Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как Путин Россию от развала спас



К приходу к власти Путина мы имели следующее: рыночная экономика по учебникам в России не развивалась. Потенциальные капиталисты не стали полноценными капиталистами, у которых капитал дает прирост капитала, а, хапнув кусок советской собственности, превратились в простых богачей и уехали в Европу на постоянное место жительства. Более-менее по учебникам жили лишь те, кто в результате приватизации урвал себе часть сырьевой отрасли, единственной, где труд еще создавал прибыль. Вся остальная страна торговала по палаткам и рынкам импортным ширпотребом.

У России как государства, оставалось несколько отраслей, дававших прибыль бюджету за счет сохранения своей концентрации. Эти отрасли - железнодорожная, газовая и энергетическая, трансформировавшиеся в результате реформ в МПС, Газпром и РАО ЕЭС. Во-первых, они производили для существования себя все необходимое самостоятельно (от пропитки шпал до локомотивов в МПС, от производства электроэнергии и добычи газа до их продажи конечным потребителям в Газпроме и РАО ЕЭС), во-вторых, нерентабельные виды деятельности в них "закрывались" рентабельными. В общем получалось, что эти отрасли более-менее наполняли российский бюджет.

Однако, тлен атомизации проник и сюда. В Газпроме, много торгующем на экспорт, родилась "гениальная" схема. Состояла она в следующем: в Украину и в Беларусь, как "братьям" по СНГ, газ продавался по льготной цене - такой же, как и на Российском внутреннем рынке. Цена же для Запада была коммерческой и довольно выгодной. Делали так: в республики СНГ по "внутренним" ценам продавали газа больше, чем они могли потребить, а излишки транзитом шли в Европу, но уже как бы из этих республик СНГ и по европейским ценам. Схема называлась "реэкспортной" и прекрасно работала на перекачивание государственного прибавочного капитала в частные карманы, где этот капитал превращался просто в сокровище.

Ну и, как всегда, увлеклись. Потихонечку все больше газа уходило в страны СНГ и все меньше - непосредственно в Европу. Выручка падала. Вскоре и сам Газпром стал уходить из рук государства в "доверительное управление" его топ-менеджеров. Между тем, газ - весьма серьезный стратегический продукт и фактор внешней политики. Если нефти Европа может взять столько, сколько хочет, то газ она может брать только у России и только по проложенным газопроводам. Возможно, именно это привлекло внимание назначенного и.о. Президента Путина к Газпрому, а, возможно и то, что бюджет страны стоял перед катастрофой - ведь от падения доходов Газпрома, падали и бюджетные поступления.

И Путин, придя к власти, всерьез берется за Газпром. Он восстанавливает над ним контроль государства, забирает недостающие до контрольного пакета акции из частного управления, добивается, чтобы большинство в Правлении были его ставленниками. Кстати, практические мероприятия осуществлялись... Дмитрием Медведевым и его командой, которая и заняла в Газпроме большинство руководящих должностей. Вот так в истории бывает - Дмитрий Анатольевич, под чутким руководством Путина, Россию спас!

Почему я считаю, что сохранение сконцентрированного Газпрома под контролем государства это спасение России? Дело в том, что Россия очень большая и многонациональная страна. Что держит вместе на таком огромном пространстве таких разных людей? Общее дело, которое дает этим людям пропитание и самореализацию. Когда-то общим делом - совместным строительством социалистической экономики, собрался в единое государство Советский Союз. Эта социалистическая экономика была базисом его существования. В России после распада СССР от этого базиса остались газ, рельсы, провода и почта. Ликвидируй эти остатки базиса - исчезнет и смысл в совместном существовании разных народов в единой России, наоборот, гораздо выгоднее станет выживать по отдельности.

"Побочным эффектом" возврата контроля государства над Газпромом стали две вещи: сохранение государства Россия и взлетевший до небес личный рейтинг нового Президента, который долгое время ничто не могло поколебать. Наверное, все помнят, как Путин приходил к власти. Только что он победил в войне в Дагестане и этим зарекомендовал себя как руководитель, боровшийся за целостность Российского государства на политическом поле. Сразу после своего прихода он начал бороться на экономическом поле за Газпром, подтвердив намерение сохранить в целости базис существования государства. Люди, граждане России, которые не "оторваны от земли", прекрасно понимают, что является этим базисом - не абстрактно, через научные рассуждения, а самым непосредственным образом, через участие в процессе производства и обмена, то есть через то, как организовывается их работа, на которой они получают зарплату, как идет взаимодействие с внешними хозяйственными единицами, какие перспективы развития, как строится карьера и т.п. Перед такими людьми Путин предстал как целостный лидер, ведущий по всем фронтам борьбу за их существование на этом свете.

С тех пор, как это произошло, много воды утекло. РАО ЕЭС додолбали и растащили по разным карманам. МПС стало РЖД и раздало все доходные виды деятельности в частные руки, повесив на государство свои расходы. Сам Газпром также обвешали разными "присосками", оказывающими ему услуги и выполняющими для него работы. Настроили кучу газопроводов при снижении объемов, избавляются от "непрофильных" активов... Поэтому я считаю, что казус "спасения России" произошел совершенно случайно, вопреки вектору на атомизацию, который задавала и продолжает задавать российская элита. Просто в противостоянии необходимости и пожеланий победила необходимость. Никакого осмысления этого казуса в публичном пространстве не было, да и сам Путин об этом никогда ничего не говорил. Считать же современную риторику "духовных скреп" и "возрождения Империи" за его развитие - значит впадать в серьезную ошибку, путать слово с делом. Насколько слова расходятся с делами, можно судить по тому, что в народе развилось "поверье" - мол, Путин не знает, что его чиновники творят, он хочет Правды и Справедливости, а чиновники вставляют ему палки в колеса и делают только то, что выгодно им, а не стране. Это поверье ассоциировали со знаменитым "Добрый Царь - злые бояре", мол, всегда так было. Да нет, не всегда - в "доброго" Ельцина не верил никто.

Думаю, у читателя здесь может возникнуть вопрос: почему мы столько времени в теоретической части обсуждали роль личности и масс в истории, а теперь я возлагаю честь спасения целой страны на одного Путина? Ответ состоит в том, что Путин не сам по себе шашкой махал, а сработал в резонанс с теми самыми "не оторванными от земли" гражданами - то есть простыми людьми, населяющими Россию и кровно в сохранении этой России заинтересованными. Эта часть населения весьма скупо представлена в информационном пространстве, хотя составляет 85-90% населения страны. Понимание необходимости концентрации существовало и само по себе, еще до Путина. Путин стал катализатором для него в отношении Газпрома - и тут уже не имело значения, насколько хорошо сработал Медведев со своей командой юристов. Он мог вообще на работу не ходить - все бы сделала без него могучая сила стихии, т.е. равнонаправленная деятельность большого количества различных менеджеров среднего уровня Газпрома.

В целом-то курс за время правления Путина был обратный - на атомизацию, разделение, растаскивание по частным лавочкам. За этот путь "отвечает" другая часть населения - российская элита, представленная в информационном пространстве, как раз очень хорошо. Считается, что только эта элита и являет собой силу, а все остальное, то есть народ - элемент системы, которым можно пренебречь. Как видим - все оказалось не так просто, а дальнейшее развитие отношений народ-элита в виде противостояния атомизации и собирания, развивалось отнюдь не в пользу элиты, вынужденной уступать позицию за позицией. Об этом мы поговорим дальше, а сейчас нам надо разобраться еще с одним вопросом - почему же усилия народа, направленные на концентрацию и собирание, так слабы и так долго проявляются в общественном пространстве?

Помните, выше мы говорили про классовые и внутриклассовые противоречия? Внутриклассовые противоречия - это противоречия не отдельных групп людей между собой, а, фактически, борьба внутри каждого человека, относящегося к определенному классу. Когда человек выступает в качестве представителя своего класса - у него одни интересы, но нередко его индивидуальные интересы как личности вступают в конфликт с интересами классовыми. Крестьянину чтобы не умереть с голоду надо бы вступить в колхоз, объединиться с другими такими же бедолагами - но он рассчитывает стать кулаком и этих других бедолаг просто себе подчинить. Так вот: в нынешней России классовое сознание находится на чрезвычайно низком уровне, зато буквально бушует индивидуалистский подход. Это связано с тем, что мы пока не создаем производство, а пользуемся тем, что нам досталось в наследство от СССР. Предприятия по добыче и транспортировке газа и нефти создавались именно в СССР. А что делаем мы? Мы просто, с помощью различных контор, нужных и не очень, присосались к этим газу и нефти и перераспределяем прибыль от них между собой. Один поставил Газпрому бульдозеры, другой ему поставил запчасти для бульдозера, третий привез шубу тому, кто поставил запчасти... Все сыты и довольны. Сыты за счет того, что вырвали свой кусочек из общественной прибыли, заставили общество работать на себя.

С другой стороны мы все прекрасно понимаем хлипкость такого скользкого существования, его ненадежность. Мы не создаем, мы растаскиваем. Есть будущее у растаскивателей? Понятно, что нет. Вот эта вторая наша мысль про то, что растаскивая по своим карманам производимый обществом продукт, мы выступаем против себя же как членов класса людей, живущих своим трудом - это и есть наше просыпающееся классовое сознание. Оно пока еще слабенькое и не очень актуальное в профессиональной деятельности - гораздо актуальнее сегодня успеть растащить. Поэтому мы как никогда благосклонны к коррупции - ведь это важный элемент нашего благосостояния.

Огромная просьба: не надо становиться в позу оскорбленного достоинства, выламывать руки и заявлять, что "я не ворую", "это они там", "я живу честно". Коррупция, то есть перераспределение общественного продукта в личную собственность, настолько въелась в нашу жизнь, что мы ее даже не замечаем и считаем чем-то само собой разумеющемся. Например, я пишу эту главу накануне Первого Сентября и скоро буду скидываться с другими родителями "на подарки школе". Вчера на мойке мы договорились с мойщиком, что обойдемся без чека. И такого - полно в жизни каждого человека[36].





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 628 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...