Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1) В разных культурах есть мифы о сотворении мира и человека богами.
2) Есть библейская история сотворения мира за 7 дней.
3) Есть эволюционная теория, которую разрабатывает современная наука.
4) Есть древние таинственные источники Вневременной Мудрости, которые содержат некоторые сведения о космогенезе и антропогенезе и которые в последнее время становятся все более и более доступными человечеству.
Вся современная историческая наука основана на гипотезах и субъективных толкованиях исторических фактов. При этом известные исторические факты с их материальными свидетельствами относятся только к последним 10 000 лет человеческой истории. Остальное, «допотопное» время истории человечества исследованию через материальные, вещественные факты практически недоступно.
В современной исторической науке нет однозначного представления об историческом развитии общества и движущих силах его развития, но исходной аксиомой является представление о том, что общество возникло и развивается естественным путем.
С одной стороны, естественный путь развития связывается исследователями с развитием экономики и общественно-экономических формаций. С другой стороны, есть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Рассматривая развитие общества с точки зрения экономики (того общего, что составляет основу любой формы общества), в первом случае общество делят на 4 стадии (эволюционное развитие общества), во втором — на 5 общественно-экономических формаций (революционный путь).
Стадии:
1) общество первобытных охотников и собирателей,
2) традиционное (аграрное) общество,
3) индустриальное общество,
4) постиндустриальное общество.
Формации:
1) первобытное общество,
2) рабовладельческое общество,
3) феодальное общество,
4) капиталистическое общество,
5) коммунистическое общество.
Общество первобытных охотников и собирателей:
· основными занятиями были собирательство и охота,
· не было разделения на бедных и богатых, на руководителей и подчиненных.
Традиционное (аграрное) общество:
· господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла,
· преобладание экстенсивной технологии и ручного труда,
· неподвижность и стабильность социальной структуры,
· приоритет норм общественной морали над проявлением индивидуальности человека,
· малое число образованных людей,
· господство власти,
· медленный ритм жизни, подчинение природному ритму.
Индустриальное общество:
· экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике,
· широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества,
· научно-техническая революция,
· формирование рыночной экономики,
· высокий уровень развития средств связи и транспорта,
· рост доходов на душу населения, возрастание благосостояния общества,
· разрушение традиционных структур и социальных перегородок, высокий уровень социальной мобильности,
· высокая степень урбанизации населения,
· преобладание индивидуализма, рационализма и утилитаризма в системе ценностей,
· господство права и закона.
Постиндустриальное общество:
· выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым,
· ведущая роль науки, знаний и информации,
· стирание классовых различий в социальной структуре,
· сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса «среднего класса»,
· ведущая роль средств массовой информации.
Теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках течения, которое называется социальным эволюционизмом: технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни.
Категория «общественно-экономическая формация» появилась в марксизме. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделялся экономический базис и надстройка.
Базис (производственные отношения) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главные — отношения собственности на средства производства).
Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Тип надстройки определяется характером базиса.
Производительные силы — люди, производящие материальные блага, с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства (орудия, предметы, средства труда).
Производительные силы + производственные отношения = способ производства
Производительные силы динамичны, производственные отношения статичны. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, наступает революция, и общество переходит на новую ступень общественного развития, в новую общественно-экономическую формацию. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. В марксизме исторический процесс предстает как закономерная, объективно обусловленная, естественноисторическая смена общественно-экономических формаций.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно–экономических формаций переживает кризис. Многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. При таком подходе считается, что духовный, культурный фактор (особенное) определяет суть того или иного общества.
Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современной науке:
1) в самом широком смысле — противоположность дикости, варварству, происходит от латинского слова «гражданский».
2) совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как своеобразие жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Это способ, которым общество решает свои проблемы, специфический образ жизни и уникальная система ценностей, неповторимый способ взаимосвязи с окружающим миром.
Линейно-стадиальная концепция представляет мировой процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации.
Концепция локальных цивилизаций исходит из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.
Цивилизации могут совпадать с границами государств (например, Китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская, древнеславянская). С течением времени цивилизации меняются, но их ядро, благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы: восточные цивилизации и западные.
Восточные цивилизации:
· высокая степень зависимости человека от природы и географической среды,
· тесная связь человека с его социальной группой,
· низкая социальная мобильность,
· господство традиций и обычаев.
Западные цивилизации:
· стремление человека господствовать над природой,
· приоритет прав и свобод личности над социальными общностями,
· высокая социальная мобильность,
· демократический политический режим и правовое государство.
Если формация затрагивает универсальное, общее, повторяющееся в историческом процессе, то цивилизация затрагивает уникальность, своеобразие.
Эти подходы не исключают друг друга, но требуют синтеза.
И этот синтез вполне возможно сделать, если принять во внимание, что все живое развивается в пространстве и во времени. Все живое имеет пространственную структуру, которая динамически развивается во времени. Формационный подход изучает формирование структуры жизни общества, а цивилизационный — развитие этой структуры во времени.
ВОПРОСЫ:
1. Что такое общество (в узком и широком смысле)?
2. Что такое общество как система? Какие элементы включает в себя общество?
3. Что такое социальные отношения?
4. Как управляется общество?
ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ и СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ и СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.
Общество – это система реальных разнообразных отношений, в которые вступают люди в процессе своей деятельности. Как правило, люди не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Эта упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называется социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придает нашему коллективному опыту целенаправленность и организованность. Мы говорим “семья”, “колледж”, “город Новосибирск”, подразумевая некую организацию, т.е. взаимную связь между определенной группой людей и упорядоченность отношений между ними.
Социальная структура дает ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру колледжа. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето несколько групп заканчивают колледж. Администрация колледжа определяет условия назначения и размер стипендий и управляет учебным процессом. Все время новые студенты и преподаватели проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. И все же, хотя конкретные люди, из которых состоит колледж, со временем меняются, колледж продолжает существовать. Точно так же семья, армия, коммерческая компания, религиозная община, нация и т.д. – это социальные структуры, в которых конкретные люди со временем заменяются другими, а форма социальных отношений сохраняется. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Социальные структуры направляют наши действия в определенное русло. Поступив в колледж, студенты вначале чувствовали себя неуверенно, пока не вписались в новое окружение. Традиции и правила колледжа – это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством колледжа.
Как и зачем возникает социальная структура?
Потребности и интересы предрасполагают человека формировать социальные группы, в которых совершенствуется биологическая природа человека и развивается его социальная природа на основе освоения и усвоения культурных норм.
Социальная группа (социальная общность) — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом. Но группа — это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и другие.
Этнические общности — такие объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (племена, народы, нации).
Общности, занимающие определенное место в общественном производстве (классы).
Общности, сформированные по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).
Ситуативно возникшие массовые объединения — такие объединения, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей). Такие временные, ситуативные скопления называются социальными агрегатами (толпа и публика).
Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Так возникают организованные общности, которые называются общественными или общественно-политическими организациями. Они сплочены единством цели своей деятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговыми (неформальные молодежные объединения типа «рокеров», «металлистов», «брейкеров»), социальными (альтернативные движения), политическими (партии, народные фронты).
К профессиональным группам относят отраслевые группы работников промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг: шахтеров, водителей, инженеров и т. п.
Помимо реальных групп, есть номинальные, или условные, статистические группы (социальные категории). Примеры: многодетные семьи, малообеспеченные семьи, люди, имеющие временную прописку, состоящие на учете у психиатра, у нарколога.
Кроме них в социальной структуре общества выделяют:
1) иерархически расположенные социальные слои, или страты,
2) малые социально-психологические группы.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Примеры: современная нуклеарная семья, школьный класс, молодежная компания, рок-группа, спортивная команда, производственная бригада и т.д.
Стратами называются социальные слои, различающиеся по уровню доходов, по объему власти и по социальному престижу.
Основой стратификации общества является природное и социальное неравенство людей.
По какому признаку стратифицировать общество? Разные варианты:
1. Обладание собственностью и уровень доходов.
2. Социальный престиж, принадлежность к политическим партиям, к власти.
3. Права и привилегии.
4. Гражданство и национальность.
5. Род занятий.
6. Религиозная принадлежность.
7. Социальные функции и т.д.
В истории:
1) деление на рабов и рабовладельцев,
2) деление на касты (каста — социальная группа, членство в которой передается человеку только по рождению, в Индии касты брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также неприкасаемые),
3) деление на сословия (сословием называют группу людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству, сословия привилегированные — дворянство и духовенство, непривилегированные — ремесленники, купцы, крестьяне, полупривилегированное — казачество),
4) деление на классы (классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают).
Социальный статус — это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Социальный статус связан с такими понятиями, как престиж и авторитет.
Престиж — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности. Авторитет обозначает степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо человека.
Маргинал — индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует (например, безработный, бомж, деревенский житель, переехавший в город, и т.д.) Поведение таких людей отличается крайностями: они либо активны, либо пассивны, их поведение труднопредсказуемо.
В самом общем виде в современном обществе (в том числе и в российском) можно выделить 3 стратификационных уровня: высший, средний и низший.
К высшей страте могут быть отнесены крупные предприниматели, работники государственного аппарата и интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса.
Средний класс включает средних предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и работников умственного труда.
Низшая страта — это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, и канцелярские служащие.
Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 541 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!