Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

II. Размещение принятых заказов во времени и пространстве. 11 страница



На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работни­ку присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

Какие маркетинговые шаги и меры способствуют профессиональному росту специалиста, стабилизации его личности?

1. Непрерывное профессиональное самообразование, повышение квалификации.

2. Овладение смежными профессиями, выполнение работ на стыке двух направлений и или специальностей.

3. Проникновение в новые сегменты рынка (заграничные командировки, международные выставки, конкурсы, симпозиумы).

4. Использование новых каналов распределения: работа по контракту за рубежом, сотрудничество с различными лабораториями, выступление в составе зарубежных спортивных команд, совместные полеты в международных космических проектах, выступления на сценах ведущих театров мира.

5. Акцентирование информации и рекламы не на достоинствах личности (их давно все знают и ценят), а не призыве к потребителям купить, пойти, поехать, обратиться, воспользоваться, попытаться и т.п.

6. Возможная дифференциация цен (благотворительность, культурно-шефская работа, участие в социально-культурных программах и т.п.).

6.4. Этап профессиональной зрелости

Как и всякий иной товар, личность рано или поздно достигает этапа зрелости (насыщения). Разумеется, речь не идет о физиологической или половой зрелости. И даже не социальной. Речь идет о достижении личностью некоего потолка, выше которого продвинуться уже вряд ли удастся, а опускаться ниже – значит терять однажды завоеванные позиции, а то и постепенно деградировать. Психологи утверждают, что лишь часть специалистов, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуще­ствлении и самореализации, переходит на следующую стадию – профессионального мастерства и станов­ления акме-профессионалов. Для нее характерны вы­сокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности лич­ности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотно­шений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в не­удовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) – свидетельство того, что личность состоялась (34, с. 46).

Достижение личностью этапа профессионального мастерства вовсе не означает, что с этой поры жизнь специалиста, мастера, художника становится безмятежной, лишенной забот и огорчений. Как раз наоборот: чем старше становится специалист, тем требовательнее он относится к себе, тем большего ждет от него потребитель, будь то администратор, покупатель (руководитель организации) или определенная часть населения, тот социум, чьи потребности и интересы стремится удовлетворить мастер – специалист высокого класса. Истории отдельных человеческих судеб содержат массу примеров того, как выдающиеся личности, творившие шедевры, прозябали в нищете, не были признаны правителями, не находили взаимопонимания с публикой, для которой творили.

Не всем так везло, как нашей современнице Наталье Царковой -молодому художнику портретисту, удостоенному чести написать портреты Папы Римского Иоанна-Павла II, а затем его преемника. Вот строки из некоторых биографий.

А.К. Саврасов – выдающийся русский художник. Родился в Москве в 1830 году в небогатой купеческой семье. Склон­ность к рисованию проявилась рано, и по окончании начальной трех­классной школы он поступает в Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с живописны­ми рано проявились и педагогичес­кие способности художника. Окон­чив училище, Саврасов остается в его стенах, руководит пейзажным классом, принимает живое участие в выставках училища. Он соверша­ет многочисленные поездки: по Ук­раине, по Волге, по старинным рус­ским городам и их окрестностям, что дает ему новый богатый материал для работы. Слава его растет. Но судьба не очень баловала художни­ка. На жизненном пути его было много трудностей. Саврасов умер в 1897 году в одиночестве и нищете.

В.Г. Перов – выдающийся русский художник. 1862-1864 годы художник про­водит за границей. Вернувшись, Перов увидел Рос­сию другими глазами. Контраст между тем, что он видел, например, во Франции и с тем, что он уви­дел на родине, был столь разитель­ным, что едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведе­ния: «Проводы покойника», «Трой­ка», «Утопленница», «Приезд гувер­нантки в купеческий дом», «После­дний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Каждая из них – законченная новелла о человечес­ком горе.

Эти годы окрасились для Перова одиноче­ством и болезнью. В 1875 году живопи­сец последний раз участвует в экспозиции передвижников, а в 1877 он, в течение многих лет казначей Товарищества, отчитав­шись до копейки, выйдет из его состава.

Перов много работает в мас­терской, никому не показывая свои новые картины. Если раньше художник тщательно работал над своими произведениями, то теперь он слов­но торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным. Перов мечется от сюжета к сюже­ту, многие работы начинает, но не заканчивает. Воображение худож­ника рождает все новые гранди­озные замыслы, но нет уже сил для их воплощения, и сам он понима­ет это. В 1882 году он умирает от чахотки.

М.К. Чюрленис – литовский композитор и художник. Сочиняя музыку, Микалоюс Константинас Чюрленис не прика­сался к инструменту. Бумага, карандаш, свеча, папиросы и бес­сонница – больше ничего не требовалось. Работая над картинами, Чюрленис не выходил из комнаты и вряд ли помнил, что там за окном – опрятная зелень отцов­ского сада в Друскининкае или мокрый петербургский булыж­ник. Он кнопками прикалывал к стене бумажный лист – имен­но бумажный: нейтральная, совершенно гладкая, «пустая» плоскость(холст и всю замысловатую кухню масляной жи­вописи Чюрленис не любил) – и брался за карандаш, палочку пастели, кисточку – по сути, письменные принадлежности.

Юлия Друнина –выдающаяся советская поэтесса. Юлия Друнина ушла из жизни за две недели до подписания в Бело­вежской Пуще акта об уничтожении СССР. Ушла добровольно, как доб­ровольно когда-то уходила на фронт. Ушла, мучимая страшным предчувствием и злым обманом, которым обернулись все ее романтические надежды и ожидания ав­густа 1991. В предсмертных строках из концентрата душевной боли у нее вырвалось: «Как летит под откос Россия, не могу, не хочу смотреть!».

Л.О. Утесов –популярный советский певец и актер: «Почему так много плохих пе­сен, – спрашивают у меня. Если бы речь шла только о людях, не обла­дающих достаточно тонким музы­кальным вкусом, следовало бы от души посоветовать им этот вкус развивать, чтобы они по своей вине не пропустили встречу с под­линно прекрасным.

Речь идет о тех, кто выходит с песней на эстраду, перед микро­фоном радио и телевидения, в сту­дию грамзаписи. Вот к ним мы вправе предъявлять самый высо­кий счет и самые бескомпромисс­ные требования, ибо нести песню людям – это значит, прежде всего, воспитывать людей, быть трибуном, агитатором пропагандистом под­линного искусства. А как можно пропагандировать плохое, дешевое, безвкусное?

Шагать с песней по жизни, ут­верждать песней радость и красоту нашего бытия – ответственейшая миссия. И об этой ответственно­сти ни профессиональные, ни са­модеятельные певцы забывать не должны...».

Этап профессиональной, творческой зрелости личности может быть и продолжительным и почему-либо кратковременным. Фактически речь идёт о творческом долголетии.

Творческое долголетие – вещь желанная. Но оно ко многому и обязывает. Постоянно держать себя в форме – физической и творческой – удается далеко не каждому мастеру. Скажем, великая М. Плисецкая позволила себе появиться в образе умирающего лебедя на сцене Мариинки в 75 лет! Кто из отечественных балерин решится на такое? (И кто, откровенно говоря, им это позволит…). Известная певица Алла Баянова ещё и в наши дни поражает публику мастерским исполнением романсов. А ведь ей … за девяносто. А выдающийся отечественный балетмейстер И. Моисеев? А художник Б. Ефимов? А хирург Н. Амосов? А великий гуманист XX века Д.С. Лихачев, в свои девяносто с лишним активно участвовавший в общественной жизни страны?

В маркетинге этап зрелости связывается с замедлением роста сбыта товара. Товар оказывается как бы между двух жерновов. Один «давит» на личность популярностью, повсеместным признанием, авторитетом, славой, наконец, безупречным профессионализмом. Другой «противодействует» в форме конкуренции с «равными по званию», настойчивыми амбициями творческой молодежи.

Примерно в такой ситуации продолжает оставаться ещё и сегодня популярный певец И. Кобзон. Заявив однажды, что он покидает большую сцену, он никак не может на это решиться. Лозунг «уходя, уходи» не для него. Как и прежде, он востребован, у него есть своя публика, молодежь с «фабрики звезд» просто не может быть ему равноценной заменой – не тот творческий потенциал.

У других все наоборот. Им по 40 или чуть больше, а они уже смирились с позицией исполнителей второго-третьего разряда. А. Глызин, В. Сюткин, В. Пресняков, А. Буйнов, И. Николаев… разве не заметно, что песня их фактически уже спета?

Творческая зрелость «настигает» человека в любом возрасте. Во многих случаях на этом этапе свершаются наиболее важные события: делаются научные открытия, происходит что-то очень важное на профессиональном поприще, настигают неожиданные повороты в судьбе, результируются усилия долгих творческих поисков и дерзаний, случаются прорывы в неизведанное…

Подобное случалось и во времена, когда люди не знали о маркетинговых технологиях. Достаточно вспомнить великого Шекспира, написавшего за каких-то пять лет … пятнадцать пьес, признанных в последствии шедеврами мировой драматургии. А ведь в ту пору ему было всего 35 лет! Исаак Ньютон в свои 27 лет уже был известным профессором математики и заведовал кафедрой в университете. К этому же возрасту относятся и наиболее важные события в его жизни: избрание в члены Лондонского королевского общества, а затем и в парламент. Вершины же славы он достигает в начале XVIII века, когда ему уже минуло шестьдесят.

Главную книгу своей жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит смог издать лишь в 1776 году, когда ему исполнилось 53 года.

Великий немецкий математик Карл Гаусс достиг значительных почестей в 33 года. Он был удостоен к этому времени премии Парижской академии наук, получил медаль Лондонского королевского общества, был избран одновременно в несколько академий.

За 10 лет пребывания в Вене Бетховен успел создать свыше 100 произведений в разных жанрах: 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки с фортепиано, 3 фортепианных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепиано, музыку к балету «Творения Прометея» – единственному у Бетховена! – и многое другое. В творчестве Н. Паганини периодом наивысшего взлёта стала работа над вторым концертом со знаменитой «Кампанеллой». После он не создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов. Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения сближают ее с каприччо № 24, но «Кампанелла» превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим размахом мышления.

Первый космонавт планеты Земля проснулся знаменитым в 27 лет! И это действительно был прорыв к известности, славе, почёту, всевозможным почестям. Ради этого стоило жить, учиться, тренироваться, отказывая себе во многом.

6.5. Уход личности с рынка

Как бы удачно ни складывалась творческая, профессиональная судьба специалиста, ему рано или поздно придётся расстаться с любимым делом, оставить занимаемую должность, уступить место кому-то другому, т.е. завершить свою карьеру. В маркетинге этот период именуется спадом, а прекращение профессиональной деятельности – уходом с рынка.

Убрать с рынка какое-то изделие не составляет труда, важно лишь заменить его каким-либо другим, адекватно удовлетворяющим изменившиеся потребности покупателей. Уход же с рынка живого человека сопряжен со многими переживаниями, стрессами, моральными и физическими потерями. Примеров тому отыщется немало и в настоящем и в прошлом.

Ещё раз коснёмся судьбы Адама Смита. Последние годы его жизни были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз на­поминая о презрении к мирской суете. Он скончался в Эдинбурге в 1790 году.

Джордж Вашингтон завершал свою карьеру в качестве главнокомандующего американской армией. Однажды, объезжая верхом свои владения, он попал под дождь со снегом, простудился и через два дня скончался.

Известная певица Мария Каллас была далеко не старухой, её едва исполнилось 50, когда она покинула сцену. Последние годы певица жила в Париже. У неё не было детей, она была чрезвычайно одинока и не хотела дожидаться старости. Вероятно, сложное психологическое состояние, в котором она находилась долгое время, и стало одной из причин её самоубийства.

Как известно, Петр I обладал недюжинным физическим здоровьем. Как пишут историки, в бою пули обходили его стороной: одна попала ему в шляпу, другая прострелила седло, а третья задела золотой крест, висевший у него на груди. А умер великий реформатор, как простой смертный человек: простудился при спуске корабля. А было ему всего 53 года.

Многие известные личности – президенты, цари, министры, военачальники и деятели культуры – были либо убиты разного рода террористами, либо, того хуже, репрессированы и расстреляны. Некоторые государственные деятели, как, например, китайский император Цинь ши Хуанджи, были одержимы идеей если не бессмертия, то максимального долголетия. О нём историк Н.В. Александров пишет следующее:

«В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов, он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело ещё долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив».

На смену чудодейственным эликсирам, продляющим творческую и физическую жизнь великих и известных людей в XX – XXI веках пришли маркетинговые технологии.

Маркетологи советуют: не нужно торопиться с изъятием товара с рынка, период зрелости можно продлить. Но как реально продлить творческое долголетие специалиста, мастера, профессионала? Оказывается, такие способы существуют.

1. Модификация рынка

Надо расширить границы рынка. Народная артистка СССР Л. Зыкина не считает для себя обременительным и концерты в… далекой сибирской деревне. Спортсмен, переставший выступать, уходит в тренеры, а то и в министры (В. Фетисов).

Легенда отечественного балета Г. Уланова дважды была удостоена звания «Герой социалистического труда». В первый раз за искусство балерины, во второй – за педагогическое мастерство, воспитание творческой молодежи.

Утративший способность работать практически специалист может успешно работать консультантом, преподавателем, пойти в научно-экспериментальную сферу.

2. Модификация товара

Надо изменить свой имидж (внешнее оформление), пройти основательную переподготовку (внутренне содержание), обратиться к имеющимся (если таковые есть) подкреплениям – словом, придать товару новые свойства, возбудить к нему заинтересованное отношение потребителей.

У женщин это получается лучше: достаточно вспомнить Л. Гурченко или А. Пугачеву, которые всегда умеют брать второе дыхание, благодаря чему к ним приходит … третья молодость.

В политике это Г. Алиев, Э. Шеварднадзе, Е. Примаков, Е. Лигачев и др.

3. Модификация комплекса маркетинга

Для привлечения новых покупателей и «переманивания клиентуры конкурентов» разрабатывают новую рекламную кампанию, применяют различные ценовые стратегии, находят новые сферы применения товару (М. Горбачев, Е. Драпенко – в политике, В. Фетисов – в спорте, В. Терешкова-Николаева – в космическом ведомстве и др.), создают более эффективные технологии стимулирования сбыта, расширяют связи с общественностью и др.

Спад (этап упадка) может произойти внезапно или происходить постепенно. Будем помнить: речь идет о живом человеке. Патефон, даже если он вышел из моды, остается патефоном. От упразднения на ТВ одиозной и нелепой программы «Окна» пострадал разве что её ведущий, придумавший себе образ циника и легкомысленного человека. Но когда публика отвергает певца, больные – врача, студенты – преподавателя, спортсмены – тренера, а депутаты законодательного собрания – губернатора, возникает масса явных и скрытых реакций, решений, комплексов, парадоксов, а иногда и просто человеческих трагедий.

Погибший или преждевременно угасший талант жалко в принципе. Втройне жалко талант, угасший безвременно, в самом, что называется, расцвете. Николай Островский – автор романа «Как закалялась сталь», на котором воспитывались миллионы советских юношей и девушек, прожил всего 32 года…

Да что Островский! Вспомним, в каком расцвете творческих сил ушел из жизни великий А.С. Пушкин. А М.Ю. Лермонтов? Ведь он, скорее всего, не написал и десятой части задуманного. А В.В. Маяковский и С.А. Есенин, как много смогли бы они сделать для отечественной культуры! Но…

Почему же так не везет талантливым личностям? Вот ведь и великий живописец Рафаэль, автор знаменитой «Сикстинской мадонны», прожил всего каких-то 37 лет (роковой возраст, если вспомнить А. С. Пушкина).

Наши современники были так же талантливы и так же рано ушли из жизни.

Иркутский драматург Александр Вампилов не дожил двух дней до своего тридцатилетия, в 1972 году утонул в Байкале. Как рассказывают очевидцы, до спасительного берега оставалось всего несколько метров, но… не выдержало сердце.

Василий Шукшин… Владимир Высоцкий… Игорь Тальков… Влад Листьев… Артём Боровик… Сколько их – талантливых, дерзких по замыслам, упорных по жизни покинули нас, их любивших. Ведь эти люди были всегда востребованы. Творческое оскудение ни одному из них не грозило.

Ну, а как же уцелеть ныне живущим – тем, кому окончательно заморочили голову горе-реформаторы последнего десятилетия, кого измотали экономические пертурбации и бесконечные реформы, кто так и не дождались светлого будущего, не порадовались успешному выполнению «продовольственной программы», кто так и не въехал в обещанную квартиру до 2000 года, кого ежедневно грабят нувориши и олигархи, кто вообще не уверен в завтрашнем дне, но кто, к счастью или нет, талантлив, одарён, профессионально состоятелен, перспективен в избранной специальности, но… не выдерживает испытание рынком?

Вероятно, пришло время обратиться опять же и к маркетинговым технологиям.

Грамотное (и своевременное!) исследование рынка, его глубокая сегментация, квалифицированное позиционирование специалиста на нужных сегментах, четкая и обоснованная ценовая стратегия, целенаправленные связи с общественностью, личное паблисити – это и многое другое придаст уверенности в собственных силах, позволит экономно расходовать жизненные ресурсы личности и добиваться позитивных результатов в области профессиональной деятельности. В обобщенном их виде основные характеристики каждого этапа жизненного цикла отражены в таблице 6 (46; с. 348).

Как товар изделие совершенствуется по мере освоения рыночного пространства, так и товар-личность развивается в течение всей профессиональной деятельности специалиста.

Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотноше­ния темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека:

1. Индивидное развитие значительно опережает лич­ностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятель­ности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2. Личностное развитие человека идет более интен­сивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружаю­щей среде, людям, предметам материальной и ду­ховной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достиже­ния находятся на втором плане.

3. Профессиональное развитие доминирует над дву­мя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погру­женность в работу – особенности так называемых трудоголиков.

4. Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реа­лизацию, «выполнение» человеком себя (34, с. 40).

В целостном процессе профессионального становления личности выделяют ряд стадий. Приводимая ниже таблица №7, предложенная Э.Ф. Зеером, (34, с. 47), достаточно четко отражает сложившиеся в этой области взаимосвязи.

Таблица 6

Характеристики Этап выведения на рынок Этап роста Этап зрелости Этап упадка
Сбыт Слабый Быстрорастущий Медленно- Растущий Падающий
Прибыль Ничтожная Максимальная Падающая Низкая или нулевая
Потребители Любители нового Массовый рынок Массовый рынок Отстающие
Число конкурентов Небольшое Постоянно растущее Большое Убывающее
Основные стратеги­ческие усилия Расширение рынка Проникнове­ние в глубь рынка Отстаивание своей доли рынка Повышение рентабельности производства
Затраты на маркетинг Высокие Высокие, но несколько ниже в процентном отношении Сокращающиеся Низкие
Основные усилия Маркетинга Создание осведомлен-ности о товаре Создание предпочтения к марке Создание привержено- сти к марке Селективное воздействие
Распределение Товара Неравномер- ное Интенсивное Интенсивное Селективное
Цена Высокая Несколько ниже Самая низкая Возрастающая
Товар Основной вариант Усовершенствованный Дифференцированный Повышен- ной рентабельности

Человеческая судьба плохо поддается графическому отражению, однако отдельные повороты творческой жизни личности, удачные и не очень, можно все-таки представить в виде следующих графиков (см. рис. 6).

Таблица 7

№ п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии
  Аморфная оптация (0-12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности
  Оптация (12-16 лет) Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
  Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
  Профессиональная адаптация (18-25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
  Первичная профессионализация Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд
  Вторичная профессионализация Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность
  Профессиональное Мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

Завершить разговор о сущности человеческой жизни можно было бы словами В.В. Розанова: «Только оканчивая жизнь, видишь, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником... Так я стою перед своим невыученным уроком. Учитель вы­шел. Собирай книги и уходи. И рад был бы, чтобы кто-нибудь наказал, оставил без обеда. Но никто не накажет. Ты – вооб­ще никому не нужен. Завтра будет урок. Но для другого. И другие будут заниматься. Тобой никогда более не займутся».

       
 
   
 


Рис. 6 а. «Мегазвезда» Рис. 6 б. «Второе дыхание»

       
   
 


Рис. 6 в. «Факир на час» Рис. 6 г. «Непотопляемый»

       
   


Рис. 6 д. «Изменчивая карьера» Рис. 6 е. «Неудачник»

Рис. 6. Возможные варианты кривой жизненного цикла личности

Но не будем, уважаемый читатель, унывать! Все не так уж и плохо. Не забывайте: в ваших руках есть надежное средство от творческого старения, имя которому – маркетинг.

6.6. Повторный цикл и «жизнь после смерти»

И в отечественной, и в зарубежной истории отыщется немало примеров «повторного жизненного цикла», т.е возвращения человека к активной трудовой деятельности а нередко и новых творческих взлётов и свершений. Как уже отмечалось выше, многие талантливые и вполне способные к профессиональной деятельности люди заявляли (и заявляют!) о себе на каком-либо ином поприще, в сопредельных сферах деятельности. Будучи на какое-то время «списанными», забытыми коллегами и поклонниками, они вдруг вспыхивают вновь яркими звёздами, привлекая к себе всеобщее внимание, заставляя окружающих восхищаться неожиданными успехами и достижениями.

К примеру, уже упоминавшаяся выше Мария Каллас в какое-то время покинула сцену и в творческом плане как бы перестала существовать («предметная смерть»). Но спустя несколько лет она вдруг снова появляется на публике и даёт десятки концертов в разных городах Европы и Америки, вызывая восторженные овации и поклонение публики.

Многократная чемпионка СССР, мира и Олимпийских игр Лариса Латынина, уйдя с гимнастического помоста, вскоре возвратилась в большой спорт, но уж в качестве тренера сборной команды СССР, которая под её руководством трижды выигрывала олимпийские медали.

Многим читателям наверняка знакома глубокая личная трагедия великого Бетховена, лишившегося слуха едва ли не в зените всемирной славы. Об этом хорошо рассказал в своей книге С.А. Мусский: «Бетховен ощутил ослабление слуха, врачи не сумели помочь ему и, быть может, ускорили течение болезни. Болезнь настигла мастера в зе­ните славы. Бетховен не покончил с собой. Гигантским усилием воли он переборол малодушие. Отныне страданию в личной жизни противостоит безмерная радость творчества. В эти годы тяжких мучений происходит решающий перелом: Третьей симфонией, задуманной в дни кризиса, открывается новый период в творчестве Бетховена, знаменующий еще более высокий взлет его могучей фантазии. Второй творческий период длился около десятилетия».





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...