Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рис. 5. Детерминация профессионального становления личности
Под профессиональным становлением личности принято понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленный на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления.
В предыдущей главе мы вели речь о любителях, внесших существенный вклад в науку или искусство, проявивших себя в той или иной сфере деятельности не слабее иных профессионалов. И всё-таки следует согласиться с психологами в том, что решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Признание личностнообразующей функции ведущей деятельности неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором, подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности – профессиональной. Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Cчастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многим определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений. Это теория. Её критерий – практика. Предлагаем уважаемому читателю поразмышлять над траекториями нескольких судеб ряда известных людей. Возьмем актеров театра и кино. Кого-кого, а уж их-то знает почти вся страна.
6.1. Траектории творческих судеб
Борис Андреев. В 1941 году, когда война уже началась, известный советский актер Борис Андреев оказался в ресторане за одним столиком с каким-то начальником и его подчиненным. Подвыпивший сосед, узнав актера, ляпнул что-то насчет «артистов, отсиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева удар такой силы, что улетел под стол. Через мгновение вслед за своим начальником последовал и его адъютант. Все было бы ничего, но жертвой кулаков Андреева оказались генерал НКВД и его подчиненный. Актера сразу же арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Однако нашелся какой-то смельчак, который доложил о произошедшем Сталину, зная, что Андреев его любимый артист. Актера тотчас же отпустили («Красный путь», 2003, №12).
Вия Артмане. Она родилась через четыре месяца после смерти отца, надорвавшегося на тяжелой работе. В 10 лет матери пришлось «устроить» ее на работу – пасти коров. Пять лет ходила по полям с хворостиной за стадом.
Мать хотела, чтобы профессия дочери была солиднее, уговаривала идти в юристы. Но Алида уехала в Ригу и поступила в драматическую студию при Художественном театре имени Я. Райниса.
После распада СССР жизнь Вии Артмане стала очень непростой. Отношение к ней в независимой Латвии было почти враждебным: ее обвиняли в том, что она состояла кандидатом в члены ЦК компартии, снималась в России. Она ушла из театра, в котором проработала пятьдесят лет, в Рижский молодежный театр. Дом, в котором Артмане прожила более сорока лет, передали бывшему владельцу, оставив актрису без жилья. В результате – два инсульта и инфаркт. Ей предлагали переехать в Москву, но она осталась на родине. После гневной статьи ее сына «Сколько стоит Вия Артмане?» заслуги актрисы начали признавать. Ей предоставили квартиру. В 1999 году вручили премию за «Вклад в искусство театра и кино» со словами: «Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим». У Вии Артмане сын – известный композитор, дочь – художник. Сейчас она почти не снимается и редко выходит на сцену («Российская газета», 2004, №44).
Вера Васильева. Без любви к профессии и к зрителям жить не могу. Других секретов нет. Люблю публику и театр. И мне очень грустно, если, выходя на сцену, актер или актриса вызывают жалость, если зрители смотрят на них и говорят: «Ой, она же еще недавно была совсем не такая!». Стараюсь из последних силенок произвести на публику впечатление. Пусть лучше думают: ну и что, и в таком возрасте можно жить («Комсомольская правда», 2004, №152).
Татьяна Доронина. Нынче самоотверженность не значится среди ценностей «новой России». Как и бескорыстие, отзывчивость, товарищество, коллективизм, доброта, взаимопомощь. Или, скажем, сочувствие к слабому и обижаемому, униженному и оскорбленному. Утверждаются патологический индивидуализм и волчья жестокость, корыстолюбие и холодный расчет.
Театр Татьяны Дорониной и сама она как личность в театре и обществе всему этому противостоят. Противостоять нелегко. Потому что господствующими стали силы разрушения и растления. Вот ее чувство, выплеснувшееся в предельно искренней книге «Дневник актрисы»: «Душе больно... За землю, на которой мы живем, за людей, которые живут в муке, за стариков, которых гонят толпами в огромную общую могилу, за детей, которых продают, калечат, убивают, бросают в мусорные баки. Статистика, опубликованная в печати, должна бы привести в чувство наших правителей. Но азарт, с которым рвут на части нашу кроткую и безответную Родину, не имеет аналогов в истории человечества. Безумие разрушения... Нарушены все нравственные принципы, законы совести, законы естества...» («Правда», 2004, №103).
Елена Драпеко. Раньше я пыталась воздействовать на жизнь, разговаривая с людьми на языке художественных образов. К сожалению, настало такое время, когда потребовалось прямое вмешательство. И я решила заняться политикой. В этом деле у меня большой опыт. Все годы, пока была артисткой, параллельно работала, в общественных организациях. Десять лет в Центральном комитете профсоюза работников культуры занималась вопросами охраны труда в сферах полиграфической промышленности, библиотечного дела, кинематографии. Более двадцати лет являлась членом правления Союза кинематографистов и вице-президентом Гильдии актеров Советского Союза. Я работала в то трудное время, когда рушилась система кинематографа, мои коллеги оставались без работы и средств к существованию («Красный путь», 2004, №64).
Зинаида Кириенко. Зинаида не сразу пришла в искусство: вначале была учеба в планово-финансовом техникуме, потом – сельхозтехникум. Но затем решила попытать счастья во ВГИКе. Из шестисот абитуриентов отобрали семнадцать. Она оказалась среди тех счастливцев, которых взяли на свой курс Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
Но после блистательных успехов в фильмах, принесших ей огромную популярность и любовь зрителей, она десять лет практически не снималась. Однако роль Ефросиньи Дерюгиной в дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» заставила зрителей вновь заговорить о талантливой актрисе. За эту работу она была удостоена Государственной премии СССР и звания народной артистки РСФСР.
Сегодня Зинаида Михайловна работает в Театре-студии киноактера, часто ездит с концертами по России, странам СНГ. Она нашла и свое новое амплуа – исполнительницы старинных романсов, народных песен и современных музыкальных произведений («Красный путь», 2003, 17 сентября).
Владимир Ивашов. Народный артист, испытавший мировую славу в студенческом возрасте после блестящего исполнения своей первой роли – Алеши Скворцова в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате».
После развала СССР наступил крах и в советском кинематографе. Владимиру Ивашову и многим другим артистам, оставшимся верным своим убеждениям, не стали предлагать достойные роли, а прежние фильмы, в которых они играли, забросили на полку. Чтобы как-то выжить, материально обеспечить семью, пришлось Владимиру Сергеевичу поменять профессию. Он пошел работать на стройку, в крепкие морозы участвовал в монтаже заводских корпусов. А еще делал своими руками мебель, подрабатывал на разгрузке вагонов...
Можно представить себе, что испытывал народный артист, вдруг оказавшийся невостребованным, вроде как лишним в своей сфере. По единодушному мнению друзей, подобные переживания укоротили жизнь Владимиру Ивашову. Однажды после ночной смены на стройке он почувствовал недомогание. Открылась старая язва желудка с кровотечением, пришлось срочно ложиться в больницу. По воспоминаниям сестры, когда в приемном отделении у Ивашова спросили профессию, он назвался «рабочим». На этот раз спасти его врачам не удалось («Красный путь», 2004. 15 сентября).
Тамара Макарова. «Я часто думала, что моя жизнь могла бы сложиться совершенно по-другому... Выросла я в казачьем полку, расквартированном в Царском Селе. Папа был полковым ветеринарным врачом. Царское Село – летняя резиденция царской семьи! Далеко не всем разрешалось там селиться. Вся наша жизнь была строго регламентирована. А я росла сорванцом и мечтала о сцене. Больше всего любила играть «в казаки-разбойники» и «в театр». Но из балетной школы меня взяли: научилась танцевать, изящно держаться – чего же еще. Из меня мечтали сделать «настоящую барышню». Выдали бы замуж за офицера, и была бы я «полковой дамой». Конечно, и в этой жизни была своя прелесть. Но сколько бы я потеряла, если бы осталась «в полку»! Если бы не произошла революция! Если бы однажды я не оказалась в положении человечка, которого бросили в воду и приказали: «Плыви!». На мое счастье мы «поплыли» вместе с Сергеем Апполинариевичем...» («Красный путь», 2002, 28 августа).
Юрий Назаров. Я интеллигент в третьем поколении. Один дед был инженером водного транспорта на Иртыше. Другой – топографом. Родители – энергетики. В искусство меня, как говорится, привел мой школьный друг, ныне известный писатель Виктор Иванович Лихоносов. Мы вместе участвовали в драмкружке. После окончания средней школы он соблазнил меня поехать из Сибири в Москву поступать в театральное училище. Получилось так, что я поступил, а он нет.
В свое время я, как говорится, ходил в люди. После первого курса училища прервал учебу и уехал на целину. В Казахстане устроился разнорабочим, потом был проходчиком, лебедчиком, бетонщиком, да кем только не был, строил железные дороги и мосты. Мотивация моя такая: как я смогу играть современника, если не знаю его жизни? К тому же ведь в чем всегда внутренний конфликт русского интеллигентского отпрыска? Идеалы светлые, но ощущение собственной неполноценности, того, что не дотягиваешься до них, ничего не умеешь, ничего не знаешь. Вот я и стремился таким образом преодолеть свои неполноценность, несовершенство. Через два года, набравшись жизненного опыта, возвратился в училище («Труд», 2003, 7 августа).
Сергей Никоненко. Помимо семьи и кинематографа есть в жизни Сергея Никоненко и еще одно немаловажное дело, которому он отдает чуть ли не большую часть своих сил и времени. Это Есенинский культурный центр, который создан в Москве по инициативе актера. Увлечение Есениным пришло к Никоненко после того, как он сыграл его в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт!». Перерыв груды старых домовых книг, Никоненко нашел адрес квартиры, которую Есенин часто посещал. Оказалось, что находится она в доме, в котором родился и до сих пор живет сам актер. С помощью мэрии квартира была отреставрирована, привезены ценные экспонаты, связанные с жизнью поэта. И теперь сам артист проводит там экскурсии (причем бесплатные), являясь одновременно и хранителем, и гидом этого музея («Красный путь», 2003. 17 сентября).
Анатолий Папанов. На сердце Папанов никогда не жаловался и холодной воды не боялся, даже в октябре спокойно купался. Наденет обычно свою излюбленную кепочку, чтобы никто не узнал, и поедет на велосипеде: семь километров от дачи до водохранилища и обратно. Единственное, что часто беспокоило Папанова, – раненная в 1942 нога. «Немец мне полпятки срезал», – говорил он. Немец ему еще два пальца на ноге оторвал и кости на ступне снарядом раздробил. Эти проклятые косточки потом периодически отторгались организмом, да и под срезанную пятку все время приходилось что-то подкладывать. Но зрители, видя на экране здорового и бодрого актера, даже не догадывались о его недуге. В ГИТИС Папанов пришел поступать с палочкой, но пообещал преподавателям избавиться от хромоты и к последнему курсу так натренировал ногу, что на выпускном даже затанцевал. Еще обещал над речью поработать, но, как ни старался, ничего не получилось – прикус у него был неправильным. Позже тот голос с «вульгарными шипящими», за который его так ругали преподаватели, стал фирменным – папановским.
Татьяна Пельтцер. Не имея диплома о высшем образовании, Татьяна Ивановна была удивительно и всесторонне образованна. Ее первыми университетами стали театральные дороги России. Подобно героям драматурга А. Островского, прошагала она многие версты «из Керчи в Вологду» и «из Вологды в Керчь», ступив на провинциальные сценические подмостки семи лет от роду. («В 1911 году в летний сезон города Екатеринодара».) И первым учителем ее стал отец – замечательный русский актер и режиссер Иван Романович Пельтцер («Красный путь», 2004, 9 июня)
Татьяна Самойлова. Фильм «Летят журавли» сделал Татьяну Самойлову мегазвездой, как сказали бы сегодня. «Летят журавли» по сей день является единственным нашим фильмом, получившим в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Спустя 10 лет после выхода фильма «Летят журавли» Самойлова снимается в еще одной легендарной ленте – «Анна Каренина».
После выхода фильма на экран о Самойловой вновь заговорили. Могла ли она предполагать, что и эта счастливая полоса ее жизни вскоре закончится? Слава и благополучие остались в прошлом, в настоящем – безденежье, одиночество, болезни. Впрочем, сама Самойлова старается не опускать руки. «Меня ведь иногда узнают. И знаете, как целуют! Безумно! Особенно старушки. Я подкармливаю их – приношу булки, помидоры. Они благодарят, плачут. И я вместе с ними» («Красный путь», 2004, 19 мая).
Иннокентий Смоктуновский. Биография Иннокентия Смоктуновского – лучший ответ на вопросы, из чего складывается актерский опыт, где черпает он знание жизни.
Курская дуга. Фронтовики знают, что это значит. Он был там. Днепровский плацдарм; фронтовики помнят, что это значит. Он был там. Житомирская область. Окружение, плен. Он бежал из колонны в Каменец-Подольской области. Конвоир мог бы и не стрелять – стояли холода, там далеко не уходили. Лесом, оврагами двигался он до того самого места, где потерял сознание. И сегодня стоит деревня Дмитровка, и жива та женщина, что подобрала и обогрела его. Все эти обстоятельства дали такой опыт, который, очевидно, лучше всего можно выразить в серьезной драме.
Алексей Баталов. Всегда кажется, что впереди – уйма времени. Шестьдесят минут. Двадцать четыре часа. Триста шестьдесят пять дней. И вот уже смотришь – прошел еще один год. Один год для эпохи – капелька, а для единственной человеческой жизни – не так уж мало. А из наших единственных жизней слагается год, судьба, история Родины (Алексей Баталов // Клуб, 1975, №20)
Во всех упомянутых судьбах есть нечто общее. Все эти люди испытали на себе преимущества «социалистического образа жизни». Практически никого из них судьба не баловала. Их творческие успехи (а для кого-то и творческое долголетие) объясняются не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и гражданственностью, четкой нравственной позицией, неустанным поиском, неповторимой закалкой воли и характера.
Для Б.Андреева, А. Папанова и И. Смоктуновского своеобразной жизненной школой стала Великая Отечественная война.
Ю. Назаров не только умел «играть лицом и мышцами» на экране, но знал рабочие профессии, стоял у станка. Не оттуда стойкость, терпение, настойчивость в овладении актерской профессией? Для всякой полезной деятельности любовь к делу – важное условие успешного овладения профессией. Эту точку зрения разделяет В. Васильева. И с ней трудно не согласиться. Привлекают гражданская позиция Т. Дорониной, общественная активность Е. Драпеко, С. Никоненко. Их участие в общественно-полезной деятельности – тот самый дилетантизм (любительство), который делает их более известными, узнаваемыми не только на экране или на сцене, но и в жизни. Приведенные примеры убеждают нас в том, что талант и образование – это две стороны, две грани одаренной личности (Т. Пельтцер), а путь к любимой профессии киноактера лежит не только (и не сразу!) через ГИТИС или ВГИК (З.Кириенко).
У каждого из киноактеров своя творческая, а значит, и жизненная судьба. Иначе могла сложиться она у Т. Самойловой. Если бы не определенные обстоятельства политического свойства, куда больше в искусстве сделали бы В. Артмане и безвременно ушедший из жизни В. Ивашов.
6.2. Выход личности на рынок
Вывести товар на рынок не так просто. Продать партию изделий куда проще, чем создать политическую партию и привлечь к её платформе внимание людской массы. Открыть пункт проката культспортинвентаря гораздо легче, чем «прокатать» по странам Ближнего Зарубежья Хор Турецкого. Далеко не всякий товар удается продать, что называется, с колес, как это случалось в дорыночной России, не без основания названной сатириком «страной всеобщего дефицита». Медленный рост объемов продаж маркетологи объясняют несколькими причинами: задержка роста и расширения производственных площадей: технико-технологические сбои и неполадки; запоздалое доведение товара до потребителя, нежелание клиентов менять привычные для них нормы поведения в связи с обращением к новому товару; незначительное число покупателей, готовых удовлетворить какие-либо потребности предлагаемым способом; слишком высокая цена, установленная товаропроизводителем на товар и др.
На данном этапе маркетинг должен стать инструментом формирования спроса и стимулирования сбыта. Проводится активная информационно-рекламная деятельность, предлагаются различные способы реализации, варьируется цена, осуществляется усиленная презентация товарного ассортимента и др.
Для личности на этапе выхода на рынок важно как можно быстрее занять лидирующие позиции, обратить на себя внимание публики, потенциальных потребителей. Для политика таким «прорывом к известности» может стать победа на выборах (Б. Немцов, М. Евдокимов, М. Саакашвили), для певца и/или музыканта – лауреатство в престижном международном конкурсе (Д. Хворостовский, В. Репин, Н. Басков), для артиста кино – первая успешная роль (Л. Гурченко, В. Ивашов, Т. Самойлова), для космонавта – первый полет (Ю. Гагарин, В. Терешкова).
Свои способы «прорваться к известности и славе» у спортсменов (успешное выступление в чемпионате мира), художников (первая персональная выставка), писателей (первый роман или повесть, горячо встреченные читателями), ученых (открытие, признанное научным сообществом), врачей (уникальная операция, которой прежде никто не делал) и др.
Проснуться знаменитым, конечно, заманчиво. Но – как быть, если ты – увы – не гений, если судьба пока что не благоволит к тебе, если на облюбованном тобою сегменте рынка уже «тусуются» конкуренты? Что делать в таких случаях?
Работать. Учиться. Непрерывно совершенствовать свое мастерство. Быть в гуще событий общественно-политической жизни. Вспомнить о своих «подкреплениях». Позаботиться об имидже. И действовать. Действовать!
Выход специалиста в рыночное пространство – не всегда только его личное дело. Как правило, рядом оказывается кто-то заинтересованный в его, специалиста, профессиональном росте и развитии. Первые шаги на избранном поприще – это период профессиональной адаптации.
Профессиональная деятельность – это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.
Профессия – социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала.
Специалист – это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности.
Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения. Профессионалы составляют основу партиципаторной организационной структуры предприятия, учреждения, нацеленной на развитие.
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда (34, с. 30,31, 45).
В советских трудовых коллективах (производственных, научных и т.д.) существовала достаточно стройная система работы с молодыми кадрами. Особое внимание уделялось воспитанию творческой молодежи, прежде всего – в сфере культуры и искусства. В условиях рынка эта система существенно деформировалась, сегодня работа с молодыми кадрами строится на несколько иных основаниях. Во главу угла часто ставится не творческий рост специалиста, а возможность хорошо на нем заработать.
Об этом подробно и убедительно рассказал в работе «Маленькие секреты большого шоу-бизнеса». В. Коновалов. В шоу-бизнесе, – отмечает автор, – у каждого продюсера свои схемы по созданию звёзд. Любопытно, что речь идет о «раскрутке» эстрадной звезды, что, казалось бы, уместно было делать по отношению к готовому специалисту. Но, оказывается, что формирование личности специалиста–профессионала и «создание звезды» – это не одно и то же. Подготовка специалиста в вузах искусств – дело, в общем-то, многим знакомое: лекции, семинары, индивидуальные занятия, пение в хоре (игра в оркестре), творческие показы, зачеты, экзамены… ну, практика, наконец. И вот уже перед нами дипломированный певец, музыкант, профессионал. Но не звезда! Звездой ему еще только предстоит стать. Вот тут-то и приходит на помощь продюсер.
Вот одна из схем «раскрутки»:
1. Начальное позиционирование.
2. Прослушивание исполнителя и определение его реального уровня.
3. Подписание договоров.
4. Сбор исходных данных об исполнителе и составление его новой истории.
5. Определение стиля и формирование образа артиста.
6. Написание развернутого плана промо-акции.
7. Написание пресс-релиза.
8. Фотосессия.
9. Выбор хита.
10. Запись сингла.
11. Тестирование сингла на радио.
12. РR-кампания.
13. Съемки клипа.
14. Размещение клипа на МТV бесплатно.
15. Если клип не взяли:
— вариант 1: платное размещение на Муз-ТВ;
— вариант 2: тендер на сценарий, выбор режиссера, съемки нового клипа.
16. Развоз по другим ТВ-каналам.
17. Сайты в Интернете, статьи, видео, МРЗ.
18. Обработка и рассылка в регионы на ТВ и радио.
19. Информационное агентство IntегМеdiа: рассылка в СМИ.
20. Заявление и позиционирование артиста на ТВ, радио, в СМИ.
21. Выбор второй песни-хита.
22. Радиотестирование второй песни.
23. Тендер на сценарий и режиссеров.
24. Съемки второго клипа.
25. Размещение клипа на МТV.
— через 10 дней – Муз-ТВ и другие ТВ-каналы, регионы;
—Интернет, реклама МРЗ.
26. Участие в ток-шоу на ТВ и фестивалях.
27. Топ-новости об исполнителе:
— ТВ, радио;
— InterMedia.
28. Запись альбома:
— информационная поддержка;
— поиск спонсоров;
— тендер между дистрибьюторами;
— переговоры с рекорд-компанией.
29. Концерты и туры по клубам столицы.
30. Переговоры с промоутерами в регионах.
31. Определение места и подготовка к презентации альбома:
— составление гостевого списка;
— заключение договоров с рекорд-компанией, спонсором;
— подготовка и проведение уик-эндов на радио.
32. Заключение договоров с дистрибьюторами.
33. Проведение пресс-конференции и презентация альбома.
34. Рассылка CDв регионы на радио.
35. Подписание договоров с промоутерами.
36. Тур по стране и ближнему зарубежью.
37. Распределение прибыли (45, с. 98-99).
Что и говорить, не всякий молодой специалист выдержит такой марафон. Но делается это, увы, не для профессиональной адаптации и тем более не для творческого роста и развития. Делается это, прежде всего, ради прибыли! Так что молодой специалист в шоу-бизнесе – это инструмент получения прибыли, а вовсе не художник или мастер, призванный удовлетворять высокие культурно-эстетические потребности соотечественников.
6.3. Этап профессионального роста
Этап роста – это возвышение личности, дальнейшее её профессиональное и гражданское становление. Здесь нам без помощи психолога, пожалуй, опять не обойтись.
Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации. Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.
В профессиональном становлении также большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентации и т.п.
Многое зависит от самой личности, от ее отношения к профессиональному труду. Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества. В процессе профессионального становления они объединяются уже имеющимися свойствами, а также между собой, образуя комплексы качеств (34, с. 33-34).
Итак, в психологическом плане очень важен профессиональный потенциал личности, поскольку не всякая личность может прогрессировать в сфере профессиональной деятельности. Очень важно подчеркнуть, что от администрации организации (предприятия, фирмы, учреждения) во многом зависит, станет ли личность расти и развиваться, или, добившись определенного профессионального уровня, станет почивать на лаврах.
На этапе роста продаж обнаруживается не всегда отчетливый водораздел между специалистами, достигшими «потолка профессионализации», и специалистами, способными на дальнейший творческий рост. В любом случае человек приближается к состоянию определенной стабильности: работа, в целом, идёт успешно; специалист востребован, его ценят, уважают, продвигают; многие сверстники-конкуренты остались позади, а неудачники вообще топчутся на месте; зарплата достаточно высокая, выдается регулярно, в семье – материальный достаток; постепенно расширяется география профессионального признания, круг делового общения; работа по-прежнему увлекает, мысли о смене профессии или переходе на другую должность не возникает.
Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!