Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство как социальный институт. Проблема легитимации власти



Политическая деятельность возникла с разделением общества на классы и породила такой социальный институт, как государство — воплощение политической власти.

Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства: оциологический и марксистский.

Социологическая концепция опред-ия понятия гос-ва выделяют 3 его признака: 1.совокупность людей – народ; 2. господ-ую над ними власть; 3.территорию как предел действия этой власти. Эти признаки, образуют понятие о государстве - как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.

Марксистская концепция расс-ет государство как историческое явление. Предпосылки возник-ния гос-ва можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управ-ские ф-ции. Эта власть основывалась на обычиях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.

Признаки гос-ва: а). наличие особого слоя людей, занятых управлением т.е. аппарата чиновников; б). публичная власть т.е. органы политического принуждения (армия, разведка, милиция, суд, тюрьмы); в). территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.

Крупнейший соц.-полит. институт — институт государства. Функции государства являются организация и управление жизнью общества. Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.). Однако современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти государственные институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность. Форма государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии. По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую). Универсальной структурой государственной власти является: = законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т.д.), =исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т.д.), =судебные органы, =армия и органы госбезопасности, =государственная система информации и т.д.

Но в разных обществах существуют различные избирательные системы, различна роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.

Исторически предшествующие принципы легитимации (традиционная или религиозная санкция, неприкрытое насилие и т.д.) вынуждены были сдать свои позиции.

Легит-ть – полодительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться.

Легит-ть власти характериз-ся как правомерная и справедливая.

Легит-ть связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общ-ва в области основн. полит. цен-тей.

3 типа легит-ти по Веберу: 1.традицион. Обретается за счет обычаев, привычек повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность существующих порядков. Характерна для монархии, схожа с отношениями в патриархальной семье. Отличается прочностью, поэтому для сохранения демократии полезно сохранение наследственного монарха. 2.харизматич.Основана на вере в исключительность, харизму руков-ля, которого иногда обожествляют, создают культ его личности. Часто она наблюдается во время революционных перемен, когда новая власть не может для своего признания населением опереться на традиции. Базир-ся на вере и на эмоциональн., личностн. отношении вождя и массы. 3.демократическ. (рационально-правовая). Рациональный интерес побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам. Подчиняются не лич-тям, лидерам, а законам, в рамках которых действуют лич-ти. Характерна для демократических гос-в. Это в основном структурная (институциональн.) легит-ть, которая основана на доверии граждан к устройству гос-ва, а не персональная легит-ть.

Сущ-ет также идеологическая легит-ть. Ее суть – оправдание власти с помощью идеологии массового сознания. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации, класса, ее право управлять. Здесь по тому, к кому апеллирует идеология и какие использует идеи, легит-ть делится на классовую и националистическую. Идеологическая легит-ть основана на внедрении в сознание людей идеологии с помощью убеждения и внушения.

Т.о. лег-ция явл-ся важным механизмом, обеспечивающим устойч-ть, стабильность и эффективность работы полит. институтов и сис-мы полит. власти. Ее основа – способность чел-ка превращать внешн. нормы в свои установки и убеждения.

.


26.Место эмпирических исследований в социологии. Понятие социального факта. Эмпирическое знание как совокупность социальных фактов. Соотношение теоретического и эмпирического в конкретных социологических исследованиях. Соотношение понятий «методология», «методика», «техника» и «процедура» в социологическом исследовании.

Эмпирическая социология рассм-ся как подразд соц-ии по сбору и анализу эмпирич данных.

Эмпирические исследования – система логически последовательных теор, метод-их, аналитич, орг-но-технич. процедур, направл-х на достижение цели (получ. достовер. данных об интересующем соц. объекте/явлении). Эмпирич исследов направлено на подтв частн теорий и на приращение научного знания в рамках этой отраслевой теории на основе научного метода сбора и а-за данных. Эмпирич. соц. лежит в фундаменте социологич. знания и заним. разраб., изучением, описанием сов-ти методических и технич. приемов, предназнач. для сбора, обраб-ки первичной соц. инф-ии и анализа. Прежде чем тереотиз-ть необходимо собрать сов-ть соц. фактов, кот. должны стать основой для социолог. осмысления. Соц-ия заявл. себя как эмпирч. наука. Появл. в 20-30г. 20 в. В США, затем в др. странах(Лазерфельд, Геллап, Чикагская школа). Теория – основание отбора соц. фактов и соц. факты оказ. Влияние на теорию. Эмпирич. материал содержит 2 стороны:1)теоретич. компонент2)эмпирич. сторона. Функцию методологич. инструмента для анализа эмпирич. фактов выступают гипотезы. Методологич. роль гипотезы – отобразить круг фактов, кот. нужны для решения поставл. проблемы. Так же гипотезы фиксируют направление, в кот. эти факты м.б. организовать наилучшим образом. [теория => гипотезы=> эмпирич данные => обобщения]

Соц. факт необходимо рассматривать, как вещь: основн хар-ки массового сознания, поведения.

-он внешний по отношению к индивиду;

-он может быть объектом, т.к. материален, строго наблюдаем, безличен;

-устанавливаемые между 2-мя или множеством соц. фактов отношения причинности помогают формулировать законы функционирования о-ва.

С.ф. порожден специфической деятельностью людей.

С.ф. – особ. реальность, кот. существует объективно, независимо от индивида, оказ. на него принудительное воздействие, регулирует поведение.

- морфолог. соц. факт (составляет материальную основу о-ва): плотность населения, пути сообщения, характер поселения.

- духовный соц. факт (коллекивн. представления, религия, нравственные ценности).

Глубокое изучение зкономерностей невозможно б/опоры на а-з конкр-х фактов,в кот эти законом-ти проявл-ся.

Изуч. влияние на людей, можно устанавл. устойчив. причинно-следств. связи в о-ве по аналогии с естеств. науками.

Соотношение понятий:

-Методологией называют систему принципов научного исследования, особая область социол познания. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. Совокупность технических приемов, связанных с данным м-дом, порядок их применеия и взаимосвязь в конкреном исследовании.

Уровни методологического познанания:

1)Всеобщая методология. Близка философии. Общий подход познания. Формулируются общие принципы, кот. осознанно или неосознанно применяются в исследовании. Философские концепции.

2)Общенаучная методология. Совокупность методологич. принципов общих для различных областей знания. Анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, идеализация.

3)Частнонаучная (специальная). Совокупность методологич. принципов, применяемых в данной области знаний.

- метод -способ сбора, обработки и анализа данных;

- техника -совокупность спец. приемов для эффет. использования метода;

- методика -совокупность технических приемов, связанных с данным методом, порядок их применения и взаимосвязь с конкр. исследованием;

- процедура -последовательность всех операций, действий и способы организации исследования.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 1498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...