Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Косинец Е.И. Если мы задаемся целью привить ребенку любовь к чтению, то в первую очередь нужно позаботиться о том



Если мы задаемся целью привить ребенку любовь к чтению, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы научить его проникать в атмосферу литературного произведения, сопереживать его персонажам. И здесь на помощь учителю могут прийти театральные методики, используемые для обучения актеров и при работе над ролью. Не думайте, что это слишком сложно и потребует от вас много усилий и времени. Главное – попытаться помочь ребятам прожить вместе с героями произведения хотя бы какой-то фрагмент.

Для примера попробуем сконструировать урок, опираясь на программу по литературе для 10 класса. Проза Толстого и Чехова часто оказывается трудной для восприятия современных подростков, кажется им скучной, устаревшей, не имеющей ничего общего с их собственной жизнью. Попробуем дать нашим ребятам возможность иначе взглянуть на произведения этих авторов. Для этого нам потребуется сдвоенный урок.

Многие учителя, тщательно готовясь к уроку, стараются выстроить его атмосферу: подбирают иллюстрации, картины, портреты, музыкальные фрагменты или детали костюмов – но часто, к сожалению, оказывается, что все усилия не дают того эффекта, на который рассчитывал учитель. Становится обидно, что ученики не поняли, не оценили, не почувствовали. А может быть, не стоит делать все самому и заранее? Когда атмосфера произведения рождается из подручных средств прямо на уроке, то это производит гораздо более сильное впечатление, позволяет присвоить изучаемый материал. При этом важно, чтобы учащиеся не были пассивными созерцателями творчества автора или учителя, а стали активными со-творцами. Поэтому, готовя оборудование к уроку, необходимо позаботиться о разнообразии подручных средств, которые могут пригодиться для творчества. Для создания звукового образа нам потребуются всевозможные звучащие предметы: баночки и коробочки разного размера и материала (пластиковые, картонные, металлические) пустые и с различными наполнителями (вода, крупа, песок, мелкие камушки), палочки, колокольчики, бумага, газета, пластиковые пакеты, ткани, ключи, застежки молния. Короче говоря, все, что может издавать звук. Для создания визуального образа подойдут лоскуты материи разного размера, цвета, фактуры, различные бытовые предметы, которые позволят создать среду. Очень хорошо предложить ребятам подобрать и принести те предметы и материалы, которые, по их мнению, могут пригодиться для создания атмосферы и предметной среды прозы Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Такое задание тоже поможет им настроиться на предстоящий урок. И пусть часть приготовленных предметов и материалов останется невостребованной в ходе урока – важно, что у ребят будет выбор, а значит простор для творчества.

Итак, начнем. С чего? Как обычно, с оргмомента, позволяющего собрать внимание и настроить класс на работу. Только сделаем это неожиданным способом. Для начала перед уроком попросим ребят преобразовать пространство класса в сценическую площадку: раздвинуть парты, освободив значительную часть класса, поставить стулья рядами, обозначив зрительские места, тщательно вымыть пол. Можно оставить по периметру 4-5 рабочих зон (стол и 4-5 стульев) для работы по группам, а можно обойтись совсем без парт и предложить группам разместиться прямо на полу, он ведь теперь чистый. Но работа по группам впереди, а пока звенит звонок на урок, и мы предлагаем ребятам выстроиться в полукруг или в шахматном порядке лицом к учителю.

Цель самого первого этапа известна нам с Вами еще со студенческой поры: подготовить класс к работе на предстоящем уроке, добиться эмоционального контакта учителя и учащихся. Если этого не сделать, не переключить ребят на свою волну после другого урока и бурной перемены, то даже хорошо спланированный интересный урок может пойти кувырком. Наш оргмомент займет не более пяти-десяти минут: выберем для него несколько упражнений из актерского тренинга, позволяющие активизировать все основные элементы психофизической природы, собрать внимание, настроить класс на коллективную творческую работу, и главное разогреть воображение. Лучше всего подойдут такие упражнения, как «Поймать хлопок», «Нитка», «Занимаем пространство» (и именно в такой последовательности).

«Поймать хлопок». Учитель предлагает учащимся «поймать» его хлопок как воображаемый предмет, скажем, конфету или яблоко. Важно, чтобы все ребята «поймали» хлопок-конфету дружно как один. Если получается разнобой, это значит, что конфеты рассыпались. Затем задание чуть усложняется. Предлагается поймать хлопок, как бутылку воды в жаркий день. Так можно варьировать разные предлагаемые обстоятельства и предметы, мотивируя учащихся. Можно предложить им «ловить» хлопки в образах, например, как вратарь мяч, как собака «Чаппи», как ключи от автомобиля. Важно, чтобы они не внешне изображали вратаря, а по сути действия. Чтобы для них поймать хлопок стало так же необходимо, как для вратаря поймать мяч. Не бойтесь спонтанно фантазировать, быть неожиданным для ребят, сами активно включайтесь в игру. Ваш азарт мгновенно передастся ребятам. Эмоция радости - важное условие для создания творческой атмосферы. Включая воображение, внимание к педагогу и партнерам ребята быстро добиваются дружной слаженной работы. Как только вы слышите один дружный хлопок в ответ на собственный, можно переходить к следующему упражнению.

«Нитка». Это упражнение может проводиться в нескольких разных мизансценах: ведущий напротив учащихся, стоящих в шахматном порядке, ведущий напротив полукруга учащихся и ведущий внутри круга, образованного учащимися. Ведущий предлагает ребятам представить, что от него протянуты невидимые ниточки к каждому из участников игры. Задача играющих, внимательно следя за движениями ведущего, двигаться так, чтобы не порвать эту ниточку и не позволить ей провиснуть и запутаться. Воображение позволяет сосредоточить внимание не на собственном теле, а на воображаемой ниточке. Движения становятся более свободными, уходят мышечные и психологические зажимы. Для более подготовленных детей можно использовать модификации этого упражнения: представить, что ниточка привязана за нос, за кисть руки, стопу или коленку каждого учащегося, а другой ее конец находится в руке ведущего, привязан к носку его ноги или кончику носа. Здесь большой простор для творчества и фантазии самого ведущего. Самой высшей ступенькой развития этого упражнения является упражнение «Театр марионеток» когда дети, разбившись на пары или группы, становятся куклами марионетками и кукловодами. В этом упражнении сразу несколько объектов внимания, сразу несколько ниточек, которые обеспечивают довольно сложные движения «кукол». Но на первых порах не стоит увлекаться и надолго задерживаться на этом упражнении. Если Вы чувствуете, что внимание достаточно собрано, ребята полностью включены в действие, можно перейти к следующему упражнению.

«Занимаем пространство». Учащимся дается задание, постоянно двигаясь на свободное место, равномерно распределяться по площадке. Для этого ребята должны видеть всю площадку, и партнеров на ней, находить свое место так, чтобы ни с кем не сталкиваясь, постоянно двигаясь вместе со всеми создавать равномерное распределение группы в пространстве. Это задание само по себе достаточно сложное, но как ни странно, усложняя его другой задачей мы переводим первую задачу из области сознания в область подсознания, тем самым, облегчая ее выполнение. Усложнение может состоять в изменении скорости движения от 1 до 5, где первая самая медленная, а пятая самая быстрая.

Не следует затягивать оргмомент. Он должен быть радостным, энергичным, задавать темпоритм урока. Завершить его можно формированием малых групп. Ребята занимают пространство в определенной скорости, а педагог предлагает им по хлопку спонтанно сгруппироваться в команды по 4 или по 5 человек. Здесь важно, чтобы учащиеся делали это быстро, не задумываясь и не выбирая партнеров, например, на три счета.

В группах учащимся предстоит познакомиться с текстами К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого и их биографов, посвящёнными проблеме создания атмосферы и целостного образа спектакля. Скажете, при чем тут Станиславский и Сулержицкий, если мы говорим о творчестве Толстого и Чехова? Все эти люди принадлежат единому культурному полю. Они жили в одно время и даже были знакомы. Сулержицкий дружил с семьей Толстого, был помощником К.С.Станиславского и первым преподавателем его системы. С именем А.П.Чехова неразрывно связано становление Московского Художественного театра. Знакомство с фрагментами текстов Станиславского и Сулержицкого позволит учащимся ощутить общие закономерности и тенденции в развитии культуры того времени, к которому принадлежит творчество Толстого и Чехова.

Кроме того, театральные методики, к помощи которых мы обращаемся, базируются на открытиях К.С.Станиславского. Поэтому главной целью этого и следующего этапа нашего урока будет определение задач и условий этюдной и импровизационной работы. Каждая группа получает свой комплект фрагментов текстов, читая который должна вычленить и сформулировать основные мысли, касающиеся создания театральной импровизации. Далее в общем кругу каждая группа высказывает свою точку зрения, и в ходе коллективного обсуждения предъявленных гипотез формируется целостное представление о том, что такое театральная импровизация, как она создается и на что важно обратить внимание при ее создании.

Прежде чем перейти непосредственно к работе с фрагментами прозы Толстого и Чехова, необходимо снова вернуться к актерскому тренингу. Это позволит с одной стороны сменить вид деятельности, изменить темпоритм, избежать монотонности урока, ведущей к утомлению учащихся и потере внимания. С другой стороны, упражнения, направленные на активизацию личностно-целостного и телесно-кинестетического восприятия художественного образа, позволят подготовить ребят к творческой работе с литературным материалом. Для этой цели хорошо подойдет усложненный вариант уже знакомого упражнения. Мы предложим учащимся занимать пространство в образе, например, весенней капели, солнечных лучей или снежной бури. Здесь уже не нужны скорости, каждый будет двигаться с той скоростью, которая продиктована логикой действия данного образа. Важно, что учащиеся не изображают снежинки, солнечные лучики или капли, а стараются почувствовать себя таковыми, понять логику действий живых существ и неживых предметов, их частей или даже абстрактных понятий изнутри, при этом, стараясь соответствовать этим образам и по форме. Поскольку наш урок посвящен творчеству Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, то и образы можно черпать из их произведений. Это может быть старый дуб, или одна из его веток сначала сухая и корявая, а потом с молодыми клейкими листочками, или лепестки, осыпающиеся с веток вишен или сама Мировая Душа и так далее. Таким образом, мы уже погружаем ребят и в тему урока, и в атмосферу литературных произведений. Здесь важно найти баланс. Каждый образ должен быть прожит, прочувствован, но не исчерпан до конца. Нельзя ни излишне сокращать время на проживание каждого образа, ни затягивать его, иначе упражнение потеряет динамику и станет скучным. Для того чтобы раскачать воображение и разбудить творческую природу неподготовленной группы необходимо от семи до десяти ярких контрастных образов. В целом это упражнение должно занимать не белее пяти – семи минут.

Для подготовки к импровизационной работе необходимо включить упражнение на создание звукового образа. Это упражнение выполняется с использованием как заранее заготовленных звучащих предметов, так и просто подручных средств. В этом упражнении используется принцип звуковой ассоциации. Учащиеся делятся на группы по 3-5 человек. Для начала все получают одинаковое задание: создать звуковой образ «Утро в саду» или «Зимний лес». В идеале, найденные звуки складываются в звуковую композицию с заданным названием. Каждая из групп представляет свою композицию через 2-3 минуты. Краткая рефлексия по итогам прослушивания, позволит выявить общие закономерности создания звукового образа, после чего, если позволяет время, упражнение можно повторить, дав каждой группе индивидуальное задание. А при прослушивании предложить угадать, какой образ создавала каждая группа.

Теперь можно приступать к основному этапу урока. Каждая группа получает текст, представляющий собой законченный отрывок из прозы Толстого или Чехова[10]. Для этой работы нам придется заранее отобрать те отрывки, в которых речь идет о детях и подростках. Это очень важно, чтобы ребята, работая над созданием импровизаций, имели дело с материалом понятным и близким им по возрасту, чтобы могли привлечь для работы опыт личных переживаний, багаж собственной эмоциональной памяти. Согласитесь, смешно пытаться вызвать в ребенке ассоциации и чувства, свойственные человеку, переживающему кризис среднего возраста!

Работа с текстами начинается с их прочтения и обсуждения в группах с целью найти ассоциации из собственного опыта. Результаты работы в группах выносятся на обсуждение в общем кругу. Здесь нам, педагогам, необходимо следить за регламентом, чтобы краткий обмен мнениями не перерос в длительную дискуссию.

Затем группы создают звуковые образы своих отрывков, прослушивание которых завершается кратким обсуждением. Это обсуждение позволит внести необходимые коррективы при дальнейшей работе над созданием импровизации на тему данного отрывка.

И наконец, каждая группа создает маленькую импровизационную зарисовку, передающую атмосферу данного отрывка. Импровизация уже включает в себя создание и звукового, и визуального образа, и актерскую игру. Для создания визуальной среды используются предметы и материалы, заранее приготовленные учителем, или принесенные учащимися по его просьбе. Важно отметить, что импровизация не является инсценировкой данного отрывка, а воссоздает его атмосферу. В этой зарисовке не может быть ни диалогов, ни монологов. Это скорее пролог, проживание события до возникновения первого слова. И чем точнее передана атмосфера, чем точнее действия и реакции актеров, тем понятнее зрителю, что происходит между людьми, что они делают, чего хотят, что чувствуют. Понятно еще до появления слов.

Завершается урок итоговой рефлексией, в ходе которой каждый имеет возможность высказаться. Этот этап урока проходит не как традиционный опрос, а как откровенный разговор в общем кругу. И мы с вами, дорогие коллеги, - равноправные участники этого круга. Согласитесь, за эти полтора часа, накопилось столько мыслей и чувств, что просто невозможно этим не поделиться. Не бойтесь показаться сентиментальным или старомодным, просто будьте искренны, и открыты. Теперь Вы видите, какие у Вас замечательные ученики, тонко чувствующие, думающие, творческие. Какое счастье работать с ними!


В конце 2008-2009 учебного года по инициативе московских педагогов, применяющих в своей работе театральные приемы, при поддержке Департамента образования города Москвы и Учительской газеты Лабораторией интерактивных театральных проектов МИОО был создан Московский городской Клуб «Дети-театр-образование».

Клуб создан для встреч и обмена опытом московских педагогов дополнительного образования, занимающихся театральной деятельностью, а также для тех, кто интересуется детским театром и детской театральной педагогикой. Клуб предполагает взаимный обмен опытом и показ спектаклей детских и юношеских театральных коллективов, апробацию и демонстрацию возможностей театральной педагогики в рамках широко понимаемого образовательного процесса: в сфере общего, дополнительного, профильного образования. Клуб видит одной из своих задач создание общегородского детско-взрослого театрального пространства.

Описываемое в следующей статье занятие может быть интересно тем, что рассчитано на совместную работу детей и взрослых во внеурочной деятельности. Именно так оно и было спланировано, и проводилось в рамках программы «Язык театра как язык нации» в Московском городском клубе «Дети-театр-образование».


Сценарий занятия.

«Пространство шекспировского театра»





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...