмосфера духовности, высокой нравственности и уважения. В этих условиях важнейшей задачей воспитателя было – взрастить в молодом человеке волю и умение самостоятельно преодолевать трудности и соблазны жизни, самостоятельно бороться за проведение в жизнь педагогических идеалов, на которые вдохновил его учительский коллектив школы.

В сентябре 1906 г. в Петербурге открылось Выборгское восьмиклассное коммерческое училище. Новая школа мыслилась ее организаторам как общеобразовательное среднее учебное заведение для мальчиков и девочек, воспитывающихся и обучающихся совместно. Коллегиальное начало было выдвинуто во главу угла в каждом начинании, как самих учащихся, так и педагогов; можно назвать литературный, спортивный, библиотечный, музыкальный кружки. Ежемесячные альманахи отражали жизнь училища изнутри, глазами самих воспитанников. К своим традиционным праздникам: 8-е декабря (открытие), выпускные балы, вечеринки для именинников; готовились серьезно, все вместе, с активным участием родительского совета. Родительский совет делил заботы и волнения, педагогические искания и радость достижений, его сотрудничество с педагогическим коллективом было основано на демократическом принципе, как и вся работа школы.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1841 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...