Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов. Адельфофагия (от греч. adelphos – ‘брат’ и phagos – ‘пожиратель’, ‘поедающий’) – умерщвление и поедание части представителей своего собственного вида



Адельфофагия (от греч. adelphos – ‘брат’ и phagos – ‘пожиратель’, ‘поедающий’) – умерщвление и поедание части представителей своего собственного вида.

Аксиология – учение или форма представления о ценностном и ценностях.

Артефакт (от лат. аrtefactum – ‘искусственно сделанное’) – рукотворная вещь.

Архантропы – самые древние из гоминид, жившие во времена нижнего палеолита (каменного века), в настоящее время архантропами именуют питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека и др.

Вербальный – словесный, выраженный устной речью.

Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить и слушать.

Визуальный – открывающийся восприятию глазами.

Влечение – это сильная склонность к чему-либо, выступающая зачастую как неосознанная потребность. Это проявление потребности человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное с выдвижением сознательных целей.

Геноцид (от греч. γένος – ‘род, племя’ и лат. caedo – ‘убиваю’) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества. Преступления геноцида органически связаны с теориями, пропагандирующими расовую и национальную ненависть и нетерпимость, господство так называемых «высших» рас над «низшими».

Геобиоценозы – естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систему.

Гипертрофия (от греч. hyper – ‘чрез, слишком’ и греч. ‘trophe – пища’) – патологичное чрезмерное увеличение чего–либо.

Государство – основная политическая структура современных обществ, имеющая власть и силу, а также возможность распределять общественные ресурсы и средства.

Гоминиды – ископаемые человекоподобные существа.

Даосизм (от кит. 道教, пиньинь dàojiào – ‘путь’) – вторая местная религия Китая. Даосизм основан на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. В основе даосизма лежат догматы: 1) жизнь – это иллюзия; 2) смерть – это возвращение к истинному бытию бессмертной души (дао).

Дарвинизм – разработанная Ч. Дарвином и его последователями теория эволюции органического мира на Земле путем естественного происхождения видов на основе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора.

Девиантный – отклоняющийся от социальной нормы образ действий или поведения.

Депопуляция – вымирание, процессы сокращения численности проживающего на данной территории населения

Детерминировать – предопределять, обуславливать.

Детерминизм – любое учение, подчеркивающий строгую предопределенность всего происходящего каким-либо фактором (законами природы, социальной организацией и т.д).

Дивергенция (позднелат. divergentia – ‘расхождение’) – понятие выдвинутое в теории эволюции Ч. Дарвином и обозначающее здесь расхождение признаков организмов в пределах популяции или вида, приводящее к возникновению различий между группами организмов, имеющих общих предков; в экологии – разделение одного сообщества на два в результате внешних или внутренних причин.

Знак – минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык.

Идеал – всецело осуществленная цель стремления.

Идентичность (от позднелат. Identicus – ‘тождественный, одинаковый’) – тождество, совпадение двух предметов или понятий. В социологии данное понятие обозначает принадлежность индивида к определенной социальной группе (например, классу, этносу, полу и т.д).

Идентификация – процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идеократия (от греч. Idea – ‘вид, наружность, форма’и krátos –‘власть’) – стиль управления государством, в основе которого – идеологическая информирование и инструктирование масс, направленное на воспитании в них симпатий определенному режиму.

Идеология (от греч. Idea – ‘вид, наружность, форма’ и Logos – ‘ счет, связная речь, разум’) – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы определенной социальной группы или класса, в которой оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Изоляционизм – политика государственной замкнутости, социально-экономической обособленности.

Индивид (индивидуум) – нечто отдельное; в применении к человеческой реальности данный термин означает отдельного представителя определенного социума.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, включающее в себя как его наследственные, так и приобретенные специфические особенности.

Интериоризация – усвоение структур социальной жизни (социальных ролей, ценностей и др.) сферой психики.

Интериоризированная роль – внутреннее определение человеком своего социального положения (социального статуса), его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям.

Инверсия (лат. inversio – ‘переворачивание, перестановка’) – процесс и результат нарушения привычного порядка и последовательности элементов, их перестановка или замена вплоть до противоположных.

Интенция (лат. intentio – ‘стремление’) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Интерес – конкретная форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание.

Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объяснение.

Интерсубьекти́вность – общность между субъектами, основное условие их взаимодействия и взаимопонимания.

Клир (от греч. kleros – ‘жребий’) – понятие, обозначающее в христианском контексте, духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян.

Коммунизм (от лат. сommūnis – ‘общий’) – понятие, обознчающее в марксистском контексте, идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: 1) всестороннее развитие личности; 2) ликвидацию классов; 3) общественное самоуправление; 4) реализацию принципа: от каждого по способностям – каждому по потребностям.

Консерватизм (от лат. conservo – ‘охраняю, сохраняю’) – тенденция приверженности ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке, технике, искусстве.

Космополитизм (от греч. Kosmopolítes – ‘космополит, гражданин мира’) – идеология так называемого «мирового гражданства», проповедующая отказ от обособленности национальных традиций и культур.

Категорический императив – категория этики, введенная немецким философом эпохи Просвещения Иммануилом Кантом и обозначающая внутреннее повеление воли, закон чистой воли, которому необходимо подчиняться и следовать при совершении всякого действия. Одна из формулировок категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство».

Качество жизни (англ. quality of life, сокр. QOL; нем. Lebensqualitat, сокр. LQ) – категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека. Качество жизни может зависить от состояния здоровья, содержания решаемых проблем, свободы от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию. Повышение качества жизни невозможно без внимания к ее нематериальным аспектам. В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека.

Корпорация – замкнутый союз лиц, групп, общностей, объединяемых общими интересами.

Капитал – стоимость, являющаяся средством для получения прибавочной стоимости. В качестве такой стоимости могут выступать деньги, собственность, знания, навыки, связи, примененяемые для извлечения прибыли

Классификация – распределение тех или иных объектов по классам в зависимости от их свойств.

Контекст – законченная в смысловом отношении часть текста, единое смысловое поле, позволяющее понимать отдельные составляющие элементы текста.

Код (франц. code) – совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора таких знаков, служащая для передачи, обработки и хранения информации.

Конечный автомат — математическая абстракция, позволяющая описывать пути изменения состояния объекта в зависимости от его текущего состояния и входных данных, при условии что общее возможное количество состояний конечно.

Креационизм (от лат. creare – ‘создавать’) – общее название концепций, в рамках которых основные формы органического мира, человечество, планета Земля и мир в целом рассматриваются как созданные Богом. В рамках креоционизма шесть дней творения, описанные в Библии, могут пониматься буквально, метафорически (например, как шесть млн. лет). Креационизм может допускать и постепенное творение, но, как правило, должен отвергать эволюцию и естественный отбор. Однако, существует и концепция эволюционного крационизма, рассматривающая эволюцию как орудие Творца.

Либерализм – система взглядов, согласно которой социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности.

Личная идентичность – чувство тождественности «Я», сохраняющейся в личной истории, несмотря на изменения среды и индивидуальное развитие.

Массовая культура, поп-культура, масскультура – вид культуры, характеризующейся производством ценностей, рассчитанных на потребление широким слоем населения. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (так называемого мэйнстрима). Массовая культура вследствие собственной направленности на большую часть населения, предполагает стандартизированность формы и содержания собственных продуктов.

Ментор – наставник, воспитатель (от собств. имени воспитателя Телемака, сына Одиссея, в гомеровском эпосе).

Манипулирование (от лат. manipulus – ‘пригоршня, горсть’, лат. manus – ‘рука’) – порождаемое с помощью рекламы и других средств распространение информации, слухов для воздействия на покупателей, потребителей с целью создать желаемую ситуацию на рынке.

Маргинальность (лат. мarginalis – ‘находящийся на границе’) – понятие, в социологии означающее промежуточность, пограничность человека между какими-либо социальными группами.

Меркантилизм (от франц. mercantilisme, от итал. mercante – ‘торговец, купец’) – 1) ранняя теория буржуазной политической экономии, разработавшая обоснование экономической политики, отстаиваемой купцами; 2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.

Модернизация (от франц. moderne – ‘современный’) – введение усовершенствований. Переход от традиционного к современному обществу.

Мотив (от лат. moveo – ‘двигаю’) – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Народ – единое социальное целое, имеющее общую историческую судьбу, признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности.

Население – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках социальных общностей, стран, регионов или территорий.

Неоантропы – ископаемые люди современного типа.

Неомарксизм – крупное социально-философское движение ХХ столетия, переосмысляющее новый стиль социально-экономического отчуждения, характерный для развитого индустриального общества.

Норма – руководящее начало, правило, образец; средство социальной регуляции поведения индивидов и групп, стандарт поведения, регламентирующий отношения людей.

Образ жизни – совокупность устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни, типичных видов жизнедеятельности человека.

Отношение – это связь различных величин, предметов, явлений, и, одновременно, это определенный характер поведения, обращения кого-либо с чем-либо.

Палеоантропы – неандертальцы, гоминиды среднего и отчасти нижнего палеолита.

Палеолит (или древний каменный век) – эпоха существования ископаемого человека. Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды (керамики). Палеолит делится на древний (нижний, ранний) (1 млн. 800 тыс. – 35 тыс. лет назад) и поздний (верхний) (35-10 тыс. лет назад). Нижний палеолит – на археологические эпохи (культуры): дошелльскую (культуру галек), шелльскую культуру, ашельскую культуру и мустьерскую культуру. Многие археологи выделяют мустьерскую эпоху (100-35 тыс. лет назад) в особый период – средний палеолит.

Паттерн (от англ. рattern – ‘шаблон, принцип, модель’) – устойчивый принцип, алгоритм любого вида активности.

Педоморфоз (от греч.páis, род. падеж paidós – ‘дитя’ и morphé – ‘форма’, ‘вид’) – совокупность преобразований, происходящих с растущими организмами, появляющимися на свет в результате неотении; развитие по «детскому типу».

Постиндустриальное общество – понятие, впервые использованное американским социологом Д.Беллом в теории о переходе современного индустриального общества на качественно новую стадию развития. Представители этой теории (Г.Кан, О.Тоффлер) считают главным фактором современного социального развития научно-технический прогресс, определяющий создание информационных технологий, формирование наукоемкого, энерго- и ресурсосберегающего, экологически чистого производства.

Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности социальные – это потребности человека, необходимые для поддержания его жизнедеятельности, а также – жизнедеятельности социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в принадлежности к какой-либо группе, в признании, во власти (доминировании, лидерстве), в заботе, одобрении и привязанности со стороны окружающих, в уважении, любви, в дисциплине, в автономии/зависимости.

Потребности статусные – потребности, направленные на получение определенного социального положения в обществе или сохранение / повышение уже имеющегося и его атрибутов (условий труда, характера досуга, уровня материального и духовного потребления).

Прагматизм (от греч. pragma – ‘дело, действие’) – философская концепция, связывающая истинное с тем, что дает практически полезные результаты.

Прихоть – это капризное желание, причуда, которое, как правило, носит случайный и не относящийся ни к какой объективной потребности человека характер. Ее основными чертами являются энергетическая слабость и неустойчивость.

Промискуитет (от лат. promiscuus – ‘смешанный, общий’) – термин, обозначаующий предполагаемую антропологами раннию историческую стадию ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких-либо норм брака и форм семьи.

Психоделики (от греч. psyche – ‘душа’ и delia – ‘иллюзия’) – вещества, вызывающие психоделические состояния, для которых наряду со слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т. д. характерны галлюцинации в виде вспышек света, геометрических фигур, трансформаций окружающего; сверхчувствительность к звукам, акустические иллюзии; изменения в ощущениях собственного тела; временные и пространственные искажения («остановка» или «ускорение» времени, повторное переживание эпизодов прошлого, неправильная оценка размеров объектов, потеря перспективы, ощущение «растворения» в пространстве); эмоциональные изменения; нарушения мышления и памяти (ускорение или замедление умственных процессов, иллюзорная интерпретация событий); психомоторные расстройства.

Релятивный – относительный, не удерживающийся в определенной установленности.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к собственному объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Семиотика (от греч. semeion – ‘знак’) – наука о знаках, в поле зрения которой находятся естественные и искусственные языки, все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализации в природе и обществе. Границы семиотики подвижны, она является пограничной дисциплиной и объединяет различные подходы. Семиотика опирается на понятие знака как материально-идеального образования, представляющего нечто в его отсутствие, имеющего целью передачу определенного содержания и выполняющего роль посредника в культуре.

Ролевое поведение – фактическое поведение субъекта при исполении им социальной роли.

Сигнал (от лат. signum – ‘знак’) – знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение (информацию) о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающий команды управления, указания, оповещения и т.д.

Социальная общность – совокупность индивидов, связанных определенными едиными социальными и культурными признаками (характером совместной деятельности, образом жизни, возрастом, полом, территорией проживания, языком, системой ценностей, норм).

Социальный статус – положе­ние человека в обществе, которое он занимает в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Систематизация – процесс упоядочивания, обнаружение внутренних связей чего-либо и выделение в нем частей.

Социализация личности – процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого у него формируются представление о ценностях, нормы поведения и общения, умения, установки и убеждения, жизненный стиль.

Социальная зрелость – результат социального развития, успешной социальной адаптации.

Социальная роль – выполняемая человеком функция в окружающем обществе; нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от человека, имеющего определенный социальный статус, то есть занимающего определенное место в конкретной социальной группе.

Социальная установка – готовность, предрасположенность субъекта к конкретному действию в конкретных социальных условиях.

Стимул (от лат.stimulus – изначально заостренная палка, которой погоняли крупный скот) – определенное побуждение к действию, которое по своей природе может быть материальным и духовным или их сочетанием.

Стохастический – вероятностный.

Структура – совокупность связей и отношений между частями целого или элементами системы.

Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании; при наличии стремления на первый план выдвигается динамическая сторона деятельности.

Текст (от лат. textus – ‘структура, сплетение, связное изложение’; texo – ‘ткать, сплетать’) – последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связанности и цельности.

Теократия (от греч. theokratia – ‘власть бога’, от theós – ‘бог’ и krátos – ‘сила, власть’) – способ правления, при котором глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

Технология – совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, а также научное описание таких методов.

Техносфера – область орудийного и машинного производства благ.

Тоталитаризм (от ср.-век. лат. totalis – ‘весь, целый, полный’) – политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляется насильственными методами. При тоталитаризме сохраняющиеся демократические государственные формы и институты (парламент, выборы, референдум и др.) лишены действенности и играют роль декорации, используемой для пропагандистских целей.

Точка бифуркации (от лат. bifurcus – ‘раздвоенный’) – термин синергетики (теории самоорганизации систем), обозначающий критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой и возникает неопределенность в отношении того, что станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности.

Традиционализм (от лат. traditio – ‘передача’) – социально-философское направление, стремящееся сохранить культурные, социальные, исторические, религиозные и другие традиции.

Традиция (от лат. traditio –‘передача’) – это содержание социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включает в себя объекты наследия (материальные и духовные ценности), процесс и механизмы социального наследования, определяющие содержание наследования (идеи, вкусы, взгляды и т.д.) как «по вертикали» – от поколения к поколению, так и «по горизонтали» – от человека к человеку, от группы к группе.

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления, мерой, степенью удовлетворения потребностей в количественном измерении. Уровень жизни определяется в основном покупательной способностью.

Фрустрация – негативное психологическое состояние, вызванное неосуществлением какой-либо значимой цели, неудовлетворением потребности и проявляющееся в страхе, гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.

Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

Эволюционизм (от лат. evolutio – ‘развертывание’) – общее название концепций, утверждающих, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного постепенного изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эндогамия (от греч. éndon – ‘внутри’ и gámos – ‘брак’) – обычай, предписывающий заключение брака в пределах определённой общественной группы: племени, касты, рода и т. д. В первобытном обществе род был экзогамен (от греч. exo – ‘вне’, ‘снаружи’), племя – эндогамно.

Этология (от греч. éthos – ‘характер, нрав’ и lógos – ‘счет, связная речь, разум’) – научная дисциплина, изучающая, как правило, в естественных условиях поведение, способы организации сообществ и коммуникацию высших животных. Одно из направлений современной этологии – изучение некоторых инстинктивных действий и реакций человека на биологически значимые раздражители с использованием методов и подходов, апробированных при изучении поведения животных.

Эмерджентный – возникающий, восходящий, поднимающийся; в теории систем свойства системы, которые не присутствуют ни у одной из ее отдельных частей.

Элита – социальная группа, занимающая привилегированное положение в обществе.

Экзогенный (от греч. ехо – ‘вне, снаружи и genos – ‘род, происхождение’) – внешне обусловленный.

Эндогенный - (от греч. endogenes – ‘происходящий изнутри’) – внутренний, внутренне обусловленный.


[1] «…если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого, мои судьи? … чего бы не дал всякий из вас за то, чтобы быть с Орфеем, Мусеем, Гесиодом, Гомером! … для меня восхитительно вести там беседы … с Палемидом и с Аяксом, или еще с кем-нибудь из древних, кто умер жертвою неправого суда, и я думаю, что сравнить мою участь с их участью было бы отрадно. А самое главное – проводить время в том, чтобы испытывать и разбирать обитающих там точно так же, как здешних: кто из них мудр, а кто только думает, что мудр, на самом же деле не мудр». (Платон. Апология Сократа // Платон. Сочинения в трех томах. М.: «Мысль», 1968. Сс. 110-111)

[2] Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1991. С.62.

[3] См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб.: Союз, 1998.

[4] Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. Сс. 30-31.

[5] Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. Сс. 63-64.

[6] См.: Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.: Знание, 1990. С.164.

[7] Декарт Р.Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Сочинения. СПб., 2006. С. 144.

[8] Мамардашвилли М. Картезианские размышления. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. С.44.

[9] Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. С. 574.

[10] Иванов Н.Б. Чаша Пандоры и чаша Цирцеи. О сценах сознания, ошибках природы и трансцендентальном энтузиазме // Метафизические исследования. СПб., 1998. № 7. С. 135.

[11] См: Тернер В. Ритуальный процесс: структура и антиструктура // Тернер В. Символ и ритуал. М.: «Наука», 1983. Сс.164-167.

[12] См.: Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии // Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. С.122.

[13] См.: Паскаль Б. Мысли. СПб.: «Северо-Запад», 1995. Сс.215-218.

[14] См.: Мириманов В.Б. Четвертый всадник Апокалипсиса. Эстетика смерти. М.: РГГУ, 2002. Сс.20-29.

[15] См.: Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.

[16] См.: Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории. М.: «Прогресс», 1978. Сс. 361-362.

[17] Garfinkel G. Studies of the routine grounds in everyday activities. Harvard, 1967. S.42. Цит. по: Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене. С.91.

[18] См.: Малиновский Б. Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С.707.

[19] Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.101

[20] Хлебников В. Ночь в Галиции // Хлебников В. Творения. М.: Советский писатель, 1987. Сс.90-91

[21] См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. Сс.41-42.

[22] Данте. О народном красноречии // Данте. Малые произведения. М., 1968.

[23]Бахтин М. М. Из записей 1970–1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 360.

[24]Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. DK 125. С.203

[25] Шкловский Б. Искусство как прием // Шкловский Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С.15.

[26] Новалис. Христианство и Европа // Новалис. Гимны к ночи. М., 1996. С. 180 и сл.

[27] См.: Геррес Й. Немецкие народные книги // Эстетика немецких романтиков. СПб., 2006.

[28] См.: Арним Л. О народных песнях // Эстетика немецких романтиков. СПб., 2006.

[29] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М.: Мысль, 1993. С. 151.

[30] Августин Блаженный. О Граде Божием. Книги 14-22 // Августин Блаженный. Творения. СПб.- Киев, 1998. С. 352

[31] См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М.: Мысль, 1993. Сс. 289-294.

[32] Сымя Цянь. Исторические записки. М.: Наталис, 2006. С.24.

[33] См.: Беньямин В. О понятии истории // Художественный журнал № 7, 1995.

[34] См.: Успенский Б.А. Восприятие истории в древней Руси и доктрина «Москва – третий Рим» // Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002.

[35] См.: Степанов Ю.С. Биосемиотика // Семиотика. М., 1971. С. 27; Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж, 2000. Сс. 5-21.

[36] См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., 1974. Гл. 3. Феномен человеческой речи.

[37] См.: Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.

[38] Иванов Вяч.Вс. Глоттогенез // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 108-109.

[39] См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. Глава 7. Генезис речи-мышления: суггестия и дипластия. Раздел III. Суггестия.

[40] См.: Тен В.В. …Из пены морской. Инверсионная теория антропогенеза. Глава 4. Предыстория антропогенеза. Хейзинга Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры. М., 1997.

[41] Батай Ж. История эротизма. М.: «Логос», 2007. С.46.

[42] Лотман Ю. М. Культура и врыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. С. 34

[43] См.: Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.: «Пргресс», 1988.

[44] См.: Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

[45] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Энгельс Ф. Диалектика природы. Л.: Политическая литература, 1948. Сс.134-137.

[46] См.: Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Изд-во политической литературы. Сс.291-292.

[47] См.: Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: «Прогресс», 1983. Сс. 49-54.

[48] См.: Диденко Б. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. М., Сс.3-36.

[49] См.: Жирар Р. Священное и насилие. М.: Новое литературное обозрение, 2000. Сс.7-51.

[50] См.: Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии. М.: Культурная революция, 2008. С. 126.

[51] См.: там же. Сс. 280-288.

[52] См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.485.

[53] Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001. Сс. 88-89.

[54] См.: Бородай Ю. Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания М.: Русское феноменологическое общество: гнозис, 1996.

[55] См.: Бергсон А. Творческая эволюция // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. Сс.124-130.

[56] См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.

[57] Культурология: XX век: Словарь. СПб, 1997. С.239

[58] См.: Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. 1995. № 3. Сс. 137-148

[59] Культурология: XX век: Словарь. СПб, 1997. Сс.239-240

[60] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга 1. СПб, 2000. С.83.

[61] См.: Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

[62] См.: Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.

[63] См.: Иванов Вяч.Вс. Нечет и чет: Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов В.В. Избранные. труды по семиотике и истории культуры. Т.1. М., 1998. Сс.381-591.

[64] См.: Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.

[65] Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С.4

[66] Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 626

[67] Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человекознание: самореализация человека: Учебник / Под общ. ред. проф. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. С. 43.

[68] Кузнецов Н.С. Человек. Потребности и ценности. Свердловск, 1992. С. 110.

[69] См.: Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1974; Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М., 1987; Фромм Э. Быть или иметь. М.: АСТ, 2008.

[70] Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 572.

[71] Аверин В.А. Психология личности: учебник. СПб.: Издательство Михайлова В. А. 2001. С.192.

[72] Социальные ценности - более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

[73] См.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006.

[74]Лихи Т.Г., Краснер Л. Бихевиоризм //Психологическая энциклопедия.2-е изд. Под ред.Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб. Питер, 2006. Сс. 59-62.

[75] См.: Вирилио П. Информационная бомба // Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

[76]Ламарк Ж. Аналитическая система положительных знаний человека // Ламарк Ж. Избранные произведения. М., 1959. Т.2. С. 442.

[77] Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М. Наука. 1987, с. 8.

[78] Там же.

[79] См.: Кабо В. Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. М., 2007. С. 14.

[80] Там же. С. 15.

[81] Там же.

[82] См.: Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М. Наука. 1987. С. 38.

[83] Время Сновидений (Алчеринг) – в представлении австралийских аборигенов мифологическое первоначальное время происхождения мира и всего, что есть в этом мире; время, в которое уходит шаман в ходе шаманского действа.

[84] Коцейовский А. Л. Введение к кн. Тексты Пирамид. СПб.: Нева - Летний сад, 2000. С. 3.

[85] См.: Бадж Э. А. У. Египетская магия. Египетская религия. М., 2003. Сс. 117- 122; 286-288.

[86] См.: Спенс Л. Таинства Египта. М., 2007. Сс. 212-222.

[87] Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. М: Восточная литература. 1998. С. 146.

[88] Там же. Здесь и далее все цитаты из «Лунь юя» даются в переводе Л.С. Переломова Во всех ссылках на «Лунь юй» первая цифра указывает главу, а вторая – параграф.

[89] Там же. С. 149.

[90] Отец У вана, легендарного основателя царства Чжоу.

[91] То есть жителей села Куан, от которых исходила опасность.

[92] Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. М: Восточная литература. 1998. С. 150.

[93] Там же. С. 151.

[94] Там же. С. 164.

[95] Л.С. Переломов уточняет, что преуспеяние здесь нужно понимать в смысле воплощения в жизнь своих идеалов, что должно быть важнейшей целью «благородного мужа».

[96] См.: Святой Григорий Богослов. Определения, слегка начертанные // святой Григорий Богослов. Собрание творений. Сергиев Посад. 1994. Т.2. С. 308.

[97] Святой Григорий Нисский. Слово первое. На слова Писания: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию». Быт. 1: 26 // Христианское чтение. СПб. 1840. Ч. III. Сс. 297 – 371, 306 – 307.

[98] Святой Григорий Нисский. О надписании псалмов. Кн. 1 // Творения святых отцов в русском переводе. М. 1861. Т.37. С. 85.

[99] См.: там же. С. 7.

[100] Имеется в виду особый орган – духовное сердце, которое отличается от привычного нам телесного сердца. Это духовное сердце в отличие от телесного расположено в правой части груди.

[101] Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. 1991. С. 54.

[102] См.: Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 28.

[103] Св. Исидор Пелусиот Творения. чч. 1 –3 // Творения святых отцов в русском переводе. М. 1859. Т. 34. С. 318.

[104] Там же. С. 321.

[105] См.: митрополит Иерофей Влахос. Православная психотерапия. Сергиев Посад. 2006. С. 119.

[106] Там же.

[107] Там же. С. 120.

[108] Там же С. 121.

[109] Там же. С. 159.

[110] Там же. С. 38.

[111] См.: Добротолюбие. Т. 2. С. 195.

[112] митрополит Иерофей Влахос. Православная психотерапия. Сергиев Посад. 2006. С. 121.

[113] Там же.

[114] Там же. С. 122.

[115] см. митрополит Иерофей Влахос. Православная психотерапия. Сергиев Посад. 2006, с. 127.

[116] Там же. С. 129.

[117] Там же. С. 150.

[118] Там же. С. 150 - 151.

[119] Там же. С. 153.

[120] Там же. С. 154.

[121] Там же. С. 130.

[122] см.: Зарин С. М. Аскетизм по православно–христианскому учению. М. Паломник. 1996.Сс. 212 – 219.

[123] Там же. С. 238.

[124] см.: там же. С. 258 - 266.

[125] Установление хронологических рамок постмодерна – вопрос, не поддающийся однозначному разрешению. Например, согласно У.Эко, крупнейшему теоретику, разрабатывающему проблематику постмодернистских эстетических принципов, постмодернизм невозможно зафиксировать хронологически, поскольку он подразумевает специфическое духовное состояние, которое может возникнуть в любую эпоху и в любой культуре. (См.: Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1998. №10).

[126] См.: Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия //Путь. М., 1992. №1. С.34.

[127] Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома//Философия эпохи постмодерна. Сборник статей и рефератов. Минск, 1996. С.14.

[128] Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. С. 32.

[129] Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. С.23.

[130] Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. С. 72.

[131] См.: Soros G. George Soros on Globalization. Oxford, 2002. P. 7.

[132] Тернборн Г. Глобализация и неравенство//Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М., 2004. С.80.

[133] См.: Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С.27.

[134] Cox R.W. Global Perestroika//Approaches to World Order. Cambridge, 1996. Р. 296.

[135] Цит. по: Фридман Т. Lexus и олива. СПб, 2003. С.342.

[136] Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. С.82.

[137] Smith Antony D. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambr., 1995. Р.23.

[138] Панарин А.С. Политология. М.: 1999. С. 265

[139] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. М.: Прогресс, 1987. Т.4.

[140] Эпикур. Главные мысли // Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: «Мысль», 1979. С.440

[141] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. С. 34.

[142] Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. Волгоград, 1996. С.32

[143] Ершов П.М. Потребности человека. М.: Политиздат, 1974.

[144]См.: Уайт Л. Понятие культуры // Антология исследований культур. Интерпретации культуры. М.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

[145] См.: Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С.94.

[146] См.: Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. Сс.26-28.

[147] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект, 2007. Сс. 39-40.

[148] См.: Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001.

[149] См.: Иллич И. Освобождение от школ. М., 2006.

[150] Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: «Восточная литература» РАН, 1996. С.246.

[151] См.: Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983; Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я». (Гл.2) // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: «Восточная литература» РАН, 1996. Сс. 267-277; Петров М.К. Язык. Знак. Культура. (Гл.3). М.: Едиториал УРСС, 2004. Сс.97-104.

[152] Положенцев А. «По лицу бездны»: очерк натурфилософии культа. СПб.: Алетейя, 2007. С. 27.

[153] Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука,1999. С.31.

[154] См.: Песнь о Нибелунгах // Западноевропейский эпос. Ленинград: Лениздат, 1977. Сс. 307-309.

[155] Элиас Н. О процессе цивилизации. М.: Университетская книга, 2001. Т.1. С.155.

[156] Там же. С.319.

[157] См.: Виолле-ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб.: Евразия, 2007. Сс.68-70.

[158] Монтень М. Опыты. М.-Л., 1960. С.291.

[159] Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. Сс. 135-137.

[160] Благо (в экономике) - товар или услуга, которые удовлетворяют потребности людей.

[161] Туев В. А. Человеческие потребности: эскиз философской теории. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.

[162] См.: Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард, П. У. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 1999.

[163] См.: Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям. М.: Дашков и Кш, 2007.

[164] Краткий психологический словарь. М. Политиздат, 1985. Сс. 108–109.

[165] Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М. 1989.

[166] См.: В. Каган. Образ тела // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Питер, 1999. С.86

[167] См.: В. Каган. Половая идентичность. Половая социализация // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Питер, 1999. Сс.102–103

[168] Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981. С.33.

[169] См.: Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976.

[170] Ракитов А.И. Историческое познание. М.,1982.С.235.

[171] Диалектика научного познания. М., 1978. С.192

[172] Там же. С.194.

[173] Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. Т.1. С.167.

[174] Там же. С.172.

[175] Материалистическая диалектика в пяти томах. М., 1981. Т.1. Объективная диалектика. С.14.

[176] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.570.

[177] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.2. М., 1971. С.78.

[178] См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.42. С.172.

[179] Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С.7-8.

[180] История марксистской диалектики. М., 1971. С.188.

[181] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. М.,1975. С.545.

[182] Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46.Ч.1. С.43.

[183] См.: Там же. С.437.

[184] Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. Т.1. С.164.

[185] Маркс. К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.497.

[186] См.: Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. Т.2. С.208-210.

[187] См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1. С.37-38.

[188] Эвристическая и прогностическая функции философии в формировании научных теорий. М., 1976. С.9.

[189] Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978. С.157

[190] См: Назиров А.Э., Сафронов И.А., Философские основания единства научного знания о человеке // Естественно-научные и социогуманитарное знания.ЛЛГУ.1990.Сс.99-107.

[191] Кротов М.И. Политическая экономия современного консерватизма: методологическая основа управления социально-экономическими процессами // Мир человека. Т.9, №1. 2009.

[192] См.: Марков Б.В. Философская антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030100 «Философия» С.-Пб. [и др.]: Питер, 2008. С. 349.

[193] Вебер М. Образ общества // Вебер М. Избранное. М., 1994. С. 58.

[194] Цит. по: Килошенко М. И. Психология моды. СПб.: Изд-во СПГУТД, 2000. С. 15.

[195] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Изд. группа Прогресс, 1992. С. 128.

[196] Барт Р. Империя знаков. М., 2004. С.44.

[197] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С.152.

[198] Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М.: Алгоритм, 2007.Сс. 151-156

[199] Буровский А.М. Россия, которой не стало. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005. Сс. 54 –105





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 587 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.063 с)...