Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Речи Елиуя. 32:1 — 33:33 Первая речь Елиуя: « все это делает Бог с человеком, чтобы отвести



32:1 — 33:33 Первая речь Елиуя: «…все это делает Бог… с человеком, чтобы отвести

душу его от могилы»

34:1–37 Вторая речь Елиуя: «Не может быть у Бога неправда» 35:1–16 Третья речь Елиуя: «Взгляни на небо и смотри»

36:1 — 37:24 Четвертая речь Елиуя, в которой воздается хвала могуществу и мудро- сти Бога

Говорит Бог

38:1 — 39:32 Первая речь Господа: «Где ты был, когда Я полагал основания зе- мли?»

39:33—35 Первый ответ Иова: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?» 40:1–41:26 Вторая речь Господа: «Взирай на могущество творения Моего!» 42:1–6 Второй ответ Иова: «…раскаиваюсь в прахе и пепле»

Эпилог

42:7–9 Оправдание перед друзьями


42:10–17 Публичное оправдание

Комментарий

Пролог

В этом прологе, написанном в прозе, есть пять мастерски разработанных сцен: первая, третья и пятая (1:1—5,13—22; 2:7—13) происходят на земле; вторая и четвертая (1:6—12; 2:1—6) — на небесах. Иов и другие персонажи на земле понятия не имеют о том, что совершается на небесном уровне; только нам, читателям, открыта тайна про- исхождения страданий Иова.

1:1—5 Сцена 1: Иов–праведник

Иов не израильтянин, он один из «сынов Востока», то есть земли к востоку от Иор- дана (земля Уц — это Едом). Тем не менее он поклоняется истинному Богу, хотя и на- зывает его Элохим (Бог), а не Яхве — Его личным именем. Иов — человек

«непорочный»; это значит, что его можно считать безупречным, но никак не абсо- лютно безгрешным. Как следствие его праведности — у него идеальная семья: цифры семь и три, составляя вместе десять, символизировали завершенность (те же символи- ческие числа обнаруживаются при подсчете его имущества). В патриархальном мире ослицы, дававшие ценное молоко, а также их ослята, ценились более, чем ослы. Но с сыновьями и дочерьми все обстояло как раз наоборот. Каждый из сыновей Иова имел свой собственный дом: богатство отца позволяло им вести почти царскую жизнь. Ко- гда они собирались на празднование своих дней рождений, Иов заботился о том, что- бы никакой грех не прокрался в эти собрания. Как глава семьи, Иов исполнял обязан- ности священника, принося жертвы на тот случай, если его дети ненароком сказали или сделали что–нибудь греховное. Вся сцена дышит домашним покоем и гармонией, однако эта картина безмерного богатства, безмерного спокойствия и безмерной до- бросовестности уже таит в себе смутный признак какой–то надвигающейся силы, ко- торая вскоре разрушит всю эту идиллию.

1:6—12 Сцена 2: небесное собрание

По контрасту с этим невинным семейным собранием, на небесах в это время про- исходит другое, гораздо более важное по своему значению собрание сынов Божьих. Это приближенные к Богу, ангелы (ср. также: Ис. 6:1; Иер. 23:18,22), и среди них — са- тана. Это, конечно, не сам дьявол, но один из Божьих слуг (слово это означает

«противник»). Сатана, разумеется, противник Иова, но в этой сцене он не враг Бога, поскольку все, что он делает, одобряется Богом, и он не может ничего предпринять без Божьего позволения. Его обычная функция — быть глазами и ушами Бога на зе- мле.

Иов — тот человек, которого Бог одобряет. В Ветхом Завете очень немногие люди удостоены чести называться Его рабами (напр.: 2 Цар. 7:5; Ис. 49:6). Сатана не сомне- вается в непорочности Иова, но подозревает, что истинный корень его праведности — в желании быть отмеченным и вознагражденным за нее.

1:13—22 Сцена 3: первое испытание

В этой центральной сцене к Иову приходят четыре человека, сообщающие ему о четырех постигших его несчастьях. Беды (две имели природное происхождение, а две пришли от рук людей) окружили его со всех сторон: савеяне (15) ополчились на юге (Шева); халдеи (17) — с севера; молнию (огонь Божий с неба; 16) принес с запада шторм, разразившийся над Средиземным морем; большой ветер (19) пришел со сто-


роны пустыни, что на востоке. Иов подавлен этими страшными известиями, он не мо- жет опомниться от одного, как уже приходит другое.

Но Иов никого не винит: ни естественные катастрофы, ни своих врагов (Господь взял); он не забывает Божьих благословений (Господь дал), и не закрывает глаза на реальность (взял), но возносит хвалу Богу за все (21). Уверенность Бога в верности Ио- ва полностью подтвердилась.

Под чревом матери своей, куда он вернется после смерти, Иов, видимо, подразу- мевает свою мать–землю, из которой были сотворены все человеческие существа.

2:1—6 Сцена 4: вновь небесное собрание

Бог, характеризуя Иова, говорит, что он доселе тверд в своей непорочности, то есть его жизнь по–прежнему праведна. Теперь сатана признает способность Иова вы- держать любые внешние испытания, но утверждает, что праведник останется верным Богу лишь до тех пор, пока его самого не коснется тяжелая физическая немощь. Вы- ражение кожа за кожу (4) может означать, что Иов спас свою собственную кожу тем, что со смирением принял смерть своих детей; но скорее здесь имеется в виду другое: если Бог поразит самого Иова, тот восстанет против Бога и проклянет Его.

2:7—13 Сцена 5: второе испытание

Повествование быстро приближается к своей кульминации. Сцена 4, заканчиваясь словами и отошел сатана от лица Господня, переходит в сцену 5, которая открыва- ется сообщением о том, как поразил Иова сатана. При этом отсутствует временной интервал между дозволением Господа поразить Иова и реальным осуществлением.

Иов выходит за городскую черту и садится в пепел, чтобы исполнить ритуал скор- би и плача. Его переполняет чувство одиночества, он отделяет себя от общества и уподобляет себя мусору. Он сидит там, пораженный проказою лютою (7), и кусочка- ми черепицы скоблит себя, чтобы хоть как–то облегчить свои мучения. Раны, покры- вающие его тело, происходят от какой–то страшной кожной болезни (ср.: 7:5; 30:30), скорее всего, слоновости или проказы. У Иова было множество и других симптомов заболевания, к примеру, потеря веса (19:20), лихорадка (30:30), его преследовали кошмары (7:14) и бессонница (7:4), но вполне возможно, что все это были психосома- тические последствия его депрессивного состояния, а не кожной болезни. Болезнь его описывается также и метафорическим языком, когда он жалуется на то, что кости его

«ноют» (30:17) или «обгорели» (30:30). Жена Иова, вероятно, чувствовала себя более всех пострадавшей из–за своего мужа, поскольку в результате его богобоязненности она лишилась десятерых детей, общественного положения и средств к существова- нию. И после этого она должна была оставаться преданной мужу. Неизвестно, по ка- кой причине — от ненависти ли к Богу, сотворившему такое с Иовом, или из желания покончить поскорее с обрушившимся на них горем и унижением — она призывает му- жа похулить Бога (9), чтобы призвать на себя смерть. Иов не комментирует ее пред- ложение совершить богохульство, но укоряет ее за то, что она говорит как глупая женщина (см.: NIV). (В русском переводе: «как одна из безумных». — Прим. пер.) Он, вероятно, имеет в виду женщин низкого происхождения, неспособных рассмотреть истину за происходящими событиями. Иов — аристократ, хотя и лишенный теперь всего своего богатства, поэтому он не может понять весь ужас пребывания в постоян- ной нищете (ср.: 30:2—8). Иов отвечает своей жене, что Бог волен посылать и доброе, и злое, так же, как и давать, и отнимать (ср.: 1:21). Это не фаталистская обреченность и покорность воле неведомого Бога, в этих словах звучит доверие к Богу, Который


знает, что делает. Слова автора во всем этом не согрешил Иов устами своими не означают, что Иов согрешил в мыслях; они означают, что Иов опроверг утверждение сатаны, что, будучи поражен физически, он непременно согрешит своими устами против Бога.

Иов был очень известным человеком (1:3), он имел друзей в разных странах, иден- тифицировать которые с точностью сейчас не представляется возможным. Друзья прибыли. Нет сомнений в искренности их намерений по отношению к Иову, однако странно, что, увидев его в страдании, они не могут дать ему утешения. Они ни слова не говорят ему, но ведут себя так, будто он уже умер. Они уверены, что выражают свое участие (наше молчаливое присутствие рядом с тем, кто страдает, может быть весьма полезным), но их молчаливая скорбь в течение семи дней и семи ночей (13) неизбеж- но порождает отчуждение. Как выясняется из их последующих речей, они не могут поверить, что страдание Иова ни в какой мере не заслужено им. Очень часть люди не- правильно понимают учение о том, что в основе всякого страдания лежит человече- ская греховность.

Диалог





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...