Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема истины в познании



(Лекция Шестаковой, прежде всего гуманитарное знание) Герменевтическая ситуация: конкурирующие смыслы, из которых нельзя выбрать, так как они равнозначимы. В понимании истины: по течениям и личностям в философии (прагматическое, диалектико-материалистическое, экзистенциалистское и т. д.).

Классическая концепция истины – от Аристотеля. Истина – соответствие мыслей действительности, знания о мире – самому миру и т. д. (разные определения). Всегда есть отношения реальности и ее субъективного образа (S и O).

Условия: 1) четкое отделение субъекта от объекта. У Канта S «вещь в себе» отдельно, + субъект с картиной мира → отношение невозможно. Леви-Стросс не противопоставляет субъект и объект.

2) если они разделяются – структура совпадения S и О (знания и реальности) опирается на: а) Бога, который сотворил и субъект, и объект (Фома Аквинский); б) идею мирового разума (Гегель) → субъект разумен и видит разумные законы действительности, тоже все – продукты мирового разума; в) материю (есть внутренняя общность S и О) – «теория отражения». Наличие высшей, более общей категории нельзя доказать, это предмет веры.

Все трактовки истины – уточнение видения S или О, их слияние или (в постмодернизме) уничтожение общих принципов (→ нет истины, релятивизм).

П. Рикёр, «История и истина»: субъект вмешивается в объект. 1) исторический выбор (отбор фактов); 2) специфическое понимание причинности – историк колеблется между детерминизмом и возможностью) → картина никогда не соответствует реальности; 3) сжатие исторической дистанции; 4) в истории главное – люди, → выбор по симпатии. Это неустранимо, → историческое исследование не может быть полностью истинным и объективным. Можно результаты исследования облагородить с помощью профессионализма (→ ближе к сути). (М. Блок, «Ремесло историка»). Плохая субъективность – бездумная; у профессионалов – хорошая. Помогает реконструкции процесса в целом или углублению в предмет исследования: чем ближе рассматривать, тем осмысленнее это кажется.

История философии: не ответ разных людей на одни и те же вопросы, вопросы всегда разные, надо это увидеть; надо найти проблему и придать ей общезначимый характер.

39. Проблема обоснования научного знания: фундаментализм и антифундаментализм. Понятие фаллибилизма.

(Семинар Шестаковой) Фундаментализм – взгляд на научную теорию, согласно которому она должна опираться на надежный фундамент (опорную точку), нечто достоверное, тогда и теория будет достоверна. Вопрос в том, есть ли этот фундамент, и если есть, то что это (антифундаментализм – фундамента нет; Кун и другие постпозитивисты, постмодернизм). Декарт и Гуссерль искали самоочевидные истины как фундамент. Гуссерль искал в самоочевидных смыслах. Декарт – надо поставить все под сомнение и с помощью интуиции найти то, в чем невозможно сомневаться: cogito ergo sum + математические понятия и логические законы, идея Бога, идея истины. Истины существуют в потенциальном виде, разворачиваются не в каждом сознании (дети, дикари). Фаллибилизм: всякое человеческое познание погрешимо, любой результат оказывается ложным, только это выясняется позже (Поппер, Пирс). Смысл не в результате исследования, а в процессе.

40. Функции научной теории.

(Учебник Лебедева) Научная теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.

(Учебник Микешиной) Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, в частности информативную, систематизирующую, объяснительную, предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей, предполагает предсказательную функцию, реализуется в многообразных формах, в частности как причинное объяснение; объяснение через закон (номологическое объяснение); структурно-системное, функциональное и генетическое (или историческое) объяснение. В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии (ссылки на типичность объектов), а процедуры объяснения с необходимостью дополняются интерпретацией, в частности предпосылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры. Историческое объяснение (при создании теории) – мысленное воспроизведение конкретного исторического процесса развития (итог этого развития рассматривается с помощью логического метода).

41. Проблема выбора научной теории.

(Учебник Микешиной+ Лекция Л.И. Яковлевой) Выбор научной теории связан со стилем научного мышления. Стиль мышления – 1) наиболее интегративная форма познания, включает научную картину мира и определенные его ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы.

Т. Кун: проблема научных революций, главный вопрос – почему принимается новая теория (новая меньше обоснована) → ученых что-то двигает, кроме экспериментов.

(Ульянова Л. - Учебник Микешиной) Поппер. Проблема конвенций возникает в случае постановки общей проблемы выбора теории:

1. на основе чего осуществляется выбор теории, если на основе одного эмпирического базиса возможно построить несколько конкурирующих теорий. Не является ли он произвольным, конвенциональным;

2. какую роль при этом играют внеэмпирические – операциональные и содержательные – критерии (удобства и простоты, принцип историзма и системности);

3. правомерность допущений или переинтерпретации гипотезы. Можно ли после этого говорить об истинности теории или она становится чистой конвенцией, не имеющее отношения к реальности.

Выбирают наиболее пригодную для выживания теорию, выдержавшую наиболее жесткие проверки и как инструмент наиболее продуктивную. Как и конвенционалисты, Поппер принимает соображения полезности. В отличие от них он полагает, что от наших решений зависят не универсальные, а только сингулярные, т.е. единичные базисные высказывания. Конвенционалист делает выбор на основе критерия простоты, для философа главное – строгость проверок, что решает судьбу теории.

42. Интернализм и экстернализм.

(Учебник Лебедева) Интернализм: главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности; научное знание – саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий, от развитости общества. Оформился в 30-е гг. 20 в. в качестве оппозиции экстернализму, подчеркивавшему фундаментальную роль социальных факторов как на этапе генезиса науки, так и на всех последующих этапах развития научного знания. Основные представители интернализма: Декарт (интуиция), позитивисты, Поппер, Гуссерль. К. Поппер дал наиболее значительное обоснование концепции интернализма: существует 3 самостоятельных, причинно не связанных друг с другом типа реальности – физический мир, психический мир и мир знания. Мир знания создан человеком, но с некоторого момента стал независимой объективной реальностью, все изменения в которой полностью предопределены ее внутренними возможностями и предшествующим состоянием. Социальные условия (потребности общества, вненаучное знание) оказывают только внешнее влияние, не затрагивая содержания научного знания. 2 основные версии интернализма: а) эмпиристская: источник роста научного знания – накопление фактов, теория вторична и представляет собой обобщение фактов; б) рационалистская (Декарт, Гегель, Поппер) – в основе лежат теоретические изменения. Экстернализм: научное знание всегда прежде всего зависит от практического интереса (Гессен, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Малкей, Полани, Маркс). Различия между экстерналистами – какие социальные факторы оказывают решающее значение: экономика, социальная организация, культура (Шпенглер), научное сообщество (Кун) и т.д. До 1970-х гг. считали, что социальные факторы влияют только на темпы и направление развития науки, позже – еще и на метод и результаты исследования. В гуманитарных науках сразу считали, что на все влияет. Опасность экстернализма – скатывание в абсолютный релятивизм и субъективизм (Фейерабенд).

43. Кумулятивистская объяснительная модель роста научного знания. Антикумулятивизм.

(Семинар Шестаковой) Кумулятивизм: индуктивный вывод – Ф.Бэкон, эмпирики (Гоббс, Локк), позитивизм, ~ марксизм; антикумулятивизм: постпозитивисты (Поппер, Кун, Лакатос).

(Учебник Микешиной) Кумулятивизм: знания о реальных свойствах, отношениях, процессах природы и общества, однажды приобретенные наукой, накапливаются, кумулируются, образуя своего рода фонд, постоянно, растущий, увеличивающийся, что обусловливает рост и развитие знания. Существуют неизменные, раз навсегда установленные истины, которые накапливаются; заблуждения не являются элементом научного знания, не представляют интереса для его истории и методологии; наука жестко отделена от ненаучных форм знания, в том числе от философии; весь накопленный историей науки запас знаний остается без изменений. Ничто не отбрасывается, прообраз и истоки нового всегда можно найти в старом. Плюсы: внимание к социальности науки и научного прогресса, преемственность и необратимость научного творчества, т.е. значимость суммы усилий всех поколений ученых. Минусы: не объясняет динамику науки, как происходят переоценка и качественный отбор накапливающихся знаний, нет критики и выявления противоречий между старым и новым знанием.

Во 2 пол. 20 в. – критика кумулятивизма: очевидно, что в развивающемся знании истина продолжает развиваться, существует как относительная истина; разграничение истины и заблуждения, науки и ненауки также относительны; обоснование принципов научного знания, теорий и научных дисциплин не может быть окончательным, оно определяется исторически достигнутым уровнем знания; наука не автономна, но взаимодействует с философией и культурой; преемственность, сохранение предполагает с необходимостью преобразование. Кроме того, у кумулятивистов выпадала проблема научного творчества, осуществления научного открытия. Антикомулятивизм тоже мог впадать в крайности: концепция «несоизмеримости теорий» Куна и Фейерабенда: каждая новая фундаментальная теория, объясняя тот же эмпирический материал из различных онтологических оснований, имеет принципиально иной понятийный аппарат. Вообще проблема с преемственностью: в основе разных теорий лежат разные факты, используются разные критерии оценки и выбора теорий.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...