Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Видван Гауранга дас. Вопрос: Вот цитата из Вашего письма, Вашему духовному брату Никхилананде дасу:



Вопрос: Вот цитата из Вашего письма, Вашему духовному брату Никхилананде дасу:

«Каково практическое применение твоего плана, как все это будет работать? Каждый может инициировать без всяких проверок и критериев? Почему ты говоришь, что Джи-Би-Си назначают гуру? Они не назначают гуру. Шрила Прабхупада уполномочил и приказал всем своим ученикам стать Духовными Учителями. Джи-Би-Си просто санкционирует исполнение этого приказа в ИСККОН, основываясь не рекомендациях местного руководства. Что касается твоего плана, то это звучит здорово, но для меня все это совершенно туманно и непонятно. Извини, но я не могу разобраться в том, что ты предлагаешь. Мне нравится идея, чтобы духовные братья сблизились друг с другом».

Дорогой Гуру Махарадж, но как тогда нам следует понимать следующее утверждение Шрилы Прабхупады (и множество других подобных утверждений)?

«Я хочу, чтобы все мои духовные сыновья и дочери унаследовали этот титул Бхактиведанта, чтобы этот трансцендентный семейный диплом передавался из поколения в поколение. Тем, кто имеет этот титул Бхактиведанта, БУДЕТ РАЗРЕШЕНО ПРИНИМАТЬ учеников. Возможно, к 1975 году всем моим ученикам будет разрешено давать инициации и так увеличивать число последователей. Таков мой план» (Письмо Хамсадуте, Лос-Анджелес, 3 декабря 1968 года; выделено мной).

Здесь Шрила Прабхупада утверждает, что тем, кто имеет реальные качества Бхактиведанты, «будет разрешено» давать инициации. Он не говорил, что любой из его учеников может быть гуру. Он говорит, что все его сыновья и дочери должны стать «квалифицированными», должны стать Бхактиведантами, и ПОТОМ тем, кто приобрел эту квалификацию, будет «РАЗРЕШЕНО» давать инициации.

Ответ: Шрила Прабхупада не раз говорил о том, что нужно приобрести квалификацию. Он также говорил, что он хочет, чтобы все его ученики становились Духовными Учителями, потому что таков закон ученической преемственности: каждый ученик должен стать духовным учителем после своего Духовного Учителя и увеличить древо ученической преемственности Господа Чайтаньи.

Очевидно, что определенная система «разрешения» принимать инициированных учеников, необходима. Шрила Прабхупада никогда не говорил, что после его ухода каждый автоматически станет инициирующим гуру. Если бы он хотел, он бы сказал. В апреле 1977 года, в Бомбее, Шрила Прабхупада обещал назвать нескольких преданных, которые станут гуру, но они должны быть квалифицированными. Шрила Прабхупада подчеркивал, что элементарным требованием было искренне следовать предшествующему Духовному Учителю. Мы видели в ИСККОН, что когда кто-то перестает следовать Шриле Прабхупаде, это порождает беспокойства.

В связи с этим я не вижу, в чем Совет Джи-Би-Си не прав, следуя системе одобрения, или «не возражая» против того, чтобы преданный исполнял этот вид преданного служения. Даже если Совет Джи-Би-Си не возражает, он добивается одобрения в той или иной форме. Я ожидаю услышать от Никхилананды Прабху, каким образом он представляет себе воплощение в ИСККОН желания Шрилы Прабхупады «разрешать» преданным принимать собственных инициированных учеников. Если есть лучший способ, то я готов представить его на рассмотрение Джи-Би-Си. Шрила Прабхупада указывал, что для того чтобы инициировать учеников, необходимо иметь несколько основных качеств, как ты это продемонстрировал в приведенном выше отрывке о степени Бхактиведанты как о критерии квалифицированности.

Если однажды был установлен минимальный уровень требований, то должен быть человек или группа людей, которые будут решать, отвечает кандидат этим требованиям или нет. После этого следуют одобрение и разрешение. Я не знаю, как все это можно обойти. Если кто-то действительно представляет Шрилу Прабхупаду и ученическую преемственность, то ему выражают почтение как представителю Вьясадевы. Но этикет таков, что ученики выражают это почтение формально.

Продолжение вопроса: Например, Шрила Прабхупада также говорил, что те, кто имеет степень Бхакти-шастри, могут становиться брахманами, а те, кто имеет степень Бхакти-вайбхава, могут становиться санньяси. В другом письме Шрила Прабхупада утверждает, что вместе с каждым уровнем знаний необходимо проверять манеры и поведение преданных.

Ответ: Это ясно.

Продолжение вопроса: Если мы не можем просто сказать, что любой может действовать как брахман или санньяси, не соответствуя объективному уровню квалификации брахмана или санньяси, то чем можно оправдать то, что мы говорим, что любой может давать инициации, не соответствуя необходимой квалификации? Как брахманы и санньяси в известном смысле «назначаются», так же инициирующие гуру должны «назначаться» на основе объективного критерия. Каждый может стать гуру, если он удовлетворяет требованиям, так же как любой может стать брахманом или санньяси, если он удовлетворяет требованиям.

Ответ: Ты приравниваешь посвящение в брахманы и посвящение в санньяси к «назначению». Мне никогда это не приходило в голову, но в определенном смысле Совет Джи-Би-Си дает свое одобрение, и затем санньяса-гуру может дать человеку посвящение в санньясу. Если это считать «назначением», то это можно рассматривать и так. Человек не может стать санньяси, не получив одобрения Джи-Би-Си и не будучи принятым санньяса-гуру. До сих пор я не слышал, чтобы кто-нибудь возражал против этой процедуры. Это хороший момент, что, как сказал Шрила Прабхупада, поскольку инициирование учеников требует более высокой квалификации, а следовательно необходима определенная система проверки уровнем выше, чем при получении санняьсы. Для тех, кто принимает санньясу, существует испытательный срок, но для тех, кто собирается принимать учеников в качестве дикша-гуру, в настоящее время такого формального испытательного срока не существует.

В случае, когда человек становится дикша-гуру, никакого «посвящения» в дикша-гуру не происходит. Шрила Прабхупада и Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху уже отдали приказ, чтобы каждый становился Духовным Учителем, и в это также включается быть дикша-гуру. Единственное требование – человек должен быть квалифицирован для этого. Главный критерий квалификации – необходимо строго следовать предшествующему ачарье и Основателю-ачарье.

Поскольку сейчас Шрила Прабхупада не может непосредственно разрешать преданным принимать учеников, необходима некая разрешающая экзаменационная система, чтобы проверять, соответствует ли преданный основным требованиям, чтобы совершать это служение. Поскольку в своем завещании Шрила Прабхупада сказал, что Совет Джи-Би-Си является высшей управляющей властью в ИСККОН, этот Совет должен создать систему контроля, чтобы кандидаты удовлетворяли основным требованиям. Так как члены Джи-Би-Си со многими кандидатами не были знакомы лично, на местные комиссии была возложена ответственность за проверку и назначение кандидатов, которые, по мнению членов комиссий, были квалифицированны. В случае если возникали какие-то сомнения, член Джи-Би-Си мог выдвинуть возражение. Если было много возражений или они были серьезные, то этот вопрос выносился на обсуждение перед всем Советом Джи-Би-Си. Такова система, которая действует и сегодня. Я не понимаю, как можно сравнивать разрешение действовать в качестве инициирующего Духовного Учителя с одобрением на получение посвящения в брахманы или санньяси. Когда преданный получает вторую инициацию, его связь с парампарой укрепляется еще больше. Принятие санньясы – это смена ашрама, что налагает на человека различные обязательства, и у него есть санньяса-гуру, который до некоторой степени несет ответственность за то, чтобы давать наставления об исполнении долга санньяси. Принимать учеников и быть для них дикша-гуру – это очень ответственное преданное служение, влекущее за собой различные обязательства перед учениками, организацией, Шрилой Прабхупадой, ученической преемственностью и Господом Шри Кришной, но когда преданный становится Духовным Учителем, это положение не меняет ни его связь с парампарой, ни его ашрам.

Что может измениться, так это протокол и образ действий, поскольку они применяются согласно вайшнавскому этикету и в соответствии с тем, какую ответственность на себя берет человек, заботясь о духовной жизни других. Если человек ответственно выполняет эти деликатные и обременительные обязательства, то ему выражают почтение в обществе вайшнавов. Эта ответственность и забота о преданных может проявляться не только со стороны дикша-гуру, но также и со стороны шикша-гуру или ответственного духовного лидера в сознании Кришны. Когда кто-то берет на себя ответственность в преданном служении Шриле Прабхупаде и Господу Чайтанье, в соответствии с принятым этикетом ему необходимо выражать признание. Именно поэтому всем брахманам и вайшнавам с незапамятных времен выражают почтение за их связь с Верховным Господом и за Его любовь к ним.

Продолжение вопроса: Поэтому, разве Совет Джи-Би-Си не будет прав, РАЗРЕШАЯ инициировать учеников на основе объективного критерия (и этот критерий должен быть выше, чем для брахманов и санньяси)?

Ответ: Было бы логично сказать, что у Джи-Би-Си есть не только право, но обязанность установить основной критерий – следование наставлениям Шрилы Прабхупады, чтобы «разрешать» квалифицированным преданным инициировать учеников в ученической преемственности. Если Джи-Би-Си не сделает этого, то кто еще это сделает? Как ты правильно заметил, Шрила Прабхупада указывал, что перед тем, как человеку разрешат инициировать учеников, он должен удовлетворять определенным минимальным требованиям.

Здесь может быть еще один момент, но мне хотелось бы видеть, что члены Джи-Би-Си уделяют больше внимания тому, чтобы находить и обучать преданных принимать это преданное служение, чтобы желание Шрилы Прабхупады увеличить количество инициированных учеников в его духовной семье исполнялось все больше и больше. Каким образом движение сознания Кришны будет расширяться без большего количества квалифицированных преданных, дающих инициации? Необходимы определенные шаги, чтобы гарантировать, что число новых квалифицированных духовных учителей, получивших разрешение инициировать учеников, будет увеличиваться, чтобы удовлетворить эту важную потребность в проповеди.

Продолжение вопроса: Преданные, с которыми я встречался (с духовными внуками Шрилы Прабхупады) говорят, что в данный момент требования для того, чтобы служить в качестве дикша-гуру, слишком легкие, и что Совет Джи-Би-Си должен сделать их более строгими. Может быть, этот критерий нуждается в ужесточении?

Ответ: Ты можешь предложить, в каких сферах? Похоже, что в большинстве случаев это уже было сделано, но местная комиссия обязана проверить, насколько это допустимо. Ничего конкретно не говорится о минимальном большинстве голосов. Либо «десять членов комиссии», которые назначают человека для выполнения служения в качестве инициирующего гуру, должны сделать это единогласно, либо двумя третями голосов, либо простым большинством. Точно не определено.

Я бы предположил, что это должно делаться единогласно, поскольку говорится, что назначать должна комиссия из десяти человек, но это вопрос трактовки. В каких областях, по мнению преданных, требуется «ужесточение»? Если я что-то об этом узнаю, и если эти идеи будут обоснованными, то я могу предложить их на обсуждение Совету Джи-Би-Си.

Продолжение вопроса: Но совершенно определенно, что поклонение/почитание дикша-гуру подчеркивалось чрезмерно, поскольку духовная жизнь преданных в большой степени зависела от многочисленных шикша-гуру.

Ответ: Да. Необходима система, чтобы установить правильный вайшнавский этикет почитания и прославления всех категорий вайшнавов. Ученики должны выражать почтение не только своим дикша-гуру, но также шикша-гуру и старшим вайшнавам, как это было с незапамятных времен. Например, Господь Шри Кришна лично продемонстрировал важность почитания старших духовных братьев Своим приемом и поклонением Судаме Випре.

Спасибо тебе за твой замечательный вопрос и письмо. Я надеюсь, что твои сомнения рассеялись.

Шикша-гуру и дикша-гуру

Вопрос: В чем разница между шикша- и дикша-гуру, кроме того, что шикша-гуру не берет на себя карму своих учеников?

Ответ: Вот цитата о дикша-гуру из Чайтанья-чаритамриты:

«Метод, благодаря которому в преданном развивается привязанность к Кришне, описан в Чайтанья-чаритамрите (Антья, 4.192):

дикша-кале бхакта каре атма-самарпана

сеи-кале кришна таре каре атма-сама

«С момента посвящения, когда преданный полностью отдает себя служению Господу, Кришна начинает смотреть на него как на равного Себе».

Смысл дикши, духовного посвящения, объясняет в «Бхакти-сандарбхе» (868) Шрила Джива Госвами:

дивйам гйанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам

тасмад дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих

«Благодаря дикше в человеке постепенно исчезает тяга к материальным наслаждениям и просыпается интерес к духовной жизни».

Гуру просто должен знать, в чем заключается суть шастр и постичь Личность Бога. Только тогда он духовный учитель. Дикша означает, что духовный учитель инициирует ученика в трансцендентное знание, благодаря которому ученик освобождается от материального осквернения. Именно духовный учитель освобождает ученика из майи, посвящая его в повторение маха-мантры Харе Кришна. Так спящее живое существо может возродить свое сознание, повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Другими словами, духовный учитель пробуждает спящее живое существо к его изначальному сознанию, чтобы оно могло поклоняться Господу Вишну. В этом цель дикши, или инициации. Инициация означает получение чистого знания о духовном сознании.

Шикша-гуру и дикша-гуру (продолжение)

Вот еще несколько цитат о шикша- и дикша-гуру.

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128:

«Если он сведущ в науке о Кришне, он может стать духовным учителем как вартма-прадаршака-гуру, дикша-гуру или шикша-гуру. Того, кто первым дает информацию о духовной жизни, называют вартма-прадаршака-гуру, или духовным учителем. Духовный учитель, который дает посвящение в соответствии с предписаниями священных писаний, называется дикша-гуру, а духовный учитель, который дает наставления, направленные на возвышение ученика, называется шикша-гуру».

Письмо Нараяне Абхираме, 30 апреля 1971 года:

«Собственное очищение и обучение других тому, как можно очиститься – эти две вещи должны присутствовать одновременно. Наши желания несовершенны, но мы пытаемся быть совершенными и обучаем других, как быть совершенными, насколько это в наших силах. Их нельзя разделить, они должны идти рука об руку, как две параллельные линии, шикша и дикша. Шикша означает обучение. Дикша, или инициация, означает начало духовного осознания. Поэтому каждый ученик должен духовно прогрессировать сам и помогать в этом другим».

Шримад-бхагаватам, 10.2.18:

«Слово манастах указывает здесь на то, что Верховный Господь перенесся из ума Васудевы в сердце Деваки. Мы должны хорошо понять, что Господь вошел во чрево Деваки не как обычное живое существо, но посредством дикши, инициации».

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 15.108:

«Итак, здесь говорится о важности инициации. До тех пор пока человек не получит посвящение от того, в чьем сердце всегда пребывает Верховная Личность Бога, он не сможет обрести силу, чтобы нести Верховного Господа в своем собственном сердце».

«Источник вечного наслаждения», глава 80, «Встреча Господа Кришны с брахманом Судамой»:

«Тот, кто прошел подготовку у истинного духовного учителя, сможет в будущем достичь цели человеческой жизни. Он легко пересечет океан неведения и не поддастся влиянию иллюзорной энергии. Дорогой друг, наш первый учитель – это отец, по милости которого мы получили тело. Поэтому отец по праву считается наставником. Наш следующий духовный наставник тот, кто посвящает нас в тайны духовного знания, и его следует почитать как Бога.

У человека может быть несколько учителей. Духовного учителя, который наставляет ученика в духовной науке, называют шикша-гуру, а духовного учителя, который дает ученику духовное посвящение, именуют дикша-гуру. Оба они – Мои представители. У человека может быть много наставников, но давать духовное посвящение может только один.

Если человек извлек пользу из наставлений духовных учителей, получил с их помощью необходимые знания и сумел пересечь океан материального бытия, значит, он достиг цели человеческой жизни. Он по опыту знает, что высшее предназначение жизни, исполнить которое можно только в теле человека, заключается в том, чтобы достичь духовного совершенства и таким образом вернуться к Богу».

Шримад-бхагаватам, 4.12.32:

«Дхрува не забыл о своем сыновнем долге по отношению к Сунити. Это она впервые подтолкнула его на тот путь, который теперь ведет его прямо на Вайкунтху. Вспомнив о ней, он захотел взять ее с собой. На самом деле, Сунити, мать Дхрувы Махараджи, была его патха-прадаршака-гуру. Это означает «гуру, духовный учитель, указывающий путь». Такую личность иногда называют шикша-гуру (наставник). В то время как Нарада Муни был его дикша-гуру (духовным учителем, дающим посвящение), его мать Сунити была первой, кто объяснила ему, как доставить удовольствие Верховной Личности Бога.

Обязанностью шикша-гуру, как и дикша-гуру, является указать ученику верную дорогу, а от него уже зависит, выполнять ли наставления учителя или пренебречь ими. Согласно шастрам между шикша-гуру и дикша-гуру нет никакой принципиальной разницы, и, кроме того, шикша-гуру впоследствии обычно становится дикша-гуру.

Хотя Сунити, будучи не только женщиной, но и матерью Дхрувы Махараджи, не могла быть его дикша-гуру, это нисколько не умаляло его обязанности по отношению к ней. Поскольку брать с собой Нараду Муни на Вайкунтху не было необходимости, Дхрува Махараджа подумал о своей матери».

Необходимость в шикша-гуру

Я получил этот вопрос и подумал, что ответ на него будет таким длинным, что я должен поделиться им с более широкой аудиторией.

Вопрос 1: Махарадж, у меня возник вопрос: а зачем человеку нужен шикша-гуру? Каково Ваше понимание?

Ответ: Нужен человеку шикша-гуру или нет, это его личное дело. Шикша-гуру нужен, но у человека уже может быть дикша-гуру, который также является и его шикша-гуру, и для преданного этого вполне может быть достаточно. Ясно одно, что человек нуждается в гуру, и я не думаю, что мне нужно подробно останавливаться на этом моменте.

Действительно важный момент в этом вопросе такой: если у кого-то уже есть дикша-гуру, или он собирается получить посвящение у дикша-гуру, то зачем нужны другие шикша-гуру? В шастрах сказано, что человек может иметь обоих гуру. В сознании Кришны дикша-гуру также является и шикша-гуру, но он может разрешить другим шикша-гуру помочь ему освободить ученика. Иногда дикша-гуру далеко от ученика, и он может попросить другого гуру давать его ученику шикшу. Вот пример того, как появляется шикша-гуру по инициативе дикша-гуру.

Один мой духовный брат сказал своей ученице, которая была замужем за моим дикша-учеником, принимать наставления мужа и его гуру. Он дал ей указание быть моей шикша-ученицей. Это другой пример того, как появляется шикша-гуру по инициативе дикша-гуру. Многие дикша-гуру посылали своих учеников учиться у Дживы Госвами, который был уполномочен быть шикша-гуру для их учеников. Они учились у него сознанию Кришны и относились к нему так же, как к своему гуру, в период обучения и даже после. Эти отношения с шикша-гуру не изменили их обязательств по отношению к их дикша-гуру, но наоборот усилили их и укрепили их сознание Кришны. Это еще один пример того, как появляется шикша-гуру по инициативе дикша-гуру.

Также отношения с шикша-гуру могут установиться и по инициативе ученика вследствие естественного развития веры, что может произойти по многим причинам. Вот несколько примеров.

1) Иногда преданный чувствует вдохновение служить гуру-вайшнаву, и когда он делает это, он получает такое же вдохновение, как от служения своему дикша-гуру. Тогда ученик может почувствовать усиленную защиту, которая исходит от его дикша-гуру и приходит к нему через шикша-гуру. Когда ученик видит шикша-гуру неотличным от дикша-гуру или как его продолжение, то это естественная причина принять его как шикша-гуру.

2) Благодаря наставлениям гуру преданный избавился от сомнений и почувствовал вдохновение в служении. Хотя это может не быть в точности то же, что он ощущает в служении дикша/шикша-гуру, все это находится в рамках сознания Кришны и очень воодушевляет и возвышает. Дикша-гуру дает свое одобрение на установление отношений между своим учеником и конкретным шикша-гуру, видя в этом возможность более эффективного духовного роста для своего ученика.

3) Дикша-гуру желает увидеть, как ученик прогрессирует в сознании Кришны и что он вернется назад домой к Богу уже в этой жизни. Он счастлив, если его ученик прогрессирует под руководством шикша-гуру и помогает ему. Преданный должен понимать, достаточно ли у него веры в этого гуру, чтобы принимать его наставления как наставления дикша-гуру и Кришны. Если это так, то преданный может официально принять шикша-гуру с разрешения дикша-гуру.

4) Ученик может чувствовать большое вдохновение служить духовному учителю и помогать ему в его миссии, а также принимать его руководство и помощь в сознании Кришны. Когда ученик занят таким служением, это оказывает положительное влияние на его духовную жизнь. Когда эти отношения продолжаются длительное время и принимают постоянный характер, то вполне естественно установить официальные отношения шикша-гуру и ученика.

5) Официальное принятие шикша-гуру означает, что ученик хочет, чтобы шикша-гуру считал его своим учеником и чтобы он взял на себя инициативу помочь ученику служить своему дикша-гуру (если он есть) и Господу Кришне. Это серьезное обязательство, и оно может быть источником огромной силы, но его не следует принимать легко и дешево.

6) В случае большого сообщества людей, как в ИСККОН, между старшими и младшими преданными могут развиваться разного рода духовные отношения, это происходит естественным образом в сознании Кришны и не является чем-то плохим или неправильным. Все это находится в рамках сознания Кришны и естественно происходит. Так было во времена Господа Чайтаньи и происходит теперь. Если такие взаимоотношения или вера возникают, то вместо того, чтобы отвергать или игнорировать их, человеку следует извлечь из них максимальное духовное благо, чтобы вернуться назад домой к Богу. В своем комментарии к Шримад-бхагаватам Шрила Прабхупада объясняет, что секрет успеха заключается в том, чтобы воспользоваться преимуществом милости шикша- и дикша-гуру и с их помощью вернуться назад к Богу. Если складываются подобные отношения, человеку не нужно чувствовать себя виноватым, даже если у других такой практики и веры нет. Духовная жизнь в сознании Кришны основана на личностных отношениях. Когда между старшим и мледшим устанавливаются доверительные духовные отношения, то это может естественным образом привести к принятию шикши. Все зависит от степени веры, решительности, духовной любви и т.д. Также важным фактором являются отношения между шикша- и дикша-гуру, так как противоречия в их учении или настроении могут послужить причиной путаницы и замешательства.

7) Новый преданный может не определиться в выборе дикша-гуру, но иметь веру в нескольких или одного гуру, видя здесь руку Кришны, но при этом может не знать, хочет ли он принять у человека дикшу. Тогда можно принять шикшу, и когда по мере развития отношений в сознании Кришны, вера укрепляется, ученик может попросить прибежище и позже инициацию. Если вера усилилась в другого гуру, но нет ничего зазорного в принятии у него дикши, и в то же время человек может по-прежнему продолжать поддерживать отношения с шикша-гуру.

8) Еще даже до инициации новый преданный может установить отношения и черпать вдохновение из общения более чем с одним духовным учителем. Духовные учителя также могут любезно помогать преданному. Вместо того чтобы принять одного гуру и разорвать отношения с остальными, новый преданный может принять у одного гуру дикшу и установить/поддерживать отношения с другими как с шикша-гуру.

Я мог бы и дальше приводить примеры. Некоторые из них имеют незначительные различия. Мне на ум приходит около дюжины, но те, что были перечислены выше, применимы к большинству преданных. Другие примеры касаются каких-то конкретных ситуаций, которые можно применить к ограниченному количеству людей.

Вопрос 2: Какова разница между официальным шикша-гуру, обычным шикша-гуру и вечным доброжелателем?

Ответ: Официальный шикша-гуру – это тот, кого официально приняли в качестве шикша-гуру, и кто принял преданного как своего шикша-ученика. В ИСККОН в качестве официального шикша-гуру можно принять только уполномоченного дикша- или шикша-гуру. Это означает, что наставлениями шикша-гуру нельзя пренебрегать, пока они не противоречат наставлениям дикша-гуру или наставлениям Кришны (что указывает на отсутствие гуру). Если говорить вкратце, принятие официального шикша-гуру означает для ученика, что он имеет веру в духовного учителя как в чистого представителя Господа Кришны. Если шикша-гуру дает неверные наставления, он несет за это ответственность перед Кришной, и ему придется принять на себя последствия этого. Быть шикша-гуру – юольшая ответственность и шикша-гуру должен наставлять своего шикша-ученика и пытаться привести этого ученика назад к Богу, помогая дикша-гуру.

Что касается обычной щикши, можно говорить «неофициальный гуру» или вартма-прадаршака-гуру. Им может быть любой вайшнав, который дает нам ценные наставления, показывая нам путь развития сознания Кришны. Нам необязательно принимать прибежище у таких людей или принимать все, что они говорят, но некоторые вещи, которые мы от них узнаем, могут стать главным или важным импульсом в нашем сознании Кришны. Поэтому мы ценим и уважаем их за этот вклад. Это может быть даже короткая встреча, но мы ценим оказанную нам помощь. Можно иметь безграничное количество таких гуру. Есть преданные, которых я лично причисляю к этой категории в отношении своей собственной духовной жизни – позже эти преданные покинули движение, но я по-прежнему ценю ту помощь, которую они мне когда-то оказали. Позже один из этих преданных вернулся, и я был очень счастлив, поскольку молился об этом.

Теперь «вечный доброжелатель». Подобной категории гуру не существует, но духовный дядя или любой шикша- или дикша-гуру может быть вечным доброжелателем, если проявляет такое чувство по отношению к преданному – всегда желает ему добра и помогает ему всевозможными способами оставаться в сознании Кришны.

Вопрос 3: Существует ли различные уровни поклонения шикша- и дикша-гуру?

Ответ: Отношения с дикша-гуру имеют очень строгую и формальную природу, поэтому все официальное поклонение предлагается ему. Шикша-ученик должен также выражать почтение своему шикша-гуру, он может предлагать ему пранаму, но делают это может раз в день или время от времени. Ежедневное поклонение Божествам и деятельность в преданном служении осуществляется через дикша-гуру, пока он не разрешит делать это через шикша-гуру в каких-то редких, особых случаях. Прием шикша-гуру или выражение почтения в его присутствии могут быть аналогичными, но это не является такой же официальной обязанностью, как в отношении дикша-гуру. Это также вопрос веры и любви ученика к этому гуру. Обычно отношения с шикша-гуру более неформальные, что намного облегчает общение и получение наставлений, но это не означает, что они несерьезные и случайные. В них также присутствует дух почитания. Степень вольности этих отношений может отличаться у разных шикша-гуру. Это хорошо видно из наставлений.

Вопрос 4: Нужно ли получать рекомендацию руководства храма и проходить испытательный срок?

Ответ: Испытательный срок необходим только тогда, когда человек принимает прибежище и готовится получить посвящение у шикша-гуру. В этом случае ученик проходит испытание, обращаясь к своему духовному учителю как к настоящему дикша-гуру. Нигде в законе ИСККОН не говорится, что такая проверка должна проводиться при каких-то других обстоятельствах.

Что касается рекомендаций руководства храма, то, согласно закону ИСККОН, они нужны только тогда, когда человека признают утвердившимся шикша-учеником, то есть он решил принять шикша-гуру в качестве своего будущего дикша-гуру (в случае, если человек не инициирован и ни у кого не принял прибежище). Нет никакого специального закона ИСККОН, требующего разрешения руководства храма на то, чтобы принять шикша-гуру, потому что, насколько я знаю, отношения с шикша-гуру не подразумевают получение инициации или принятие прибежища. Фактически, это является одним из преимуществ членства в ИСККОН, что человек может принимать шикшу или дикшу от того гуру ИСККОН, которому он доверяет. По всей вероятности, есть смысл обсудить все вышесказанное с местным руководством, если у человека есть сомнения, будут ли они вмешиваться в его отношения с шикша-гуру или нет. Если человек уже получил инициацию или принял прибежище у гуру, он должен получить разрешение у своего гуру на то, чтобы принять определенного шикша-гуру. Некоторые гуру заранее дают разрешение своим ученикам на общение с другими конкретными гуру, поскольку между этими гуру существует взаимная дружба и понимание.

Присутствие на Вьяса-пудже шикша-учеников

Вопрос: Можно ли шикша-ученикам присутствовать на Вашей Вьяса-пудже и когда проходит Ваша Вьяса-пуджа?

Ответ: Почему нет? Что касается посещения моей Вьяса-пуджи, то шикша-ученики, безусловно, могут присутствовать на ней. Мой день рождения отмечается на экадаши после Рама-навами. Ученики устраивают два пира: один экадашный на экадаши, а другой, зерновой пир, на следующий день, в двадаши.

Поклоны шикша- и дикша-гуру

Вопрос: Меня интересуют несколько практических моментов в отношениях между гуру и учеником. Должен ли ученик каждый раз кланяться шикша-гуру, как он это делает в отношении дикша-гуру?

Ответ: Для начала давайте определим, что означает «кланяться каждый раз». Если у преданного есть дикша-гуру, или он читает пранаму гуру, то он предлагает поклоны духовному учителю каждый раз, когда проходит перед Божествами, когда предлагает прасад, когда ложится спать и когда встает утром после пробуждения. Именно это подразумевается под фразой «я кланяюсь Вам каждый раз». В этом случае человек должен также выражать почтение шикша-гуру в течение дня, но я нигде не слышал упоминаний о том, сколько именно раз или когда это нужно делать. В шастрах лишь говорится, что шикша-гуру тоже достоин того, чтобы предлагать ему поклоны и выражать почтение. Каждый раз, когда человек видит своего духовного учителя, он должен поклониться ему, если обстоятельства позволяют это сделать. Поэтому кланяться шикша-гуру хотя бы один или два раза в день – это необходимый минимальный стандарт поклонения. Если у преданного есть шикша-гуру, но нет дикша-гуру, или если шикша-гуру является для него главным прибежищем, то ученик может желать чаще выражать свое почтение гуру. В любом случае, нет никакого запрета на то, чтобы предлагать поклоны при каждом удобном случае, но обычно это делается по отношению к дикша-гуру, поскольку обычно наше служение предлагается Господу Кришне через дикша-гуру и парампару.

Поклоны – это просьба о милости, защите, прибежище, благословениях и знак нашего уважения, благодарности и покорности представителю Господа Кришны. Иногда я кланяюсь предшествующим ачарьям и различным Божествам и молю их о милости, чтобы служить моему Духовному Учителю (дикша- и шикша-гуру), Шриле Прабхупаде. Кришнадас Кавираджа в конце каждой главы Чайтанья-чаритамриты предлагает свои поклоны своим шикша-гуру, тогда как в начале каждой главы он выражает почтение своему дикша-гуру, Верховной Личности Бога и всем своим остальным гуру. Все это зависит от того, насколько сильную поддержку мы ощущаем со стороны Духовного Учителя. Если человек чувствует поддержку со стороны шикша-гуру, он может захотеть ответить тем же, и одна из форм проявления этого – предлагать больше поклонов и молитв. Или если ученик чувствует необходимость в большей помощи, он также может предлагать поклоны и молитвы, чтобы получить эту помощь.

Конечно, мы не должны все свое время тратить только на поклоны. Это называется «преданный дандаватов». Вместо того чтобы предложить Духовному Учителю какое-то практическое служение, он способен лишь предлагать поклоны. Но все же это лучше, чем вообще ничего не делать, так же как практическая помощь Духовному Учителю в расширении движения сознания Кришны ценится больше, чем одни поклоны. Иначе говоря, по-другому взаимность проявляется через служение, предание и другую деятельность. Однако если человек вообще не кланяется, это может привести к оскорбительности и фамильярности в поведении.

Шикша- или дикша-гуру?

Шридхари деви даси:

Вопрос 1: Если по каким-либо причинам у преданного нет личной связи с его дикша-гуру, и он просит разрешения принять шикшу у другого гуру, то через кого он должен предлагать пищу, через дикша-гуру или через шикша-гуру?

Ответ: Понятно, что связь с дикша-гуру должна присутствовать постоянно. Но вопрос в том, почему эта связь стала слабой. В зависимости от причин, уменьшивших эту связь, шастры дают разные советы. Если дикша-гуру не совершает больших ошибок и компетентен в вопросах философии, то почему ученик должен думать, что у него нет личной связи с гуру, и искать убежища у шикша-гуру? Этот вопрос очень личный и должен обсуждаться между учеником и дикша-гуру. Но ученик может принять шикша-гуру и через него осуществлять свое преданное служение. Это особый случай, и обычно этого не происходит, если духовный учитель находится в добром здравии.

Для прогресса в сознании Кришны рекомендуется относиться к дикша-гуру с почтением. У человека может быть много шикша-гуру, и общение с одним из них может быть более значимым для него, но, следуя правилам, формальное поклонение нужно совершать через дикша-гуру. Согласно шастрам, дикша-гуру несет ответственность за деятельность ученика.

В современном мире Кали-юги эти отношения так слабы, что ученик может решить, что его отношения с гуру разорваны только потому, что духовный учитель не отвечает на письмо или не дает печенье после своего даршана. Если человек слушает критику или же сам измышляет по поводу чего-то, то его вера в гуру утрачивается. Подобные ситуации в действительности ничего не показывают, и такие отношения не являются духовными. Ученику следует приложить все усилия, чтобы восстановить отношения с дикша-гуру. После искренних попыток, сделанных в этом направлении, и чистосердечного разговора с духовным учителем могут быть вынесены заключения о том, что является наиболее благоприятным и способствующим продвижению ученика.

Вопрос 2: Кому такой преданный должен продолжать читать пранаму: дикша-гуру, шикша гуру, или же он должен читать пранаму обоим?

Ответ: Преданный может приносить свои поклоны любому вайшнаву, гуру или предыдущему ачарье. Обязательны только пранамы дикша-гуру и Шриле Прабхупаде. Я не нахожу в шастрах никаких ограничений относительно того, сколько пранам вы можете читать духовным учителям, кроме учета времени и обстоятельств.

Если вы прочтете новую книгу Шиварамы Свами «Шикша-Гуру», то найдете там ответ на этот вопрос. Также недавняя резолюция Джи-Би-Си о шикша-гуру дает некоторое разъяснение этой темы.

Существуют обстоятельства, в которых шикша-гуру принимается как дикша-гуру, и тогда нужно читать пранаму ему. Но такие обстоятельства не обычны, и необходимо предпринять некоторые действия, прежде чем совершить это. Преданный должен детально обсудить подобные вещи со своим духовным учителем.

Отношения с шикша- и дикша-гуру

Вопрос: Что значит правильные отношения между шикша- или дикша-гуру и его учеником?

Ответ: Дикша-гуру – главный, и он ответственен за продвижение ученика в сознании Кришны. Остальные лишь помогают ему в освобождении ученика. Шикша-гуру должны давать ученику свою заботу, помощь и руководство, и их нужно видеть неотличными от дикша-гуру и Господа Кришны, если их наставления не идут вразрез с наставлениями дикша-гуру. Шикша-гуру обязан вдохновлять ученика на служение его дикша-гуру в сознании Кришны. В каком-то смысле все вайшнавы являются гуру (шикша), если они помогают, дают свое общение, показывают хороший пример. Нарахари Тхакур в «Кришна Бхаджанамрите» утверждает, что среди всех этих гуру дикша- и шикша-гуру особенные. Итак, существует еще и формальный шикша-гуру, принимающий ученика, он же дает ему указания и поддерживает его, как это объяснялось выше.

Отношения с другими гуру

Вопрос 1: Какие отношения должны быть с другими гуру-санньяси или учителями, вдохновляющими в духовной жизни?

Ответ: Ученик должен почитать их и черпать вдохновение. Если у вас есть вера в кого-то как в представителя Шри Кришны Чайтаньи, вы можете принять его своим шикша-гуру.

Вопрос 2: Что необходимо сделать, если мы видим, что эти люди поступают неправильно?

Ответ: Есть правила этикета, в них все сказано.

Гуру в каждом крупном городе

На проповеднической программе в Южной Африке:

Вопрос: Почему в каждом крупном городе нет своего гуру (взрыв смеха)?

Ответ: Мы хотим этого! Именно поэтому в будущем все должны стать гуру. Сейчас проблема в том, что у нас очень мало гуру, не так ли? Сейчас в ИСККОН есть всего около шестидесяти гуру, но мы хотим, чтобы в будущем были тысячи гуру, многие из нас должны стать гуру. В будущем преданные должны стать очень серьезными и квалифицированными, чтобы они также могли продолжать ученическую преемственность. Конечно, в каком-то смысле, в каждом крупном городе есть гуру, поскольку все вайшнавы – это гуру. С одной стороны говорится, что для того чтобы распространить движение сознания Кришны, гуру не должен принимать слишком много учеников; с другой стороны, если есть какой-то искренний кандидат, желающий получить посвящение, гуру не должен ему отказывать. И если вы не принимаете учеников, как вы сможете расширить движение сознания Кришны? Суть в том, что если человек квалифицирован, серьезен и повторяет Святое имя, то его можно принять в ученики. Хотя сейчас нет гуру в каждом большом городе, у нас есть Интернет (смех). Вы можете написать гуру. Когда я общаюсь с людьми через Интернет, между нами устанавливается очень тесный контакт. И это один из способов, как можно постоянно поддерживать связь.

Однажды я застрял в аэропорту одной страны на Среднем Востоке, и власти не позволяли мне выйти, поскольку у меня не было визы. В этой стране у нас есть нама-хатта, поэтому преданные позвонили мне и я дал даршан вопросов и ответов по телефону. Они провели колонки от телефона в гостевую комнату. Вот так иногда появляются уникальные способы проповеди!

Как думать о Духовном Учителе

Дева Гаура Хари дас:

Вопрос: В комментарии к Шримад-бхагаватам (11.17.27), взятом из комментария к Чайтанья-чаритамрите (Ади, 1.46), Шрила Прабхупада говорит:

«Как упоминалось ранее, ученик должен всегда почитать духовного учителя как проявление Шри Кришны, но в то же время он должен всегда помнить, что духовный учитель никогда не будет имитировать трансцендентные развлечения Господа. Фальшивые гуру, чтобы эксплуатировать чувства своих учеников, выдают себя за людей, которые во всех отношениях идентичны со Шри Кришной, но такие имперсоналисты могут лишь дезориентировать своих учеников, поскольку их высшая цель – слиться с Богом. Это противоречит принципам преданного служения.

Настоящая ведическая философия – это философия ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы, которая гласит, что все сущее одновременно едино и отлично от Верховного Господа. Шрила Рагхунатха дас Госвами подтверждает, что такова настоящая позиция истинного духовного учителя, и он говорит, что человеку следует всегда думать о духовном учителе с точки зрения его сокровенных отношений с Мукундой (Шри Кришной). Шрила Джива Госвами в своей «Бхакти-сандарбхе» (213) ясно говорит, что чистый преданный считает духовного учителя и Господа Шиву едиными с Верховным Господом не потому, что они едины с Ним во всех отношениях, а потому, что они очень дороги Ему».

Что это означает, что «человеку следует всегда думать о духовном учителе с точки зрения его сокровенных отношений с Мукундой (Шри Кришной)»?

Ответ: Духовный Учитель – не Бог, но он имеет близкие отношения с Господом Шри Кришной, которые делают его очень дорогим Господу. Шрила Прабхупада приводит здесь цитату:

«Шрила Джива Госвами в своей «Бхакти-сандарбхе» (213) ясно говорит, что чистый преданный считает духовного учителя и Господа Шиву едиными с Верховным Господом не потому, что они едины с Ним во всех отношениях, а потому, что они очень дороги Ему».

Единство, когда человек дорог Господу и пребывает в гармонии с Ним, предпочтительнее единства майявади, когда человек становится единым с Господом во всех отношениях. Шрила Прабхупада постоянно говорит об этом в процитированном тобой комментарии: «…не потому, что они едины с Ним во всех отношениях», «фальшивые гуру выдают себя за людей, которые во всех отношениях идентичны со Шри Кришной».

Другой аспект роли гуру – это освобождение ученика, и здесь к Господу Кришне обращаются как к Мукунде, или тому, кто дарует освобождение, именно в связи с этой особой ролью. Поэтому духовный учитель помогает Господу Кришне как «Мукунде», «Дарующему освобождение», вернуть учеников назад домой к Богу.

Как мы можем помочь нашему духовному учителю

Вопросы и ответы после лекции в Мельбурне:

Вопрос: Вы как-то сказали, что есть много способов помочь Вам и Вы могли бы рассказать об этом более подробно.

Ответ: Здесь все зависит от человека. Один способ, как люди могут мне помогать, это оставаться в сознании Кришны. (Преданные дружно кричат «харибол!») Служа миссии Прабхупады. Если желания Прабхупады исполнятся, то это точно поможет мне, поможет всем нам.

Есть много такого, что поможет не только мне, но будет полезно также и для всех духовных учителей и для многих других людей. Как сегодня мы читали, что в сознании Кришны мы все как одно тело Прабхупады, поэтому лично я воспринимаю это так, что все, что благоприятно для Прабхупады, благоприятно для меня, и все, что помогает движению Прабхупады, помогает и мне. Есть так много способов, как можно мне помочь, например, каждый день повторять круги, следовать обетам, по доброму относиться к другим, сотрудничать с другими преданными. Я считаю, что все это мне поможет.

Предложение пищи Духовному Учителю





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...