Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Лекция 1 Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства
План
1 Предмет и задачи курса
2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства
Новые понятия:
ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. Опо818 - знание и 1о§о§- понятие, учение) - учение о сущности, закономерностях и формах познания.
СОЦИОЛОГИЯ - (лат. 8ос1е1а§ - общество, греч. Ьодо§ - понятие, учение) - наука о законах функционирования и развития общества, о социальных отношениях.
ПСИХОЛОГИЯ - (греч. РзуЬе - душа, 1одо§- понятие, учение) - наука, изучающая психику, отсюда психологический подход - стремление объяснить социальные взаимоотношения и структуры на основе психологических данных.
КОММУНИКАЦИЯ - (лат. Соттишсайо - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями.
1.1 Предмет и задачи курса
Особенности современного этапа развития белорусского общества обусловили актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь.
Распад Советского Союза, провозглашение суверенитета белорусского государства, становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества потребовали систематизации и совершенствования социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства.
Выступая на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г., Президент А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отметил: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам».
Молодое государство стало вырабатывать внутреннюю и внешнюю политику, выявлять ее приоритеты, а также поставило задачу выработать общую идею, которая бы сплотила все общество.
Предметом курса идеологии является совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации. Курс «Основы идеологии белорусского государства» является специфической частью темы курса политологии «Политическая идеология». Сам курс тесно связан с курсом общей теории государства и права, историей Беларуси, историей политической и правовой мысли Беларуси, истории государства и права Беларуси, философией, культурологией, экономической теорией и другими социально-гуманитарными дисциплинами.
Целью курса является усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.
Задачами курса являются:
1) усвоение студентами комплекса теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества;
2) ознакомление с содержанием базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности;
3) освоение содержания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию современного белорусского государства;
4) формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны.
1.2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства
Теоретической и методологической основой идеологии являются идеи и воззрения, разработанные человечеством, начиная с трудов Платона и Аристотеля, и завершая современными исследованиями ХХ и начала ХХ1 веков. Среди разработанных исследователями подходов - мифологического, религиозного и других, - философский, несомненно, способствовал выработке единой методологической системы.
Важный вклад в методологию изучения идеологии, наряду с Платоном, Аристотелем в древнем мире, в средние века внесли Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский в Византии, а также Августин Блаженный на западе Европы.
Августин одним из первых среди западноевропейских мыслителей приступил к разработке философии истории и ценностей в знаменитой работе «О граде Божьем». Идеология «града Божьего», по его мысли, должна была бы заменить идеологию аморализма и нигилизма в развивающейся Римской империи.
Заметный вклад в разработку философии идеологии внес итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Он - автор идеи возможности политики без идеологии (морали).
В работах Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Н. Макиавелли и других философов были развиты ценные методологические представления об особенностях познания идеологии. Впоследствии они были оформлены в относительно самостоятельные методологические подходы к изучению и применению идеологии.
Так, Н. Макиавелли развил социологический подход к изучению идеологии. Французские идеологи - просветители обратили особое внимание на познавательный, гносеологический подход к ее изучению.
Исследователи Э. Берху и Ш. Де Местр считали, что источником идеологии является человеческая психология, греховная и насовершенная природа человека. Именно она определяет ложный, по его мнению, характер идеологии. С помощью собственных несовершенных идей человек, на его взгляд, принципиально не способен постичь истину, источником которой является только Бог, а средством познания - откровение.
В середине XIX века элементы психологического подхода к идеологии складывались под флагом борьбы с религией и защиты самоценности человека. На этом настаивал Л. Фейербах, подчеркивавший антропологический (человеческий) характер религиозных идей. Его современники Э. Кант и К.Маркс исходили из несовместимости религии и науки. Окончательно оформился психологический метод при изучении идеологии в работах ученого В. Вудта.
Возникновение в ХХ веке междисциплинарной теории коммуникации привело к образованию и формированию еще одного подхода к изучению идеологии - коммуникативного.
Таким образом, исследователи различают четыре подхода, тенденции, аспекта методологии изучения идеологии: гносеологический, социологический, психологический и коммуникативный.
В процессе изучения курса мы с вами познакомимся с основными понятиями и категориями, такими как: этнос, народ, государство, идея, ценность, цивилизация, модернизация, учение, концепция, доктрина и т.д.
Источниками курса «Основы идеологии белорусского государства» являются: нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты, постановления и т.д.); международные политико-правовые документы, подписанные белорусским государством; политические документы прошлых периодов истории; произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли, литературно- художественные произведения.
Особую значимость для анализа идеологии белорусского государства имеют новейшие исторические исследования, авторы которых не были связаны какими-либо политическими ограничениями или обязательствами. Среди таких исследований следует назвать, в частности, работы М.Ф. Пилипенко, А.Ф. Ро- гачева, Е.К. Новика и Г.С. Марцуля, Э.М. Загорульского, П.Г. Чигринова, П.И.
Бригадина, У.Ф.Ладысева, С.В. Морозовой и др. Проблему формирования белорусской государственности невозможно анализировать без учета содержания работ В.А. Круталевича, А.Ф. Вишневского, И.Я. Юхо и других авторов работ по истории государства и права Беларуси.
Среди литературы, которой должны пользоваться студенты при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства», следует назвать следующие работы: монографии Е.М. Бабосова «Основы идеологии современного государства», В.А. Мельника «Государственная идеология Республики Беларусь» (Концептуальные основы); учебные пособия: «Основы идеологии белорусского государства: история и теория» под общей редакцией С.Н. Князева, В.И. Чуева, «Основы идеологии белорусского государства» под общей редакцией проф. Г.А. Васелевича и Я.С. Яскевича, Минск, РИВШ, 2004г., «Основы идеологии белорусского государства» - курс лекций в 2-х частях под общей редакцией С.Н. Князева. Минск, 2005г.; «Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты», Минск, 2003г., РИВШ.
Таким образом, в конце лекции можно сказать, что любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности. Особенно возрастает значимость объединяющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различных взглядов, в условиях системной трансформации общества, которая осуществляется в Беларуси.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом изучения курса «Основы идеологии белорусского государства»?
2. Назовите основные методы и имена тех, кто их разработал, используемые при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства».
3. Каковы теоретические источники курса «Основы идеологии белорусского государства»?
Литература
1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. - 2003. - 29 марта. - С. 1-2.
2. Сташкевич, И. С. Формирование идеологии белорусской государственности / И. С. Сташкевич // Беларуская думка. - 2001. - № 2. - С. 136-147.
3. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государственная идеология) / В.А. Мельник // Беларуская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116.
4. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24.
5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.
6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.
7. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.
8. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с.
Лекция 2 Идеология и ее общественное предназначение
План
1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания
2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация
3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности
Основные понятия:
ЛИБЕРАЛИЗМ - (от лат. ЫЪегаНз - свободный) - идеология молодой буржуазии, боровшейся против остатков феодализма.
КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат. Сошегуо - охраняю, сохраняю) - идеология крупной земельной аристократии.
СОЦИАЛИЗМ - (от лат. ЗошаЛз - общественный, товарищеский) - идеология рабочего класса.
НАЦИОНАЛИЗМ - принцип идеологии о национальной исключительности, превосходстве одних народов над другими.
ФАШИЗМ - (от итал. Разсю - объединение, пучок) - реакционная идеология, провозгласившая идею «высшей расы», решающая внешнеполитические вопросы агрессивным методом.
ГЛОБАЛИЗМ - идеологическая доктрина всемирного масштаба.
2.1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания
Понятие «идеология» образовано из двух греческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление, т.е. учение об идее.
В Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон, однако уже до них человечество понимало роль и значение общих мыслей и духовных ценностей в жизни человека и общества. Мифы были первыми обобщениями мыслей и духовных ценностей, и это были отнюдь не сказки, т.к. люди искренне верили в них, более того, они были своего рода «руководством к действию». Так, миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвысить человека над традиционным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил.
Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (от греч. «теос» - Бог и «логос» - учение). По сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным, структурированным и исторически зрелым. Правда, многие религиозные идеи излагались в форме мифов - повествований. Например, повествование о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе; идеи о святой Земле стали мощными мобилизующими факторами паломничества в «землю обетованную» и в Палестину у христиан, в Мекку у мусульман.
Религиозно-философские идеи сформировались и в Древнем Востоке (Китай, Индия). Так, Конфуций проповедовал, что в основе общественной жизни лежит Воля Неба (культ предков), главной идеей в его учении была идея гуманности, т.е. любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальству. Чтобы эта идея воплотилась в жизнь государства, все должны неукоснительно соблюдать заранее установленные правила поведения.
Идеи конфуцианства и легизма, т.е. идеологии управления и принуждения, были нацелены на решение главной задачи - обеспечение стабильности общественной жизни.
В буддизме обращается больше внимания на практический характер идей в жизни отдельного человека, т.е. поиск собственного «я» и системы ценностных координат. Будда учил, что миром управляют страдания, избавиться от которых можно, только взяв на вооружение четыре идеи: 1)жизнь, связанная со стремлением к наслаждению, является страданием, которое проявляется в болезнях, разлуке, смерти; 2) источником страданий является сама жизнь; 3) от страданий можно избавиться; 4) избавление от страданий - это вера в Будду.
Древние европейские философы, начиная с Фалеса и заканчивая Платоном и Аристотелем, обосновали всеобщий (универсальный) характер науки, отсутствие в ней национальных, государственных границ.
По Платону, идеи являются не столько структурными элементами сознания человека и общества, сколько надындивидуальными и надгосударственны- ми, т.е. божественными моделями вещей.
Идея - это универсальный образец человеческого познания и практики, свойством идеи являются универсальность и всеобщность. Платоновское учение об идеях было частью его учения об идеальном государстве. Хотя идеи Платона пользовались уважением среди мыслителей - теоретиков, однако практики его всерьез не воспринимали.
Господствовавшие вплоть до Нового времени религиозные системы выполняли в общественном сознании функции предыдеологий. Возникновение же исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума». (Ф. Бэкон. Новый органон // Антология мировой философии: в 4-х т., Т.2, М., 1970 г. - с.196). Известный исследователь идеологий, немецкий философ и социолог К. Манхейм утверждает: «... учение Ф. Бэкона об идолах может в известной степени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии». Дальнейшее развитие и конкретизацию учение об идеях получило в трудах французских просветителей XVIII века Э. Кондильяка, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция. Они писали о чувственных и интеллектуальных, истинных и ложных идеях.
Сам термин «идеология» был впервые введен в употребление французским философом А. Дестютом де Трасси в работе «Элементы идеологии» (1804г.). Систематизируя и обобщая взгляды Бэкона, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях - идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны.
Однако, в то время политики прохладно отнеслись к учению де Трасси. Так, Наполеон утверждал (в силу того, что группа «идеологов» занимала оппозиционное положение по отношению к его режиму), что «учение идеологов - это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX - XX веков критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания.
С переходом человечества к эпохе промышленных революций и выступлением на ведущее место в обществе промышленного и торгово- промышленного капитала изменяется и идеология, которая воплощает интересы новых социальных групп. Идеологические воззрения, совершенно различные у представителей различных классов, порождали и различные, порой прямо противоположные, позиции в отношении к идеологии и ее оценкам.
Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком варианте, как искаженное, превратное сознание, извращенно оценивающее реальную действительность. В. И. Ленин считал, что идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетариата, в силу чего она носит классовый характер.
Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Пар- сонс
К. Манхейм в работе «Идеология и утопия. Диагноз нашего времени» (М., 1994г., с.85) утверждает, что «.понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что, помимо обычных источников заблуждений, существуют ложные структуры сознания. одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие».
Широкое распространение различных концепций постиндустриального общества, воплощенных в трудах Р. Арона, Д. Белла, З. Бжезинского, Д. Рисме- на, А. Турена и др., в которых резко снижается значение и влияние идеологии, приводит в 70-х годах ХХ века к появлению в США, Франции и других западных странах теорий «конца идеологий».
Д.Белл, в частности, утверждает, что «.все идеологии исчерпали себя», а З.Бжезинский подчеркивает, что в условиях бурного развития науки и наступления «технотронной эры» идеологическое всесилие сменяется «концом идеологии». (Бабосов Е.М. Идеология в современном мире. Мн., 1984г., с.64-65).
Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, ее оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т.е. к восстановлению идеологии в ее правах. Так, Д.Белл, С.Липсет, выступавшие за деидеологизацию, стали пропагандировать впоследствии необходимость «реидеологизации».
Возникает вопрос - почему же так происходит? Да просто потому, что любое общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей на определенные цели и ценности. Ф. Достоевский хорошо сказал о роли объединяющей идеи: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России.. Это самый насущный вопрос, который только есть.» (Достоевский Ф.М. Подросток. ПСС, т.13, М., 1975г., с.54).
В начале XIX века идеология стала не только формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов.
Понятие «идеология» может быть использовано в разных смыслах. Можно выделить пять определений данного понятия:
1) идеологией называют совокупность идей, выражающих интересы своего носителя (отдельные люди, социальные группы, государства);
- идеологией называют совокупность политических убеждений и установок (либерализм, консерватизм и т.д.);
- идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей, экономического развития и стагнации и т.д.);
- специальное научное изучение позволяет различать идеологию как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Маркс и Энгельс «Немецкая идеология» (1846г.) - идеология является ложным классовым сознанием, которое навязывается другим классам;
- идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности (французские философы Барт, Деррида, Фуко).
Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности идей, раскрывающих интересы своего носителя. Поэтому можно сделать вывод, что идеология - это совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.
2.2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация
Одной из важнейших разновидностей идеологии является идеология политическая. Она представляет собой совокупность взглядов и идей, в которых различные субъекты политических отношений (отдельные люди, классы, социальные слои и группы) осознают свое положение в обществе, оценивают существующую социально-политическую действительность и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.
В политической идеологии, как и в идеологии вообще, можно выделить три уровня ее проявления: высший, средний и низший. Высший называют политико-концептуальным. Его образуют научные сочинения - монографии, статьи, доклады, диссертации и т.д. В них концептуально, т.е. в виде системы взглядов, излагаются оценки существующей социально-политической действительности, формируются общие принципы политической деятельности социальных общностей, а также обосновываются их политические устремления.
На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки, сформированные на высшем уровне, преобразуются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.
Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов, прежде всего, программ политических партий, манифестов, резолюций, воззваний и т.п. В этих документах особо выделяются те или иные проблемы общественной жизни, более обстоятельно и конкретно выражаются интересы граждан, указываются пути реализации этих интересов. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды. Она
проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные и радиопередачи, в учебники, в рекламу и произведения искусства.
На низшем, или обыденно-актуализированном уровне, политическая идеология проявляет себя в различных формах политической активности людей. Данный уровень отражает степень освоения принципов и целей даной политической идеологии индивидами и социальными общностями, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики. Это иллюзорные, фантастические представления людей об окружающей их социальной действительности, а также вера в возможность того или иного лучшего будущего. Например, вера в «светлое» коммунистическое общество или, наоборот, вера либералов в то, что рынок сам отрегулирует и приведет к «прекрасному» обществу всеобщего процветания.
Мифы довольно широко культивируются в политике, зачастую они настойчиво прививаются и эксплуатируются в качестве сильного аргумента для оправдания существующей власти и проводимого политического курса («враги народа» в сталинском режиме).
Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Без политической идеологии, по существу, не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, преобразуясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление такой формы общественного устройства, которую он признает как наилучшую.
2.3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности
Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. Все эти идеологии зародились, развивались и утверждались в условиях западноевропейской цивилизации.
Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.
Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные и политические. По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным.
1 Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк, Л. Монтескье, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Миль. Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «НЪегаШз» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.
В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джеф- ферсон, - которое меньше всего управляет».
Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством. Как утверждал один из основоположников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонниками разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.
Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.
В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция.
В социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противники социального равенства.
В духовной сфере - сторонники свободы взглядов, слова, совести.
Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.
Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели.
Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возможность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших капитализм и открывших новые перспективы его развития.
Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения неолибералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была разработана новая модель государства, которое они назвали «государством всеобщего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, действуя ради общего блага.
Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демократии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет интересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понимание социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!