Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К. С. Станиславский 2 страница



Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огром­ное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсаль­ных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой лич­ности. Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века.

2 Термин «консерватизм» происходит от латинского «сошегуе», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, от­рицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведени­ем, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противове­сом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерва­тизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе). Каковы главные принципы консерватизма?

Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма, суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими усло­виями и учреждениями. Важным принципом консерватизма является положе­ние о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность из­бежать социальные потрясения.

Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает со­хранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений.

Характерен для консерватизма и такой принцип, как политический реа­лизм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредото­чена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для по­литики является то, что многократно подтверждено практикой.

Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социаль­ное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными даро­ваниями и способностями. И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отри­цают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важ­нее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого лю­дей, т.е. политических элит.

Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимо­сти от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют консерва­тизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые пре­образования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего.

Большие социально-политические и экономические изменения, произо­шедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, так­же как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма.

Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтенбруннер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция).

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма? Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии, его идеологи только подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан. Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы считают, что его вмешатель­ство в экономическую жизнь должно быть в известных пределах ограничено.

В-третьих, они выступают за ограниченные социальные реформы. Одна­ко неоконсерваторы - противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населе­ния. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на со­лидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению неокон­серваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство резуль­татов. С 80-х годов ХХ века - неоконсерватизм в Англии, с 90-х годов ХХ века и по настоящее время - в США.

3 Идеи, которые впоследствии стали называть социалистическими, впервые появились в Западной Европе в XVI веке. Они стали отражением сти­хийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихся жестокой эксплуата­ции слоев населения в условиях первоначального накопления капитала и нарождающегося капиталистического общества.

В этих идеях были воплощены представления угнетенных классов о бо­лее справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты. С наибольшей полнотой в тот период данные идеи бы­ли выражены в «Утопии» Томаса Мора и «Городе солнца» Томазо Кампанеллы. Этих мыслителей считают основоположниками «утопического социализма». Длительное время это учение носило характер учения-мечты, которое невоз­можно осуществить на практике.

Важнейшими элементами социалистической (коммунистической) идео­логии являются идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликви­дация классового разделения общества и эксплуатации человека человеком. Существует два направления в социалистической идеологии - революционное и реформистское. Идею перехода к социализму путем осуществления революции выдвинули и обосновали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Это направление получило название марксизма.

Основные принципы марксизма-ленинизма сводятся к следующему:

- капиталистическое общество, основанное на частной собственности и экс­плуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразо­вано в более справедливое социалистическое общество, основанное на об­щественной собственности, свободном труде и распределении по труду;

- преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции;

- одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и созда­ние государства трудящихся;

- осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией;

- руководящей силой в таком государстве будет коммунистическая партия как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех трудящихся;

- государство должно провести обобществление средств производства, превра­тив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хозяйства в интересах трудящихся;

- после окончательного утверждения социалистического строя начнется пере­ход к коммунизму. На этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровня, а сознание населения - такой высокой степени, что осуществится принцип «от каждого по способностям, каждому - по потреб­ности». Исчезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничения, подавления и принуждения. Утвер­дится система коммунистического общественного самоуправления.

На практике реализация этого проекта столкнулась с огромными, по су­ществу непреодолимыми, трудностями. К началу 80-х годов ХХ века влияние и популярность марксизма-ленинизма резко снизилась. Решающий удар был нанесен распадом СССР и государств «социалистического лагеря».

Социал-демократическая идеология возникла из марксизма в конце XIX - начале ХХ века, ее основатели Бернштейн и К. Каутский под влиянием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы.

Современные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуются идеей демократического социализма:

- в области политической - наличие свободных выборов; реальная воз­можность выбора между различными политическими программами; возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав лич­ности и меньшинства; наличие независимой судебной системы, осно­ванной на верховенстве закона;

- в области экономической - многообразие форм собственности с преоб­ладанием общественной; рыночные отношения в сочетании с государ­ственным регулированием; соучастие представителей трудящихся в управлении предприятиями частнособственнического сектора; соци­альная направленность экономики;

- в социальной области - высокая степень социальной свободы и защи­щенности человека; доступность всех ступеней и форм образования, духовных ценностей, благоприятное состояние окружающей среды и т.д. (С наибольшей полнотой эти идеи реализованы в Скандинавских странах, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии).

В 20-х - 40-х годах ХХ века в странах Европы, а также в ряде других ре­гионов мира (Аргентина, Чили и др.) достаточно широкое распространение по­лучила идеология фашизма (итал. Разю - пучок, связка, объединение).

При формировании этой идеологии были взяты некоторые элитаристские идеи Платона, Гегеля, а также итальянского политолога Г. Моска, французско­го социолога Г. Лебона, австрийского социолога Л. Гумпловича, французского синдикалиста Ж. Сореля. Определенную роль в формировании фашистских идей сыграли Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлер, А. Розенберг, И. Геб­бельс.

Наиболее полно эти идеи были реализованы в диктаторских политиче­ских режимах вначале в Италии (Б. Муссолини), а затем в Германии (А. Гит­лер). Менее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фа­шизм приобрел в режимах генерала Франко в Испании, А. Салазара в Португа­лии, Хорти в Венгрии, Перона в Аргентине, Пиночета в Чили.

Фашизм отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических пред­почтений. Он основывается на идее «органистского государства», оправдыва­ющей агрессивные действия власти по отношению к абсолютному подчинен­ному ей населению, проповедует «безграничную волю» государства и руково­дящего им вождя (фюрера, дуче, каудильо и т.п.), прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижения.

Одной из широко распространенных идеологий глобального типа являет­ся национализм. Он представляет собой систему идей, взглядов, представле­ний и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнона- циональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главной идеей данной доктрины является понима­ние и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государ­ственно-политической и социокультурной системы общества.

Идеи национализма стали формироваться в процессе образования наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков. Великая французская революция способствовала утвержде­нию принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. Впер­вые революция обосновала идею о праве национального государства устанав­ливать права и обязанности граждан.

Современные исследователи этнонациональных отношений выделяют две основные формы национализма: этнический и государственный.

Этнический национализм исходит из того, что нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью, а также всеми социальными инсти­тутами (культура, образование, право и т.п.) и всеми видами ресурсов - люд­ских, природных, финансовых, материально-технических. Его основные идеи и принципы складывались в период возникновения наций и национальных госу­дарств в конце XVIII - первой половине XIX веков. Все основные политиче­ские, экономические и социокультурные отношения и соответствующие им учреждения строились по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса.

Этнический национализм получил широкое распространение в XIX - первой четверти ХХ веков, особенно в тех странах, широкие круги обществен­ности которых выступали за национальную независимость и создание самосто­ятельного национального государства. Крайне агрессивные формы национа­лизма - фашизм, национал-социализм).

Второй формой национализма является гражданский (государствен­ный) национализм, который сформировался в ХХ веке. Эта форма национа­лизма направлена на обоснование легитимности и приоритетности националь­ного государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко ис­пользует в целях консолидации нации (либо граждан страны) государственную символику, средства массовой информации, устную агитационную пропаганду. Различные разновидности государственного национализма активно использу­ются в современных США, Индии, Пакистане, Бразилии и других странах.

На стыке XX и XXI веков активно и крупномасштабно начала развивать­ся и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемир­ного масштаба - идеология глобализма. Глобализация представляет собой по­степенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются ин­формационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, дея­тельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их вза­имодействия.

Большинство западных социологов и политологов оценивают процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что это приве­дет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социаль­ная реальность оказывается более сложной, противоречивой и непредсказуе­мой. Интенсификация транснациональных отношений неизбежно снижает ста­тус национальных государств и их социально-политическую значимость, а это вызывает обратную реакцию - усиление националистических ориентаций и возмущение народов слаборазвитых стран.

Наряду с глобальными идеологиями функционируют идеологии локаль­ные и частичные. Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходны­ми или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения (арабские госу­дарства).

Характерным примером такой идеологии является исламский фундамен­тализм. Локальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традициями, нацио­нальными и культурными особенностями стран, в которых они развиваются и действуют.

Частичные идеологии обычно включены в национально- идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают мно­жественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам - Италии, Франции, России, Польше, Германии, Беларуси, Украи­ны и других. Частичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выражая претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии ЛДПР, «Яб­лока», Союза правых сил России.

При всем стремлении любой локальной или частичной идеологии скон­струировать свой собственный «духовно-идеологический мир», ни одна из них не представляет собой абсолютно замкнутой системы. Все они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образуя в результате многокрасочную панора­му современного мира.

Беларусь относится к тем государствам, где идет процесс формирования собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал- демократической, либеральной и националистической идеологических плат­форм.

Идеи какой из этих идеологий лучше приживутся, покажет только время.

Контрольные вопросы

1. Что такое идея, и какова её роль в жизни общества?

2. Как возникло понятие «идеология»?

3. Что такое политическая идеология и каковы её основные функции?

4. Назовите основные типы идеологий.

5. Чем отличаются глобальные идеологии от локальных?

Литература

1. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государ­ственная идеология) / В. А. Мельник // Беларусская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116.

2. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24.

3. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего обра­зование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.

4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.

5. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоз­зренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.

6. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477с.

7. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности / В. П. Макаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс монография, 2000. - 480 с.

8. Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Мала­хов. - Москва: Университет, книжный дом, 2005. - 320 с.

Лекция 3 Государственная идеология как социально-политический феномен

План

1 Понятие государства как политического сообщества.

2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции.

3 Понятие элементов государственной идеологии.

Новые понятия:

НАЦИЯ - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны следующие признаки: общая территория, экономические и культурные связи, язык, психология и традиции.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорга­низации (самосохранению) в качестве нации - государства.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

ИНТЕГРАЦИЯ - объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

3.1 Понятие государства как политического сообщества

Государство как институт власти возникает тогда, когда в человеческом сообществе появляется частная собственность, которую необходимо охранять. Само сообщество начинает делиться на классы в зависимости от владения ими частной собственности. Таким образом, государство - это особый аппарат, ко­торый охраняет общественный порядок. Этот аппарат состоит из особых отря­дов вооруженных людей - армии, полиции, имеющих в своем распоряжении со­ответствующие учреждения. Необходимые для содержания госаппарата сред­ства поступают в виде налогов, для сбора их существует армия чиновников.

История знает различные типы государства: рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное, социалистическое. Формы управления бывают различ­ными: республика (президентская и парламентская), конституционная монар­хия. Существуют и диктаторские режимы. Форма правления зависит от зрело­сти самого общества в том или ином государстве, развитости его демократиче­ской системы и экономики. Государство, как правило, формировалось на опре­деленной территории, где проживали определенные народы. Человеческое со­общество жило племенем, а затем появляется народность, и на этапе формиро­вания капиталистических отношений образуется нация.

Нации (народы) как государственно-организованные сообщества людей выступают одним из субъектов политических отношений. Каждый народ выра­батывает определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм вза­имоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений называют национальной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной общности людей представле­ние, согласно которому они рассматривают себя в качестве нации и в силу чего считают себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами, принято называть

национальной идеей.

Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания народа, отражающее главный итог познания общностью самое себя и условий своего бытия; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе фор­мирования белорусской нации, которая в то время не обладала своей государ­ственностью, а занимала территорию, входившую в состав Российской империи на правах ее окраины, северо-западного края. Белорусскому народу, ощущав­шему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государ­ственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые прозвучавшей в начале ХХ века в стихотворении Я. Купалы «А хто там 1дзе?». Поэт отвечает: «Белорусы». Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея нацио­нального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Сформулированная Я. Купалой идея национальной самобытности бело­русского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания («людзьм1 звацца») нашла дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности газеты «Наша шва».

В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской нацио­нальной идеи акцент стал смещаться от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально- государственную. Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве М. Богдано­вича.

Таким образом, национальная идея не изобретается, а естественным обра­зом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, предполагающих его целостность и узнаваемость другими.

3.2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции

Теперь рассмотрим, что из себя представляет государственная идеология. Государство, будучи формой самоорганизации в единое целое определенного сообщества людей, т.е. формой бытия нации (народа), с момента своего консти- туирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На это обратил внимание Э. Дюркгейм, который интерпретировал государство как форму проявления самосознания народа: «Для демократического общества народ и государство - это только две стороны одной и той же сущности. Госу­дарство - это народ, входящий в сознание более полное, ясное». Поэтому госу­дарственная идеология может быть только национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит коренным интересам дан­ной нации, не может выступать в качестве ее национальной, а значит, и госу­дарственной идеологии.

Политически, т.е. государственно, организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, - писал испанский фило­соф Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным, античным, сред­невековым или современным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замы­сел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете заключается в органи­зации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, про­грамма человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые». (Ор- тега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001г., с.162). Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свои черты как таковое. Разруше­ние государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Подтверждение - опыт Советского Союза. В период перестройки Советский Союз лишился своей идеологической основы и перестал существовать как гос­ударство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывал бывший президент США Б. Клинтон: «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке».

Хорошо сформулированная государственная идеология, таким образом, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она моби­лизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основ­ное предназначение.

Государственная идеология выполняет следующие функции:

1) теоретическая - она позволяет создать определенную теоретическую модель социального мира, места и роли человека в нем;

2) оценочная - дает возможность выявить и обосновать ценность тех или иных социальных явлений, из которых складывается социальная действи­тельность, а также соотнести эту действительность с потребностями, желани­ями, предпочтениями и стремлениями большинства людей;

3) целеполагания - формулирует цели, способные увлечь людей на активную деятельность. При этом призывы и требования идеологии выступают не в аб­страктной, а в конкретной форме. Выявляемые цели вбирают в себя истори­ческий опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа;

4) создание позитивного образа желаемого будущего дает возможность сфор­мулировать такой образ общественного устройства, который бы удовлетво­рял потребности, интересы, стремления многих людей, желательно, их боль­шинства;

5) образовательно-воспитательная - ее задача сформировать у людей опреде­ленные политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и цен­ностные ориентации;

6) мобилизующая функция позволяет задавать людям ту или иную направлен­ность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для до­стижения определенных целей;

7) мотивационная функция формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

Сегодня идеология государства не может развиваться только на нацио­нальной почве, т.к. современный мир очень взаимосвязан и взаимозависим, от­сюда явление глобализации. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны. Это проявляется в том, что цели и за­дачи конкретного государства в наши дни в значительной степени определяют­ся глобальными процессами.

Процесс глобализации является не только процессом экономической ин­теграции государств и обмена ими технологическими достижениями, но и ком­плексами идей. Процесс глобализации не только расширяет границы и универ­сализирует содержание современных типов идеологии. Исторические и тра­диционные принципы, ценности и идеалы идеологии государства в таких условиях также подвергаются трансформации, универсализируются и глобали­зируются. Глобализация - объективный процесс, который накладывает отпеча­ток не только на природу идеологии, но и на особенности функционирования государства как социального института. В условиях глобализации ролль нацио­нального государства даже возрастает, т.к. оно должно выступать гарантом со­хранения национальных, этнических, культурных, языковых и иных ценностей, а глобализация в таком случае не должна означать размывание всех националь­ных рамок и культурной специфики.

С этой точки зрения важной составной частью идеологии государства в глобализирующемся мире является идея о роли и функциях государства по за­щите интересов народа, его коммуникативно-деловых связей во всех сферах жизни.

Таким образом, государство должно сознательно осуществлять свою идеологическую функцию, т.е. разрабатывать, развивать и распространять раз­личными способами определенную систему базовых ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества.

3.3 Понятие элементов государственной идеологии

Государственная идеология - это сложное многокомпонентное обра­зование. Внешними формами ее содержания выступают как отдельные идеи и идеалы, понятия и представления, нормы и установки, так и слож- носоставные идейные построения - социально-политические учения, тео­рии, концепции и доктрины. Государственная идеология - всегда более вы­сокоорганизованная, по сравнению с частными идеологиями, совокуп­ность идей, т.к. каждое государство обеспечивает их систематизацию, ли­тературное оформление и юридическое закрепление. Главным в этом от­ношении документом является конституция государства, т.к. именно в ней получают правовое оформление базовые идеи и ценности жизнедеятельно­сти данного государства.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...