Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что было раньше: курица или яйцо?



Разновидностей этого вопроса множество, например:

Кто главнее (важнее, умнее и т.д.): мальчики или девочки (мужчина или женщина)? Другими словами, кто в доме хозяин (муж или жена)?

Кто делает историю: выдающаяся личность или массы?

От кого зависит успех дела: от руководителя или исполнителей?

В научной и философской литературе, к сожалению, совершенно отсутствует правильный алгоритм решения этого основополагающего вопроса — вопроса о том, как гармонично соединить полярности и создать из их двойственности единство.

Ученые, философы, исследователи склоняются к утверждению первостепенной значимости (первичности) либо одной полярности, либо другой. Даже такие гиганты философской мысли, как Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Карл Маркс, великие немецкие мыслители, использовавшие в качестве основного своего инструмента исследования метод диалектики (смысл диалектики: нечто не есть ни то и ни это, т.е. ни одна из полярностей, но то и другое одновременно как их синтез), запутались в вопросе о первичности духа или материи и скатились в односторонность. Георг Вильгельм Фридрих Гегель создал сложнейшую философскую систему объективного идеализма. Карл Маркс выразил основательный материалистический подход, заложив идеологическую основу мировой социалистической системы, которая возникла в начале ХХ века, а в конце того же века благополучно рухнула.

Почему это произошло? Потому что неправильно решили основной вопрос философии!

Если мы держим палку за один конец, можно ли считать этот конец всей палкой? Если мы видим монету одной стороной, можем ли мы быть уверены, что это настоящая монета, а не сувенир? Если мы воспринимаем только часть истины, то не теряем ли мы в погоне за одной частью сущностное качество, раскрывающееся только через целостность, единство?

Мир в сознании человека предстает как связь полярностей. Будет ли одна из полярностей давать полную (абсолютную) истину о мире? Полярности стремятся образовать единство, которое источником своего возникновения (причиной творения) имеет совсем иной уровень организации. В монете орел порождает решку — или решка орла? Вопрос совершенно бессмысленный, потому что монету чеканит человек — субстанция иного уровня организации, нежели монета. Курица никогда не сможет объяснить, откуда и как в ней появилось яйцо. Яйцо никогда не объяснит, как оно вылупило курицу, потому что они не творят друг друга, а просто воспроизводятся как два полярных состояния одного и того же существа по какой-то непонятной для них программе. И курица, и яйцо как 2 полюса в едином циклическом процессе эволюции этого вида животных, как 2 полярных состояния одного существа выявляют разные потенции (возможности) этого существа, но сотворены они были каким-то иным Источником Жизни, которому это было нужно с вполне определенной целью, но эту цель не знают ни курица, ни яйцо. И сосуществуют эти полярности (курица и яйцо) только в едином цикле. Разорвите цикл — исчезнут и курицы, и яйца.

Человек — это либо мужчина, либо женщина. Кто кого породил: мужчина женщину — или женщина мужчину? Вопрос тоже бессмысленный, хотя в Библии дается конкретный ответ: сначала появился Адам, а потом Ева из ребра Адама, но это иной символизм. Ева символизирует материальную природу человека и человечества, а Адам — духовную. И символическая история Адама с Евой — это сложная история о том, как человек, искушенный материальными желаниями и влекомый своей материальной природой-Евой, откликнувшейся на Космическое Зло, пренебрег духовными принципами и определенными мерами защиты Того, Кто его сотворил, тем самым впустив в свою жизнь тот вид зла, с которым человеку (как, например, подростку с порнографией или алкоголем) до поры до времени иметь дело просто нельзя (и не предполагалось, был дан прямой запрет на это, но человек по своему неразумию его нарушил). Этот вид зла ныне ярко проявляется через все человеческие пороки.

Причина появления человека — не мужчина и не женщина, а иная более высокая форма организации Жизни, которую Библия называет Господом Богом, а наука — природой.

В споре ученых со священнослужителями со стороны науки слышатся богохульства, со стороны церкви пылают костры инквизиции, а обычные люди одинаково гибнут и от атомных взрывов, и от религиозных войн. Дело ведь совсем не в названии. Вопрос лишь в том, чтобы правильно понять истинную природу этой более высокоорганизованной формы Жизни и научиться с Ней сотрудничать, т.к. только это способно уберечь человечество от самоуничтожения и уничтожения жизни на нашей планете.

Конфликт между наукой и церковью существует из-за того, что священнослужители монопольно присвоили себе исключительное право на истину и на сотрудничество с Небесной Канцелярией, а ученые вообще стремятся подчинить Матушку-Природу алчности, эгоизму и прихоти человека. К чему это стремление должно привести, предупредил еще в XIX веке А.С. Пушкин «Сказкой о рыбаке и рыбке». Сказку-то знаем, но не понимаем!

Дух и материя — 2 полярных состояния одной (единой) субстанции мира, подобно тому, как пар и лед — 2 полярных состояния воды. А вода во всех мировых традициях считается символом Жизни! С детства мы изучаем круговорот воды в природе как яркий пример циклического развития мира.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое познание? Какие способы познания Вы знаете? Что такое воображение и мышление? Объясните, что такое ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

2. Что такое мировоззрение? Дайте определение, назовите элементы мировоззрения. Какие типы мировоззрения Вы знаете? Дайте определение науке и религии. Кто такие материалисты и идеалисты, гностики и агностики? О чем и почему они спорят друг с другом?

3. Что первично: дух или материя? Кто в жизни главнее: мужчина или женщина? Что было раньше: курица или яйцо? Как Вы решаете основной вопрос философии? Объясните свой ответ.

ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА.

ИСТИНА и КРИТЕРИИ ИСТИНЫ В НАУКЕ, РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИИ, ИСКУССТВЕ

В познании, как в любом жизненном процессе, проявляется цикличность.

Процесс познания человеком себя и мира существует столько, сколько существует сам человек. Познание — неотъемлемый атрибут человеческой жизни. В учебной литературе можно найти следующие определения процесса познания.

Познание — это:

1) Процесс отражения действительности, осмысления информации, полученной во взаимодействии человека с окружающим миром, и накопления знаний о мире. Знания — это результат познания.

2) Процесс осознания и объяснения различных сторон объективной действительности, человеческого общества и самого человека в этом мире.

3) Процесс идеального отражения мира.

Можно выделить следующие виды познания (как один из вариантов):

1) обыденное (быт),

2) научное (наука),

3) религиозное (церковь),

4) художественное (искусство),

5) оккультное (оккультизм и магия, академическая наука называет их паранаукой).

Процесс исследования человека и общества имеет некоторые особенности по сравнению с изучением природы.

1) Общественная жизнь представляет собой единый взаимосвязанный, взаимообусловленный процесс. Сознание человека расчленяет его на отдельные процессы, события, свойства и состояния. В этом процессе расчленения (анализа) теряется целостность, а вместе с этим теряется и суть общественно-исторических процессов, что приводит к односторонности представлений.

2) Любой факт всегда воспринимается (регистрируется) и передается только в субъективной интерпретации. Объективные факты и объективная информация — это абстракция. Избежать субъективности в познавательном процессе невозможно. Но часто субъективность исследователя, принадлежащего к тому или иному социальному слою, препятствует достижению истины, усиливая односторонность представлений. Яркий пример: о проблеме бедности и богатства, социальной справедливости выходцы из бедных слоев и представители социальной элиты неизбежно будут судить по-разному.

3) Любая система имеющихся в обществе понятий и знаний (и научных, и религиозных) всегда опирается на веру в истинность тех или иных суждений. Эти суждения (аксиомы в науке и догматы в религии) изначально считаются истинными, и на них строятся дальнейшие рассуждения. Качественный скачок в индивидуальном и общественном сознании происходит тогда, когда у индивидуума или общества возникает более сложная система понимания и объяснения мира, которая либо опровергает, либо подтверждает общепринятые истины.

4) Любое понятие в обществознании можно определить только через связь с другими понятиями. Например, понятие «общество» неразрывно связано с понятиями «человек» и «природа» и определяется через эти понятия. Но все понятия имеют обязательно 2 составляющие: общее содержание понятия и его индивидуальное понимание, поэтому во многом зависят от жизненного опыта и интеллектуальных способностей конкретного человека. Это рождает многие барьеры в общении и часто препятствует достижению взаимопонимания, потому что жизненный опыт и интеллектуальные способности у людей значительно различаются.

5) Истина всегда по форме выражения относительна. Любая форма выражения истины всегда имеет свою точку отсчета и своего творца.

Для примера можно задать простой вопрос: что такое человек? Каков алгоритм ответа?

Вариант 1. Человек ― это...

Вариант 2. Иванов (Петров, Сидоров): на данный момент я считаю, что человек ― это...

С любым ответом в варианте 1 любой умный человек в чем-то согласится, а в чем-то поспорит. Ответ в варианте 2 может опровергнуть только детектор лжи, а нам остается лишь согласиться: ну да, раз Иванов так считает, то это его истина и это его право так считать, если это не ущемляет прав других людей.

Но относительность и субъективность любой формы выражения истины отнюдь не исключает того, что существует абсолютная истина. Решающим фактором в любом исследовании является соотношение между объемом абсолютной истины, которую удалось выявить исследователю, и субъективной формой выражения добытой истины.

6) Любое знание остается просто информацией до тех пор, пока не применено на практике и не опробовано в жизни человека или общества. Наиболее целесообразно воспринимать любую форму выражения истины как гипотезу, которая требует логического осмысления и практического подтверждения.

7) Любой процесс исследования начинается с анализа. Благодаря анализу выявляется полярность в любом предмете исследования. И очень часто за истину принимается одна из полярностей. Но истиной не может быть ни одна из полярностей. Истину выявляет всегда синтез (единство) полярностей. Это особенно часто упускается из виду при изучении социальных процессов и служит питательной средой для разнообразных споров, конфликтов и войн.

Обобщая, можно сказать, что познание — это:

1) Процесс получения знаний о мире, о сути тех или иных объектов, процессов, явлений.

А для чего мы стремимся к знаниям? И к получению какого знания стремится человек?

2) Поиск истины.

А что есть истина? В любом процессе познания неизбежно вставал вопрос о том, насколько истинны знания человека о мире и о самом себе.

Если исследователь положительно отвечает на вопрос о возможности адекватного познания мира, то он называется гностиком, если отрицательно — агностиком.

Знания и заблуждения, вера и скепсис, истина и ложь всегда оказываются 2-мя сторонами одной медали. В учебной литературе даются следующие определения истине и заблуждению:

Истина — философская категория для обозначения соответствия наших представлений о мире самому этому миру, адекватность наших знаний о мире тому, чем он на самом деле является. Истиной считается соответствие наших знаний и представлений свойствам материального мира, существующего объективно, независимо от человеческого сознания.

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания человека. Другими словами, истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел.

Заблуждение — представление, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. Ложь — это искажение истины с целью обмана.

Истина может быть объективной и субъективной, относительной и абсолютной.

Критериями истины признаются:

1) в обыденном познании — здравый смысл и практический опыт,

2) в научном познании — логичность, доказательность, непротиворечивость, системность, проверяемость в эксперименте, полезность, объединяющиеся в практической деятельности,

3) в религиозном познании — жизнь и учения основателей конфессий:

у иудеев — заповеди Моисея,

у буддистов — учение Будды о 4-х Благородных Истинах и 8-ричном Благородном Пути,

у христиан — учение Иисуса Христа,

у мусульман — учение Магомета,

4) в искусстве — создание многомерного художественного образа,

5) в оккультизме — единство и гармония человека с миром, а также могущество Духа, проявляющееся как сотрудничество со стихиями природы (например, Иисус Христос мог исцелять людей, ходить по воде, укрощать бури, общаться с ангелами, изгонять бесов и т.д.).

Как объединить все эти разнообразные критерии истины? А насколько они сами истинны?

При поиске ответа на эти вопросы сразу выявляются несколько сложностей.

1) Очень часто в разных видах познания используются одни и те же понятия, но смысл и значение вкладываются в них разные, отсюда возникает много разногласий.

2) Наиболее общими понятиями считаются научные и философские категории (дух и материя, энергии и силы, время и пространство, природа и общество, единство и множественность, возможность и действительность, часть и целое — и т.д.). Однако и тут нет единства в понимании уже хотя бы потому, что почти каждый человек занимает либо материалистическую, либо идеалистическую позицию. А это неизбежно ведет к одностороннему видению мира и искажению смысла понятий.

3) Еще один подводный камень обнаруживается в процессе поиска истины. В фильме «Вода» среди начальных эпизодов было упоминание о многочасовом закрытом совещании ученых, где обсуждались свойства нового бактериологического оружия массового поражения. Внезапно у всех участников встречи появились признаки сильнейшего пищевого отравления. Причиной отравления стала простая вода, изменившая свою структуру под влиянием мыслей людей.

Давайте внимательно проанализируем этот случай.

Оружие массового поражения, равно как и современные промышленные технологии, разрушающие природу в мировом масштабе, изобрели, как это ни парадоксально прозвучит, очень умные люди — ученые, а отнюдь не бандиты с большой дороги!

Ученые, занимающиеся разработкой любого оружия, прекрасно знают свойства минералов, вирусов, бактерий, растений, хорошо разбираются в строении и функционировании организма животных и человека. Знают они и то, какое взаимное влияние все эти формы Жизни оказывают друг на друга. А на что они направляют свои знания обо всех этих процессах? На разрушение жизни, на смерть человека, на уничтожение человечества! Тогда целесообразно спросить: а знают ли они истину?..

Обобщая, можно задаться вопросом в следующей форме.

Человек стоит на вершине планетной пирамиды, имея многообразное знание о различных свойствах всех царств природы и знание о взаимосвязях между этими царствами природы.

Обладая знанием различных свойств предметов, процессов, явлений, а также знанием свойств минералов, растений, животных и человека, на что человек может направить эти свои знания?

Логически есть 2 варианта:

1)
человек
либо на разрушение планетной пирамиды, т.е. на разрушение целостности планетного мира и, как следствие, на саморазрушение,

2)
животные
либо на самосовершенствование и совершенствование жизни планетного мира с пользой для себя и для всех царств природы.

минералы
растения
Что чаще всего делает человек? Разрушает! Почему? А что легче? Добыть и сжечь нефть (газ, древесину) — или построить солнечную батарею? Один раз срубить дерево и собрать его плоды — или окультурить дерево, вывести сорт с более вкусными плодами и долгие годы пользоваться этим достижением? Пойти на охоту и убить животное, а потом зажарить его и

съесть — или приручить животное, одомашнить его и многие годы пользоваться его шерстью и молоком? Договориться с другим человеком и вместе делать полезные дела — или просто отобрать у другого человека какие-то ресурсы (деньги, вещи, ценности), применив силу или хитрость?

Ответ очевиден! В народе говорится: «Ломать — не строить!» Для строительства, созидательной деятельности (совершенствования себя и мира) человеку нужно дополнительно еще другое знание — знание цели, ради которой существует и совершенствуется весь мир и человек как часть его, а также знание того, как отдельные вещи, процессы, явления соединяются в одно целое. Если что-то в мире существует, то значит, что в этом существовании есть какой-то смысл, какая-то потребность того, кто весь этот мир сотворил. В природе все удивительно целесообразно и гармонично взаимосвязано, наполнено глубоким смыслом. Знание того, что происходит в нравственной, духовной сфере, — это совершенно иной тип знания, который тоже необходим человеку.

Но видит ли человек ту цель, которая создает гармонию? Видит ли он глубокий смысл существования различных форм Жизни минерального, растительного и животного царств? Понимает ли он смысл своего собственного существования и свою миссию на планете? Если бы человек понимал цель существования мира и себя, он не взрывал бы атомные бомбы, не уничтожал бы леса, не убивал бы животных, не устраивал бы войн. Если бы человек хотел обладать этим пониманием, он бы не вел планетный мир к катастрофе.

Абстрактное знание цели у человека всегда было, и выражается оно золотым правилом нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе, и поступай в отношении другого так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Можно еще вспомнить сказку про крошку-енота: ты погрозил — и тебе погрозили; ты улыбнулся — и тебе улыбнулись. Вроде бы все понятно, но человеческий эгоизм и соблазн преступить это простое правило оказываются сильнее здравого смысла: авось вседозволенность сойдет с рук…

Цель существования жизни на Земле можно определить как стремление всего живого к единству и к совершенству. Но это очень абстрактная формулировка, из которой непонятен путь достижения единства и совершенства. Именно непонимание механизма (пути) достижения единства с миром и незнание последствий своей разрушительной деятельности делает выбор человека неустойчивым, и человек колеблется между разрушением и созиданием, между ненавистью и любовью, между убийством и милосердием, между войной и сотрудничеством. И структура воды как внутри человека, так и вокруг него этот выбор человека четко выявляет:

1) Если деятельность человека направлена на достижение единства с миром, вода формирует гармоничную сотовую структуру, или структуру бензольного кольца, символ Абсолюта.

2) Если деятельность человека направлена на разрушение единства с миром, вода теряет гармоничную структуру, приобретает хаотичную форму, не пригодную для жизни.

А структура воды напрямую связана со здоровьем человека. Вредя миру (создавая в мире хаос), человек вредит, прежде всего, самому себе, своему здоровью (физическому и психическому). Таким образом, становится понятным самый простой механизм действия золотого правила нравственности. И становится очевидным, что нет ничего тайного, что рано или поздно не стало бы явным. Если бы люди действительно понимали, что они творят, когда нарушают золотое правило нравственности, то они вряд ли захотели бы это делать.

Давайте посмотрим на пирамиду.

В древней традиции пирамида считается символом двойственности мира и человека как его подобия. Она действительно великолепно иллюстрирует двойственность мира и человека: у пирамиды широкое основание внизу — и точка в вершине пирамиды. Еще одна двойственность связана с видимым и невидимым состоянием. Логика двойственности такова, что если есть видимое, проявленное, то есть и невидимая, непроявленная часть. Где невидимая часть пирамиды (так называемый потусторонний мир)?

Над вершиной — и под основанием.

Видимое — материальное, невидимое — нематериальное.

Верхнюю невидимую часть пирамиды наука абстрактно называет духовной сферой, а христианство — раем. Нижнюю невидимую часть пирамиды наука не исследует (за исключением психоанализа, например, фрей-

дизма с его понятиями подсознания, сознания и сверхсознательного), в христианстве эта часть называется адом, на Востоке — сферой Авичи, «домом потерянных душ».

Авичи. Состояние сознания, имеющее место не обязательно после смерти или между рождениями, так как оно может иметь место и на Земле. Буквально оно означает «непрерывный ад». Нам говорят, что последний из восьми адов – это тот, в котором «преступники умирают и возрождаются без передышки – но не без надежды на конечное искупление».

Логично предположить, что если человек выбирает путь разрушения жизни, то он рано или поздно должен оказаться в нижней части невидимого мира (в аду, по христианской терминологии). Если человек выбирает путь совершенствования, или путь в верхнюю невидимую часть пирамиды, то это путь служения обществу, путь подвига и исполнения своего гражданского долга (по терминологии общественных и гуманитарных наук), а в христианстве это Путь Христа, выраженный словами самого великого гуманиста: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».

Фрагмент из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова. Ответом Иисуса на вопрос Понтия Пилата о том, что есть истина, в действительности было молчание. Иисус прекрасно понимал, что с помощью человеческого ума, символом которого был Пилат, Истину не постичь. Но гений Булгакова сумел расшифровать это безмолвие Христа и выразить в понятных нам словах, оставшихся на страницах романа: «Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…»

Обреченный на мучительную смерть зачем-то вместо собственного спасения исцеляет своего палача! Как бы Вы объяснили этот фрагмент?

Прекрасно зная, что Понтий Пилат через некоторое время вынужден будет отдать его на растерзание разъяренной толпе религиозных фанатиков и на мучительную смерть, Иисус Христос, тем не менее, использует свои удивительные знания и феноменальные способности (которые современным ученым и врачам даже в зачатке недоступны!) не на свое личное спасение, а избавляет Пилата от сильнейшей головной боли и, более того, исцеляет его душу, которая отныне изо всех сил устремляется к Истине. Но даже это искреннее стремление творить доброе и истинное не может помочь Пилату, могущественному наместнику римского императора в Иудее, спасти Христа от смерти. Почему?! Почему Христос (символ истины, гуманности и справедливости), имея всю власть над миром (а Он ведь мог всё: исцелять людей, ходить по воде, укрощать бури, повелевать людьми и ангелами, изгонять бесов), тем не менее, сознательно позволил людям, потерявшим человеческое лицо, подвергнуть Его очень мучительной казни. Избежать казни Он мог бы — и очень легко! Его способности это позволяли. Но Он добровольно взошел на крест, приняв это решение намного раньше встречи с Пилатом — в Гефсиманском саду. Почему и зачем Он это сделал?

Разгадка кроется в ответе на вопрос: а что при этом решении Христа изменилось в мире? В какое новое состояние перешел мир благодаря небывалому подвигу Того, Кто есть «Путь и Истина и Жизнь»? Какая завеса в мире после распятия Христа разодралась надвое? Что было скрыто от людей до распятия Христа и открылось им после того, как Христос «смертью смерть попрал»? Куда Он взошел после смерти на кресте и всем людям путь туда открыл?

Что изменилось в мире после того, как выпил чашу с ядом Сократ по приговору афинского суда? Что изменилось в мире после того, как инквизиторы сожгли на костре Джордано Бруно?

Истина не есть просто достоверное знание о мире или о духовных принципах. Истина связана с состоянием мира, с ритмом жизни различных существ на лестнице эволюции (у каждого из них свой ритм, своя истина, свой закон) и с согласованием разных ритмов в нечто единое, гармоничное. Согласование всех форм Жизни приводит к сотрудничеству и устанавливает более совершенный порядок в мире.

Противоположность истине — наваждение, иллюзия. Миры иллюзии не есть просто выдумка, неверное знание о мире, какая-то идея-фикс. Они обладают вполне осязаемым существованием и способностью наложить свой собственный, искаженный ритм на свое окружение. Пример: некоторые люди, насмотревшись с экрана боевиков или поиграв в агрессивные компьютерные игры, потом автоматически переносят поведение экранных героев на свои реальные отношения и ведут себя подобно этим героям, вплоть до реального насилия и убийства с последующим реальным отбыванием срока в местах лишения свободы. А те, к кому было применено насилие, реально лишаются имущества, здоровья или жизни.

С чего начинается обретение новой истины? С разрушения иллюзий и рассеяния наваждений. С одними своими иллюзиями человек расстается легко, с другими — тяжело, третьи одолевают человека, входят в его плоть и кровь, и он с ними умирает. Но в любом случае разрушение иллюзий и рассеяние наваждений — процесс достаточно болезненный, и не каждый человек соглашается пройти это очищение болью, чтобы выстрадать новую истину как новое, более совершенное состояние.

Что относится к человеку, то же относится и к обществу. За что приговорили к отравлению Сократа? За что распяли Христа? За что сожгли Джордано Бруно? Они несли обществу новые формы выражения Истины, которые ломали прежние устои, разрушали иллюзии людей и вели к установлению нового, более совершенного, прогрессивного порядка, сжигая отжившее, устаревшее, но такое привычное состояние мира. Именно этим и ценен их подвиг.

Ну, хорошо. Герои пошли на смерть ради великих идей. В результате общество усовершенствовалось. А самим-то героям какая выгода от их героизма? Какой смысл имеет подвиг для самих героев, особенно после смерти? Ответ связан с тем невидимым миром, куда герои уходят после своей смерти. Путь человека и тайна смерти тоже пока являются великой загадкой для человека.

Ни верующие, ни ученые не понимают ясно, каков жизненный путь человека. Догадок много, а ясного понимания нет. Не творить зла, не убивать, не калечить живое и т.д. — этой информации оказывается мало. Все это указания, что надо делать. Но многие, прекрасно зная, что такое хорошо и что такое плохо, почему-то поступают наоборот. Почему? Мало указать, что надо делать человеку. Требуется еще понятное, убедительное объяснение, почему именно так надо поступать и именно так надо жить. Почему именно гуманное, человечное отношение к миру и человеку связано с целью его жизни? А что человеку будет, если он будет поступать негуманно? Ну, если поймали с поличным и наказали — это понятно! А если не поймали? Тогда можно?

Цель жизни человека выступает как реализация общечеловеческих ценностей. Но что это за механизм? Смысл жизни человека — в творчестве, которое соединяет творческие способности человека и его нужность, полезность миру. Но каковы законы творческой деятельности природы, человека и общества? Вопросы, вопросы, вопросы… А где ответы?

Как это ни парадоксально, но к пониманию, как человеку оптимально пройти жизненный путь, наиболее близко подошли не верующие, а ученые. Это отразилось в периодической системе химических элементов, основу которой заложил Д.И. Менделеев. Сколько в ней элементов? Ровно 120! Почему? Ответ должен дать грамотный системный анализ. Если ученым удастся преодолеть имеющиеся в науке стереотипные представления о мире и человеке и расшифровать эту периодическую систему с помощью системного анализа, то тогда станет понятным универсальный алгоритм эволюции на Земле, в том числе и путь эволюции человека. В любом цикле, у любой формы Жизни есть четкий алгоритм развития. Существенные отклонения от него приводят к разрушению цикла и к серьезным трудностям в построении новых циклов развития.

Но просто знать этот алгоритм недостаточно. Знать Путь и пройти его — не одно и то же! Вопрос — в том, где черпать силы. Это вопрос о Первоисточнике Жизни на Земле.

Еще одна загадка, которую необходимо разгадать, — это тайна сознания. В том числе, и сознания человека. А есть ли еще какое-нибудь сознание, помимо человеческого?

Что такое сознание? Человек осознает себя как человека именно благодаря наличию у него сознания. Казалось бы, сознание должно быть для нас гораздо понятнее, чем внешний мир (объективная реальность), ведь это наше сознание, наши мысли и переживания. Но, исследуя сознание, человек сталкивается с еще б о льшими трудностями, чем при исследовании внешнего мира.

Как человек исследует новое, неизвестное, непонятное? С помощью известного, понятного.

Для существования внешнего мира мы используем понятия «пространство» и «время». А как существует сознание? Очевидно, что сознание связано с работой мозга, с использованием в членораздельной речи понятий, с выражением эмоций, с регистрацией ощущений. Разбитая коленка, полученный от кого-то удар, а тем более травма головного мозга — все это непосредственно влияет на сознание человека. Но реакция человека на эти факторы может быть у разных людей противоположной. Один из-за разбитой коленки откажется ходить, другой сможет выиграть спортивные соревнования, несмотря на боль. Один обидится, если его ударили, другой задумается, а туда ли он идет по жизни. Один скончается от травмы головного мозга, а другому она мозги вправит на место, и он круто изменит свой образ жизни (особенно часто это происходит после клинической смерти).

Но тот факт, что сознание связано с работой мозга, ничего не может прояснить насчет пространства, в котором существует сознание. Ощущения связаны с тем пространством, которое мы можем охватить и исследовать с помощью 5 органов чувств. А мыслью мы можем унестись даже в другую галактику!

Если рассматривать сознание человека с точки зрения бихевиоризма (по схеме «стимул–реакция), то не удастся избежать так называемой субъективности: на один и тот же стимул у разных людей и в разные возрасты будут разные реакции.

А что происходит с сознанием во сне? Мозг человека работает, но тело человека находится в бессознательном состоянии, человеку в это время что-то снится, он во сне делает какой-то сознательный выбор…

Еще более сложная проблема — проблема рождения и смерти: откуда берется сознание у ребенка — и куда девается после смерти человека?..

При внимательном рассмотрении вопросов, связанных с сознанием, выясняется, что человек живет сразу в 2-х мирах: материальном и идеальном (нематериальном), и это ему удается благодаря сознанию.

При исследовании сознания становятся значимы следующие факторы:

1) Сознание образуется при слиянии полярностей (прежде всего, Духа и Материи) и по сути своей двойственно. Сознание — это одновременно субъективное состояние и та пространственно–временн а я сфера, где полярности «соприкасаются», строят отношения, обмениваются опытом и влияют друг на друга.

2) Сознание двойственно в проявлении:

— как чувствительность всего живого (способность воспринимать воздействие окружения, различать многообразные влияния окружающей среды и избирательно реагировать на них); в минеральном царстве это притяжение к одним элементам и отталкивание от других, в человеке это способность к познанию себя и мира;

— как способность к самоорганизации (к синтезу с другими формами Жизни и образованию более сложных структур); в минеральном царстве это способность атомов строить электронные конфигурации внутри своего пространства и молекулярные связи с другими атомами, в человеке это способность к преображению себя и сотрудничеству со своим окружением.

3) Сознание несет в себе свойства обоих полюсов (Духа и Материи), но одновременно и отличается от них.

Содержание сознания заполняется образами окружающего (прежде всего, видимого) мира, а форма сознания идеальна, неосязаема, подобна сну. Если человек посмотрит на предмет, а потом закроет глаза, то в его сознании останется образ увиденного предмета, и человек очень хорошо различает, где материальный предмет, а где его идеальный образ, хотя по содержанию это одно и то же.

4) Сознание дает любой форме Жизни одновременно целостность (универсальность) и уникальность (индивидуальность).

Сознание выделяет каждую форму Жизни в относительно самостоятельную частицу мира, наделяя ее индивидуальностью, и одновременно включает в единый универсальный общемировой процесс, объединяя с миром. Сознание, подобно коже, формирует границу соприкосновения какой-либо формы Жизни с ее окружением, ограничивает сферу влияния, например, разделяя в человеке «я» и «не-я», хотя граница эта всегда остается условной.

И последнее замечание — об особенности человеческого сознания, которое имеет дело с символами и знаками и обладает долговременной памятью в отличие от животных, у которых есть только оперативная память. Исключение составляют домашние животные. У них постепенно развивается долговременная память, они умеют пользоваться знаками и символами. Но ни одно животное не может создавать, творить новые знаки и символы. Это под силу только человеку.

Основой поведения животных являются инстинкты (условные и безусловные рефлексы), за которыми стоит действие биологических программ. Новой ступенькой для животных становится развитие интеллекта, и наиболее активно ее осваивают домашние животные через участие в знаковой системе, используемой человеком.

Основой поведения человека является интеллект. Благодаря интеллекту человек активно реализует различные социальные программы. Новой ступенькой для человека является развитие интуиции. Эта новая способность развивается далеко не у всех. И изучение ее пока дается с большим трудом. Но все великие открытия сделаны с использованием этой способности. Яркий пример — периодическая система химических элементов Д.Менделеева.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 764 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...