Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Директором гимназии №1543



Познание мира через игру и в игре, в процессе коллективной и индивидуальной творческой деятельности – это, на наш взгляд, единственно возможный естественный путь развития личности.

Сегодня научная педагогическая мысль возвращается к идеям и опыту педагогов-новаторов начала ХХ века: П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и многих других, чей талант, творческий поиск и самоотверженный труд стали причиной того, что в 20х годах ХХ века «…в Россию, как в «педагогическую Мекку», едут теоретики и практики «воспитания нового человека» – как с целью воплощения своих идей, так и для знакомства с небывалым опытом…». [2] В основе этих идей – единство телесной и духовной культуры личности, достижение которого возможно лишь в процессе практической деятельности. Единство тела и духа, движения и эмоции, воплощенное в действии – лежит в основе экспериментов К.С. Станиславского и Л.А.Сулержицкого в области театрального образования. В этот период формируются основные положения театральной школы К.С.Станиславского. Все это создавало предпосылки рождения театральной педагогики, предполагающей внесение приемов и принципов творческого, игрового способа познания мира в практику образовательного процесса, создание образовательной игровой среды для развития творческой личности.

Этот процесс был прерван в тридцатые годы серией постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. В соответствии с этими постановлениями «Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка. Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, школа была сориентирована на традиционную методику и дидактику, восходящую к официальной дореволюционной школе. Происходила дальнейшая интенсивная идеологизация содержания образования» [3].

Несмотря на громадный урон, нанесенный отечественной педагогической науке и практике реформой образования 30х годов, сегодня педагогическая мысль возвращается к утраченным корням на новом витке своего развития.

В разделе «Урок как театр» мы представляем статьи, методические разработки и конспекты уроков, представляющие современную практику внедрения приемов и методов театрального искусства, принципов обучения актерскому мастерству, восходящих к театральной школе К.С.Станиславского и его единомышленников, в ткань образовательного процесса. В основу представленных материалов легли идеи, методические рекомендации и практический опыт Александры Петровны Ершовой, Вячеслава Михайловича Букатова, Виктора Афанасьевича Ильева, Сергея Вячеславовича Клубкова и их последователей.

Статья «Театральные методики в модернизации современной школы» посвящена основным положениям авторской методики С.В.Клубкова «Режиссура и педагогика корня», базирующейся на последних открытиях К.С.Станиславского, ее экспериментальному внедрению в процесс обучения в средних общеобразовательных учреждениях и некоторым результатам этого эксперимента. В статье отмечено, что основные принципы методики отвечают требованиям концепции современного образования, в связи с чем, опыт работы экспериментальной группы может представлять интерес не только для специалистов в области театрального образования, но и для педагогического сообщества в целом.

Театральные методики в модернизации современной школы.

«Режиссура и педагогика корня».

Косинец Е.И.

Методист, старший преподаватель кафедры эстетического образования и культурологи МИОО, преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера МГУКИ.

В 2005 году в рамках ГЭП «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» в двух специализированных учебных заведениях города Москвы был начат уникальный эксперимент, целью которого стало пробуждение живой, активной, личностной позиции учащихся в процессе творческой деятельности, раскрытие и реализация их индивидуального творческого потенциала и формирование навыков саморазвития и самоопределения.

Эксперимент подразумевал совершенствование системы специализации с 1 по 8 класс с использованием ресурсов общего и дополнительного образования, а также разработку и внедрение профильных программ и предпрофильных элективов. Развитие специфических способностей в области театрального искусства наиболее эффективно, как и в случае иных творческих способностей, происходит, если начинается в раннем подростковом возрасте или даже еще раньше. Ведущей деятельностью в дошкольном периоде развития ребенка считается игра. Это для дошкольников и основной способ познания мира. Для младшего школьного возраста ведущей становится учебная деятельность. Но смена этих этапов происходит не одномоментно и не у всех детей одновременно. Сохраняя элементы игры в учебном процессе можно снизить стресс этого перехода. Кроме того в игровой деятельности естественно протекает развитие таких элементов психофизической природы человека как: воображение, внимание, мышечная свобода, которые необходимы не только в области театрального искусства но и для формирования любой творческой личности. Развитие этих компонентов обуславливает успешность ребенка и в дальнейшем процессе обучения.

Младший подростковый возраст наиболее благоприятен для формирования навыка работать в команде, находить свое место в коллективном творческом деле, не теряя собственной индивидуальности. Развитию необходимых для этого качеств личности так же способствует театральная деятельность, т.к. театр – искусство коллективное.

Кроме того, не секрет, что сегодня структура информационного поля при всем его многообразии такова, что способствует ранней стандартизации мышления. Чтобы избежать этого, необходимо уже в младшем школьном возрасте делать детям регулярную прививку творчеством. Одним из лучших, хотя и не единственным, способом является театр. Он, как искусство синкретическое позволяет сохранить и развить в ребенке живое творческое начало. Однако это происходит лишь в том случае, если развитие не подменяется жёсткой системой научения работать по образцу, (репродуктивной системой обучения) предполагающей привнесение внешнего, а не выращивание внутреннего содержания. В театральной практике репродуктивная система, как и в большинстве образовательных структур, всё ещё сильно распространена, но приводит в этой сфере к профнепригодности: вытеснение личностного начала, которое является двигателем творчества вообще, лишает человека возможности творить. В рамках описываемого эксперимента предполагалось исследовать систематическое применение метода, позволяющего сформировать принципиально новый подход к театральному обучению школьников. Педагоги колледжа музыкально-театрального искусства №61 и государственной средней общеобразовательной школы №123 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства при поддержке кафедры эстетического образования и культурологи МИОО начали работу по адаптации и экспериментальному внедрению в учебный процесс методики «Режиссура и педагогика корня», ранее разработанной для студентов режиссерского отделения МГУКИ. Надо отметить, что все члены педагогической команды, участвующие в эксперименте, в разное время сами прошли обучение по этой методике непосредственно у ее автора Сергея Вячеславовича Клубкова, кандидата искусствоведения, режиссера, театрального педагога, исследователя научно-педагогического наследия К.С.Станиславского.

Особенность и название методики тесно связаны с открытиями К.С.Станиславского, творческими и научными поисками рубежа XIX-XX веков, которые характеризуются ростом интереса человека к самому себе, развивитием человекоориентированных наук. Умы ученых занимают вопросы природы живой материи, ее развития, места и роли человека не только на земле, но и в космосе. Вопросы баланса физического и психического в его жизнедеятельности. Научный поиск тесно связан с развитием философии, и всё это в значительной степени определяет новые поиски в области искусства.

Наиболее значимыми в этой области становятся открытия В.И.Вернадского. В этих открытиях для мира искусства важно, что с одной стороны живое изначально присутствует во всех сферах земного бытия, и что с другой стороны его нельзя привнести извне, но можно разбудить. К. С. Станиславский, работая над «системой», вёл поиски именно в этом контексте. Он искал способ разбудить в актёре, имеющееся в нём живое, и побудить это живое личностно неповторимо действовать, вступая в коммуникацию со знаками, формами и смыслами, но, не подменяя ими природы живого. Действие, сформулированное Сианиславским, как «единый психо-физический процесс» – не один из элементов системы, а ключ зажигания, который приводит в движение весь ее сложный живой организм. Метод физических действий, открытый им в последние годы жизни, вбирает в себя всю «систему», весь многолетний труд и опыт автора. Значение этого поворота впервые отметил и подробно описал в своем диссертационном исследовании П. М. Ершов. Этой же проблеме, рассматриваемой именно в русле театральной педагогики, посвящено диссертационное исследование С. В. Клубкова.

Основным принципом обучения по методу «физических действий» был принцип «я действую в предлагаемых обстоятельствах» в нем сразу как в зерне заложена и действенная основа, и личностная творческая активность учащегося. «…Метод физических действий является не столько методом создания спектакля, сколько – целой культурой, вбирающей в себя теорию, педагогику, этику, технологию актерского и режиссерского искусства, принципы построения театра. Это – целая школа, целое направление в театральном искусстве».[4]

Авторская методика С.В.Клубкова «Режиссура и педагогика корня» возникла как методика обучения режиссуре и актерскому мастерству студентов заочного отделения кафедры режиссуры Московского государственного университета культуры и искусств и основана на фундаментальных открытиях К.С.Станиславского. Основная мысль этой методики заключается в том, что только от живого корня, таящегося в самой личности ученика или актёра, учителя или режиссёра пойдут живые ростки. Три кита ЖИВОГО театра и ЖИВОЙ педагогики: внимание к живому в себе, внимание к живому в партнёре, и самоактуализация, реализация живого желания.

Методика предполагает поэтапное развитие профессиональных навыков, ступенями которого становятся психофизический тренинг актерского мастерства, постановка музыкальных этюдов, работа над инсценировками сказок, освоение понятия конфликта в процессе постановки отрывков из классической драматургии, постановка одноактовых пьес. Эта методика была адаптирована для работы с детьми.

Первую ступень или фундамент всего обучения составляет психо-физический тренинг, содержанием которого становятся элементы Системы К.С.Станиславского: внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память. Заметим, что развитие этих психофизических элементов необходимо для гармоничного развития любой творческой личности, а не только будущего актера или режиссера.

Поскольку элементы живой естественной системы тесно взаимосвязаны, они не существуют и не функционируют отдельно друг от друга. Каждое из упражнений тренинга, даже самое простое предполагает проработку всех элементов как единого целого. Мы считаем, что это необходимо учитывать не только при построении упражнений тренинга, но и в построении любой системы заданий, направленных на развитие личности.

Основополагающим принципом тренинга является принцип «зерна», т.е. в самом первом и простом упражнении как в зерне заложена вся Система, все ее элементы и законы, а дальнейшие упражнения – есть развитие их. Таким образом, тренинг есть изучение живой целостной системы в развитии. От простого, но целостного живого – к сложному целостному живому. И развитие это бесконечно. Перенос этого принципа на образовательную систему позволит решить проблему мозаичности картины мира, складывающейся у ребенка в процессе обучения, ее оторванности от реальной жизни, сохранить целостность мировоззрения на каждом этапе его развития. Можно предположить, что это позволит изменить и отношение детей к обучению, усилить мотивацию, не говоря уже о том, что будет способствовать формированию целостной сбалансированной личности.

Путь формирования творческого подхода имеет особую природу. Это путь творческого поиска, путь открытий, поэтому очень важно, чтобы он начинался в той области, где нет критериев оценки, где ничто не ограничивает свободу фантазии, свободу творчества. Ограничения этой свободы должны появляться, постепенно, как предлагаемые обстоятельства, как проблемы, которые надо разрешить, как трудности, которые надо преодолеть, а не как запреты. Тогда знания, умения и навыки приходят как результат собственного открытия, а не как готовая, кем-то определенная данность. При этом учащиеся включаются эмоционально, умственно, физически - всем существом своей личности в процесс проживания творческого поиска. В этом случае мы можем не сомневаться в прочности полученных знаний, умений и навыков.

Тренинг построен по принципу эволюции живой природы: от абстрактной «Абракадабры» к самому сложному, что есть на земле – к Человеку. Система упражнений построена так, что каждый участник тренинга идет от нереального к реальному, от неведомого к узнаваемому, от простого к сложному, постепенно, посильно, радостно.

Скорость роста вещь индивидуальная и неравномерная, поэтому не следует подгонять всех детей, равно как и студентов и взрослых слушателей под единый темп. В организации учебного процесса всегда должен быть люфт, позволяющий «черепашкам» и «улиткам», равно как «страусам» и «гепардам» не выпадать из общего процесса, но при этом не ломающий их индивидуальности, не подгоняющий и не тормозящий.

Каждый может творить сегодня на своем уровне, в соответствии со своими сегодняшними возможностями, но важно отдавать творчеству всего себя, т.е. творить на пределе своих возможностей и еще чуть-чуть. Это и означает – «посильно», т.е. по силам, не больше, но и не меньше.

Радость – это ведущая творческая эмоция. Когда занятия в радость, когда обучение превращается в увлекательную игру, процесс формирования знаний, умений и навыков становится более интенсивным и эффективным.

В начальной школе внимание педагога сосредоточено в основном на формировании психофизических элементов творческой личности: внимания, воображения, мышечной свободы и координации, пространственного мышления и воображения. На первом году обучения учащимся предлагаются самые простые и доступные формы упражнений. Постепенно уже знакомые упражнения приобретают более сложную форму, увеличивается их длительность. К четвертому году обучения упражнения разминки становятся все более сложными, и акцент в них переносится на партнерское взаимодействие в парах или группах. Здесь на первый план выступает внимание к партнеру, спонтанное развитие коллективного воображения, невербальное общение с помощью поз, дистанции, мимики, звуков в образе и в логике того или иного животного. Приблизительно треть учебного времени ежегодно отводится на подготовку концертных номеров к школьным праздникам или небольших драматических постановок. Однако важно, чтобы эти номера и постановки лежали в контексте программы соответствующего года обучения. Таким образом, участие в мероприятиях не будет мешать учебному процессу, а станет логическим его продолжением.

Главной целью занятий по актерскому мастерству в средней школе является формирование творческой личности, включающее формирование творческого мышления, освоение творческого подхода к решению задач, формирование умения работать в команде на достижение общей цели, не теряя собственной индивидуальности. В этот период обучения постепенно снижается доля психофизического тренинга который занимает теперь около трети всего учебного времени, добавляются упражнения на актерскую импровизацию и собственно репетиции творческих работ. Так постепенно от игры, которая составляла основу занятий в начальной школе, мы переходим к актерскому тренингу и первым актерским работам. Каждое занятие включает упражнения тренинга, как разминочные, так и основные в более усложненных формах. Надо сказать, что тренинг необходим для поддержания формы на протяжении всей творческой жизни человека, а упражнения могут иметь бесчисленное множество постепенно усложняющихся вариаций. Кроме того, введение тренинга в занятия среднего звена позволяет почти безболезненно включиться в работу команды новичкам, пришедшим в класс на любом этапе обучения.

Развитие импровизационных навыков становится основным направлением работы с учащимися в средней школе. На базе полученных ранее актерских навыков и с их использованием учащиеся разыгрывают импровизационные этюды сначала индивидуальные, затем парные и уже в седьмом-восьмом классе сложные коллективные. Импровизации на заданную тему и произвольные, позволяющие каждому участнику встраиваться по ходу действия, поддерживают лучшие традиции импровизационных упражнений Сулержицкого и Вахтангова, и, являясь увлекательной игрой, по сути, приучают будущих актеров к спонтанности реакций к подлинному действию «здесь, сейчас, впервые».

На пятом году обучения основой творческой работы является постановка музыкальных этюдов. Музыкальный этюд - это история, которая должна быть понятна без слов. Очень важно, чтобы ученик при выборе темы руководствовался не только понравившейся мелодией, главное, чтобы он сказал этюдом самое для него важное, актуализировал своё живое желание, высказал, что его беспокоит и волнует. Многие, спонтанно родившиеся сюжеты, могут стать основой творческой учебной работы, вынесенной на показ.

Показ является важным этапом обучения, это первая встреча со зрителем. Новорожденное художественное произведение (а именно к этому стремится методика, чтобы на каждом этапе обучения выходить на уровень художественного произведения, пусть даже совсем крошечного), впервые соприкасается со зрительской реакцией, с дыханием зала. В большинстве театральных ВУЗов, из педагогических соображений исключается живая непосредственная реакция зала во время студенческих показов, т.к. учебные работы студентов первого-второго курсов не считаются законченными художественными произведениями. Методика С.В.Клубкова, наоборот ориентирована на живой творческий процесс, в присутствии зрителя, а вовсе не на вынесение на суд зрителей готового застывшего результата. Это неоценимый опыт для будущих артистов, которые с первых шагов на сцене приучаются ориентироваться на живой процесс обмена эмоциями и энергиями с партнерами и со зрителями, и получают мощную прививку от самолюбования на сцене.

С шестого года обучения при сохранении упражнений тренинга и импровизационных этюдов, больше внимания и времени уделяется постановке инсценировок сказок. Сначала это сказки собственного сочинения, затем собственные инсценировки народных и авторских сказок, и наконец постановка готовых инсценировок. С одной стороны сказки дают учащимся больший простор для фантазии и творчества, с другой стороны они уже вынуждены присваивать чужой текст и осваивать чужую логику поведения. Все сказочные персонажи должны действовать в понятной человеческой логике. Одна из часто встречающихся ошибок неопытных режиссеров – это необоснованность поведения персонажа. Персонаж делает гадости или совершает благородные поступки исключительно по принципу идентификации с черным или белым лагерем. Мало того, что отсутствие логики разрушает целостность спектакля, но и учащийся либо чувствует фальшь, либо приучается видеть мир не живым и полнокровным, а в двух знаковых красках – черной и белой. В связи с этим, именно на этапе постановки сказок учащиеся на практике знакомятся со столь важным понятием актерского мастерства, как логика действий. Кроме того, в сказках появляется еще одно усложнение по сравнению с этюдами. Если этюды были бессловесными, то сказка - это спектакль со словами. Следовательно, актеру необходимо на сцене совершать словесное действие. Это следующий этап освоения взаимодействия, диалога как с партнёром по сцене, так и с автором.

Каждый этап обучения завершается показом с последующей подробной рефлексией. Эта рефлексивная работа помогает учащимся объективно оценить себя и других в процессе подготовительной и непосредственно творческой деятельности.

Фрагменты классических произведений на седьмом году обучения становятся материалом для практического освоения понятия конфликт.

С одной стороны, этот раздел приучает смотреть на любое событие как на итог разрешения конфликта. С другой стороны приучает воспринимать любое событие, как повод для возникновения новой конфликтной ситуации. И в то же время толкует конфликт не как враждебные типы поведения, а как столкновение целей и задач, обуславливающих процессы живого движения и развития.

Диалог с персонажем позволяет формирующейся личности со своим живым содержанием войти в контекст общемировой культуры.

Доля тренинга в этот период сокращается до четверти всего учебного времени. Если учащиеся готовы, можно ввести так называемые «тонкие упражнения» это упражнения, развивающие творческое чутье, интуицию, обостряющие внимание к партнеру и выводящие на высший уровень партнерского взаимодействия. Эти упражнения позволяют будить подсознание.

Отличительной особенностью работы с детьми, является то, что структура методики остается скрытой для ребёнка, педагоги ведут его по пути эмоционально-образного погружения. На завершающей стадии четвертой ступени обучения настает время осознать совместно пройденный путь. Проводится беседа с учащимися о том, как они понимают логику развития обучения, как они думают, почему те или иные задачи вводились в определённые периоды времени, какие задания были наиболее важными и принципиальными. Осмыслив пройденный путь, учащимся легче перейти к выстраиванию индивидуальной логики дальнейшего саморазвития, перспективы роста.

Второй четырехлетний цикл обучения завершается постановкой одноактовой пьесы или нескольких одноактовых пьес, в зависимости от сложности материала, и распределения группы по ролям. Важно, чтобы выбираемый для этой цели драматургический материал был качественным и соответствовал возрасту актеров. Работа над ролью в целостном спектакле позволяет учащимся освоить понятие «сквозного действия». Эта работа является итоговой по программе актерского мастерства. И в ней, как нигде, видна самостоятельная творческая работа самого учащегося, насколько он смог вырасти, освоив предыдущие этапы. Глубокое проникновение в образ, освоение логики своего персонажа, умение разобраться в мотивах его поведения, выявление задачи - все это помогает актеру держать сквозное действие.

Показ одноактных спектаклей проводится в конце отчётного периода. Важным периодом в работе со спектаклем является его встреча со зрителями, его сценическая жизнь, его реальный диалог с миром. Причём не только со своими (учащимися школы, сокурсниками, родителями, педагогами), но и совершенно посторонними. Нередко начинающие актёры ждут от зала какой-то ими запланированной реакции и обижаются на зрителя, когда живая реакция не соответствует этим ожиданиям. Однако зрительская реакция является объективной диагностикой проделанной работы, и эту реакцию нужно уметь правильно прочитать, интерпретировать. Для этого полезно участие в фестивалях: просмотр и обсуждение чужих работ, участие в обсуждении собственных. Для того чтобы обсуждение было продуктивным и доброжелательным, не травмировало исполнителей и не провоцировало конфронтации между разными коллективами, полезно участвовать в специально продуманных образовательных фестивалях, где дети из разных коллективов сначала имеют возможность поучаствовать в совместных тренингах, почувствовать творческие особенности манер разных педагогов и друг друга, проникнуться друг к другу интересом и доверием. На таких фестивалях, как правило, обсуждения спектаклей организованы по специальной методике безоценочного интервью.[5]

Для учащихся девятого класса разработан элективный комплексный курс «театр», который знакомит учащихся с основами различных театральных профессий, и с театром как с единым и сложным организмом, сложной системой творческого взаимодействия различных служб. Это позволяет учащимся сделать более осознанный выбор профиля обучения на следующей ступени. Эта программа включает знакомство с основами истории театра, драматургии, музыкального и визуального оформления спектакля в процессе работы над его постановкой. Этот курс становится частью элективной системы школы, которая вводится уже с седьмого класса. По этой программе могут обучаться группы учащихся как впервые соприкасающихся с театром, так и тех, кто учится по специальной программе с 1 класса. Просто выбор заданий и драматургического материала осуществляется с учетом уровня подготовленности группы.

Завершает комплекс предпрофессиональной подготовки обучение в профильных классах. В эти классы учащиеся отбираются по конкурсу. К конкурсу допускаются выпускники любой школы города и даже России, успешно сдавшие ЕГЭ за девятый класс. Конкурс позволяет выявить как степень одаренности, так и уровень подготовленности учащихся. В профильных классах занятия проводятся по специальному учебному плану, включающему несколько модульных курсов.[6]

Выпускники школы и колледжа успешно поступают ВУЗы. Выбор специальностей, достаточно широк, однако большинство из них имеют гуманитарную и ярко выраженную творческую направленность. Это один из положительных результатов эксперимента, т.к. самоопределение и профориентация, являются одной из важнейших целей профильного обучения. Молодой человек, имеющий возможность до поступления в ВУЗ наиболее подробно на практике познакомиться со спецификой выбранной профессии, и способами ее освоения, получает шанс избежать ошибки и совершает выбор более осознанно. Те выпускники, кто выбрал профессию актера или режиссера, успешно обучаются в РАТИ (ГИТИС), МХАТе, Театральном училище имени Щукина, ИСИ. Часть из них продолжают обучение по методике С.В.Клубкова на заочном отделении МГУКИ, совмещая учебу с педагогической и творческой деятельностью. И это тоже своеобразное продолжение эксперимента, в ходе которого мы уже убедились что авторская методика С. В. Клубкова оказалась очень эффективной в работе с детьми. Надо отметить, что занятия по этой методике привели к неожиданным результатам. Учащиеся, успешно реализующие себя в театральной деятельности, стали более успешными в освоении общеобразовательных предметов, и начали более активно проявлять творческие способности и в других областях, например писать стихи, рассказы, сказки, рисовать и тому подобное.

В ходе эксперимента на базе этой методики разработаны программы для театрального образования детей начиная с 1 класса, программы элективных курсов для учащихся 7х-9х классов. Авторским коллективом учеников С.В.Клубкова разработан и в 2009г. опубликован сборник программ профильного обучения «Образовательная программа театр (вариант наполнения художественно-эстетического профиля)». Отрабатываются различные модели учебного плана, совмещающие возможности основного и дополнительного образования. Эти программы предполагают регулярные занятия с детьми игровым тренингом от 2 до 4 часов в неделю (исходя из возможностей и ресурсов учебного плана конкретной школы) с 1 по 8 класс. В средней школе важно, чтобы уроки были сдвоенными.

Кроме того, эксперимент подтвердил актуальность и современность педагогических принципов К.С.Станиславского. Следует признать, что Станиславский опередил своё время не только в области разработки системы воспитания актёра, но и в области разработки проблем общей педагогики. В педагогике Станиславского, в том числе в его учении об этике, в принципах импровизации, которые разрабатывались под его руководством Л. А. Сулержицким, Е. Б. Вахтанговым, М. А. Чеховым лежат принципы пробуждения живого, до некоторой степени созвучные сегодняшним представлениям о развивающей педагогике и педагогике сотрудничества. По-сути им сформулированы принципы, которые обрели своё место в таких направлениях педагогической мысли как «педагогика сотрудничества», «гуманистическая педагогика», «открытые образовательные технологии». В его концепции легко просматриваются идеи, «поддерживающей» педагогики, «образовательного пространства» или «средовой» педагогики, «проектной деятельности», «тьюторского» подхода.

Прямо с первого курса Станиславский погружал своих студийцев в атмосферу самостоятельного творческого поиска. «… Нужно, чтобы все эти истины, - говорил он ассистентам, - ученики вывели сами на основании практических уроков и ваших подталкиваний».[7] Такой подход предъявлял новые требования и к педагогу. Он превращался из транслятора готовых знаний в организатора творческого процесса, консультанта, со-творца. Отметим, что именно такую роль предлагает обычному школьному учителю современная концепция образования, в которой акцентируется необходимость деятельностного и компетентностного подхода. Константин Сергеевич настаивал на том, что знания должны быть добыты учениками самостоятельно в процессе практической деятельности, или, как минимум востребованы. «Вы можете давать ученикам теоретические сведения, но должны сейчас же давать им гвоздик, крючочек, на который они могли бы эти сведения повесить, чтобы эти сведения не были утеряны ими зря».[8] Станиславский призывал своих ассистентов-педагогов создавать благоприятные условия для самостоятельного поступательного развития творческой личности ученика, прорастания его индивидуальности, а не натаскивать его на готовый заранее известный результат. Эти требования, предъявляемые ко всему педагогическому коллективу, а не только к преподавателям по мастерству, подразумевали активный самостоятельный творческий поиск каждого преподавателя и педагогическое творчество коллектива в целом. Это самый трудный путь, как для педагогов, так и для учащихся, но это единственный эффективный путь воспитания творческой личности.

Особенность театральной педагогики состоит в том, что если хотя бы один из педагогов использует в своей работе ее принципы, рано или поздно это потребует перестройки работы всего коллектива в целом, включение его в коллективное педагогическое творчество. А это в свою очередь требует организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это возможно через систему ассистентуры, где обучение принципам и методам театральной педагогики проходит в непосредственной педагогической и творческой деятельности, но кроме того, что не менее важно в научно-методической и исследовательской деятельности под руководством мастера.

Это еще один очень важный результат экспериментальной работы. Участники и наблюдатели эксперимента пришли к выводу, что овладение методикой на уровне педагогического мастерства в идеале требует четырёх этапов: Обучение методике в качестве ученика (школьника или студента); наблюдение за обучением методике старших школьников, студентов или слушателей факультета переподготовки кадров в качестве ассистента-волонтёра; педагогическая стажировка в качестве второго педагога при обучении студентов или слушателей факультета переподготовки кадров; самостоятельная завершённая педагогическая деятельность в качестве руководителя класса или курса. Надо отметить, что члены педагогической команды, осуществляя эксперимент, совмещали работу в образовательных учреждениях разного типа: общеобразовательная школа №123, колледж музыкально-театрального искусства№61, московский государственный университет культуры и искусств, московский институт открытого образования, осуществляющий повышение квалификации педагогических кадров, что позволило расширить эксперимент за пределы формально обозначенных рамок. Такая структура образовательных учреждений, обеспечила возможность создания системы преемственности и наставничества в освоении описываемой методики. Но, что еще более важно, она создает условия для разработки и практического внедрения системы непрерывного театрального образования, от начальной школы до ВУЗа, включая систему подготовки специалистов в области театрального образования и повышения их квалификации.

Библиография

1. Викторова О. В. «В. И. Вернадский и биосфера». Реферат. Московский государственный Университет Культуры и Искусств Кафедра философии.

2. Гиренок Ф. «Удовольствие мыслить иначе» (Технологии философии), М., Академический проект, 2008 г.

3. Клубков Сергей Вячеславович. Последняя студия Станиславского (1935 – 1938 г.г.)Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Научный руководитель: Доктор искусствоведения Е.И.Полякова. Министерство Культуры Российской Федерации государственный институт искусствознания. Москва 1995 г.

4. Леопольд Антонович Сулержицкий. «Искусство» М. 1970г. вступительная статья Е.Поляковой.

5. Образовательная программа «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля) под редакцией Е.И.Косинец. Москва. МИОО. ОАО «Московские учебники» 2009г.

6. Рыбакова Ю. Н., Быков М. Ю., Супье С. В., Есина И. С., Никитина А. Б. Школьный спектакль. Специальный выпуск газеты «Классный руководитель» №18, 16-30 сентября 2008 г.

7. Станиславский К.С. Собр.соч. в 8-ми т. М., 1954. Т. 1.

8. Станиславский К.С. Собр.соч. в 8 т. – М.: Искусство, 1954-1961. Т.8.

9. Станиславский репетирует. – М.: СТД РСФСР, 1987. – с.322.

10. Стенограмма занятия с ассистентами 4 июня 1935 г. – Музей МХАТ. – К.С. - № 6496/2.

11. Стенограмма беседы с ассистентами 11 ноября 1935 г. – Музей МХАТ. – К.С. - № 6498/2.


Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО занимается разработкой, популяризацией и внедрением методов театральной педагогики уже более 10 лет. Одним из направлений работы кафедры является проведение научно-практических конференций по проблеме: «Модернизация художественно-эстетического образования». Урок «Театр», методическая разработка, которого предлагается вашему вниманию, был специально придуман и проведен как демонстрационный для участников одной из таких конференций. Цель демонстрации заключалась в том, чтобы познакомить участников конференции с преимуществами театральных методик для повышения эффективности учебного процесса. Урок рассчитан на работу с детьми с 4го по 7ой класс. Данная разработка может стать основой для урока в курсе МХК, начинающего цикл о театральном искусстве. Или послужить материалом вводного занятия для вновь созданного детского театрального коллектива, в том числе и разновозрастного. Нашей разработкой может воспользоваться классный руководитель или для проведения внеурочного занятия или классного часа, предваряющего посещение театра и подготавливающего детей к особенностям восприятия этого вида искусства.


Урок «Театр»





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...