Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О номере информация,информация о номере. 1 страница



ОБОЗРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ, жанр, выработанный немецким драматургом и режиссером Э. Пискатором в 20-годы Иногда он приспосабливал для этой цели наиболее подходящие пьесы, иногда создавал оригинальные сценарии. О. п. строились на монтаже фотографий, кинокадров, репродукций подлинных газетных статей. Пискатор первым ввел в драматический спектакль кино, понимая этот прием «не как интересное обогащение режиссерских возможностей, а как средство сделать видимыми исторические связи драматического материала и саму пьесу включить в исторический ход». (Проекция).

ОБОЗРЕНИЕ, Сжатое сообщение о ряде объединенных общей темой явлений (напр., библиографическое О., Обозрение политическое). 2) Драматическое, обычно эстрадное, произведение из отдельных, внешне связанных номеров, преимущественно на злободневные темы (Агитбригада, Концерт / Ревю).

ОБОРУДОВАНИЕ СЦЕНЫ-КОРОБКИ, совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для осуществления сценического зрелища, составная часть техники сцены. К нему относятся система подъемов, световое оборудование. Вверху сцены-коробки, под самым потолком, находятся колосники – деревянная решетка, к к-рой на тросах крепятся штангеты – металлические трубы или деревянные брусья. На штангетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штангетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов – для облегчения подъема и опускания штангетов. При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет сцены. Здесь же монтируется барабан горизонта – катушка, на к-рую наматывается полотно сценического горизонта, декорационный подъем – устройство для подвески мягких и жестких декораций, состоящее из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом, индивидуальный подъем – устройство, позволяющее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах, кулисная машина – приспособление для перемещения жестких кулис и др. эл-тов декораций параллельно портальной стене сцены.

Для быстрой смены декораций служит также накатная площадка – платформа, перемещающаяся на катках по планшету сцены, фурки, круг, подъемно-опускные площадки. Различают следующие подъемно-опускные площадки: а) плунжеры – специальные опускные площадки, устроенные обычно в барабане круга; на них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данной постановки; б) собственно подъемно-опускная площадка – часть планшета сцены, поднимающаяся над ним на заданную высоту и опускающаяся под сцену в трюм; в) подъемно-опускной план (поплановый подъемник) – подъемно-опускная площадка, занимающая целиком один из планов сцены; г) люк-провал – небольшая часть планшета, опускающаяся под сцену и служащая для эффекта появления или исчезновения актера.

По стенам вокруг сцены расположены галереи, соединенные между собой узкими мостиками. В некоторых театрах над колосниками, под самым потолком смонтирован водяной противопожарный занавес (1)

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ, внутр. впечатление, настроение, вызванное духовным смыслом массового действия и личным соучастием в нем. Это впечатление часто ассоциируется со зримыми, ощутимо символическими образами, фокусирующими духовный смысл праздничного события (напр., песня А. Пахмутовой ассоциируется с взлетевшим в небо талисманом Мишкой во время прощания с Олимпиадой-80 в Москве). (Л. И. Футлик).

ОБРАЗ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ, Документальный образ.

ОБРАЗ ОБЩЕНИЯ, внутр. впечатление от способа, манеры, атмосферы игрового общения участников праздника, театрализованного представления. О. о. возникает между исполнителем и зрителем, между ведущим и реальными героями, между самими участниками праздничной игры. Образное общение является основным художественным материалом создания образа праздничного жизненного события. (Л. И. Футлик) (Образ события).

ОБРАЗ ПЛАСТИЧЕСКИЙ, Пластический образ.

ОБРАЗ СЛОВЕСНЫЙ, Словесный образ.

ОБРАЗ СОБЫТИЯ, отображение духовного содержания жизненных явлений выразительными средствами театрализации, эмоционально-образное восприятие участниками жизненного смысла праздничного события и своего соучастия в нем.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Художественный образ.

ОБРАЗ, 1) (филос.) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании чел-ка. О. на чувственной ступени познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления – понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения О. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. 2) Вид, облик (создать что-л. по своему образу и подобию). 2) Живое, наглядное представление о ком- о чем-н. (светлые образы будущего). 4) В художественном произведении: тип, характер. (О. скупца – Плюшкин в «Мертвых душах» Гоголя). 5) Порядок, направление чего-н., способ (О. мыслей, О. действий). (Художественный О., Документальный О., Маска-О., О. общения, Пластический О., Словесный О., О. события, Лента образов, Образное решение, Образность, Образный ход, Образный прием).

ОБРАЗ-МАСКА, Маска- образ.

ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ, совокупность выразительных средств, к-рыми режиссер раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль. (Л. И. Футлик).

ОБРАЗНОСТЬ, изобразительность, яркость, наделенность образами. Поиск О. не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика О. состоит в том, что он определяется конкретным событием, с к-рым связана, уходит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.

Различают символическую О., историческую О. и персонифицированную О.

Символическая О. – совокупность художественных образов символического значения. Она используется: 1) для выражения идеи художественно-массового мероприятия, 2) как принцип построения художественно-массового мероприятия (найдя образ, адекватный идее, режиссер получает логику построения всего представления, т. н. сценарно-режиссерский ход), 3) как движущая сила сюжета художественно-массового мероприятия (символ становится сюжетным стержнем всего представления), 4) для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала. Символическая О. предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.

Историческая О., живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие зрителю аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.

Персонифицированная О. дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, к-рым придается хар-р одушевленных персонажей в театрализованном действе. (Художественный О., Документальный О., Пластический О., Словесный О., О. события, Образное решение, Образность, Образный ход, Образный прием).

ОБРАЗНЫЙ ПРИЕМ, ассоциативное, условно-игровое выражение смысла массового действа, театрализованного представления, его сквозного действия и монтажного построения. (Л. И. Футлик)

ОБРАЗНЫЙ ХОД, зримое выражение сюжетного хода и сквозного действия театрализованного представления, массового действа, дающий возможность взаимосвязать все его эпизоды и создать неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, действий. (Л. И. Футлик)

ОБРАЗНЫЙ, изобразительный, яркий, живой, содержащий образы.

ОБРАЗОВ ЛЕНТА, Лента образов.

ОБРЯД, совокупность установленных обычаем действий, в к-рых воплощаются какие-н. религиозные представления или бытовые традиции. (Свадебный О., О. посвящения в студенты). Компонентами народных обрядовых празднеств являются песни, танцы, игры, присловья, поговорки, пословицы, заговоры, инструментальная музыка, вобравшие в себя бесценное творчество народа за многие века. (Обычай, Ритуал, Ряженье, Церемония).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРЕДЛАГАЕМЫЕ, Предлагаемые обстоятельства.

ОБЩЕНИЕ МАССОВОЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ, Массовое театрализованное общение.

ОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, Художественное общение.

ОБЩЕНИЕ ИГРОВОЕ, Игровое общение.

ОБЩЕНИЕ, 1) соприкосновение чел-ка через его органы чувств со всем, что его окружает, включая неодушевленные предметы. 2) (Психол.) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие объектов, вызванное потребностями совместной деят-ти и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно смысловым образованиям партнера. О. – одна из основных психологических категорий. Чел-к становится личностью в результате взаимодействия и общения с др. людьми. В самом общем виде О. выступает как форма жизнедеятельности. Потребность в О. является одной из фундаментальных потребностей чел-ка. Социальная значимость О., его нравственные и эстетические параметры обусловлены степенью развитости духовных потребностей и идеальных стремлений индивидов. 3) (В театре) взаимодействие исполнителей между собой и со зрителем. Этапы сценического О.: а) исследование места действия; б) выбор объекта; в) исследование объекта, в результате чего актер обращает на себя внимание партнера; г) пристройка к партнеру (выбор вариантов поведения); д) передача своих видений и прием видений партнера (прием – передача). О. всегда строится на конфликте, на борьбе. 3) (В театрализованном представлении) взаимодействие людей художественными средствами. Это также обмен информацией и социально-психологические контакты, процесс установления и обновления уз преемственности и творчества. В отличие от театрального спектакля главное условие массового театрализованного действа – прямое О. со зрителями и превращение их в соучастники игры. (Игровое О., Конфликт, Межличностное взаимодействие, Образ О., Отношение, Потребность, Художественное О.).

ОБЩЕНИЯ ОБРАЗ, Образ общения.

ОБЩИЙ ПЛАН, Дальний план.

ОБЪЕКТ, (позднелат. objectum – предмет, < лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю), 1) философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая независимо от чел-ка и его сознания, являющаяся предметом познания, практического воздействия субъекта в формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества. 2) Предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-л. деят-ти (напр., места праздничного действия). 3) Предмет, явление, на к-рый направлена какая-л. деят-ть (напр., О. внимания).

ОБЫЧАЙ, общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (старый О., городской О.). Составная часть обряда.

ОГОНЬ, одно из самых сильных нетрадиционных выразительных средств массового театрализованного представления. Костры, символические факелы, пылающие буквы, эффекты пиротехники – наиболее распространенные приемы-3 использования живого О. в театрализованных представлениях и праздниках.

ОДЕЖДА СЦЕНЫ, мягкие (бескаркасные) декорации. К О. с. относятся арлекин-3, кулисы, падуги, занавесы, раздержки, задники, панорамы, горизонты, половики, витражи, экраны и т. д. О. с.: рассчитывается так, чтобы ни при каких условиях ни с одного места зрительного зала не было видно ничего лишнего. Кроме этого, О. с. должна служить декоративным фоном, на к-ром с добавлением некоторых деталей, можно играть целые пьесы, представления.

О. с. подразделяют на дежурную, концертную и светопоглощающую.

К дежурной О. с. относятся кулисы поплановые, падуги поплановые, поплановый задник, горизонт. Дежурную О. с. используют в различных вариантах – и как одежду для репетиции, и как часть или полностью для оформления спектакля, и для оформления концертов и торжественных заседаний. Дежурную одежду изготавливают из прочной ткани приглушенных тонов, хорошо согласующихся с декорациями.

К концертной О. с. относят комплекты, состоящие из поплановых падуг и кулис, фонового задника, а также из нескольких кулис белого и красного цвета, что позволяет разнообразить оформление и сделать его торжественным. Цвет концертного оформления может быть светлее, чем дежурного, но не слишком ярким.

Светопоглощающий комплект О. с. состоит из поплановых падуг и кулис, задника фонового и боковиков. Его изготавливают из черного полубархата, бархата или темной ткани, имеющей направленный ворс.

Чтобы О. с. смотрелась «богаче», ее эл-ты драпируют в складку. (Техника сцены).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, троп, своеобразная разновидность метафоры; такое изображение неодушевленных предметов, растений, животных, явлений природы и отвлеченных понятий, при к-ром они говорят, думают и чувствуют как люди. Прием О. – характерное выразительное средство в массовых представлениях, сказочных и фантастических действиях, пластических картинах. (Ассоциация, Гипербола, Иносказание, Метафора, Персонификация, Символ).

ОПЕРА, (ит. opera, от лат. opera – произведение, сочинение), музыкально-драма­тическое произведение, содержание к-рого воплощается в сценических музыкально-драматических образах и выражается с помощью инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки. В театрализованных представлениях и праздниках используется музыка, сцены и арии из О. в исполнении профессиональных артистов.

ОПРАВДАНИЕ, установление в сценическом произведении причинно-следствен­ных связей между действиями героев и предлагаемыми обстоятельствами.

ОРАТОРИЯ, (ит. oratorio, от лат. oro – говорю, молю), крупное музыкальное произведение для певцов, солистов, хора и оркестра, написанное на драматический сюжет-3 и в отличие от оперы предназначенный для концертного исполнения. О. родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим хар-ром и ясным сюжетом. Сложилась к концу 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские О.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ПРАЗДНИКА, объединение людей, совместно реализующих программу по подготовке и проведению художественных акций в группы с конкретными задачами. При подготовке и проведении массового праздника, можно выделить в три подразделения: оргкомитет, постановочная группа и технические исполнители.

Оргкомитет создается представителями власти (на уровне государства, области, города, села, конкретного предприятия) для проведения, как правило, крупномасштабных акций (фестивалей, Олимпийских игр, юбилеев районов, предприятий и т. п.). В его состав входят: председатель и его заместитель, лица, ответственные за рекламу, за организацию зрителя, за работу с гостями, за работу со спонсорами, за работу транспорта, организацию питания и торговли, за безопасность и т. п.

Постановочная группа обеспечивает художественно-творческую сторону праздника, театрализованного представления. Она формируется из художественных руководителей, чьи коллективы заняты в нескольких эпизодах представления. В ее состав входит главный режиссер с режиссерской группой (по количеству эпизодов представления), главный художник, главный балетмейстер, музыкальный руководитель, главный дирижер, главный хормейстер, режиссер по спорту, режиссер по пантомиме, режиссер по звуку, режиссер по кино, сценарист, ассистенты и помощники режиссера, директор, заведующий постановочной частью. Каждый член постановочной группы формирует свою бригаду для выполнения поставленных перед ним задач: режиссер – группу помощников режиссера, директор – административную группу и т. п.

Технические исполнители, группа людей, выполняющая утилитарно-техничес­кие задания членов оргкомитета или постановочной группы. К ним можно отнести: секретаря-машинистку; художника выполняющего мелкие работы по заданию начальника штаба (оформление папок документации, режима работы штаба, написание небольших объявлений и т. д.); курьера, к-рый по заданию начальника штаба разносит документы по инстанциям, рабочих сцены, радистов, электриков и т. п.) и т. д.

Штаб, (нем. Stab), определенное место, являющееся центром управления праздником. Он непосредственно осуществляет оперативную организационную работу в период подготовки и проведения: обеспечение участников реквизитом, костюма ми, конструкциями, а также организацию репетиций, перевозку участников к месту проведения праздника и проч. Штаб снабжается средствами связи (рации), списком необходимых телефонов, организуется дежурство врача. Работа штаба протекает под руководством его начальника в непременном взаимодействии с членами оргкомитета и постановочной группой.

Состав каждого из подразделений зависит от конкретных условий и объема работы, поэтому он может быть расширен, или, наоборот, сужен. Все подразделения работают в тесном контакте.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ, нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей среде и в организме чел-ка. Принято различать пять внеш. чувствительных систем – зрение, слух, обаяние, вкус, кожную чувствительность. Фактически есть значительно большее их число: так, только воздействие на кожу вызывает ощущения давления, боли, холода, тепла и пр. О. ч. состоят из рецепторов, нервных проводников и центров. Этим основным чувствительным системам соответствуют выразительные средства видов искусств. В массовом театрализованном действии, к-рое представляет собой синтез различных художественных и жизненных действий происходит часто одновременное художественное воздействие на различные органы чувства – музыка сочетается с живым действием, танец (движение) рисует картины, дегустация включается в игровое действие и т. п.

ОРГКОМИТЕТ, Организационные структуры праздника / Оргкомитет.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЖАНР, ряд необычных, достаточно редко встречающихся цирковых жанров (мнемотехника, вентрология, звукоподражание и др.), а также некоторые популярные цирковые жанры, исполняемые в цирке и на эстраде: пантомима, акробатический номер, воздушный полет, лассо, хула-хуп, диаболо, танцжонглер с тарелочками, роликобежцы, йога, хлысты, эквилибристика, партерные акробаты, клоунада, иллюзионный аттракцион и т.д.

Специфика режиссуры О. ж. существенно отличается от смежных профессий на эстраде. Сценарий номера создается чаще всего в процессе его постановки, в самый момент работы с исполнителем. «Текст» номера О. ж. «пишется» на языке трюков. Толчком к рождению замысла – как его литературной канвы, так и режиссерского решения, – часто бывают творческие и технические возможности конкретного исполнителя. Т. о., режиссер О. ж. является одновременно и автором номера, и отдельных «трюков», и тренером. Он должен уметь мыслить образами эксцентрики. Он должен не столько виртуозно владеть трюками, сколько уметь понять их логику, механизмы управления ими. В номерах О. ж. внимание режиссера должно быть сосредоточено на соотношении трюка и образа, создаваемого артистом.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ, (< лат. originalis – первоначальный, первичный), 1) подлинный, неподдельный. 2) Вполне самостоятельный, чуждый подражательности. 3) Своеобразный, странный. 4) Эстетические объект и субъект, отличающиеся самобытностью, неповторимостью, проявляющейся в богатстве и своеобразии содержания и формы произведения искусства, в глубине и нестандартности эстетического восприятия мира, в оценке и критической интерпретации явлений искусства. (О. жанр).

ОРКЕСТР, (< гр. orchëstra – площадка перед сценой в гр. театре), коллектив музыкантов, ансамбль-4 (обычно 12 чел. и более), играющих на различных музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение, написанное для данного инструментального состава, а также совокупность самих музыкальных инструментов, на к-рых играют участники коллектива. По коллективу исполнителей выделяются струнный, духовой и др.; по жанровому признаку – эстрадный, джазовый, военный. О. народных инструментов (однородный, напр., бандуристов, и смешанный). 2) Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты (оркестровая яма). (Музыка, музыкальный руководитель).

ОРФОГРАФИЯ МИЗАНСЦЕН, координация движения и слова на сцене. Виды взаимодействия движения и слова и правила их использования:

1) Движение на тексте партнера. На чужом тексте выгоднее актеру двигаться только тогда, когда хочется, чтобы текст первого воспринимался через движение второго, причем первый актер должен сознательно переводить внимание зрителя с себя на двигающегося, чтобы это внимание не раздваивалось между двумя объектами.

2) Движение на собственном тексте предполагает не столько двигаться на слове, сколько говорить на движении, потому что движение нельзя положить на канву слова, слово будет забито.

3) На стыке статики и движения. При переходе от статики к движению сначала движение делается постоянной величиной, а уж потом включается слово. Нельзя, остановившись, пытаться продолжать в том же ритме свою речь. Здесь делается небольшая пауза для физической перестройки до продолжения речи. (Законы сценические).

4) Реакции на событи е. Виды реакции при восприятии значительного факта: отказ, устремление, торможение (Биомеханика). Чтобы у реакции исполнителя на какой-л. факт была пластическая перспектива, лучше, чтобы в момент восприятия важного события воспринимающий был не в стационарной, а в незаконченной позе, из к-рой возможен более неожиданный и богатый пластический выход. (Геометрия мизансцены, Мизансцены монолога, Мизансцены толпы, Полуспинная мизансцена, спинная мизансцена, Пунктуация, Мизансценическая рифма).

ОСВЕЩЕНИЕ МЕСТНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОЕ, Естественное освещение местности.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ, Свобода мышц.

ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ, Событийный ряд.

ОТКАЗ, вид ответного действия актера на воздействие партнера; принцип, открытый немецким педагогом Ф. Лангом в 18 в., расширенный В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном, Л. Варпаховским, Ю. Мочаловым. О. строится на защитной реакции организма при восприятии всякой неожиданности. Наиболее распространены следующие отказные реакции: 1) при восприятии опасности: человеческое сознание не может сразу взвесить всю степень внезапно возникшей опасности, заключенной в самом факте информации, и – как результат – чел-к невольно отступает от объекта раздражения, срабатывает охранительно-защитная реакция подсознания; 2) ответ на импульс воздействия, когда актер вместо ответа делает движение от партнера, говоря ему пластическое «нет"; 3) замах перед ударом (как психологическим, так и физическим); это явление тоже коренится в природе чел-ка, прежде чем выдать заряд энергии, организм соизмеряет свои силы («Сейчас как дам!. «– замах внутренний. «И-и-и – раз!» – «за такт» – замах физический). (Биомеханика, Мизансцена, Торможение, Устремление)

ОТКРЫТОСТЬ, 1) искренний, откровенный, выражающая прямоту и искренность. 2) Прямая связь (общение, непосредственный контакт) артиста со зрителем. Открытость эстрадного искусства – это открытость всего: искусства актера (создание образа открытым приемом, на глазах зрителей), принципов внеш. оформления, способов общения с публикой (обязательный учет реакции аудитории и, соответственно, большую, чем в театре, импровизационность). Для массового театрализованного действа характерен прием открытой режиссуры, когда исполнители и реальные участники становятся со-творцами самого процесса художественного действия. (Закрытый монтаж, Открытый монтаж).

ОТКРЫТЫЙ МОНТАЖ, один из видов технического монтажа, применяемый в театрализованных представлениях на стадионе с круговым расположением зрителей. О. м. характеризуется тем, что переход от одной части представления к другой, от эпизода к эпизоду выполняется открыто, на глазах у зрителя. Монтажное перестроение в этом случае должно быть оригинальным и смотреться как самостоятельно организованное действие. (Закрытый монтаж).

ОТНОШЕНИЕ, 1) взаимное общение, связь между кем-н., образующаяся из общения на какой-л. почве (производственные О. людей, дружеское О.) 2) Момент взаимосвязи всех явлений, категория в различных общественных науках – философии, социологии, экономике, психологии; различают общественные О., производственные О., нравственные О. и т. д. 3) (Психол.) субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия чел-ка со средой (физической и социальной). Особый тип О. составляют взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе совместной деятельности. О. можно квалифицировать соответственно сфере рассмотрения. Различают: а) на уровне социальных общностей О. – классовые, национальные, групповые семейные; б) на уровне занятых в той или иной деятельностью групп – О. производственные, учебные, театральные; в) на уровне взаимосвязи людей в группах – О. межличностные; г) О. внутриличностные – напр., эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр. 4) (В театре) О. являются жизненной основой действия. О значении О. Станиславский писал следующее: «Нередко сама фабула и ее факты не представляют значения. Они не могут создать ведущей линии спектакля, за которой с замиранием следит зритель. В таких пьесах не сами факты, а О. к ним действующих лиц становится главным центром, сущностью, за которой с биением сердца следит зритель. В таких пьесах факты нужны, поскольку они дают повод и место наполнения их внутренним содержанием». О., кроме того, это еще восприятие и взаимодействие актера с предметом таким образом, как если бы это был др. предмет (напр., отнестись к куску газеты как к письму или к коробку спичек – как к лягушке и т. п.). 5) (В массовом действе) О. являются жизненной основой театрализации, являются оценкой предлагаемых обстоятельств праздничного действия. Выражение художественным способом своего О. к жизненным проблемам, к праздничному событию является главной духовной задачей праздничного действия. В разработке сценария и режиссуре театрализованной акции следует точно определять, какой тип О. отражается в данном эпизоде, в празднике в целом и выбирать соответствующие данному типу О. выразительные средства.

ОТЧУЖДЕНИЕ, Очуждение.

ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО, Декоративное искусство.

ОЦЕНКА ФАКТА, (в театре) в данную минуту действия выраженное отношение (эмоциональная реакция) актера (персонажа) к тому, что происходит на сцене, что является объектом внимания актера, при этом заранее известный факт актер воспринимает как неизвестный. Оценить факты и события пьесы, по Станиславскому, значит, найти ключ для разгадки многих тайн «жизни человеческого духа» роли, найти в них скрытый внутр. смысл, степень их значения и воздействия, познать ту внутреннюю схему, к-рая определяет взаимоотношения людей. Этапы актерского выстраивания О. ф.: 1) смена объектов внимания; 2) собирание признаков (от низшего к высшему), т. е. добывание, разыскивание, соединение, сопоставление примет, знаков, по к-рым можно узнать, определить какой-л. предмет, явление, действие, событие, поступок героев номера, сцены, спектакля; О. ф. – это зримое собирание признаков. 3) в момент установления высшего признака рождается новое отношение и новая цель; 4) новая цель рождает новый ритм, начинается новое действие, идет переход в следующее событие. Основное место О. ф. – на стыке умирания прежнего события и развития нового. О. ф. может быть ожидаемой и неожиданной, мгновенной или более длительной. Если действие и/или отношение не изменяется, значит, О. ф. не произошло. Именно в оценках, т. е. в мотивировках цели, кроется идейное содержание сценического искусства.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...