Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзистенциально-феноменологическая антропология как путеводная нить познания потребностей человека



Основатель феноменологии, науки о жизни человеческого сознания, Э. Гуссерль в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» заметил, что, несмотря на длительную историю развития, естественные науки и перенявшее их методы гуманитарное познание, претерпевают кризис. Причиной последнего является их отдаление от человеческой действительности, от тех способов переживания, которыми человек руководствуется в мире собственной жизни. Наука, приняв за путеводную нить математизированные методы естествознания, рассматривает мир, в котором как бы нет человека, и потому ничего внятного сказать о нем не может. Постольку только саморассмотрение человека из недр собственного опыта способно привести к постижению человеческого в нас. Этот метод человекознания называется феноменологическим, поскольку его основной задачей выступает раскрытие содержания, приведение к очевидности основных феноменов человеческого существования.

Экзистенциализм, чья исследовательская методология находится в прямой зависимости от наследия Гуссерля, со всей очевидностью продемонстрировал, что человек есть сущее, находящееся в непрерывном самоосуществление. Термин «экзистенция», от которого было произведено название этого философского направления первой половины ХХ века, определяет человеческое существование как всегда открытую возможность – реальность, содержание которой, вследствие её динамического характера, невозможно установить.

В отличие от всех иных существ этого мира, человек лишен предопределенной сущности, обуславливающей его действия. Иными словами, в отличие от животных, чья поведенческая стратегия зависит от инстинктов, и в отличие от рукотворных вещей, чья специфика существования раз и навсегда определяется их создателями, человек есть парадоксальное существо с пустой сущностью. Это означает, что сценарий, как и смысл собственной жизни человек создает самостоятельным образом. Выражая эту сущностную недоопределенность в различной терминологии – «разомкнутость бытия» (М. Хайдеггер), «дырка в бытии» (Ж.-П. Сартр), «прилив бытия» (Г. Марсель), «незамкнутая трансценденция» (К. Ясперс) – экзистенциалисты отрицали возможность механической организации способа человеческой жизни. Человек не детерминирован биологическими или социальными программами и лишен возможности присутствия в мире в качестве незаинтересованного наблюдателя установленного хода вещей. Обладание экзистенцией – единственная сущностная характеристика человека, но она есть абсолютная новизна, чистая возможность самосозидания. Экзистенциальный анализ намечает исследование путей раскрытия экзистенции, таких её параметров, от реализации которых зависит встреча человека с собственным подлинным способом существования. К таким условиям и индикаторам человеческого в нас относятся следующие феномены: живущее сознание, неудовлетворимое желание, практика и язык.

Экзистенциально-феноменологический метод антропологии, изучающий способ бытия человека из недр самой человеческой жизни, должен приоткрыть специфику этих неотъемлемых феноменов проживаемого человеком бытия. Постигая эти основополагающие для человеческой реальности феномены, мы одновременно отвечаем на вопрос, почему человеческая действительность столь многолика, поскольку именно ими обусловлена возможность реализации абсолютно разнообразных способов организации человеческой жизни. Значимо, что данная направленность проблематизации человека позволяет корректно описать природу его потребностей, поскольку:

понимание открытого, ускользающего от любого определения характера человеческого бытия проливает свет на причины существования культурно-исторического многообразия человеческих потребностей. Этот аспект реализует мировоззренческую функцию нашей дисциплины;

рассмотрение необходимых черт способа человеческого бытия предоставляет основание для проведения корректной типологии потребностей на сущностно-человеческие и нечеловеческие. Этот аспект реализует познавательную функцию нашей дисциплины;

выделение сущностно-человеческих потребностей из всего многообразия потребностей ориентирует человека на разумный подход в реализации потребностей. Этот аспект исполняет аксиологическую функцию нашей дисциплины.

Резюме

Несмотря на длительную историю развития человекознания, проблема построения целостной теории об уникальности человеческого способа сущестования на сегодняшний день не разрешена. Данное положение дел мотивировано, прежде всего, тем, что позитивно-научные трактовки человека, преобладающие в человекознании с ХIХ века и по сию пору, способны раскрыть лишь частные аспекты человеческого существования. Подобная бедственная ситуация привела в первой трети ХХ века к рождению антропологии, которая возникла как комплекская (целостная, тотальная) наука о человеке – то есть род знания, для которого постижение всей совокупности проявлений человеческого своеобразия действительно представляет задачу. Для познания природы человеческих потребностей значим экзистенциально-феноменологический метод антропологии, поскольку именно он, выявляя сущностные феномены человеческого бытия, способен, во-первых, корректно выделить сущностно-человеческие потребности, а, во-вторых, раскрыть причины неограниченности их культурно-исторического многообразия.

Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Почему, несмотря на длительную историю научного постижения, человек по сей день выступает актуальным предметом теоретического анализа?
  2. В чем состоит специфика антропологического познания? Раскройте ее как со стороны предмета, так и со стороны метода. Почему именно антропология может претендовать на статус целостной теории о человеке? Охарактеризуйте ее основные методические программы.
  3. Охарактеризуйте основные методы философского осмысления человеческой природы.
  4. Каковы причины возникновения позитивно-научных трактовок человеческой сущности? Опишите основные ходы социологического, психологического и биологического анализа человека.
  5. В чем заключается уникальность экзистенциально-феноменологического метода антропологии? Раскройте его значение для познания человеческих потребностей.

Список рекомендуемой литературы

1. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1998.

2. Вульф К. Антропология: История, культура, философия. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008.

3. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека (введение в антропологию). СПб.: Евразия, 1998.

4. Мунье Э. Экзистенциалистские и христианские перспективы // Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М.: «Искусство», 1995.

5. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология. М.: «Высшая школа», 1995.

6. Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек: Антология. М.: «Высшая школа», 1995.

§ 1.2. Человек как структура





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...