Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теорией игр называют теорию математических моделей принятия оптимальных решений в условиях соперников. Игровая ситуация естественно получается из модели исследования операции в предположении, что неконтролируемые факторы связаны с действиями других активных участников операции.
В теории игр важное значение имеют смешанные стратегии. Введение смешанных стратегий означает разрешение применения вероятностного распределения в множестве стратегий.
Поскольку множества стратегий игроков Х и Y дискретны и конечны все вероятностные распределений на этих множествах просто конечным набором вероятностей. Если обозначить множество смешанных стратегий первого игрока S1 а второго – S2 :
, 1.1
, 1.2
и определение игры со смешанными стратегиями будет-.
Г=S1,S2,W(P,Q)},PÎS1, QÎS2 , 1.3
где функция выигрыша первого игрока в смешанных стратегиях имеет смысл математического ожидания
w(p,q)= 1.4
Чистые стратегии являются подмножествами множеств смешанных стратегий, т.е. вершинами симплексов и . Выбору i - той чистой стратегии первого игрока соответствует вектор Р с компонентами рi = 1,рk = 0 при k¹0 вектору j- той чистой стратегии второго игрока соответствует вектор Q с компонентами qj = 1,ql = 0 при l¹0.
Нижней ценой матричной игры в смешанных стратегиях называется величина
1.5
Верхней ценой матричной игры в смешанных стратегиях будет величина
1.6
Для модели игры в смешанных стратегиях (1.27) справедлива основная теорема матричных игр фон Неймана.
Любая матричная игра имеет цену в смешанных стратегиях, а игроки имеют оптимальные смешанные стратегии Р0 и Q0, т.е.
1.7
Доказательство теоремы следует из того, что выпуклая функция имеет седловую точку на компонентах S1 и S2. Очевидно, что функция W(P,Q) линейна по Р и Q и, следовательно, выпукло - вогнута.
Решить матричную игру - это означает найти все оптимальные стратегии и цену игры.
Большинство методов решения матричных игр используют свойства оптимальных стратегий, которые и будут рассмотрены в данном разделе. Как следует из определения стратегии и цены игры, как наилучшего гарантирования результата
2.1
Из (2.1) и определения функции выигрыша W(P1,Q) (1.28) сразу следует два данных свойства матричной игры:
а) если к элементам платежной матрицы А прибавить одно и тоже число d (обозначим новую матрицу А'), то игры
Г={S1,S2,A} 2.2
и
Г={S1,S2, } 2.3
будут иметь одни и те же оптимальные стратегии, но цена игры Г' изменится на d;
б) если все элементы платежной матрицы умножить на одно и тоже
число g >0, то игры {S1,S2,A} и {s1,s2,a'} имеют одни и те же оптимальные стратегии, но цена игры изменится в g раз.
Эти свойства можно использовать для облегчения ручных вычислений, придания большей наглядности математической постановке задачи или для использования методов, требующих знакопостоянства элементов платежной матрицы и функции выигрыша.
Для формулировки других свойств оптимальных стратегий введем некоторые обозначения: если игроки используют чистые стратегии (i-ю первый игрок, j -ю второй) то значение функции выигрыша будем записывать так W(i,Q), W(P,j), W(i,j)
Непосредственно из (2.1) вытекает, что
W(i,Q0)£C£W(P0,j) 2.4
Вообще, для решения матричных игр можно рекомендовать такую последовательность действий:
1) Проверить, нет ли седловой точки. Если она есть, то сразу определяется цена и частные, и, возможно, общее решение.
2) Понизить насколько возможно порядок игры.
3) Если получилась игра (2х2), (nx2), (2xm), то решить игру графически.
4) Решить игру, используя свойства оптимальных стратегий, теорему Шепли-Сноу или сведя ее к задаче линейного программирования.
5) Для нахождения частного приближенного решения можно использовать метод Брауна.
Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 338 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!