Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История развития арт-технологий в оформлении выставок в России



В современных технологиях оформления выставок используются как исторически сложившиеся элементы, так и инновационные, закрепившиеся в результате внедрения креативных технологий. Творческим «заделом» для любых технологий является предыдущий опыт аналогичной деятельности. Рассмотрим опыт развития оформительского искусства в России с начала XX в.

При анализе выставок советского периода развития страны обратим внимание на технологию художественно-оформительского искусства выставок, поскольку именно этот огромный опыт следует перенять и продолжить традиции в оформлении российских выставок, организуемых прежде всего за рубежом. Как показывает опыт успешно работавших отечественных выставок за рубежом, многие посетители обращают внимание на уникальные национальные особенности, демонстрируемые на выставках и особенно на ярмарках.

В выставочной команде появляется арт-директор - специалист, принимающий участие в разработке творческой стратегии кампании, руководящий творческими группами, презентациями творческих разработок заказчику, осуществляющий контроль над технологией воплощения рекламной идеи в процессе производства рекламной продукции.

Несмотря на то что в организации выставок принимали участие специалисты многих профессий, в соответствии с тематикой выставок (литераторы, живописцы, мастера прикладного искусства, фотографы, шрифтовики, столяры, светотехники и т. д.), наиболее востребованными были художники-оформители. Усилия художника-оформителя были направлены на создание экспозиционного ансамбля, т.е. на нахождение общего художественно-образного рисунка, который бы наиболее эмоционально и глубоко раскрывал основную тему. Таким образом, художественно-композиционные аспекты оформления выставок и ярмарок в советский период развития имели наибольшее развитие. Это направление развития выставочной деятельности рассмотрим подробнее.

В развитии искусства оформления выставок в советский период развития нашей страны можно выделить несколько этапов с рядом характерных признаков для каждого из них: 1917 г. - начало 30-х гг., середина 30-х - начало 50-х гг., середина 50-х - 60-е гг., 70-е гг., начало 80-х гг. Выставки первых лет Советского государства, пропагандируя новое, революционное содержание, использовали приемы и формы показа, сложившиеся в дореволюционных музеях, на торгово-промышленных выставках и ярмарках. В данных экспозициях специальный выставочный оформительский стиль просматривался лишь частично.

В период развития выставочного дела с 1918 г. по 1928 г., когда в Москве функционировала Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ, отсутствовали явно выраженные выставочные формы показа, что привнесло выставочную деятельность подражание музейной и магазинной манере расположения экспонатов. В выставочной композиции, которая была далека от совершенства, посетитель видел традиционные витрины, терялся среди множества мелких фотографий, карт, диаграмм. Ощущение музейного восприятия производило и обилие живописных панно (вывешенных как картины), строгая симметричность в развеске планшетов, раскладка и расстановка всех выставочных экспонатов.

С начала 20-х гт. оформители постепенно начали отходить от музейного стиля. Поиски своеобразной зрелищности выставочной формы показа обратили оформителей к театрально-декорационному искусству, обладающего динамизмом. К оформлению выставок стали привлекаться театральные художники и декораторы. Меняя общую композицию выставочного пространства, изобретая необычные формы стендов, оригинально, каждый раз по-новому комбинируя окраску фона и экспонатов и т. д., оформители стремились к наибольшей выразительности, чтобы «расшевелить» воображение зрителя.

В наибольшей мере принцип зрелищности, сопричастности с театром удалось реализовать в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Как описывается в прессе тех лет, выставочный интерьер напоминал характерный рисунок театральных декораций того времени. Сходство с театральным оформлением наблюдалось в общей структуре сооружения, в ярусах площадок, в стремительно взлетающих зигзагах лестниц, в подчеркнутом техницизме и других приемах, характерных для театра. Рабочая группа выставки включала театральных и выставочных художников, экспозиционного искусства и архитектуры. Таким образом, удалось найти стилистическое единство между внешним видом павильонов и композициями в интерьерах.

В начале 30-х гг. при организации зарубежных выставок выставочное пространство стало оформляться при помощи созданных специально для выставки элементов. Особенно это можно было увидеть в советских павильонах на больших зарубежных выставках в Дрездене («Гигиена») и Лейпциге («Пушнина»). Коллектив оформителей под руководством художника Л. Лисицкого провел оформительскую работу на основе новых выставочных методов, которые до сих пор используют некоторые современные художники. Он уделял большое внимание не только оформлению экспонатов, но и созданию выставочной среды, которая «работала» на демонстрацию их лучших качеств. Создавая выставочные интерьеры, оформители старались избежать строгой симметрии и прямоугольности.

На выставках «Ресурсы страны» (1931 г.), «Гиганты пятилетки» (1932 г.) была применена так называемая жесткая структура экспозиции. Сформировавшая в конце 20-х - начале 30-х гг. система экспозиционного ансамбля была восстановлена потом в практике оформления выставок во второй половине 50-х гг. С середины 30-х гг. до начала 50-х гг. организаторы выставок обращались к старым мастерам, переосмысливая в новых условиях заповедей классического искусства. Подчинение классического монументально-декоративного искусства архитектуре нашло отражение в произведениях советских зодчих того времени, что определенным образом сказалось и на понимании художественного образа выставочной экспозиции.

Подчеркнуто выпячиваемые архитектурные формы в выставочных экспозициях стали терять ведущее значение. В то же время жесткая архитектурная форма нередко мешала раскрытию содержания выставки, созданию необходимого настроения. В этот период увлечение диорамами в оформлении исторических музеев перешло и в выставочное оформление. Изобразительная приближенность их к натуре, моделирование пространства «как в жизни», иллюзорность в деталях и т. д. содействовали глубокому, эмоциональному восприятию экспозиции. Такой подход к оформлению вставок все же обеднял возможности применения других оформительских средств, лишал выставочную экспозицию некоей свежести, а зрителей творческого восприятия (как сегодня мы это называем - креативного подхода).

Важнейшим этапом в развитии выставочного искусства этого периода стало участие наших специалистов оформлении советских павильонов на Международной выставке в Париже (1937 г.) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.). Здесь как антихудожественное явление отвергалось применение чертежных диаграмм, картограмм, схем, разного рода сложных элементов, рассчитанных на самостоятельные вычисления зрителей. В качестве одного из главных утверждался принцип изобразительности и зрелищности. Советский павильон на выставке 1939 г. в Нью-Йорке включал большое количество диорам. Они стали ведущим средством выразительности, так как они создавали впечатление реальности, сходства с действительностью.

В оформлении выставок собственные технологии художественного творчества применяли известные художники-оформители Н. Суетин и К. Рождественский. Творчество выдающегося мастера в этой области Н. Суетина отличало умение добиваться монументальности, благородства простыми средствами, а также высокое мастерство композиции, когда целое и детали находятся в единственно возможном равновесии. Он оформлял также выставки, как к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова, «Героическая оборона Ленинграда».

Признанный специалист по оформлению выставок К. Рождественский применил идею «главного экспоната», который является своеобразным центром экспозиции и почти постоянно находится в поле зрения посетителей. Оформительскую манеру художника отличало умение придавать экспозиции привлекательность, зрелищность сочетанием контрастных по фактуре, объему, пластике, цвету поверхностей предметов. Он активный участник оформления павильонов СССР на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., выставке ЭКСПО-70 и др. На выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Н. Суетин был главным художником советского павильона, а К. Рождественский - его помощником.

Своеобразная лаборатория выставочного искусства - ВВЦ как главной выставки страны - формировалась в конце 30-х гг. Предпочтение отдавалось диорамам, что свидетельствовало об утверждении художественной концепции, выдвигающей диорамы и панорамы в качестве основного выразительного средства. Своеобразие заключалось и в планировке пространственной среды. Квадратное помещение главного павильона было расчленено на три зала. Удлиненное пространство каждого из них увенчивалось наиболее значительным, способным «держать» общую композицию экспонатом. «Ориентация пространства», возникавшая благодаря финальному экспонату, мерный ритм архитектурных членений - все это придавало динамике ансамбля неторопливый, торжественный характер.

Идея «завершающего экспоната» в композиции внутреннего пространства была принята многими павильонами областей и республик, отраслевым павильонам Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Обращение с середины 30-х гг. к архитектурным методам экспозиции со свойственным им колоритом обусловило в целом оформительский почерк ВСХВ. На экспонаты, на непосредственно выставочный материал возлагались функции декорирования интерьера. Среди обилия архитектурных деталей, орнаментов, художественной резьбы и лепнины часто не находилось места собственно выставочным методам показа. Подчиненность интерьера украшательской моде особенно ощущалась в живописных и скульптурных экспонатах.

В историю развития оформительских решений ВДНХ были вписаны новые страницы. Эта крупнейшая выставка нашей страны стала служить ориентиром в приобщении к искусству показа. Новые важные особенности оформительского искусства периода 50-60-х гг. раньше и ярче всего проявились во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ). Стимулом к появлению новых оформительских принципов послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве. Выставочные павильоны стали строиться из металла и стекла по современным технологиям. Возможности замены толстых кирпичных стен более легкими конструкциями позволили отказаться от глухих перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Это позволило в технологии показа выставочного продукта добиться большей обозримости всего интерьера выставки.

Во второй половине 60-х гг. уже начинает наблюдаться отказ от предметных изображений и замена их кинематографическими. Главными, определяющими весь образный строй выставки стали натурные экспонаты (иногда они заменялись предметными изображениями - макетами, диорамами, панно). Это особенно стало заметно на выставке ЭКСПО-67. Здесь многообразно использовались возможности света и цвета. В соответствии с темой выставки художники подобрали такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности превратились в один из основных средств создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации зрительского внимания.

В 60-е гг. художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом стали дополняться опорными, поддерживающими конструкциями. Художники-дизайнеры изобретали легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Поскольку кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлетворить потребности многочисленных выставок, проводившихся у нас в стране, производство выставочного оборудования было поставлено на производственную основу. В этот период изменялись к лучшему и пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т. п.).

В послевоенные годы в основу оформительских технологий стали ставить театральные приемы, драматургические ходы, сценическую условность. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист - сценарист. Во всех художественно-оформительских решениях просматривалась тенденция не простого украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содержанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории.

Внедрению методики театрализации показа, максимальной зрелищности интерьеров способствовали достижения зарубежных специалистов, в частности чехословацких, при организации выставки «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разнообразные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. На этой выставке царил высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.

В 70-х гг. прошлого столетия резко возросло количество проводимых выставок. Например, в 1979 г. было организовано 25 крупных государственных экспозиций. В 'их числе национальные выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индонезии, две передвижные тематические выставки - «Советская женщина» и «Советский спорт».

В выставочной деятельности стали широко использовать модульную систему выставочного оборудования для различного типа выставок и передовые технологии монтажа на промышленной основе. Создатели выставок получили возможность на основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере определяли направленность образного решения. Появляется новый вид изобразительности, обогативший методы показа. Выставочная деятельность стала превращаться в систему крупномасштабных международных и национальных смотров целой сети специализированных и отраслевых экспозиций.

Сценографические способы передачи информации продолжают обогащаться за счет активного использования других видов искусств: архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного искусства. Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление стало выполняться не на месте самой выставки, а в оформительском комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью все оформление, устанавливались на отведенных для выставок местах. Возникла так называемая контейнерная экспозиция.

В середине 70-х гг. декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных оформительских высот. В 1975 г. была организована Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации. Эта выставка была организована как своеобразная школа для просвещения работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для информирования о производственной и общественной жизни (тематические выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски почета, стенгазеты, альбомы и т. п.).

Макеты выставок тех лет имели существенные отличия от ранее упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому назначению - в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако «камерные» размеры выставок не могут приниматься как повод для уменьшения требовательности к качеству художественного оформления.

Создатели макетов выставок придерживались следующих принципов:

а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;

б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т.е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.

Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообразия формы щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции. Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искореженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагического дня в жизни нашей Родины - дня начала войны. По оценкам специалистов тех лет, в 70-80-е гг. советские выставки за рубежом посмотрело около 400 млн. человек. В начале 1990-х гг. начали создаваться новые выставочные организации.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1938 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...