Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Quot;Схема Кировлеса" или почему государственный бизнес убыточен



Только что закончился процесс над известным политиком Алексеем Навальным, связанный с обвинением его в хищениях денег у предприятия "Кировлес". Этот процесс отлично иллюстрирует еще одно распространенное явление, которое существовало в экономике России вокруг так называемых государственных активов - тех, которые либо не успели приватизировать, либо приватизировать было нельзя из стратегических соображений. Хочу заметить, что я ни в коем случае не собираюсь давать оценку Навальному - украл он или не украл, хотя следил за процессом. Совершенно точно, что в судах, подобных проведенному над Навальным, правда не выясняется, особенно, когда прокурор сначала требует арестовать, а на следующий день выпустить. Какая роль в этом деле была у Навального? Действительно ли он организатор или просто немного "помог" другу надавить по сфере своей компетенции на непокорного директора? Почему схема не удалась (а то, что она не удалась - совершенно очевидно по материалам дела), и чья "заслуга" в этом? Директор Кировлеса уперся рогом или Навальный не особо рвался? На эти вопросы я бы хотел получить ответы от суда, но я уверен, что никогда их не получу. Следовательно, и говорить о вине и степени вины Навального здесь - заниматься политиканством, а не выяснением истины. Но схема, которая организовывалась в Кировской области была настолько типична, что я не могу ее проигнорировать, а так как дело резонансное - это самый лучший пример для ее описания.

Итак, жило себе на свете государственное предприятие Кировлес. Никому не нужное, всеми забытое. Постепенно руководители производственных участков этого государственного предприятия смекнули, что пилить лес и "проводить" это дело официально в условиях отсутствия надлежащего контроля - все равно, что проносить кусок мимо собственного рта. И начали пилить на сторону - за нал. Центральное начальство тоже не растерялось и, очевидно, прикипев к одному из производственных участков, также пилило лес на сторону. Предприятие было убыточно и, фактически, сидя на деньгах, неизбежно приближалось к собственному банкротству.

Эта идиллия продолжалась ровно до тех пор, пока губернатором Кировской области не стал воспитанник команды Гайдара-Чубайса Белых. Естественно, Белых показалось странным, что сидящее на деньгах предприятие банкротится - и он решил разобраться. Суд утверждает, что это разбирательство он поручил Навальному. Как было на самом деле - неизвестно, поэтому я, чтобы не превращать важную информацию в очередную агитку а ля фотография Навального с американским флагом на лбу, буду писать, что дело Белых поручил неким своим единомышленникам. В принципе, для всего мероприятия (его криминальной составляющей) достаточно было и одного Офицерова, который проходил по делу в качестве соучастника Навального. В любом случае, Навальный также был единомышленником Белых, раз работал у него помощником, да еще и на добровольных началах, так что выражение "единомышленники Белых" - здесь самое подходящее.

Единомышленники Белых[45] будучи смышлеными молодыми людьми, разобрались быстро. Они поняли: лес пилится за нал на сторону. И решили "централизовать" это дело, сконцентрировав привыкшие к анархии отдельные производственные участки обратно под руководство предприятия. Но единомышленники Белых не ставили своей задачей поднять на невиданные высоты доходность Кировской области. Они свою задачу, будучи либерал-демократами (не членами партии Жириновского, а по своему внутреннему содержанию) на службе либерал-демократа, видели только в том, чтобы зарабатывало не какое-то там государство, а совершенно конкретный частник.

Как сделать, чтобы зарабатывал конкретный частник? Схема эта проста, давно известна и с успехом применялась именно многочисленными выходцами из команды Гайдара-Чубайса. Смысл ее в следующем: государственное предприятие делает основную работу, а прибыль от этой работы получает конкретное частное предприятие, которое является как бы "генеральным подрядчиком". Этот частный "генеральный подрядчик" платит своему государственному "субподрядчику" ровно столько, сколько стоят его затраты по производству, плюс минимальную прибыль. Ну, а основная прибыль через частника идет уже совершенно конкретным лицам.

На практике этот симбиоз частника и государства приводил иногда к таким чудным отношениям, что любой абсурд отдыхает. В одном таком государственном предприятии мне доводилось работать. Мы сидели в помещении, любезно предоставленном нам нашим "генеральным подрядчиком", который не менее любезно генерировал у себя наш доход. Наше предприятие умудрилось даже собственные помещения потерять! Наш директор утверждался в этом частном генподрядчике и наши сотрудники, набравшись опыта, мечтали перейти в него, так как там зарплаты были в несколько раз выше[46]. Кстати, в этом же здании вместе с нами сидел и какой-то очередной институт Гайдара, арендовавший помещения в центре Москвы у государства примерно за 10 рублей за квадратный метр в год. Потом эти помещения сдавались в субаренду уже по 11 тыс. долларов и выше. Очевидно, что самые лучшие либерально-рыночные работы о неэффективности управления государством принадлежащей ему собственностью написаны именно в этих помещениях![47]

Подобные "схемы" были распространены повсеместно и доводили до исступления граждан, которые по привычке приходили в государственное предприятие и оттуда отфутболивались к румяному частнику. Главное, что никаких иных изменений, кроме перенаправления финансовых потоков, не происходило. Набор услуг и работ оставался прежним, причем нередко клиенту приходилось все равно от частника идти к государственному предприятию, чтобы поставить какую-нибудь печать, которую частник не имел права ставить.

Такую примерно схему, очевидно, и пытались устроить единомышленники Белых с Кировлесом. Для этого руководство Кировлеса было "нагнуто" чтобы заключить с частной компанией договоры, по которым оно обязано было работать только через нее.

Но единомышленники Белых столкнулись еще с одним явлением, также характерным для подобного рода отношений. Привыкшее жить вольготно, руководство Кировлеса и его производственных участков, очевидно, не пожелало заканчивать свою частнопредпринимательскую деятельность на средства государства и возвращаться на "голый оклад", который собирались им платить единомышленники Белых с барышей. И это руководство устроило единомышленникам Белых и компании тихий саботаж. И в данном случае этот тихий саботаж оказался успешным - никто ничего не "заработал". И вообще - схема не удалась. Причины этой неудачи, возможно, в том, что единомышленники Белых не понимали специфики лесного хозяйства, были "кабинетными предпринимателями" и не смогли эффективно надавить на руководство Кировлеса. А судя по тому, что по этой теме и уголовные дела тогда заводились (которые Белых прекращал) - борьба была жаркой и насыщенной.

Вот такая история, одна из многих. И, к сожалению, хэппи-эндом эти истории не закончились. Потому что "Гайдаро-Чубайсовских" сменили "питерские". Эти "питерские" отменили подобные схемы, а прибыль из государственных предприятий начали выдаивать через услуги и поставки, тупо умножая цены контрактов в два, три, а то и в десять раз.

Таким образом, управление государственным "бизнесом" по прежнему неэффективно. Некоторые мыслители, урвавшие в лихие 90-е аренду у государства в центре Москвы за 10 рублей за квадратный метр в год считают, что государственный бизнес неэффективен в принципе. Другие, "зарабатывающие" на поставках и услугах, за которые платят вдесятеро, считают, что хоть государство и напрочь неэффективный бизнесмен, но в условиях, когда частный бизнес сам по себе существовать не в состоянии, государство может взять на себя некоторые его издержки. В любом случае - государство рассматривается как некая дойная корова, из которой частнику можно брать все, чего не хватает.

***

Здесь мы закончим рассмотрение истории "развития" постперестроечной экономики России. Мы отследили главное: каким образом производство формировалось вокруг государства и почему это формирование не могло противостоять тому, чтобы отдельные люди присваивали себе государственные доходы. Мы также уже конкретно в этой главе поняли как действует полностью государственный бизнес, почему он убыточен. Очень много места мы уделили экономике в книге, которая называется "Политический учебник"! Но это продиктовано необходимостью, как говорил Ленин: "Политика - это концентрированное выражение экономики". Здесь мы имеем возможность убедиться в истинности этих слов. Например, изучив каким образом происходила торговля газом на экспорт, мы по новому увидели "газовые войны", и до сих пор еще идущие с Украиной. Раньше действия как наших властей, так и украинских, казались странными и нелогичными - какой-то консорциум они там утвердили, делают одно, а выходит другое... Все нормально выходит! И вообще, полезно помнить одно правило: если действия политиков нам кажутся странными и нелогичными, значит, мы просто не знаем какие экономические интересы за ними стоят. Но эти интересы, чтобы не стать марионетками в чьих-то нечистых руках, мы обязаны постигать.

И еще я бы очень хотел, чтобы была усвоена одна вещь. Есть такое понятие - "конспирология" Это занятие обратное тому, которое предлагаю я. Состоит оно в следующем: человеку также непонятны экономические интересы, которые стоят за тем или иным политическим решением, но он, вместо того, чтобы эти интересы выявлять, впадает в эту самую "конспирологию" и начинает искать какой-то недоступный высший тайный смысл. Классический пример - "евреи захватили все телевизоры и влияют". Сегодня еще одно утверждение подобного рода активно раскручивается - "Во всем виноваты США", и вообще, мол, мы в оккупации живем. Эта мысль, как ни парадоксально, тем больше популярна в определенных кругах, чем больше эти круги занимаются присвоением общественного продукта в личную пользу. Обратите внимание, какие сытые лица у тех, кто снимается в пропагандистских роликах, обличающих США, как много у них должностей и регалий! Почему идея оккупации так привлекательна для таких людей? Все очень просто. Их деятельность наносит огромный ущерб экономике страны - и они это дело прекрасно понимают. Но! Если эта страна оккупирована иностранным государством - значит, они наносят ущерб иностранному государству! Значит, никакие они не жулики и воры, а наоборот - партизаны и герои! Они не воруют у своей Родины, они борются за ее независимость путем подрыва вражеской экономической мощи! Эта мысль заканчивает логический ряд рассуждений, которые начинаются с тезиса "страна разгромлена и захвачена, единый центр обороны больше не существует, и теперь надо самим выкручиваться, находить оружие и сопротивляться". Оружие в данном случае - это экономические возможности. Вот и находят люди экономические возможности через воровство, откаты и устройство детей на заграничную учебу.

Вот к чему приводит конспирология! К ликвидации личной ответственности за свою Родину и свои действия. Есть еще одно неприятное ее последствие - это чувство бессилия перед мощным, всемирным неуловимым врагом. Мол, враг так силен, что сопротивляться ему бесполезно и я лучше куплю пива, орешков и сяду болеть за футбол. Между тем, чем сильнее враг, чем он крупнее - тем он менее поворотлив и больше в нем слабых точек и звеньев, через которые можно его ослаблять. И всегда на виду оружие, которое он применяет. В таких случаях следует оценивать ситуацию "от себя". Что реально разрушает российскую экономику, мешает нашей стране развиться в сильную державу? Вот с этим и следует бороться, так можно, в конечном итоге, добраться до того, кто все затеял. А, может, и вообще выяснится, что никто ничего не затевал, а дело в стихии и общественных противоречиях, которые станут видны, как только за них как следует взяться! Только за дело надо браться, и браться серьезно.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...