Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Систематизируя содержание государственной идеологии, можно выделить четыре ее составляющих: культурно-историческую, политическую, экономическую и социогуманитарную.
- Культурно-историческая составляющая государственной идеологии включает в себя идеи и представления о происхождении и формировании данного народа, особенностях развития его самосознания и становления в качестве особой нации, а также представления о месте и роли данного народа в мировом историческом процессе.
- Политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений того или иного народа об условиях становления и особенностях его государственности, о сущности политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным требованиям. Данная составляющая государственной идеологии охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности народа.
- Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс идей относительно формирования и развития национальной экономики. Это разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства и т.д.
- Социогуманитарная составляющая охватывает комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Здесь речь прежде всего идет о подходе к человеку как к высшей цели и ценности общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом.
Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико- концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи вутренней и внешней политики государства (Конституция, законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.).
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии - политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров и т.д.
Каждое государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идейных ценностей.
В современном обществе производством политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения.
Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно- правовым закреплением и распространением среди членов общества, а также материализованных средств ее выражения, составляет механизм функционирования государственной идеологии.
Возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизации.
Первый вариант был реализован в СССР через ЦК КПСС.
Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти, производством и распространением политических идей государственной значимости на Западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.
Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, историки, политологи, политики, советники в органах власти, писатели, журналисты, сотрудники секретных служб.
В Республике Беларусь механизм государственной идеологии должен формироваться с учетом как одного, так и второго опыта: его необходимо создавать намеренно, но без элементов принудительности и централизованности. Этот механизм должен развиваться как своего рода рынок идей, который имеет общественную значимость, и потребителя в лице органов государственной власти.
Во все времена производство идей было уделом образованной части общества и, в частности, интеллигенции. Да, разумеется, само мировоззрение вызревает в народе, но, по мысли Ж..Ж. Руссо, «...ускорить его созревание, уберечь от диких крайностей можно и необходимо. За это в ответе интеллект нации» (Моисеев И.Н. Россия на перепутье. // Соц.-гуманит. знания, 1999 г., № 4, с.173-174).
Производством и постоянным обновлением государственной идеологии призваны заниматься в первую очередь высшие лица государства, депутаты всех уровней, сотрудники аппарата власти, которые должны иметь соответствующую подготовку и обладать профессиональными навыками.
Необходимо развивать сеть специальных исследовательских учреждений и центров, содержанием деятельности которых является производство политических концепций и доктрин государственной значимости.
В процесс выработки и распространения идеологии белорусского государства должны включиться преподаватели учебных заведений, работники средств массовой информации, издательств, учреждений культуры, а также различные творческие союзы, научные объединения и т.д.
Особая роль в механизме функционирования государственной идеологии принадлежит законодательству и законотворческой деятельности. Закон - это форма материализации (объективации) идеологии, он придает идейным постулатам статус общественно одобряемых норм, юридически закрепляет общие цели и задачи общества, а также пути и способы их достижения.
И последняя проблема для рассмотрения в лекции - это соотношение идейно-политического многообразия и государственной идеологии в гражданском обществе.
Гражданское общество как целое представляет собой специфическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, груповых и общих интересов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных участников сообщества.
Как отметил еще Гегель, общий интерес содержит в себе и частный интерес каждого отдельного члена политического сообщества. Значит, это предполагает, что человек добровольно частично откажется от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов.
Государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства членов сообщества, т.е. национальных интересов. Это означает, что государственная идеология не только совместима с мировоззренческим плюрализмом гражданского общества, но ее наличие является необходимым условием жизнедеятельности такого общества, обеспечения его целостности и стабильности.
Государственная идеология как разновидность политической есть не более и не менее научная идеология по сравнению с частными политическими идеологиями. В государственной идеологии также синтезируются как объективное научное знание, так и идеи субъективного свойства. Поэтому она в принципе не может претендовать на статус единственно верной научной идеологии. Вместе с тем, государственная идеология, как ни одна частная идеология, должна быть выверенной в научном отношении, ибо в противном случае она не сможет выполнить свое общественное предназначение.
Государственная идеология в действительно демократическом обществе существует как одна из множества идеологий, не насаждаемая государством насильственно, а объективно занимающая приоритетное положение в силу общезначимости своего содержания. Лежащие в основе деятельности государства идеи, ценности и представления, претендуя на универсальность, вполне толерант- ны в отношении иных существующих в данном обществе ценностных систем.
Контрольные вопросы
1. Что такое государство и каковы условия его возникновения?
2. Что такое национальная идея?
3. Что такое государственная идеология?
4. Назовите основные функции государственной идеологии.
5. Каковы составляющие государственной идеологии?
6. Назовите уровни государственной идеологии.
Литература
1. Божанов, В. А. Политология: мир современной политики: учеб пособие / В. А. Божанов. - Минск: Дикта, 2008. - 328 с.
2. Моисеева, И. А. Философия: краткий курс / И. А. Моисеева, В. И. Со- роковакова. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с.
3 Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединбенных наций от 10 декабря 1948г. // Международное публичное право. Сборник докладов. - Москва, 1996. - Т. 1. - С.460-464.
4. Декларация верховного Совета РБ «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июня 1990г // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1991. - № 31. - С. 356.
5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. С. Н. Князев (и др.); под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.
6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.
7. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.
8. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с.
Лекция 4 Белорусская общность, национальная идея и
государственность
План
1 Формирование белорусов как самобытной этнической общности.
2 Становление белорусской национальной государственности.
3 Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.
Новые понятия:
АНТРОПОТЕРРИТОРИЯ - территория, где последовательно и непрерывно проживали люди.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат. СшН§ - гражданский) - совокупность всех форм и видов материального выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных институтов и т.д.
4.1 Формирование белорусов как самобытной этнической общности
Идеология белорусской государственности - более широкое духовное образование, чем идеология белорусского государства. Совокупность культурно-исторических предпосылок, ее исторических основ и есть идеология белорусской государственности. В этом понятии выражается то, что еще до возникновения современного белорусского государства в духовной памяти белорусского народа, или его менталитете, постепенно складывались важнейшие социокультурные черты и национальные особенности «белорусской идеи», которые на том или ином историческом этапе развития отражали как белорусскую идентичность, так и уровень зрелости идеи белорусской государственности.
Белорусская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась сравнительно поздно (в рамках ВКЛ, а затем и Речи Посполитой), а распространение терминов «Беларусь», «белорусы» на всю этническую территорию нашей страны произошло только во второй половине XIX века. Однако это не означает, что государственные образования, существовавшие ранее, не оказали никакого влияния. Территорию современной Беларуси можно с уверенностью назвать АНТРОПОТЕРРИТОРИЕЙ, т.е. такой территорией, где последовательно и непрерывно проживали поколения людей. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на формирование белорусского этноса оказали влияние культуры: польская, русская, украинская, прибалтийские культуры, евреи, татары, а также различные верования.
На первом этапе становления идеологии государственности важное влияние на этот процесс оказало принятие христианства (Киевская Русь) - культу- рообразующий и консолидирующий фактор.
Истоки становления белорусской государственности - в образовании Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.
В предыстории Беларуси Полоцкая земля занимает особое место. Именно на ее западной окраине зародилось на рубеже XIV - XV веков ядро консолидации новой восточнославянской народности - будущих белорусов. Этническое обособление белорусов от остальных потомков древнерусской народности началось также здесь. Киевская Русь не была сильным централизованным государством, поэтому княжества (Полоцкое, Туровское, Смоленское) были достаточно самостоятельны. Полоцкое княжество занимало особое положение в формировании белорусской антропотерритории, в 60-70-е годы Х века оно имело собственную княжескую династию (Рогволодовичей), а всюду были Рюриковичи.
Первое упоминание о Полоцке приходится на 862 год («Повесть временных лет»). Значительную роль в формировании и развитии Полоцкого княжества сыграли его правители Рогволод и Брячислав Изяславович. Наиболее активно расширялось Полоцкое княжество при Всеславе Брячиславовиче («Чародее» - около 1028-1101гг.). К цивилизационно-культурным достижениям Полоцкого княжества в деле формирования белорусской антропотерритории можно отнести Софийский собор, построенный в Полоцке в XI веке, Спасскую церковь (XII век) и крест Ефросиньи Полоцкой мастера Лазаря Богши (1161г.)
Таким образом, Полоцкое и другие княжества на территории Беларуси можно рассматривать как первые политические объединения, или «протобело- русские». Можно также отметить, что уже на данном этапе исторического развития формируются важные составные части идеи белорусской веротерпимости, толерантности, которые со временем разовьются в одну из ключевых идей идеологии белорусской государственности и белорусского государства (празднование католического и православного рождества).
На возникновение и формирование идеи веротерпимости и толерантности оказали влияние особенности нашего этногенеза, исторической и социально- политической жизни: 1) славянская ассимиляция осуществлялась мирным путем, 2) христианизация происходила также эволюционным путем. Многовековое сосуществование язычества и христианства породило своеобразную культуру «двоеверия», дуализма.
Второй этап в развитии белорусской государственности был связан с развитием белорусской антропотерритории в составе ВКЛ (XIII - XV вв.). Термин «Литва» возник примерно в XIII веке в применении к территории между реками Неманом и Вилией и затем распространился на другие земли в XIV - XV веках по мере расширения ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» являлось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком - топонимом, обозначая собственно литовские и западнобелорусские земли (отсюда и «литвины»). В это время в сфере государственной (Ластовский) закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни - этноним «Русь». Православный аспект понятия «русский» доминировал до XVI - XVII веков, однако население дистанцировало себя от жителей Московии, называя их московитами. Примерно с XIV века восточную часть Беларуси стали называть «Белой Русью» (Полоцко-Витебско-Оршанско-Мстиславско-Могилевские земли). С конца XVI века появляется определение «белорусский язык».
Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Первая столица - Новоградок, первый князь - Миндовг (в 1246г. принял православную веру). 1270 год - первые сведения о государственном гербе ВКЛ - «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета).
При князе Казимире в 1468г. принимается Судебник на старобелорусском языке - первый сборник государственных законов ВКЛ. Затем были приняты Статуты ВКЛ в 1529, 1556, 1588гг., которые развивали и формировали правовую культуру Беларуси. Появляются и первые печатные издания (в 1517 - 1519гг. Скорина издал «Псалтырь» и 22 книги Библии в несвижской типографии, Будный - «Катехизис». В 1581г. в Полоцке открывается иезуитский коллегиум, а также многочисленные братские школы и типографии.
На формирование белорусской антропотерритории оказало влияние то, что она оказалась продуктом своеобразного «цивилизационного разлома». Русское государство, боровшееся с монгольским игом, встало на путь жесткой централизации всех сторон общественной жизни, установился, преимущественно, неправовой характер внутреннего государственного устройства. В ВКЛ, наоборот, постепенно утвердился относительно либеральный политический строй.
На формирование идеологии белорусской государственности оказывали определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический факторы, т.к. здесь сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.
Так сформировалась религиозно-этническая толерантность ВКЛ, что, в свою очередь, способствовало сохранению гражданского мира и согласия, созданию богатой культуры, основанной на этно-конфессиональном синтезе. (Ф. Скорина - дух либеральных идей возрождения).
Предпосылкой становления национального самосознания в XIV - XVII веках являлось развитие городов и дарование им магдебургского права.
Существенным этнообразующим аспектом стало формирование старобелорусского (русского в то время) языка. Государственный статус старобелорусского языка был закреплен в Статутах ВКЛ (Скорина, Будный, Тяпинский).
Особую роль в становлении духовности белорусского народа сыграла Библия, являвшаяся основой мировоззрения человека Средневековья, источником моральных норм, гуманистических ценностей.
Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период становления ВКЛ во внешней политике доминирует идея объединения восточнославянских земель. Это обеспечило возможность успешно противостоять Тевтонскому ордену, монголо-татарам.
Однако затем, в период правления князя Ягайло, прорусская направленность меняется на прокатолическую и пропольскую. Кревская уния 1385г. предоставляет привилегии феодалам-католикам. В этих условиях и зародилась идеология полиэтнической государственности, защищавшей права и привилегии подданных, независимо от вероисповедания. Фактически это привело к зарождению внутри белорусской антропотерритории идеалов гражданского общества и формированию гражданской культуры.
Третий этап развития идеологии белорусской государственности был связан с историей Речи Посполитой (1569г.), образованной после подписания Люблинской Унии.
Речь Посполитая - федерация, или даже конфедерация. В ней окончательно сформировалась шляхта, хотя белорусы всегда помнили, что они не совсем «польская» шляхта. Причина была в монопольном праве местной шляхты (гарантированном Статутом ВКЛ) на занятие всех государственных должностей и приобретение земли в княжестве. Именно в новом государстве сформировались взгляды С. Полоцкого на белорусскую государственность. Важным моментом в новом государстве было то, что это была республика. Идеи демократизма довели К. Лыщинского до атеистического радикализма (трактат «О несуществовании Бога»). Широкими правами пользовалась шляхта - «золотые вольности».
Четвертый период формирования идеологии белорусской государственности приходится на время вхождения Беларуси в состав Российской империи после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.).
В начале XIX века в среде преподавателей Виленского университета и просто образованных людей края вызревает идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Среди ее распространителей - М. Бобровский, И. Данилович, Т. Нарбут и др. Наиболее заметно идеология местного патриотизма проявилась в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А. Мицкевича, Я. Чегота и др. М.К. Огин- ский разработал проект возрождения ВКЛ в виде автономии под протекторатом Российской империи.
Ко второй половине XIX века идея «общего» польского народа и концепция возрождения Польши в границах 1772г. встречала все большее сопротивление со стороны национальных движений Беларуси, Украины и Литвы, хотя и просуществовала до 1918г. (до создания II Речи Посполитой).
Процессы развития идеологии белорусской государственности во второй трети XIX века характеризовались обращением общественности - носительнице идей белорусской антропотерритории - к вопросу о роли народных масс в деле разрешения социальных и национальных проблем, а также обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.
К. Калиновский боролся за национальное и социальное освобождение (помещиков и освобождение крестьян), право на самоопределение Беларуси и Литвы за народом.
После подавления восстания 1863 - 64 гг. ряды демократической интеллигенции поредели. В 80-е годы XIX века белорусская социалреволюционная народная партия выпустила два номера журнала «Гомон». Белорусские народники оговаривали право белорусского народа на самоопределение, доказали факт существования белорусской нации, которая имеет право на свою территорию, язык, быт, культуру и самостоятельное историческое прошлое.
Будущее Беларуси в конце XIX - начале XX веков Дунин - Марцинкевич, Ф. Богушевич и др. связывали с возрождением белорусской письменности, с борьбой за обновление культурно-исторических традиций, пробуждение чувства национальной гордости и национального самосознания.
Появившиеся позднее политические партии выработали четкие позиции по «белорусскому вопросу»: автономия, демократические принципы развития общества, национализация земли, рабочее законодательство, бесплатное образование, право на использование родного языка и т.д.
4.2 Становление белорусской национальной государственности
Пятый этап истории идеологии белорусской государственности был связан с борьбой двух идеологий - идеологии национального буржуазного государства (БНР) и большевистской - БССР.
Февральская и Октябрьская революции подтолкнули стремление белорусов к возрождению собственного государства («О праве наций на самоопределение» - декларация). 15-17 декабря 1917г. в Минске собрался Всебелорусский съезд, который и должен был решить вопрос о будущей государственности. Делегаты съезда разделились на четыре основных группировки в решении данного вопроса:
1) «независимые» добивались создания собственного независимого государства на основе древних белорусских государственных традиций в современной республиканской форме;
2) «областники» выступали за создание белорусской области в составе России;
3) «автономисты» требовали для Беларуси автономии со своей администрацией - «Краевой Радой»;
4) «ассимиляторы» выступали за прежнее положение белорусских земель в составе России и постепенную ассимиляцию белорусского народа русским.
Большевики разогнали съезд, однако провозглашение 25 марта 1918г. БНР заставило их пойти на создание советского варианта белорусской государственности.
В этом вопросе обозначились два подхода:
1) руководители Облисполкомзапа (Мясников, Кнорин и др.) считали, что нет такого народа «белорусы», а значит, и нет проблемы;
2) руководство ЦБ белорусских коммунистов и Белорусский национальный комиссариат при Наркомате по делам национальностей (Червяков, Жилуно- вич, Турук и др.) выступали за автономию Беларуси в составе РСФСР в форме БССР.
1 января 1919 г. было провозглашено образование ССРБ. В состав государства вошли: Витебская, Гродненская, Могилевская губернии и части Вилен- ской, Ковенской и Смоленской губерний. Однако, в связи со сложностями военного положения, принимается решение о создании Литбела, а восточные губернии присоединяются к России. Вновь образовалась БССР 31 июля 1920г. в составе шести уездов Минской губернии. В рамках БССР белорусы консолидировались в географическом, экономическом и культурном плане, стали воспринимать себя как особый этнос. В БССР белорусская антропотерритория была не только поднята до современного уровня ее экономического и цивилизационно- го развития, но и реально соединена с практикой государственного управления. В этих условиях идеология белорусской государственности по своему содержанию стала все больше принимать вид идеологии белорусского государства.
4.3 Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности
С 90-х годов ХХ века начался новый этап формирования идеологии белорусского государства. 27 июля 1990г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. С этого времени в истории идеологии белорусского государства стали складываться две взаимосвязанные возможности: 1) строительство независимого самостоятельного государства и формирование собственной идеологии и 2) вхождение Беларуси в состав Союзного с Россией государства и новые союзы с бывшими республиками СССР и соответствующее формирование идеологии. Следует, несомненно, вести речь об одной идеологии, но с хорошо развитыми функциями самопознания, воспитания и коммуникации. Т.е. такой идеологии, которая не закрывает нашу страну от внешнего мира, но, сохраняя его самобытность и преемственную связь с историческим прошлым белорусской антропотерритории, позволяет быть открытым миру, вступать в прочные союзы с другими государствами и быть активным участником современного глобализирующегося и взаимосвязанного мира.
Стратегическим курсом развития современного белорусского государства является построение союзного государства с Российской Федерацией.
26 мая 1995г. Президент Республики Беларусь и Председатель правительства России у деревни Печки убрали пограничный столб.
2 апреля 1996г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год - Договор о Союзе Беларуси и России.
23 мая 1997г. принимается Устав Союзного государства.
8 декабря 1999г. - подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений.
Основные моменты идеологии Белорусского государства закреплены в его Конституции (1994г. с изменениями и дополнениями). В ней всесторонне обоснована мысль о том, что ядром идеологии современного белорусского государства должна стать система ценностей, традиционно сложившаяся в рамках исторического опыта белорусского народа.
Важным моментом в формировании идеологии белорусского государства является необходимость осмысления практики проведения современных рыночных преобразований и создание более общей универсальной системы ценностей, оправдывающей модернизацию социума.
Еще одним важным моментом в формировании идеологии белорусского государства является необходимость на что-то опереться, чтобы выйти из духовного кризиса.
Шкалой норм нравственности должны остаться те духовные ценности, что заложены в христианстве. Поэтому одной из важнейших сфер национальных интересов в современную эпоху глобализации становится защита духовной безопасности. Имеющиеся христианские корни, ценности любви, честности, смирения, жертвенности, добра и другие присутствуют в духовном опыте нашего народа.
Таким образом, формируя идеологию молодого белорусского государства, необходимо исходить из исторического опыта, христианских ценностей и реалий сегодняшнего дня.
Контрольные вопросы
1. Что такое идеология белорусской государственности?
2. Назовите основные этапы возникновения и становления идеологии белоруской государственности.
3. Что было характерно для идеологии государственности на белорусских землях в составе Речи Поспалитой и Российского государства?
4. Назовите особенности советского периода истории белоруской государственности.
5. Каковы задачи белорусского государства в формировании союзного государства с Россией?
Литература
1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. - 2003. - 29 марта. - С. 1.
2. Декларация верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июня 1990г // Ведомости Верховного Совета РБ. - 1991. - №31. - С. 356.
3. Лукашенко, А. Г. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию. Здоровье государства - это благополучие человека, согласие в обществе, целеустремленность нации / А. Г. Лукашенко // Беларусь сегодня. - 2008. - 30 апреля. - С. 1-4.
4. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!