Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение летописи на Руси. Гипотезы



Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.
Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую ", он обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно " Повесть временных лет ", занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал ~ вширь ~, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер работал ~ вглубь ~, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер представляли себе " Повесть временных лет ", как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать ворпос о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно " Повести временных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях " Повести ". Результаты его исследований изложены в работах " Разыскания о древнейших русских летописных сводах " (1908 год.) и " Повесть временных лет " (1916 год.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой " Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что " Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси " были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073 г. первый Киево-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.. «Повесть временных лет» — состав, история создания, значение как исторического источника.
Начальный этап древнерусской истории имеет очень скупой свод источников. Надпись гарауща – древнейший источник (первая половина 10 века). После принятия христианства происходит распространение письменности, культуры, с 11 в. кол-во письменных источников увеличивается. Появляются литературные источники, сначала переводные, а затем и оригинальные. Складывается светская литература. Но междоусобицы, набеги различные оставили довольно мало источников: «Мы имеем лишь остатки древней истории». На Руси, по подсчётам некоторых историков, в 11-13 вв. имело хождение около 30 тысяч книг, до нас лишь дошло лишь 300 книг (1%).
Из древнерусской литературы для нас большое значение представляют летописи – исторические повествования, расположенные по годам. Эти записи дискретны, отрывочны. Появляется термин летописец – это человек, ведущий летопись, а с др. стороны это небольшой свод. Все летописи писались от руки. Летописец мог выступать и как переписчик, мог выступать и как компилятор – обобщал несколько трудов, мог выступать как автор, а также в качестве редактора. Таким образом, его роль многогранна. До нас дошло 1,5 тысячи списков летописных сводов. Древнейший список – летописец патриарха Никифора, дошёл до нас в «Новгородской кормчей книге». «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ). Издаваться начался ещё с середины 19 века.
Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до нас, стала «Повесть временных лет» («Повесть прошедших лет»).
Списки – это тексты, с небольшими грамматическими разночтениями.
Извод – это тексты, отличающиеся др. от др. нецеленаправленной обработкой.
Редакция – это целенаправленно переработанные тексты.
"Повесть временных лет" охватывает события от сотворения мира и до 20-х гг. 12 в. Ею начинались многие летописные своды. Автором её считают монаха Киево-Печерского монастыря - Нестора. До нас сохранились две редакции «Повести» - Лаврентьевская и Ипатьевская.
Лаврентьевская редакция – представлена несколькими списками. Собственно лаврентьевским, кенигсбергским. Своим название обязана монах Лаврентию, переписавшем «Повесть» в 1377 году по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича. Автором редакции называют игумена Выду.. монастыря Сильвестра в 1116 году.
Ипатьевская редакция дошла до нас в пергаментом списке первой половины 15 века. Название по Ипатьевскому монастырю. Автор редакции не известен. Считают, что этот автор создал её в 1118 году.
В основе этих двух редакций лежит оригинал-картограф, написанный непосредственно самим Нестором. Картограф написал в 1113 г. сам Нестор. Изучением «Повести» учёные занимаются более 200 лет. В середине 18 в. – Татищев, Шахматов, Шлёцер, затем Лихачёв, Тихомиров, Черепнин, из последних работ – Кузьмин.
«Повесть временных лет» не является самой древней летописью. Считали, что существовал начальный свод 1093 г., киево-печерский свод 1073 г., новгородский свод – 1050 года и ещё древнее. 1037 год – самая древняя летопись. 996 годов – другие историки, третьи – с 1040 года.
Т.е. на Руси летописание начинается на рубеже 10-11 веков. А «Повесть» обобщила все эти летописи. Она была создана по определённому плану, содержала в себе большое кол-во источников.
Источники «Повести временных лет».
Раннее летописание конца 10-начала 11вв., переводная литература (летописец патриарх Никифоров). 852 г. – опорная дата, поход Руси на Константинополь. В основе также лежат договоры Руси с Константинополем (7в).

«Повести» характерен провентационализм, всё совершается по воле Бога. Летописец стоял на позиции правящего слоя, опирался на ветвь Рюриковичей. В центре внимания летописца жизнь князя, церковных иерархов. О жизни простых людей пишется очень мало. Ипатьевская летопись продолжает летопись до 1253 г. За 300 добавочных лет лишь 7 раз упоминаются смерды. Помимо этого, в летописи видны остатки языческих воззрений.

Суть метода – восхождение от реальных сводов, недошедших до нас летописных сводах. Понимание эсхатологических подходов, создание летописи как книг жизни, предназначенных для времени страшного суда, прослеживается в работе Данилевского («Герменевтические основы изучения летописных сводов» -2004).

9.ЛЕТОПИСИ НОВГОРОДСКИЕ— (см. также Летописи)круглетописных памятников, объединяемых по месту их создания в Великом Новгороде. Древнейшим памятником новгородского летописания является так называемая Новгородская первая летопись (далее—Н I), известная в двух редакциях—старшей (Н I ст.) и младшей (Н I мл.). Старшая редакция представлена Синодальным списком XIII—XIV вв. (это древнейшая дошедшая до нас рукопись с летописным текстом), а младшая сохранилась в списках начиная с сер. XV в. Синодальный список, состоящий из двух разновременных частей — конца XIII в. и 2-й четв. XIV в.,—дефектен: в нем утрачено начало; повествование охватывает период с 1016 до 1333 г. (приписки, сделанные разными почерками, доводят изложение до 1352 г.).

Текст Н I мл. близок к Н I ст., но продолжает его до 30—40-х гг. XV в. В Н I мл. отразился так называемый Начальный свод конца XI в., предшествовавший созданию Повести временных лет. Очевидно, он же находился и в утраченной части Н I ст. Вопрос о времени его включения остается пока спорным. Характерными чертами Н I являются подчеркнуто местный, новгородский круг интересов летописцев, безыскусственность стиля, демократичность языка, отразившего ряд диалектизмов.

Следующий этап новгородского летописания отразился в так называемой Новгородской Карамзинской Летописи, обрывающейся на 1428 г. Эта летопись, состоящая из двух подборок известий, сохранилась в единственном списке конца XV в. и остается до сих пор неизданной. Значение этого памятника определяется тем, что здесь впервые новгородский летописец проявляет заметный интерес к событиям не только местным, но и общерусским. В завершенном виде эта тенденция реализуется в Новгородской IV летописи (далее — Н IV; называется условно четвертой согласно тому порядку, в котором публиковались новгородские летописи при первом издании 1841 г.). Составитель Н IV — очевидно, летописец архиепископа Евфимия II (1429—1458) — использовал Новгородскую Карамзинскую летопись, корректируя ее по Н I и дополняя другими статьями. Н IV известна в двух редакциях — старшей и младшей, текст которых сходен до 1428 г. Некоторые списки Н IV продолжают изложение событий до последних лет Новгородской республики (1478 г.). Особая редакция Н IV— Новгородская V летопись — была доведена до 1446 г. В ней заметно стремление вновь вернуться к традиционной линии новгородского летописания с преимущественным интересом к местным событиям.

Падение Новгородской республики прервало на время летописание, возобновленное лишь в XVI в. В 1539 г. в Новгороде был составлен, по-видимому, по повелению архиепископа (впоследствии митрополита всея Руси) Макария летописный свод, основанный на Н IV и продолжающий ее оригинальными известиями. Этот памятник называют Новгородской летописью Дубровского (или Н IV по списку Дубровского). Еще одна Н. л. XVI в.—Новгородская II (далее—Н II), доведенная до 1572 г. включительно,—является по сути незавершенной заготовкой, в которой собраны выписки из различных летописей без соблюдения хронологического порядка. Особенно интересны в этом памятнике известия 1568—1572 гг., содержащие ценные сведения по истории опричнины в Новгороде. В конце XVI— нач. XVII в. была составлена Новгородская Уваровская летопись, вторая часть которой (начиная с 1500 г.) основана на несохранившихся новгородских источниках. После создания этого памятника составление летописных сводов в Новгороде надолго прекратилось, очевидно, в связи с общим упадком культурной жизни города после польско-шведской интервенции. Возобновление новгородского летописания в 70—80-х гг. связано, вероятно, с деятельностью патриарха Иоакима, которому принадлежала инициатива создания Новгородской III летописи (далее—Н III). К первоначальному виду Н III восходит Новгородская Забелинская летопись, доведенная до 1679 г., к которой, в свою очередь, восходит Новгородская Погодинская летопись, созданная в 80—90-х гг. XVII в. Особенность Н. л. посл. четв. XVII в.— появление в них систематических ссылок на источники и даже элементов критики источников, знаменующих начало нового отношения создателей летописи к своим произведениям.

А. Г. Бобров

ЛЕТОПИСИ ПСКОВСКИЕ. Дошедшие до нас во многих списках XV—XVII вв. Л. П. содержат богатый материал по истории Псковской земли, Новгорода, Прибалтики, Москвы. Летописное дело в Пскове зарождается в XIII в., в XIV в. оно принимает регулярный характер, что связано с экономическим подъемом и ростом города, борьбой за политическую независимость от Новгорода. Центром летописного дела в XIV—XV вв. был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности посадники. Псковская летопись XIV в. носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в летописных записях этого периода занимают рассказы о войнах с Ливонским Орденом и Литвой, описание “розратий” с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях и т. д. Сообщения об общерусских событиях в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. В XV в. тематика летописных статей расширяется, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову,— борьба в Орде, удельные смуты, события в Литве и Новгороде. К концу XIV— 1-й пол. XV в. можно отнести составление одного из первых псковских летописных сводов, его следы обнаруживаются в общерусском летописании: псковский свод (его состав не изучен) был одним из источников общерусского свода 40-х гг. XV в., протографа Софийской I и Новгородской IV летописей (см. Летописи). Во 2-й пол. XV в. выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям,—Псковские I, II и III летописи.

Псковская I летопись на протяжении XV—XVII вв. дает несколько редакций — своды 1469 г. (Тихановский список), 1481 г. (Архивский I список), 1547 г. (списки Погодинский и Оболенского). Псковская I летопись по Тихановскому списку открывается Повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, после чего начинается изложение общерусской и псковской истории; заканчивается свод рассказом о событиях 1464—1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию. Составитель свода 1481 г. дополнил свод 1469 г. описанием событий 70—80-х гг., особое внимание уделяя борьбе с Новгородом в 1478 г. и отношениям Пскова с великим князем московским. В своде 1547 г. до 1446 г. текст идентичен Новгородской V летописи, а начиная с 1447 г. следует текст, близкий Архивскому I списку. Составление свода 1547 г. ученые (А. А. Шахматов, А. Н. Насонов, Н. Н. Масленникова) связывают с псковским Елеазаровым монастырем и именем старца Филофея. Как и в посланиях Филофея, в своде 1547 г. сочетаются почтительное уважение к великому князю московскому и безусловное приятие его власти с обличением московских наместников и тех порядков, которые они установили в Пскове. Особенно отчетливо эти настроения проявляются в описании событий 1510 г. (Повесть о псковском взятии).

10 Летописание Москвы. В 16 и 17 вв. летописание находилось в ведении посольского приказа. Формируются система летописания, цензуирование. В середине 17 в. в Российском государстве существовал записной приказ, задачами которого было ведение летописями. В 16 в. создаются такие своды, как «Воскресенский летописец», «Никоновская летопись». Создаётся многотомный лицевой свод, состоящий из 10 томов. Там было 16 тыс. миниатюр. Летописание активно ведётся весь 16 в. Опричнина Ивана Грозного влияла на это.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 3079 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...