Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Космическая антропоэкология



Необходимо учитывать, что технология – это не только машины и инструменты, но, прежде всего, определенное стратегическое представление о мире, которое руководит нашим восприятием и пониманием всего существующего. Тем не менее, согласно техницисткому подходу, в сложной структуре общества решающая роль принадлежит техносфере – области производства и распределения благ. В зависимости от её изменений происходят изменения социального и информационного поля, которые, в свою очередь, вызывают изменения в сфере распределения и организации власти, что обуславливает психологическое самочувствие общества и индивидов. Ярким представителем данного подхода выступил американский социолог и футуролог Э. Тоффлер, предложивший выделение доиндустриального, индустриального и постиндустриального этапов развития общества. Переход от этапа к этапу Тоффлер объяснял сменой технологической парадигмы, которая затрагивает не только изменение технологий производства, распределения, но и технологий мышления, мироотношения, мироощущения. Каждому из этапов развития соответствует та или иная технология потребностей, охватывающая как аспект их удовлетворения, так и их производства и управления. Несмотря на корректность подобного вывода, данный подход является ограниченным: он объясняет изменения технологий потребностей феноменом производственных трансформаций, в то время как сам этот феномен не является единственно изначальной почвой взаимодействия человека и мира, а встроен в множество иных полей взаимодействия.

Маркс когда-то высказал исключительно глубокую мысль, что человек есть совокупность общественных отношений. Из этого следует, что если последовательно «разбирать», «деконструировать» те отношения, в которых он оказывается, то в пределе мы получим ничто, пустое место. Человек немыслим вне всех тех связей и отношений, в которые он включен и как биологическое, и как социально-индивидное, и как лично-персонифицированное, и как духовное существо. Рассматривая человека и его потребности, как определенным образом организованные системы отношений, мы убедились, что при изменении любого элемента системы происходит изменение всей системы как целого, при изменении человека как целого, происходит изменение всей универсальной системы отношений, в которую он включен – Универсума или Мира. Следовательно рассматривать технологии потребностей в настоящее время возможно только на фоне мира как целого, в единстве всех аспектов существования планеты Земля и человека на ней. Из этого следует, в свой черед, что каждая цивилизация, локальная культура, системно организованная общность людей будет обладать своим уникальным набором потребностей и их технологий, изменяющихся вместе с изменениями этой общности.

Многие культурные и социальные антропологи (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, М. Мосс и др.) высказывали глубокую идею, что способ человеческого существования зависит от коллективных представлений той общности, к которой данный человек принадлежит. Человек немыслим вне совокупности тех связей и отношений, в которые он включен как биологическое, как социально-индивидное, как лично-персонифицированное и как духовное существо. Рассматривая человека и его потребности как определенным образом организованные системы отношений, мы убедились, что изменение любого элемента системы ведет к изменению всей системы и испытывает обратное влияние. Из этого следует, что каждая цивилизация, локальная культура, системно организованная общность людей будет обладать своим уникальным набором потребностей и их технологий, изменяющихся вместе с изменениями этой общности.

При этом уровень и особенности сформировавшегося в данной культуре или обществе материального производства формирует предметные возможности удовлетворения потребностей, а присущая данному обществу идеология задает их характер. В конечном счете, идеология как одна из технологий потребностей призвана гармонизировать потребности с возможностями экономики. Например, в традиционном обществе одна из важнейших функций традиции как формы идеологии заключалась в удержании постоянного баланса между производством и потреблением, который защищает целостную био-эко-социосферу. В либеральном обществе неизбежно возникает дисбаланс между ростом потребностей и потребления и возможностями экосистем.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...