Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Международные межрегиональные организации, действующие на территории бывшего СССР 9 страница



География религий изучает конфессиональный состав на­селения стран и регионов мира, географическое распростране­ние каждой религии, религиозных обычаев и верований, очаги возникновения и зоны влияния отдельных религий, факторы и волны их пространственной экспансии, главные центры палом­ничества, региональные особенности межконфессиональных от­ношений.

Религиозный (конфессиональный) состав населения мира. Рели­гий в мире много. Они отличаются своими догматами, культом, содержанием вероучений, церковным устройством. По проис­хождению и географическому распространению все религии делятся на мировые, местные (этнические или национальные) и примитивные (племенные).

К мировым относятся монотеистические религии (вера в од­ного бога) — христианство (его исповедуют 1995 млн чел.), ислам (1180 млн), буддизм и ламаизм (354 млн). Они распространены да­леко за пределами очага, где возникли, и охватывают несколько частей света.

Христианство — самая распространенная в мире религия (его исповедуют 1995 млн человек); возникло в I в. н.э. в Палестине. Согласно христианству Бог един в трех лицах — Отец, Сын (Ии­сус Христос) и Святой дух. Священное христианское Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Основная запо­ведь Христа — любовь к ближним, терпение и всепрощение. Ос­новными ритуалами являются крещение, причащение, покаяние. В 1054 г. христианство раскололось на католицизм и православие. Во главе католической церкви стоит папа римский. В правосла­вии существуют 15 автокефальных церквей. В XVI в. в результате Реформации церкви от католицизма отделился протестантизм.

Католицизм, одно из христианских течений, возникших в ре­зультате раскола христианства, исповедуют 1046 млн чел. Это жители стран Латинской Америки, США, Канады, Испании, Португалии, Франции, Италии, Австрии, юга Германии, запада Швейцарии, Бельгии, Ирландии, Польши, Литвы, Чехии, Слова­кии, Венгрии, Хорватии, Словении, Филиппин.

Протестантизм возник в результате раскола католицизма в XVI в. Его исповедуют 635 млн чел., преимущественно в Герма­нии (в центре и на севере), Нидерландах, Швейцарии (в центре и на востоке), Великобритании (англиканская церковь), странах Северной Европы, Латвии, Эстонии, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Протестантизм делится на лютеранство (80 млн верующих), англиканство (58 млн), кальвинизм (55 млн), баптис­тов (72 млн), методистов (41 млн), пятидесятников (119 млн веру­ющих); Маргинальными группами протестантизма (находятся за пределами основного ядра протестантизма) являются пресвите­риане, иеговисты (движение возникло в XIX в. в США), менно- ниты (личная вера; пацифизм; преобладает в США и Канаде).

Православие откололось от христианства в 1054 г. Его испо­ведуют 200 млн чел. в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Грузии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Греции, на юге Кипра. Православные есть также в странах Бал­тии, Средней Азии, Польше, Канаде, Австралии, крупных горо­дах Европы. На окраинах России и в соседних странах проживают староверы (старообрядцы), которые откололись от традицион­ного православия после реформы патриарха Никона в 1650-е гг. К старообрядцам относятся поповцы, духоборы, молокане.

На стыке православия и католицизма существует греко-като­лическая униатская церковь (запад Украины и Белоруссии, Ру­мыния);!К (христианам относятся также верующие армяно-гри­горианской.церкви (живут в Армении, России, Украине, Сирии, Ливане/;\США, Франции) и христиане-копты, проживающие в Египте^

Ислам возник в 610 г. в Саудовской Аравии. Ислам переводит­ся с арабского как «покорность^ Его основателем является про­рок Мухаммед,-который с помощью архангела Джебраила (Гаври­ила) фиксировал' откровения аллаха — послания людям. Общение с аллахом иройёходило в ночь Вознесения, когда он вознесся на небеса, и встретился с Исой,(Иисусом) и Мусой (Моисеем). Каждый мусульманин должен соблюдать 5 принципов (обязанно­стей): 1) исповедание веры путем.произнесения фразы «Нет бога, кроме Аллахами Мухаммед — пророк его» (Ля илляха илля Лла- ху ва Мух'аммадун Расуду Ллахи)^ 2) пять раз в день осуществлять молитву (ндмаз);,обращаясь лицом к Мекке; 3) раздавать милос­тыню в пользу бедных (закят); 4) соблюдать дневной пост (саум) в месяц рамазан; :5) осуществить хадж (паломничество) в Мекку хотя бы раз в жизни. Пятница является всеобщим днем молитвы. Священными..текстами ислама являются Коран (состоит из 1|154 глав — «сур»;ак0т0рые.л10вествуют о божественном! откровении, ниспосланном Мухаммеду) и Хадисы (собрание высказываний и описание поступков пророка Мухаммеда). После смерти Мухам­меда ислам возглавляли халифы — духовные лидеры. Когда уми­рал один, власть переходила к другому. Часть мусульман считала, что халифом может стать только прямой родственник Мухаммеда (они стали называться шиитами), другие — что халифом должен быть тот, кто может достоверно толковать Хадисы (сунниты).

В 656 г., когда 4-м халифом стал Омейяд, ислам раскололся на суннитов и пщитов. Сунниты — приверженцы халифов, не сом­невающихся в достоверности Хадисов. Шииты — последователи духовных руководителей общины (имамов), имевших родство с Али, зятем пророка. Сунниты не признают посредничества меж­ду аллахом и людьми после смерти пророка, а шииты верят в это и считают святыми 12 имамов — Али, зятя Мухаммеда и его по­томков.

Ислам исповедуют 1180 млн чел., в том числе 993 млн являются суннитами, а 187 млн — шиитами. В большинстве стран распро­странен суннизм. Это -ш Албания, Босния, Македония, страны Средней Азии, Турция, арабские страны Передней Азии и Ближ­него Востока; страны Северной, Восточной и Западной Африки; Афганистан, Пакистан, северо-запад Индии, Бангладеш, Индо­незия, Малайзия, Бруней, Мальдивские острова; ряд регионов России (Северный Кавказ, Поволжье, Урал, юг Сибири). Шииты проживают в Иране, Ираке,иСирии. Азербайджане, а также Йе­мене (шииты-зейдиты) и Омане (шииты-ибадиты). В VIII—IX вв. в исламе возникло течение суфизм с монашескими Орденами де­рвишей. Разновидностью ислама является также ваххабизм (го­сударственная религия Саудовской Аравии). Из шиизма в XIX в. возник бахаизм (см. ниже).

Буддизм возник в 544 г. до н.э. Его основатель —~.при.нн£'Сид-{ дхартха Гаутама,

человека — поток перерождении (колесо сансары,- состоящее'из страданий, вызываемых желаниями йгнривязанностями),1 и толь­ко нирвана избавляет его от -cTp^il^te®|p|3|i3M'-.йчрдайойжздё! тырех благородных истинах: существует, страданйе^его^прйч.и- на, состояние освобождения от него и п-уть к нему,. Нет бога как высшего существа. Буддийский Храм состоит из, зала Небесных правителей^ зала богйни милосердия, святщййца Будды,^храни­лища буддийских свитков «Трййитака». Праздники: день рожт дения Будды (Шакья-Муни), денывостижения Буддойширваны (смерти Шакья-Муни), день Просветления под деревомлбодхи (Прозрения). Культ совершается в храмах и;около стуго Главньгй текст — Трипитака («три корзины'^). Буддизм исповедуют 354млн чел. ВI в. н.э. разделился на две ветви: махаяна (*«широкий путь»; северная ветвь, или Большая коле'сница) и хинаяна*(«узкий путь»; южная ветвь, или Малая колесница). Хинаяны придерживаются 124^Шн-в"ерующих (в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Камбодже, Лаосе)'; махаяны -Sf210 млн (живут в Китае, Японии, Корее, Вьет­наме). Из махаяны в 600 г. н.э. выделился ламаизм (Ваджраяна), который исповедуют 20 млн чел. (Тибет, китайские провинции Ганьсу и Сычуань, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува).

Местные (этнические) религии возникли у одного народа (или группы народов) или в пределах одной страны; их влияние не вы­ходит за пределы территории, где проживает этот народ (этнос). К ним относятся индуизм, даосизм и конфуцианство, синтоизм, иудаизм, джайнизм, сикхизм, зороастризм, бахаизм.

Индуизм возник в III тыс. до н.э. В основе индуизма лежит кас­товая система разделения общества (брахманы — священники, кшатрия воины, вайшья — торговцы, шудра — крестьяне). Его основными понятиями являются дхарма (религиозные и обще­ственные обязанности) и карма (история поступков человека). Основным сводом религиозных текстов являются Веды (4 сбор­ника), написанные на санскрите (священном языке индуистов). В IV—VI вв. н.э. были созданы Пураны — тексты-эпосы (в том числе Матабхарата) на доступном языке. В индуизме множество богов, среди которых самыми важными являются Брахма (созда­тель мира), Вишну (защитник) и Шива (разрушитель); Кришна, Ганеш, Хануман. ВIV в. до н.э. индуизм раскололся на вишнуизм (сейчас его исповедуют 580 млн верующих) и шиваизм (286 млн); в XIX в. возник неоиндуизм (с 22 млн верующими). Индуизм ис­поведуют 888 млн чел. верующих, большинство которых живет в Индии, Непале, Шри-Ланке. Индуисты живут также на о. Бали (Индонезия), во многих бывших британских колониях, куда ин­дийцы переселялись для работы на плантациях сахарного трост­ника (Фиджи, Гайана, Тринидад и Тобаго, Маврикий). Главными священными местами индуизма являются Ришикеш (столица йо­гов), Хардвар («врата к богу»; с ашрамами — духовными община­ми вокруг гуру), Аллахабад, Варанаси (Бенарес; дворцы, храмы, гаты; место кремации), Удджайн, Канчипурам (большой храм Шивы), Дварка (столица Кришны), Айодхья (место рождения Рама), Матхура (место рождения Кришны).

Даосизм возник в 478 г. до н.э., когда была основана секта «пять мер риса» Лаоцзы. Ее священным каноном является Да- одэцзин: человек путем самосовершенствования (покорности, смирения, безропотности) может достичь единства с первоосно­вой мира (Дао) и посредством магии (медитации, алхимии, аст­рологии) обрести бессмертие. Ритуал даосизма включает испо­ведь, покаяние, заклинание злых духов, поклонение различным божествам и предкам. Стал государственной китайской религией Тррдаимпераящр Шуньди (125—144 гг.). В VII—XIII вв. даосизм распроетра-нилцядао^всему Китаю. Сейчас наснйтьшае;ш||233 млн вер|Щщй?|:Що||йц^рует на о. Тайвань и контищйщ^Щд^йитЩ распространен.также в городах, где проживают китайцы (напри! мер, Сингапур). |

Конфуцианство (Кун-цзы) — этико-религиозносуяение Кон­фуция (551—479»: гг. до н.э.), являющееся сводом; этических прд-; вил. Мораль преобладает над правом. Власть правителя священна (дарована Небо*»), люди делятся на высших (благородны* мужей) и низших (мелких людишек). Проповедуется покорность-власти и культу предков. Исповедуют 5 млн чел. Главным центром палом­ничества является Цюйфу — дом и место захоронения Конфуция;

Синтоизм — национальная религия Японии. (30 млн челф. Возникла в 1 тыс. до н.э. Синто — путь духов. Природа „(особен­но рощи, камни, скалы, горы,

ленны ми. духами; (ками). У человека больше всего ками. Главная цель - достижение бессмертия среди духов предков, исполнение долга. Синтоизм обожествляет власть императоров/г-ечитая их потомками богини солнца Аматерасу; Внешняя сторона,: куль­та преобладает, над духовной, поэтому: паломничество является обязательным. В Японии насчитывается несколько десятков ты­сяч синтоистских святилищ (на входе в них стоят ворота тории), которые расположены в рощах и горах, на скалах, в заливах, где живут ками. Они оживают в праздники мадури.

Иудаизм возник около 2000 г. до н.э. Иудаисты верят в единого бога (Яхве), соблюдают 10 заповедей, нормы поведения и кошер­ной пищи. Священным писанием являются Танах (состоит из письменной Торы (Пятикнижие Моисея), Пророки, Писания) и Талмуд — запись рассуждений древних мудрецов. Сторонниками иудаизма являются 14 млн чел. Они живут в Израиле, США, Рос­сии, Украине, странах Европы (Нидерланды, Франция, Бельгия, Греция).

Джайнизм возник в 599 г. до н.э. как разновидность индуизма. Цель — мокша — полное очищение души от цепи перерождений и страданий (сансара), дающее свободу. Главными святыми яв­ляются тиртханкары. Насчитывается 5 млн верующих (на юге и западе Индии). 95% джайнистов живут в Индии. Главные центры джайнизма расположены в штатах Бихар (Раджгир, Павапури), Раджастхан (гора Абу, храмы в Джайсалмере), Махараштра (в пе­щерах Эллора), Мадхья-Прадеш и Карнататка (самая большая статуя Гоматешвара в храме Шравана-Белгола).

Сикхизм возник в XV в. Его основал Гуру Нанак. Цель сикхиз­ма— достижение мокши (вхождение в божественную любовь). Ритуалы — распевание священных имен Бога, хвалебных гим­нов, медитация. Ему следуют 23 млн верующих, проживающих в Пенджабе (на границе Индии и Пакистана), штатах Харьяна, Раджастхан, Уттар-Прадеш. Главный центр — Амритсар (Золотой Храм «Харимандир»).

Зороастризм (огнепоклонство) возник в 1500 г. до н.э. в Пер­сии. 300 тыс. верующих живут в Гуджарате (на западе Индии) и Иране. Священная книга зороастристов — Авеста. Один из основ­ных признаков культа — почитание огня как очищающей силы.

Бахаизм возник в 1844 г. в Персии (Иране) как секта шиитов и быстро распространился благодаря духовному лидеру Баха-Улла. В нем 8 основных принципов, в основе которых лежит равенство людей и всеобщее объединение религий и народов. Насчитыва­ется 7 млн верующих. Главные центры — Хайфа (Израиль), Дели (Индия), Иран, Вьетнам, Филиппины, Уганда. Самые крупные бахаитские храмы расположены в Хайфе, Иллинойсе, Дели (храм лотоса).

Примитивные (местные племенные) религии объясняют все яв­ления действием сверхъестественных сил. К ним относятся тоте­мизм (вера в происхождение рода от священного животного или растения), магия (влияние сверхъестественным путем на других людей и природу), фетишизм (почитание предметов и вещей), анимизм (одушевление всех вещей и явлений, вера в духов), культ предков, шаманизм (вера в способность человека общаться с духами), полидемонизм. Эти верования распространены в изо­лированных районах, где развиты примитивные виды хозяйства и культуры, которые не имеют контактов с внешним миром и другими культурами. Их исповедуют народы тропической Афри­ки, индейцы Америки, аборигены Австралии, народы Океании, отдельные народы Азии (всего 132 млн чел.). Особенно велика доля сторонников родоплеменных культов в странах Западной (Гвинея-Бисау, Либерия, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар, Буркина- Фасо, Того) и Южной Африки (Ботсвана, Зимбабве, Мозамбик, Мадагаскар), в Лаосе.

Встречаются также синкретические религии — смесь моноте­истической религии с примитивными; например, религия Вуду (вудуизм), которую исповедуют 50% жителей Гаити.

Специалистам по туризму (особенно специализирующимся на паломническом и религиозном туризме) крайне важно знать кон­фессиональную структуру населения по странам. Это необходимо и для обычных туристов, собирающихся посетить страны с иной религией. Необходимо знать особенности самой религии, ее тра­диции, правила поведения при посещении религиозных учрежде­ний и сакральных (священных и святых) мест, чтобы не нанести моральный ущерб верующим.

Тесно связана с географией религий другая область знаний — сакральная география, которая изучает географическую специфику сакрального (святого) пространства каждой религиозной тради­ции (священные города, горы, реки и другие места поклонения и паломничества), особенности отношения каждой религии к при­родному ландшафту. Так, в христианстве центрами сакрального пространства являются Иерусалим и Палестина (включая такие библейские места, как Вифлеем (церковь Рождества Христова), Назарет (церковь Благовещения), река Иордан, Тивериадское озеро, храм Гроба Господня, гора Голгофа); для католицизма вто­ричным центром сакрального пространства является Рим, а также центры паломничества (Лурд, Сантьяго-де-Компостела, Фатима); для православных центром сакрального пространства был сначала Константинополь, затем в него вошли многочисленные монасты­ри (в том числе Метеоры и Афонские); для русского православия — монастыри и пустыни (Оптина, Саров). В центре сакрального пространства ислама находятся Мекка (мечеть Аль-Харам, камень Кааба, источник Зам-Зам, поЛе Арафат), Медина (мечеть Наба- ви, где находится гробница пророка) и Иерусалим (мечети Омара (купол Скалы) и Аль-Акса); у шиитов — Кербела (могила имама Хусейна, младшего сына Али), Эн-Наджаф (могила халифа Али) и Мешхед (гробница имама Ачи ар-Ризы). В даосизме сакральное пространство представлено 5 священными горами (Тайшань, Ла- ошань, Уданьшань, Хуашань) и храмами в Пекине, Чэнду, Шэ­ньяне. У японцев в сакральном пространстве синтоизма важное место занимают храмы и святилища Никко, Ицукусима, Идзумо и Исе, остров Сикоку, а также гора Фудзияма, куда должен поднять­ся к рассвету солнца три раза в жизни каждый японец. В индуиз­ме сакральное пространство представлено 7 священными реками (Ганг, подземная Сарасвати, Джамуна, Инд, Нармада, Годавари, Кахруди) и 7 священными городами (Варанаси, Хардвар, Айодхья, Матхура, Дварка, Канчипурам, Уджайн), при этом многие из них виртуальны. В иудаизме главными святынями сакрального про­странства являются Стена плача и синагоги Рамбама и Иуды ха Хасида (Иерусалим), Тверия, Цфат. Центрами бахаизма являются Хайфа и Дели; сикхизма — Амритсар (с Золотым храмом).

В анимистических культах весь природный ландшафт сакра- лизован сверхъестественным содержанием, поскольку природа населена в этой религиозной традиции божествами, духами, ру­салками.

13.3. Этногеография

Этнос (народ) — устойчивая группа людей, характеризующа­яся общностью расовых признаков, языка, территории зарож­дения, особенностями быта, культуры, общим национальным и религиозным сознанием и отличающаяся от других этносов (Лоб- жанидзе А.А. и др., 2005).

Этногеография изучает этническую мозаику стран и регионов мира, проблему этнической идентичности, распространения эт­нических и субэтнических групп, географические особенности этногенеза отдельных народов.

Основными. этническими процессами являются разделение народов, ассимиляция (растворение малых народов в больших), миксация (смешение), консолидация, интеграция (в том числе аккультурация— взаимопроникновение, адаптация— приспо­собление одного народа к другому).

Теорию этногенеза предложил Л.Н. Гумилев, в которой он объясняет зарождение, развитие и гибель этносов толчками пас- сионарности (появлением большого числа честолюбивых людей одной народности, стремящихся к расширению своего жизнен-

Толчки пассионарности вьшйш4вдвйе®шн®& ями в климате и природе (похолоданием, потеплением). Таким образом, эта теория использует идею географического детерми­низма — жесткого влияния на развитие общества природных и климатических факторов. Этногенез, по JI.H. Гумилеву, харак­теризуется следующими стадиями: подъем (пассионарное на­пряжение),: перегрев (пассионарный толчок), надлом (снижение пассионарного напряжения), инерция (укрепление государства, расцвет культуры), обскурация (распад). Более подробное изло­жение теории JI.H. Гумилева см. у Лобжанидзе А.А. и др., 2005. Весь период жизни этноса длится 1200— 1500 лет.

Этнический (национальный) состав населения мира. В мире су­ществуют 5 тыс. народов. Самыми многочисленными являют­ся китайцы (1120 млн чел.), индийцы (хиндустанцы; 244 млн), американцы США (300 млн), бенгальцы (200 млн), бразиль­цы (150 млн), русские (147 млн), японцы (126 млн), пенджаб­цы (100 млн), бихарцы (100 млн), мексиканцы (95 млн), яванцы (90 млн), немцы (86 млн), телугу (75 млн), корейцы (70 млн), ита­льянцы (67 млн), маратхи (67 млн), тамилы (64 млн), вьетнамцы (62 млн), египтяне (55 млн), турки (53 млн), французы (50 млн).

Некоторые страны являются моноэтническими (преобладает один народ), другие — полиэтническими (проживает много или несколько народов).

Наиболее сложный этнический состав характерен для стран Азии: в Индонезийжроживают 367 народов (в том числе:45%>- яванцы, 14% — сунды, 8% — мадкрцы), в Индии — 200 нарОдов.;(в том числе 72% составляют народы индоевропейской семьи.(хин­дустанцы, бенгальцы, ассамцы, бихарцы, ория, пенджабпы.)<ш 28% — дравидской (телугу, тамилы, малаяли)), в Мьянме — 70* на­родов (68% бирманцы, 9%!паыы,^% карены), в Китае — Зб.наро-; дов (92;%^ хань, среди меньшинств преобладают чжуаны, мамь-? чжурь^йушйцы, монголы). Пеструю этническую структуру имеют также Афганистан (пуштуны 44%, таджики 28%, хазарейцы Шш* Пакистан (Ш% пенджабцы, 16% пуштуны), Иран (51%ш©рсЫр4% азербайджанцы-,т8% гилянцы,.7%:.курды), Ирак (75% арабы, 18% курды), Малайзия (58% бумипутрау 24% китайцы), Шри^Ланка (74% сингалы, 18% тамилы).

Большинство стран Африки такжетшеет сложный этнический состав. Например, в Нигерии проживают250 народов (29*% хау­са, 21% йоруба, 18% игбо), в Демократической Республике Кон­го — 200 народов (в том числе банту, мангбету, азанде, пигмеи), в Кении — 40 народов (в том числе 22% кикуйю, 14% луйя, 13% луо). Полиэтническую структуру населения имеют Судан (52% негры, 39% арабы) и ЮАР (79% народы банту, в том числе 23% зулусы; 10% европейцы).

Более однороден этнический состав стран Европы, Австралии и Новой Зеландии. Но в некоторых из них проживает много народов, что иногда приводило к межэтническим конфликтам и напряже­ниям. Странами Европы с наиболее сложным этническим соста­вом являются Босния и Герцеговина (боснийские мусульмане 48%, сербы 37%, хорваты 14%), Испания (70% кастильцы, 18% ка­талонцы, 8% галисийцы, 1% баски), Македония (64% македонцы, 25% албанцы), Сербия (62% сербы, 17% албанцы).

В Америке этнический состав осложняется расовой неодно­родностью населения. Массовая эмиграция европейских народов в страны Америки привела к смешению рас и народов, поэтому точных цифр об этническом составе населения всех стран этой части света нет, за исключением Канады (здесь проживают 80 народов, в том числе 28% англо-канадцев, 23% франко-канадцев, 12% ирландцев, 9% немцев). США являются образцом консоли­дации народов в «плавильном котле». Очень разнообразно проис­хождение народов Мексики, Аргентины, Бразилии, где прожива­ет много европейских и азиатских иммигрантов.

Весьма разнообразен этнический состав России. По переписи 2002 г. русские составляют 80% населения; самыми многочис­ленными национальными меньшинствами являются татары, ук­раинцы, народы Дагестана, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. Особый случай составляют страны бывшего СССР, где велика доля русских: Казахстан (53% казахи, 30% рус­ские), Латвия (58% латыши, 30% русские), Украина (78% украин­цы, 17% русские) и др.

Знание этнического состава многих стран очень важно для работников туризма, особенно специализирующихся на этно­графическом туризме. Там, где этническое разнообразие больше, там больше возможностей наблюдать жизнь разных народов, осо­бенности их быта и фольклора.

Этнолингвистическая география. Этносы (национальности) различают по языкам. Язык, на котором говорят люди, является связующим звеном культуры и одновременно культурно-диффе­ренцирующим фактором. На Земле существует около 5 тыс. язы­ков. Все они по лингвистическим особенностям объединяются в языковые семьи. Внутри языковых семей выделяются языковые группы, языки, диалекты и наречия.

Выделяются следующие языковые семьи: индоевропейская, семито-хамитская (афроазиатская), кавказская, дравидская, уральская, алтайская, чукотско-камчатская, нигеро-(конго)-кор- дофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, австроазиатская, австронезийская, эскимосо-алеутская. Отде­льными языками, которые не входят в эти семьи, являются анда- манский, папуасский, корейский, японский, баскский; юкагир­ский, бурский, нивхский.

Среди всех наиболее распространены языки индоевропейской семьи (на них говорят 45% населения мира), китайско-тибетс­кой семьи (23%), нигеро-кордофанской (6%), семито-хамитской (6%). Самыми распространенными языками в мире являются ки­тайский (на нем говорят 1200 млн чел.), английский (450 млн), хинди и урду (350 млн), испанский (3:00 млн), русский (240 млн), бенгальский (180 млн)| индонезийский (180 млн), арабский (180 млн), португальский (170 млн), японский (130 млн), немецкий (Ь00 млн), французский (100 млн чел.). Некоторые народы гово­рят одновременно на двух языках — бельгийцы (на французском и фламандском), ирландцы (на ирландском и английском), канад­цы (на английском и французском), филиппинцы (на филиппин­ском и испанском), финны (на финском и шведском), украинцы (на украинском и русском).

К этногеографии тесно примыкают география бытовой куль­туры и география народной культуры. Первая тесно связана ciilr нографией и изучает территориальные различия в повседневной бытовой культуре разных народов (типы жилища, особенности национальной кухни, традиционные средства транспорта^осо- бенности семейной жизни), тогда как вторая изучает террито­риальные различия в народном искусстве, (фольклоре: народные былины и сказания, песни и танцы, художественные промыслы), в народных праздниках, развлечениях, спортивных играх. Эти разделы географии имеют большое прикладное значение для со­ставления программ и туров этнографического туризма.

13.4. География памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Среди объектов материальной культуры особенно важны вы­дающиеся достопримечательности, имеющие общечеловеческую ценность с художественной, исторической! научной и природной точки зрения. Поэтому ЮНЕСКО — организация ООН по вопро­сам образования, науки и культуры — в 1972 г. приняла конвен­цию об охране всемирного природного и культурного наследия. В соответствии с нею культурным наследием считаются наиболее значимые и ценные памятники культуры и истории. К ним отно­сятся памятники (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические памятники, пещер­ные города), ансамбли (группы строений, архитектура, единство или связь которых с пейзажем представляют выдающуюся уни­версальную ценность с точки зрения истории, науки или искус­ства), достопримечательные места (произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие собой выдающуюся универсальную ценность с точки зрения ис­тории, эстетики, этнологии или антропологии).

Главными типами объектов всемирного культурного и при­родного наследия являются: археологические парки, маршруты, руины; архитектурные ансамбли; атоллы; башни (в том числе телевизионные); ботанические сады; геоглифы; города-музеи; городские ворота; городские дома; горы; дворцы; железные доро­ги (уникальные и исторические); старые заводы; заливы; замки; заповедники; уникальные здания; индустриальные ландшафты; исторические города; исторические села и деревни; историче­ские центры городов; каналы; каньоны; кладбища мемориальные и исторические; коралловые рифы; крепости; крепостные сте­ны; культурные ландшафты; курганы; ледники; леса; мавзолеи; мельницы; мечети; минареты; могилы; могильники; монастыри; мосты старые и уникальные; национальные природные парки; неолитические сооружения и структуры; озера; острова; памят­ники; парки; петроглифы (наскальные рисунки); пещерные горо­да; пещеры; площади городов (архитектурные комплексы); порты (в том числе старинные); природные заповедники; религиозные миссии; реки; речные долины; рынки (в том числе восточные и африканские базары); сады и парки; синагоги; соборы; статуи; тропический лес; усадьбы; ущелья; храмы; центры паломничест­ва; церкви; шахты; старые шлюзы.

Географическое распространение объектов всемирного культур­ного и природного наследия ЮНЕСКО. В начале 2007 г. в 13.8 стра­нах имелось 830 объектов ЮНЕСКО, в том числе 644 культурных, 162 природных, 24 смешанных (см. табл. 31). В соответствии с делением мира ЮНЕСКО в Европе и Северной Америке распо­ложены 351 культурный, 7 смешанных и 49 природных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (всего 407); в Азии, Австралии и Океании, вместе взятых — 121, 11 и 43 (всего 175); в Африке юж­нее Сахары — 36, 2 и 32 (всего 70); в странах Латинской Америки и Карибского бассейна — 79, 3 и 34 (всего 116); в арабских стра­нах — 57, 1 и 4 (всего 62). 49% всех объектов ЮНЕСКО располо­жены в Европе и Северной Америке; 21% — в Азии, Австралии и Океании; 14% — в странах Латинской Америки; 8% — в Африке.


Наиболее известные объекты всемирного культурного наследия по частям света и странам

Из 644 культурных памятников ЮНЕСКО наибольшее коли­чество приходится на следующие страны (см. табл. 31): Италия — 43, Испания — 40, Германия — 34, Китай — 30, Франция — 29, Индия — 23, Мексика — 23, Великобритания — 23, Россия — 15, Греция — 14, Швеция — 12, Польша— 12, Португалия — 12, Че­хия — 12, Бразилия —11, Япония — 10, Бельгия — 10, Австрия — 8, Марокко — 8, Венгрия — 8, Иран — 8, Тунис — 8, США — 8, Перу — 7, Южная Корея — 7, Турция — 7, Румыния — 7, Болгария — 7, Эфи­опия — 7, Нидерланды — 7, Египет — 6, Шри-Ланка — 6, Алжир — 6, Хорватия — 6, Куба — 6, Норвегия — 6, Пакистан '±. 6, Финлян­дия— 6.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 472 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...