Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конвенционалистская исследовательская программа



У Куна революция на основе конвенции, у Лакатоса конвенционализм везде, так как без него невозможно создать научное сообщество.

(Ульянова Л. – Учебник Микешиной) Конвенция или соглашение – познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания. Она является прямым следствием диалогического, коммуникативного характера познания и деятельности. Конвенция – явления, чутко улавливающие и фиксирующие изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, в конечном счете отражающих изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом. Это универсальная процедура познания наряду с репрезентацией и интерпретацией. В методологии науки исследуются: 1) объективные и субъективные предпосылки и основания конвенций; 2) способы их введения в обыденное и научное познание и исключения из познавательного процесса; 3) искусственность конвенций; 4) конвенция и проблема истинности знания; 5) явные и неявные конвенции в познании; 6) зависимость конвенций от традиций, системы ценностей, культурно-исторических предпосылок.

Социальная природа конвенций: первый конвенционалист – Протагор: человек есть мера всех вещей. Поппер: введение нормы является фактом, но сами нормы фактом не являются, они остаются соглашениями. Сама искусственность конвенций – это не только то, что они были сознательно сконструированы, но и то, что люди могут их оценивать и изменять, нести за них моральную ответственность. Законы экономических процессов и функционирования социальных институтов аналогичны законам природы. Английский лингвист Э.Сепир: обычаи, традиции, нравы часто смешиваются с конвенциями. Отличие конвенции – акцентирует отсутствие внутренней необходимости в данной схеме поведения и часто предполагает некоторую долю явного или молчаливого соглашения. во всех формах социального мира (особенно язык).

Вебер: реальное поведение может быть одновременно ориентировано на несколько соглашений, которые в смысловом отношении противоречат друг другу, однако параллельно сохраняют свою эмпирическую значимость. Ввел близкие, но не тождественные понятия:

1. общность – действия одних, соотнесенные по смысле (но не по подражанию) с действиями других. Языковая общность – ожидание встретить у другого понимание предполагаемого смысла;

2. значимое согласие – действие, ориентированное на вероятностное ожидание определенного поведения других, несмотря на отсутствие договоренности. Не должно отождествляться с молчаливо достигнутой договоренностью;

3. договоренность – эксплицитная (легальная, явная) и молчаливая (неявная).

Логико-методологические смыслы конвенций. Математик А.Пуанкаре: есть свободные или замаскированные соглашения (условные, гипотетические положения) – продукт свободной деятельности нашего ума; сформулированный в науке закон может быть возведен в ранг принципов на основе таких соглашений, которые сохраняют истинность теоретических высказываний. Поппер. Проблема конвенций возникает в случае постановки общей проблемы выбора теории. Методологические правила по Попперу – тоже конвенции, правила игры эмпирической науки. Оправдать методологические конвенции и доказать их ценность может только метод обнаружения и разрешения противоречий. Конвенционалисты полагают простой не природу, а ее законы, которые являются, по их мнению, нашими собственными свободными творениями, произвольными решениями и соглашениями, естественные науки представляют собой не картину природы, но логическую конструкцию, мир понятий, определяемый выбранными нами законами природы. Есть искусственный мир и есть мир науки, где наблюдение и измерение определяются принятыми законами, а не наоборот. Эта позиция еще более радикальная, чем у Канта, и Поппер не может с ней согласиться.

В социально-гуманитарном знании представлены такие формы конвенций:

1. языковые и вообще знаковые системы;

2. операциональные, измерительные приемы и единицы;

3. логические правила;

4. когнитивные стандарты в целом.

Так, в социологических исследованиях качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей) не имеют установленных эталонов измерения и конструируются в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезе исследования.

Существующие способы предупреждения и снятии плохо обоснованных соглашений:

1. проверки процедуры измерения на надежность по трем критериям: обоснованность, устойчивость, точность шкалы;

2. требования пригодности для измерительной процедуры – система измерения должна соответствовать объекту измерения, эталон и единицы должны точно фиксировать свойства и признаки объекта.

Неопределенность вводимых конвенций вызвана:

1. в значительной степени отсутствием разработанного понятийного аппарата перехода от теоретических конструктов к эмпирическому материалу. Поэтому научный поиск невозможен без конвенционального выбора гипотезы в качестве рабочей;

2. трудностью введения математических методов, квантификации;

3. трудностью экспериментальной проверки, что позволяет снимать издержки конвенциональных моментов в естественных науках.

Сейчас все более осознается методологическое требование – постоянный критический анализ оснований гипотез, апробация входящих в них явных или неявных конвенций.

Отечественный философ науки В.Н.Порус. общее у всех вариантов конвенционализма – конвенции заключаются не всеобщим согласием всех участников научных познавательных процессов, а теми учеными, которые образуют элитарную группу. Они формулируют те ценности, следование которым полагается целесообразным и потому рациональным. Принятые конвенции по сути выступают как определения рациональности.

Консенсус – степень консолидации в научном сообществе относительно когнитивных стандартов, онтологических предпосылок, системы ценностных ориентаций, методологический консенсус (когнитивные стандарты для выбора центральной, первоочередной проблемы, предпосылок ее исследования, методов и приемов). В гуманитарном познании парадокс: при высоком уровне конвенциональности есть весьма незначительный консенсус.

52. «Социология знания» (К. Манхейм, М. Малкей).

(Семинар Шестаковой) Знание разделяется на специализированное и общее; социальная ситуация влияет на науку, в том числе через установки самого исследователя; нет чистой науки, особенно гуманитарной. Карл Мангейм (кон. 19- 1 пол. 20 в.), «Идеология и утопия»: неизменность природы → познание ее с помощью точных измерений и т.д., постепенное накопление выводов; но нет беспристрастных исследований другой культуры. Противопоставил точные и неточные науки. Основная идея – учитывать различные системы отсчета и разные выводы → заключение, приближенное к объективности (но полной объективности нет, развитие науки бесконечно). «Социология знания» - новая социологическая дисциплина, разрабатывающая учение об «экзистенциальной обусловленности знания», - т.е. социальная обусловленность теорий и типов мышления, предмет «социологии знания» - внетеоретические условия знания. Манхейм и Малкей опирались на марксистскую концепцию социальной обусловленности знания, но убрали классовый подход. М. Малкей (2 пол. 20 в.), «Наука и социология знания»: этос науки – совокупность этических установок и ценностных ориентиров, санкционирующих и поддерживающих исследования (с 18 в.); компоненты: универсализм (использовать объективные универсалистские критерии), всеобщность (доступность научной информации всем), незаинтересованность (~ беспристрастность), организованный скептицизм (все критиковать). В чистом виде эти нормы не работают в научном сообществе, всегда конкретизируются, изменяются. Наука и общество влияют друг на друга.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...