Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм



Исторически главной силой, организующей духовную жизнь человека и общества, выступала религия. В ее ведении были и остаются вопросы морали, проблема смысла жизни и тайна смерти.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «восстановление связи». С кем?

Религию чаще всего связывают с верой в сверхъестественное, в Бога. Но молитву, другие ритуальные действия вполне можно рассматривать и как форму общения, личного контакта или живой коммуникации со сверхъестественным (Богом). Иными словами, религия есть не только богосознание (убеждение в реальном существовании Бога), но и богообщение (удовлетворение потребности в общении с Богом). Поэтому религию можно определить как органическую или внутренне интегрированную систему верований, чувств и действий, направленных на сверхъестественное. Это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественных сил.

Для человека верующего «сверхъестественное» было бы правильно заменить на «вещи, принимаемые как священные». Священными могут быть объекты (дерево, луна, крест, книга), местность (Иерусалим, Мекка), животные (корова, например), идеи (благоговение перед жизнью, любовь к ближнему) и люди (Будда, Христос, Мухаммед, вообще святые). Когда кто-то или что-то становится священным, оно наделяется необычными качествами, особой силой и воспринимается с благоговением, страхом, почтением, т. е. это тоже обладает сверхъестественной силой.

Достаточно развитые религии имеют свою организацию в виде церкви. Церковь упорядочивает внутренние и внешние связи религиозной общины. Она является своеобразной формой взаимосвязи сверхъестественного и обыденного, повседневного. Церковь делит, как правило, всех верующих на духовенство и мирян. Через церковь религия входит в систему социальных институтов общества. В узком смысле церковь — это специальные здания, храмы. Кстати, русское слово «церковь» происходит от греческого слова, буквально означающего «божий дом», «дом господень».

Что дает религия, каковы ее основные функции? Ориентиром для нас здесь будет известное высказывание 3. Фрейда: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».

Прежде всего, религия помогает справиться с неопределенностью мира непознанного. Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет, разумеется, не о погоде на завтра, а о вещах намного более серьезных: о смерти, о гибели любимого человека — словом, о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говорится, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному не удается.

Религия помогает осознать и примириться с человеческой несправедливостью.

Религия — источник очень глубоких общественных ценностей, перспектив и ориентации. Она дает человеку целое (целостное) мировоззрение, вносит смысл и единство в его многообразную, часто разорванную на отдельные роли и функции жизнь.

Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему. Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь — это многих удерживает от совершения проступков. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути — прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента обыденного сознания.

У религии мощный компенсаторный потенциал, призванный восполнить действительность, во многом очень и очень несовершенную, порой просто ужасную. Религиозные переживания выполняют роль психологического амортизатора. Они смягчают удары судьбы, помогают переносить беды и страдания. Они утешают, дают духовное успокоение. Подобно громоотводу, направляющему молнию в землю, религия сдерживает и отводит все зло нашего бытия в глубины смирения и покорности (такова уж земная участь человека). «Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира» — так характеризовал религию К. Маркс. Но он, правда, больше известен другой формулой: «Религия есть опиум для народа». Но не Маркс, если быть точным, сказал это. Задолго до него, еще в античные времена, религию сравнивали с «пьянящим дурманом». Гете видел в ней наркотик, Гейне и Фейербах— духовный опиум. Кант назвал идею отпущения грехов «опиумом для совести».

Почему люди обращаются к религии? Одни — чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реальной жизни. Другие ощущают потребность в высших ценностях и идеалах.

Религия поддерживает наш оптимизм, нашу веру в победу добра над злом, надежды над страхом. Надежда, или упование, даруемое людям религией, касается отнюдь не всякого страха (страха перед тем, допустим, что не удастся сдать на «отлично» вступительный экзамен по обществознанию), а, по сути, лишь страха смерти. Вот что, в частности, пишет по этому поводу один православный богослов: «Человек стоит перед жгучей тайной смерти... Жажда жизни, неистребимая и жгучая, охватывает человека при виде надвигающейся смерти, и невольно вырывается из груди умирающего мольба к Богу о жизни... И этот скорбный плач переходит в надежду с истинно религиозным представлением, что Бог дарует жизнь человеку, ибо человек жизнью своей прославляет Бога...»

Религия выполняет также интегративную (организационную, регулирующую, коммуникативную) функцию. Само слово «религия» происходит от латинского слова, означающего «связь». Религия содействует развитию и укреплению солидарности между людьми через объединение их в особого рода религиозные общины. В этих общинах люди общаются с Богом и между собой по поводу Бога.

Религиозное общение — одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это — укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского.

К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Первое, что приходит на память, — крестовые походы, которые мотивировались религиозными чувствами и символами веры, отличающими христиан от мусульман.

Богат на религиозную рознь и XX век: противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский православно-мусульмано-католический узел и многое другое. Странная ситуация: сама по себе ни одна религия не призывает к насилию. Откуда же оно берется? В каждом конкретном случае действуют еще и нерелигиозные факторы: люди есть люди со всем своим совершенством и несовершенством.

Однако нельзя забывать и того, что каждая религия претендует не просто на истину, но на абсолютную истину. Абсолют же, по определению, не имеет и не терпит множественного числа.

Среди многочисленных религий, а их буквально тысячи, особое место занимают религии мировые. У них миллионы приверженцев по всему свету.Они не знают политических, социально–классовых и национально-этнических границ. Они, наконец, активно занимаются обращением в свою веру лиц других вероисповеданий.

Термин «атеизм» происходит от греческой отрицательной частицы а и существительного теос — бог. Его чаще всего отождествляют с безбожием, что неверно. Безбожие — и определение, и состояние отрицательное. Со времен античности в атеизме обвиняли тех, кто не почитал богов данного общества или чтил их иначе, чем окружающие люди. Например, граждане Афин вынесли смертный приговор философу Сократу за то, что он самостоятельно рассуждал со своими учениками о природе богов.

Позднее католическая церковь объявляла атеистами мыслителей, которые считали, что Бог присутствует во всем своем творении, он как бы растворен в мироздании. Такая теория получила название пантеизма (от греч. пан — всё), одним из ее основателей в Европе был Бенедикт Спиноза. В XVIII веке Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо и другие философы отождествляли Бога с высшим разумом, и это тоже признавалось атеизмом, поскольку противоречило догматам христианства.

В XIX—XX вв. не раз предпринимались попытки заменить религию на рациональные в своей основе, но близкие к культу по отношению к ним общества формы мировоззрения. К ним относились идеи утопического социализма Ш. Фурье и А. де Сен-Симона, идеи национального единства (Германия, Италия), борьба с религиозными культами ради построения нового коммунистического общества под руководством партии и т. д.

Атеизм в современном понимании есть культура бытия без Бога. На место Бога тут сознательно ставят историю, необходимость, закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно сказать, что в атеизме Бог заменяется Человеком. Человеком с большой буквы — образом, идеалом человечности, гуманизма, реального, земного счастья людей.

Д/задание:

1. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?

2. Почему самообразование необходимо для успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

3. Нужен ли обществу институт религии и почему?

ЗАНЯТИЕ 26. ЛЕКЦИЯ.

Экономическая сфера жизни общества.

Структура отношений собственности в современной экономике

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, потому что она обеспечивает людей материальными условиями их существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому что экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются политическая экономия и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и др.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Современные ученые предлагают несколько классификаций потребностей. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности. По объекту (т.е. предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические и эстетические. По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические потребности. Последние представляют собой ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ. Для достижения этих целей, прежде всего, необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т.е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.). Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей. В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

В процессе материального производства происходит становление двух систем отношений — технико-технологической и экономической.

Под техникой принято понимать созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживания духовных, бытовых и иных непроизводственных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов:

периоды ее эволюционного развития сменялись "скачками", благодаря которым качественно изменялся ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве. Результатом первойнеолитической революциистало появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв — темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной стадии, характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного трудами с примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.). Вторая — техническая — революция приходится на 2 пол. XVIII-50-60 гг. XIX вв. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — как количественным, так и качественным — уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50х гг. XX века научно-технической революции. Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70 % трудоспособного населения. Во всех отраслях и в быту происходит внедрение достижений информатики и вычислительной техники. На основе достижений науки производством создаются такие продукты, которые не имеют аналогов в природе. Совершается переход к "высоким технологиям", с помощью которых сберегаются все виды ресурсов и обеспечивается высокое качество производимых товаров. Постиндустриальная экономика достигает такого уровня развития, который позволяет обеспечить достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей всех граждан.

Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способов производства:

1) присваивающий;

2) аграрно-ремесленный;

3) индустриальный;

4) информационно-компьютерный.

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.

Технологические отношения — это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений являются экономические, или производственные. Основным производственным отношением является отношение собственности на средства производства.

Под собственностью в широком смысле обычно понимают отношения между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны. Эти отношения заключаются в том, что человек присваивает себе некоторые вещи, отчуждая их от других в свою пользу. Используя последние, собственник организует процесс производства и извлекает доход, которым могут быть прибыль, плата за землю, другие платежи, в том числе и по процентам за выделенный денежный кредит.

Система экономических отношений собственности состоит из трех взаимосвязанных элементов или отношений: отношения присвоения, отношения хозяйственного использования имущества и отношения экономической peaлизации собственности.

Через отношения присвоения устанавливается и юридически закрепляется право различных субъектов экономики (частных лиц, организаций, государства) быть собственниками соответствующих средств производства, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться последними.

Правом владения называют юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью. В зависимости от того, опирается ли это право на соответствующие нормы законодательства или нет, владение может быть законным или же незаконным. Например, вор, похитивший вещь, фактически владеет ею, но он— незаконный владелец. Законным же будет признан только тот владелец вещи, чье владение опирается на правовое основание — титул. Поэтому законное владение иногда еще называют титульным.

Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность собственника извлекать из вещи полезные свойства в процессе ее личного или производительного потребления. Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам и на определенных условиях. В этом случае границы права пользования вещью несобственника могут определяться законом, договором (например, договором проката вещей) или же иным правовым основанием. В этом случае между собственником и тем, кому он предоставил право употребить свое имущество в хозяйственных целях и на определенных условиях, возникают отношения хозяйственного использования имущества. Примером хозяйственного использования чужой собственности может служить аренда — временное предоставление определенного имущества одного лица другому во временное пользование за определенную плату.

Наконец, право распоряжения — это юридически обеспеченная возможность собственника определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи (продать, сдать внаем, заложить, передать куда-либо в качестве вклада или пая и т.п.).

Последним элементом в системе экономических отношений собственности являются отношения ее экономической реализации, которые проявляются всякий раз, когда используемые кем бы то ни было средства производства приносят их собственнику доход — прибыль, налог, арендную плату и т.п.

Истории известны несколько типов собственности. Исторически первым типом собственности была общая собственность, при которой все люди были объединены в коллективы и все средства производства и произведенные блага принадлежали всем членам этого общества. Вторым по времени происхождения стала частная собственность, при которой отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично только им. Частная собственность — это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности.

Частная собственность была господствующей в. экономике вплоть до XX века. И все это время среди ученых не прекращались дискуссии о положительных и отрицательных эффектах, порождаемых ее существованием. Противники частной собственности указывали, что она представляет собой источник эксплуатации человека человеком, способствует разъединению людей, выработке у них таких качеств, как эгоизм, индивидуализм и жадность, порождает неравенство между людьми. Сторонники частной собственности отстаивали тезис о том, что чувство собственности представляет собой естественное чувство человека, которое соответствует его природе. К тому же, говорили они, она предоставляет индивиду возможности не зависеть от государства, является своеобразной гарантией прав человека.

В XX столетии широкое распространение получил третий вид собственности — смешанная собственность, в которой сочетаются признаки первых двух типов.

Наиболее распространенной формой этого типа собственности является собственность корпорации или акционерного общества. Капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг — акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад — пай — в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда. Дивидендом называется часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции (как правило, пропорционально величине внесенного им пая).

Также весьма распространенной является и индивидуальная частная собственность. Она является основной на предприятиях, действующих в сфере торговли и услуги и в сельском хозяйстве.

Велико и значение в экономике такой формы собственности, как государственная собственность. Обычно государство сосредотачивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т.д.), и приватизацию которых оно считает нецелесообразным. Сегодня доля государственной собственности в экономике развитых стран Запада составляет от 15 до 20 %.

Во многих странах сохранились и такие формы собственности, как кооперативная и коллективная собственность. При кооперативной собственности группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества (собственного или же арендованного), осуществляет управление этим имуществом. На коллективном предприятии собственником является коллектив этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом производства.

Согласно п. 2 ст. 8 Конституция РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и в ст. 212 Гражданского Кодекса РФ, который, однако, этим не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению. Из содержания статей 212–215 ГК РФ может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственностьна федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Перечень форм собственности, указанный в Конституции и в ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Традиционно экономически наиболее эффективным видом собственности считается частная собственность. Находясь в руках конкретных людей и будучи источником их благополучия, независимости и свободы, она порождает мощную заинтересованность человека в результатах своего труда. Однако существует ряд сфер в экономике (например, энергетика), в которых более предпочтительной является государственная собственность. В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться. Государство проводит то национализацию собственности(от лат. natio — народ), т.е. передачу ее из частных рук в руки государства, то приватизацию (от лат. privatus — частный) — передачу своей собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1112 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...