Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технологии потребностей: социальная сфера



Бурное развитие потребностей, их количественный рост и качественная дифференциация привели также и к расслоению народа России.

По пропагандируемым рекламой западным стандартам уровня жизни мы стали обустраивать свою жизнь: россиянин мечтает как можно более стильно и богато в соответствие с евро-стандартом обставить своё место проживания. Он желает закрыться от реальности за металлические пуленепробиваемые двери с домофонами и отдыхать, потребляя различные продукты, смотря бесконечные телесериалы, телешоу и больше ни о чём не думать. Вот оно наше современное потребительское счастье, к которому мы так стремились, проводя буржуазно-демократическую революцию 1991-1993гг, результатом которой выступило преобразования бывшего социалистического в потребительское общество.

Однако мы не американцы. Мы отличаемся от граждан США, для которых самое главное это заработок, ради чего они с легкостью могут менять место жительства. Для большинства же из нас жильё представляет одну из наиболее значимых ценностей. Мы, как правило, ставим своё жильё на первое место, а работу ищем рядом с домом. Кроме того, значительную часть дохода мы тратим на обустройство жилья. Именно это выступило одной из причин возникновения в современной России «среднего класса» – социальной группы, имеющей в частной собственности жильё, но не владеющей крупными доходными предприятиями. При этом сегодня российский средний класс поляризуется на бедных и богатых в соотношении 10 000 к 1.

Благосостояние среднего класса влияет на политическую стабильность в обществе. Именно этим обусловлено недопущение большой разницы в доходах населения страны: в США разница между минимальной и максимальной зарплатой никогда не превышала критического предела в 40 раз. В странах Евросоюза максимальная разница в доходах приближается к превышению в 20 раз, в СССР – к 10, постольку наша страна считалась по праву самой социально-демократической страной в мире. В современной России такая разница сегодня более чем в 100 раз.

По достижении критического порога в разделении богатых и бедных, это социальное расслоение смыкается с разделением на русских и нерусских (иных, «новых» русских). Между различными слоями единого народа возникает непреодолимая пропасть. Дело в том, что единым народом ощущают себя только люди, ведущие совместимый, понятный и приемлемый для всех его представителей образ жизни, разделяющие общие ценности и поддерживающие сходные структуры потребностей. Социальное расслоение, достигая некоторого предела, приводит к тому, что различные части социально разделенной общности, начинают вести крайне различный образ жизни, расходятся по разным путям и, таким образом, приобретают черты разных народов. Этот процесс захватывает структуры ценностей, системы потребностей и уровни потребления. Происходит этнизация социальных групп. Это фиксируется и в языке: «новые русские» (татары, армяне, украинцы и т.д.) – это этническое самоназвание. При этом происходит и процесс самоосознания себя как этноса с формированием своего фольклора, своей литературы и форм искусства.

Современный российский культуролог С.Г. Кара-Мурза отмечает: «Внизу» социума отщепилась общность людей, живущих в крайней бедности, нищете. В городах четко фиксируется «социальное дно», образованное нищими, бездомными и беспризорными. По некоторым оценкам это почти 10% городского населения. Большинство нищих и бездомных имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% – высшее. Такого «дна» не было нигде и никогда за всю историю человечества. Складывается и «придонье» – еще 5% населения, которые еще в основной массе, но социальные процессы неумолимо втягивают их на городское дно. Это новая и плохо изученная общность, отделенная от русского народа, составляет общей численностью почти 18 млн. человек – целый народ большой страны».[198] Возникновение таких слоев – сверхбогатых и сверхбедных – приводит к тому, что и те и другие перестают быть русскими в собственном смысле этого слова. У них нет точек соприкосновения ни друг с другом, ни с коренной частью этноса. Признать образ жизни тех и других в качестве нормы – значит разойтись с коренными ценностями русской культуры, имеющей в основе коллективизм, справедливую уравнительность и взаимную ответственность. Следует помнить, что уравнительный идеал происходит не только из особенностей жизненного уклада традиционного населения нашей страны – крестьян, но имеет и религиозный исток: для православия характерно, что подлинные проявления благочестия доступны только для патронируемой церковью общины. Основание уравнительного идеала находится не только в особенностях крестьянского уклада в наших геоклиматических условиях, но и религиозных представлениях христианства – все люди равны перед Богом, Христос был распят за всех и т.д.

Именно через этнизацию социальных групп, фиксирующих свои системы ценностей и технологии потребностей, а вовсе не по биологическим расовым признакам, происходит разделение народностей. Можно указать, что такое этническое явление как «афроамериканцы», существует в США, но напрочь отсутствует, например, в Бразилии, где выходцев из Африки в процентном отношении не меньше, но где никогда не было столь резкого социального расслоения, приведшего к разделению единого населения на различные этносы.

Для сервисной сферы это будет означать необходимость создания технологий удовлетворения потребностей отдельно для каждой из народностей.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 374 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...