Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие общественного мнения (ОМ), его структура. Опыт социологического изучения общественного мнения



Любое социологическое исследование – это изучение ОМ. Общественное мнение - 1) ОМ – это мнение небольшой части людей. 2) это иллюзия создаваемая СМИ, спец. группой людей, (рекламщики). 3) это некая иллюзорная конструкция, кот. на самом деле нет. Сущ-ет 2 подхода: 1. количественный подход: чтобы знать мнение группы не надо узнаыать мнение всей группы, а взять только часть группы. 2. качественный: либо надо опрашивать всех, либо надо признавать рез-ты опросов двусмысленными. 2 подхода: 1. ОМ-это конструкция; 2. ОМ – важная составляющая мониторинга общ-ва. Стр-ра ОМ: 1).Теория стереотипов Липмана: («Общественное мнение») человек отделен от мира псевдоредой, кот. состоит из стереотипов, упращеных моделей. Когда мы реконструируем события мы обязатеьно вынуждены вносить в эту конструкцию некий пордок. Основываясь на мнении других людей и на собственном воображении. Наше мнение зависит от нас самих, практически все вносят непротиворечивость в крнструкции, говоря на языке нашей культуры, а не индивидуальной культуры. Мы отталкиваемся от культурных стереотипов. Стереотипы (pattern) – стандартные варианты интерпритации. Культ. стереотипы – устойчиво закреплены в культ простр-ве, с опред. логикой сущ-ния. Они экономичны, они позволяют пользоваться уже готовым, они задают нам комфортное сущ-ние. Есть люди, кот. заним. формированием орг-ции стереотипов, задают стандарты. Чел отталкиваясь от стереотипов задает правила и действия (кодексы) и подстраивает этот окружающий мир под эти кодексы. (.) Липмана: ОМ всегда стереотипизирована и есть люди кот. занимаются наработкой стереотипов. 2). Комплекс ОМ (Левада): события кот. происходт порождают ОМ, по поводу этих событий. Сущ-ет некая формула, кот соедин. 3 части: *синтактика (стр-ра); *семантика; *прагматика (последствия). Эти элементы связаны и сочетаются образуя Комплекс ОМ. КОМ – это образование в кот. ряд стереотипных формул или стр-ра, устойчиво связана с опедел. типом их значений и определенным способом их использует. Левада выд. 4 осн. комплекса: 1. к. преобщения (обеспечивает опред. уровень социализации индивида, на освоение неких правил игры, определние своего места). 2. к. зависимости (опред. отнош-я госп-во/подчин., опред. места чала в вертикальной иерархии стр-ре общ-ва). 3. к. ожидания (вырожение установки чела по отнош-ю к собственному будущему). 4. к.сравнения (опрделение отношений с другими; выбор в системе координат свои/чужие). 3). Социальные мифы – структурная ед-ца ОМ. СМ включают в себя набор фобий, стереотипов, комплексов. Совок-сть СМ задает ОМ. С т.зр. Элиаде – миф играет большую роль в передаче ОМ из поколения в поколение, организ. основы общесвенного сознания. Соц. мифы – искаженное представление о действительности, кот. сознат. внедряется в ОМ с целью формирования нужных соц-х реакций. Здесь акцент на ф-цию манипулирования мифа. Миф делят на традиционный (продукт иск-ва) и социальный (продукт пол-ки). Соц. миф: *аморфен (воздействует на людей постоянно, но по разному); *конкретен (работает на определ. образы). Классификация СМ: 1. внутренние и внешнии; 2. глобальные и региональные; 3. сословные, возрастные, половые, этнические. 4. явные и латентные. Ф-ции: *стабилизирующая; *объединяющая; *изолирующая; *абсорбирующая.

Опыт изуч-ния ОМ: Принято считать, что сущ-ет некая концепция, кот. представляет 2 подхода: 1. подход Демокрита (мнение это нечто противоп. истине. А истине противоп. ложь. Мнение как заблуждение. Мнение как поле манипуляции или негативное явл-е.). 2. подход Платона (мнение это нечто среднее м/у верой и знанием. Вера это безооговорочное принятие картины мира, а знание требует доказ-в, логики, объяснения. М/у верой и знанием находится мнение (doxa). Мнение это явление присущее общ-ву). Эти 2 модели дадут модели изуч. ОМ. в 17-18 вв. Занимались ОМ: Локк и Гоббс, Вольтер, Руссо (занимались правами общ-ва, праами чела, воросы о мнении общ-ва). Появление термина относят к 18 в: эти подходы закрепились в науке, и счит., что начин. проводить исследования ОМ. Формирование ОМ как дисц. относят к 20 в. В 20 в. появл. 1-я монография (1901, Тард «ОМ и толпа»), происходит институц-ция ОМ и появл-е исследовательских центров, введение дисциплины в ВУЗы. К 20-м годам появл. книги Липмана «ОМ», Тенниса «Критика ОМ».

В США: Институци-ция связана с Гэллапом, Роупером. А также с Стауфером (1949 «Америк. солдат»). Институт IMKA руководители Уилсон, Хэйман.

В России: До 60-х годов вопрос о необходимости изуч-я ОМ не сущ-ла. Родонач. принято считать Институт ОМ, руководителем был Грушин, он просуществовал с 60-66 гг. Его книга «Мнение о мире или мир мнений». В рамках этого института работл отдел ОМ, на базе этого отдела был создан ЦИОМ. В 87 гг, при госкомтруде появл. служба ВЦИОМ, рук-ль Заславская, Грушин, Левада. Со временем, параллельно ВЦИОМ появл. сеть исследовательских орг-ций: ФОМ (Ослон), Рамир-Мониторинг (Милехин, Башкирова), VOX POPULI (Грушин)


Социологические концепции развития общества (О). Модернизация общества. Особенности российской модернизации. Социологические концепции развития общества. Модернизация общества. Особенности российской модернизации.

О. - имеет различные понятия, можно выделить неск. основн. типов понимания. 1). Механистич. поним-ие (население, люди живущие в данном конкретном общ-ве); 2). С точки зр. биологии – О. как организм; 3). О – как машина, агрегат, все части соединены др. с др. и задача осущ. ф-ций саморазвития и самоорг-ции (с т. зр. Декарта); 4). О – как соц.система (самоорганиз. система в простр-ве и времени, саморазвивю, адаптир.,интегрир., поддержание образца). 5). О – как символич. Универсум – сис-ма культуры (фантастич. инструкти-зм). Миллс: конфигурация системы соц институтов,кот сущ для удовл челов потребностей.

Общ-во – это конструир. раельность, открытая сис-ма, это большая группа людей с разными статусами.

Общ-ва различ м/у собой: *образом жизни; * хар-ся един-во территории и соц. взаимодействием.

Типы О: 1. традицион. (аграрное); 2. индустриальное / модерн.; 3. постиндустриальное / постмодерн.

Осн. элемент О. – соц.группа. Цель – поддерж. равновесия.

Социологические концепции развития общества: => Циклическая (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Соркин) – развитие в виде цикла в котором есть этапы зарождение, развитие и умирание, движение общ-ва в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами возрождения и упадка; => Эволюционная – развитие об-ва от простого к сложному; => Бифуркационная – люб. система наход. в сост. равновся и неравновесия. Сущ-ет тенденция к хаосу и в тоже время к упорядоченности. Нельзя угадать где будет точка биффурк.(изменения). Либо внутренние, либо внешние факторы могут изменить равновесие; => Многовариативная – все возможно и развитие и закат, все эти элементы присутсвуют, чел. очень знач. фактор.

Модернизация общества: - это точка перехода от традиционного о-ва к современному. Теория М-ции возникла в 50-60е годы 20 в. после войны. Прбл. эволюц. подхода к развитию общ-ва была всегда, все народы жтвут по соц. законам, они едины для всегоь челов-ва, но проявляют себя по разному. Это закон неравномерности развития. Для отсталых стран образцом явл. более развитые страны. Здесь выд. 2 типа общ-ва: традиционное хар-но: локальные общности, с/х эк-ка, ср-во производства земля, тип энергии затрачиваемой это ест. энергия самого чела, осн. регулятор жизни традиция (религиозные ценности), система линой зависимости, темпы развития медленные и модернизованное хар-но:изобретение машины, появление новых технологий, что привело к созданию городов, разрыв чела с предметом труда, осн. регулятор – ценности светские, появл. светское гос-во, появл. гражданин.

Теория догоняющей цивилизации – т-рии 1-ой и 2-ой волны. 1-ая волна – причина внутри себя, детермин. внутр-их потребностей, связыв с ПетромI (Англия, Нидерл, Фр.); 2-ая волна – догоняющая (Германия, Россия); 3-я волна – после 2-ой миров.войны.

Также сущ-ет Т-рия 3-го поколения (1 пок – воюет; 2 пок – помнит; 3 пок – забывает и снова воюет)

II. Вторая модерн-ия начинается с внешнего стимула, импульс из вне, ответ на вызов внешней среде, возник. процесс 2-ой модерн-ции.

Тоффлер выд. з основн. волны развития чел-ва: 1) номотетическая (изменения, кот. связаны с появл. железных орудий, появл. ч/с) 2) переход от ест-природн. мат-лов, совпад. с промышл. революц. 3). начин-в 70-80-е гг., появл. новых информац. технологий, новых видов энергии и новых форм соц. жизни.

Хар-ки мод-ции – 1).переход от традиц. к соврем., мненяется произ-во, чела вытесняют машины, возник. новые технологии; 2).главная задача мод-ции изменить матер-техн. базу; 3).меняется соц. стр-ра, наряду с массами есть социокульт. гр.,появляется интеллегенция; 4).урбанизация – вызванная ростом пр-ва пост. городов, рост населения; 5).полит.мод-ция – различные форм деморатии, связанно с эмансипацией, право становит. основн. ругулятором. Призвано стабилизировать тот этап, котрый развился (3 этапа: Годунов, Грозный, Петр I); 6).культурн. изменения – меняются образцы поведения, правила, идеология.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...