Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема лекции 12 – Проблемы использования памятников архитектуры



Причисляемые к памятникам архитектуры здания возводились для определенных целей, определявшихся историческими, экономическими и социальными условиями, в которых эти здания возникли. Непрерывно меняющаяся жизнь общества, изменения его социальной структу­ры, повышение культурного уровня населения, а также развитие техники приводили к тому, что даже в зданиях, сохранивших свое первоначальное назначение, вносились изменения. В тради­ционных жилых домах появились водопровод и канализация, изменялась планировка, дома де­лились на несколько домовладений, в дворовых структурах появлялись новые строения, обвет­шавшие постройки часто разбирались, плоские кровли покрывались шифером или черепицей. Часто старые постройки приобретали другие функции, открытые летние помещения остеклялись. В мечетях, в период совет­ской государственности, устраивались склады, спортивные залы, производственные цеха, а некоторые полностью разбирались и на их месте появлялись новые постройки. Разбирались на кирпичи и другие постройки общественного и учебного назначения. Новые потребности, возникшие под влиянием указанных выше причин, вызывали и появ­ление новых, неизвестных более раннему времени зданий. Но нередко для этих потребностей использовались существовавшие здания, полностью утратившие свое первоначальное назначе­ние. Художественная ценность многих таких зданий и вложенные в них большие труд, средства и творческие усилия делают понятным всегдашнее стремление приспособить эти постройки для нового назначения в неизменном виде или с переделками. Наконец, изменения художествен­ных взглядов общества, отражавшие перемены его социальной структуры и мировоззрения, часто приводили к переделкам внешнего и внутреннего облика зданий. В первые го­ды советской государственности, многие мечети превращались в красные чайханы, клубы, чи­тальни, библиотеки и другие общественные здания.

Памятники архитектуры после Октябрьской революции утратили своё первоначальное назначение, дворцы, усадьбы богатых домовладельцев, ряд мечетей, медресе и др. Встал вопрос о правильном использовании таких зданий и часть их была превра­щена в музеи, где главными экспонатами являются сами здания с их внутренним убранством и обстановкой. Здания-музеи используются одновременно и для показа в них собраний про­изведений декоративно-прикладного искусства. Музейное использование памятников архитектуры это наилучшая форма их сохранения. С одной стороны, позволяет посещать их большому числу людей и служить целям образования и воспитания, что не только не угрожает художественному облику памятников, но и требует его тщательного сохранения и реставрации.

Не все памятники архитектуры могут использоваться как музеи, иногда их новое на­значение отличается от первоначального. Главное заключается в пра­вильном выборе такого нового назначения для определенного древнего здания, которое в наи­большей степени соответствовало бы всем его особенностям, размерам, планировке, компози­ции внутреннего пространства, освещенности помещений дневным светом, не причиняло бы никакого ущерба его интерьерам и внешнему виду.

При использовании памятников архитектуры для новых целей могут быть два случая, ко­гда сохранился и подлежит сохранению только внешний вид зданий и когда помимо него со­хранились и интерьеры. Наиболее трудное решение задачи во втором случае, так как здесь не только невозможна даже минимальная внутренняя перепланировка зданий, но и новая мебель и экспонаты должны соответствовать интерьерам и составлять с ними одно художественное це­лое, не мешая их обозрению и не снижая их художественной выразительности.

Если интерьеры зданий лишены художественной ценности, то возможно разделение их внутренними новыми перекрытиями и перегородками. Необходимо только помнить, что памятник архитектуры сохраняется навеки, а его использование может изменяться и новые перегородки и перекрытия нужно делать так, чтобы они не затрагивали основных конструкций памятника и могли быть легко удалены при изменении его назначения.

Реставрация памятника архитектуры, вызываемая желанием повысить его художественную выразительность, сниженную позднейшими искажениями, должна сочетаться с решением о его будущем практическом использовании. Нельзя оставлять такие здания неиспользуемыми для современных нужд, так как это использование обеспечивает им дальнейшее существование и сохранение. Отсутствие использования и вытекающее отсюда безнадзорное состояние памятников архитектуры, губило бы их не меньше, чем неправильное использование под склады или производственные помещения, что часто было связано с возведением пристроек, пробивкой новых и расширением старых проемов, нарушением основных конструкций, раз­рушением строительных материалов, избытком влаги и вредными выделениями.

Есть и такие памятники архитектуры, которые не находят никакого применения в совре­менной жизни, — древние крепостные стены и валы, гробницы, а также древние здания, нахо­дящиеся в состоянии руин. Они могут быть объектом осмотра, вызывать у зрителей эстетиче­ские эмоции, украшать города и ландшафты. Древние памятники, восстановленные крепостные стены, украшают исторически города Средней Азии, так как являются прекрасным фоном для центральных площадей исторических горо­дов. Они могут использоваться в качестве естественных декораций для исторических кинофильмов и таких же те­атральных постановок под открытым небом

Правила использования памятников архитектуры для но­вых потребностей. Согласно этим правилам, не древнее здание должно переделываться для его нового назначения, а новое назначение необходимо выбирать, с учетом особенностей такого здания, это рас­пространяется и на архитектурные ансамбли, обладающие архитектурной целостностью, ули­цы, площади, городские районы и целые города-заповедники. При этом задача сохранения ар­хитектурного ансамбля, как и в случаях с отдельными памятниками архитектуры, облегчается выбором нового использования, родственного по своему характеру первоначальному.

Жилые районы старинных городов, сохраняющие свой историко-художественный облик, могут подобно отдельным жилым домам, использоваться в соответствии с их первоначальным назначением либо возможно использование их изменив функцию. Важно только, чтобы необходимые для современного жилья водопровод, канализация, газ, электричество и телефон не искажали ни внешнего вида зданий, ни обладающих художественной ценностью интерьеров (если такие сохранились). Новые дымовые и вытяжные трубы, столбы уличного освещения и воздушная проводка не должны здесь применяться, а обслуживающие население помещения таких районов, административные и торговые помещения, могут находиться в нижних этажах домов. Если район, обладающий художественной ценностью, не входит в состав охранной зо­ны или зоны регулирования застройки, то в нём целесообразно возводить новые, нужные для нор­мальной жизни района здания административного, торгового, школьного, больничного, зре­лищного назначения, но они должны строиться по индивидуальным проектам, разработанным в полном соответствии с их непосредственным окружением и с общим обликом района.

Основные транспортные магистрали, в том числе и транзит­ные, должны обходить эти районы города, иметь остановки на их внешних границах, последнее требуется для удобной связи населения таких районов с мес­тами работы, все сказанное выше о районах городов, обладающих художественной целостностью, отно­сится и к городам-заповедникам, в которых особую важность приобретает проблема занятости их населения

При решении этой проблемы нужно помнить о необходимо­сти обслуживания памятников архитектуры и музеев, а также туристического потока. Текущий ремонт и реставрация памятников архитектуры (к каким относится город в целом) и музейных объектов, показ их туристам, организация экскурсий, лекций, концертов, обслуживание турист­ских гостиниц, мотелей, столовых потребуют привлечения значительного числа людей. Появится градообразующая отрасль деятельности и градообразующая группа населения, занятая работой по сохранению памятников и показу их туристам. Как свидетельствует опыт Запада, эта группа по численности может превосходить любую другую градообразующую группу, занятую в какой-либо отрасли промышленности. Туризм может быть для города, богатого памятниками архитектуры, наиболее рентабельным видом «промышленности».

Показ древней архитектуры, раскрытие ее национальных и местных особенностей вызы­вают интерес и к другим сторонам культуры и жизни народов. Поэтому большие экономиче­ские возможности открывает возрождение старых ремесел и прикладного искусства. В таких городах, планируя их хозяйственное развитие, следует предусматривать рост не только новой промышленности, но и местных видов производства, керамики, изготовления ковров, художественной обработки металлов или резьбы по дереву, кости, камню и т.п.

Основная литература: 1 [68-72]; 2 [62-63].

Контрольные вопросы:

1. Что такое приспособление памятников?

2. Какие функции наиболее предпочтительны для дальнейшей жизни памятников.

3. Какие изменения в планировке памятников возможны при проекте приспособления, какие нет.

4. Возможна ли пристройка при приспособлении памятников, и как их лучше осуществлять.

5. Какие инженерные вопросы решают при приспособлении памятника.

Тема лекции 13 – Памятник архитектуры и его историко-культурное окружение. Художественные достоинства отдельных зданий, групп зданий и целых городов - главная причина их сохранения и отнесения к памятникам архитектуры. Вопрос о сохранении памятников археологии или истории, не представляющих собой од­новременно памятники архитектуры, решается обычно в плане их физического сохранения, спасения от разрушения, сохранение памятников архитектуры означает, кроме того, сохранение их способности вызывать у зрителя определенные эстетические эмоции, что, в свою очередь, выдвигает перед архитекторами и градостроителями новые задачи.

Первая, это задача повышения художественной выразительности памятников архитек­туры, путем возвращения им их былой красоты, разборки поздних переделок, изменивших облик памятника архитектуры до неузнаваемо­сти. Архитекторы-реставраторы в настоящее время не считают, что реставрация памятника ар­хитектуры должна во всех случаях возвращать ему первоначальный облик. Нередко они сохра­няют некоторые из позднейших добавлений благодаря художественной ценности последних или ограничиваются фрагментарной реставрацией. При этом, решая вопрос о характере и объе­ме реставрации памятника архитектуры, следует учитывать и соответствие его первоначального и измененного облика сложившемуся вокруг него архитектурному окружению.

Вторая задача, выдвигаемая в целях сохранения эстетического и градостроительного значения памятников архитектуры, состоит в создании должной взаимосвязи между такими па­мятниками и их архитектурным и природным окружением. В отличие от других памятников культуры прошлого, которые можно видеть на стенах залов или в витринах музеев независимо от их окружения, памятники архитектуры смотрятся только вместе с последним. Они - своего рода музейные экспонаты, хранящиеся под открытым небом, составной элемент современных, развивающихся городов, придающий им неповторимый индивидуальный облик. В свою оче­редь, окружение памятников архитектуры может усиливать или ослаблять производимое ими впечатление.

Некоторые практические приемы при исследованиях и составлении проектов реставрации. Определение зоны влияния памятника.

Проверка взаимосвязей памятника с ближай­шим окружением обычно производится при помощи фотопанорам, снятых с разных точек, заранее опре­деленных общей планировкой. Если памятник под­вергается серьезной реконструкции или воссозда­нию, то его облик, предусмотренный проектом ре­ставрации, графически вырисовывается в эти перспективы. Выполняются и фотопанорамы видов антуража. Эти материалы достаточно убедительны и наглядны, хотя фотографии дают утрированное представление о глубинных соотношениях объемов в пространстве.

Если памятник играет роль высотной доминан­ты, организующей ландшафты большой террито­рии, задача сводится к определению зоны его фак­тического влияния путем круговой съемки с пре­дельных расстояний его просмотра. Но в данном случае фотоперспектив совершенно недостаточно, и они дают далеко не полную картину действитель­ной роли силуэта доминанты в структуре города. Лучше всего прибегать к векторному методу выяв­ления зоны влияния, который дает исчерпывающий ответ на вопрос о соподчиненной памятнику тер­ритории и характере ее застройки.

При осуществлении такого рода исследования самая высокая точка памятника принимается за вер­шину, все наиболее удаленные точки его просмотра отмечаются на плане. Соединяя их с вершиной, получаем конус неправильных очертаний. Делая разрезы силуэта застройки в пределах этого конуса, определяем максимально допустимые высоты для вновь возводимых зданий в зоне влияния памятника иногда и необходимость понижения уже существующих, мешающих его зрительному восприятию. Разрезы делаются, как правило, с вертикальным масштабом, большим, чем горизонтальный, и в таком количестве, чтобы получить полную картину зоны влияния. Этот метод должен стать обязательным при решении вопросов определения высотности вновь возводимых сооружений в исто­рически сложившихся городах. Причем здесь надо учитывать не только зону влияния данного памят­ника, но и взаимное пересечения зон других вертикальных доминант, что позволяет определять ха­рактер предельной высотности строительства для целых районов или даже для всего исторического ядра старого города.

Для городов и архитектурных ансамблей, расположенных на берегу водоемов и рек, обязательно исполняются фотопанорамы с воды с разных рас­стояний и точек или с другого берега, которые должны определить пределы зрительного восприятия силуэта памятника и его роль в общей картине застройки побережья.

Очень хорошие результаты выявления роли па­мятника в ансамбле с его окружением дают съемки двигающейся кинокамерой, что позволяет просле­дить постепенное и последовательное раскрытие видов на объект, уловить наиболее эффектные и важ­ные точки просмотра.

Отбор и выпечатывание в виде отдельных фотографий наиболее интересных кадров дают допол­нительные материалы для обоснования принимае­мых проектных решений по организации окружа­ющей объект среды.

Развертки видов набережных и улиц; в панора­мы которых включены памятники архитектуры, должны исполняться в цвете, что позволяет дать рекомендации по окраске отдельных зданий и опре­делить колористическое решение в целом, опираясь на стилистические особенности и исторически сложившиеся традиции. Для анализа архитектурного и колористического решения улицы нагляднее всего делать развертки обеих ее сторон на одном план­шете

Города и ансамбли, а также отдельные памят­ники, расположенные в низинах с холмистым окру­жением, требуют аэрофотосъемки, а иногда и выпо­лнения аксонометрических изображений.

Границы зон влияния памятников определяют увязку и контактирование в деятельности реставраторов и градостроителей. Конечные результаты исследований и принятые на их основе рекомендации с окружающей памятник среде должны стать обязательной составной частью перспективного плана развития города и определять судьбы за­стройки в районах, сопряженных с памятниками архитектуры. На основе проведенных исследований разрабатывается статус охранных зон и зон регули­рования застройки.

Метод аналогий. Простейший случай воспроизведения утрачен­ных элементов архитектуры или ее отделки — по сохранившимся на данном памятнике повторяю­щимся образцам. Здесь необходим только выбор конкретного аналога, его консервации и расчистки, восполнение мелких утрат и, наконец, использова­ние в качестве модели для повторов. При кажущейся на первый взгляд безобидности широкое бесконт­рольное применение аналогий для повторов по ним при реставрационных ремонтах приводит к посте­пенной утрате и подмене подлинных деталей отдел­ки и профилировки, искажению их первоначальных форм до неузнаваемости. Поэтому выбор основного эталона, забота о его сохранении, вопрос о замене материалов для вновь воспроизводимых деталей на более прочные и долговечные, определение допусти­мых границ применения повторов на данном памят­нике должны быть строжайшим образом зафикси­рованы на схемах общих видов объекта и обоснова­ны в пояснительной записке.

Гораздо более сложен подбор аналогий для вос­создания или реконструкции. Очень редко удается найти аналоги, которые могут быть использованы без каких-либо трансформаций.

Механический перенос аналогов с одного памят­ника на другой без точного уяснения их роли в ком­позиции данного сооружения, учета места располо­жения и даже освещения послужил причиной многих ошибок.

Необходимо обосновать полную достоверность аналога для конкретного объекта.

Исследование и подбор образцов для воспроиз­ведения утраченных декоративных деталей, их кри­тическая оценка заставляют просматривать чрезвы­чайно большое количество памятников, иногда да­же за пределами одной страны и столетия. И все же эти поиски часто не увенчиваются успехом и не дают убедительных результатов.

Предварительно подобранные аналоги в прило­жениях к исторической справке и весь материал, дополнительно привлеченный в процессе проектиро­вания, подвергаются строжайшему отсеву. Выбор основного и вспомогательного аналогов, определе­ние степени точности их воспроизведения или необ­ходимости переработки в зависимости от масштаба и места в реставрируемом сооружении осуществля­ются автором проекта и окончательно утверждают­ся вместе со всем комплексом чертежей проектного задания.

Успешное применение этого метода при воссоз­дании и реконструкции требует глубокого изучения творческой манеры, композиционных принципов и индивидуального почерка не только архитектора, автора первоначального проекта, но и мастеров, воплощавших в жизнь его замыслы.

Выбор материалов, в которых должны испол­няться воссозданные и особенно реконструирован­ные фрагменты памятника, обусловлен стремлени­ем соблюсти принцип обратимости, то есть соз­дать возможность удаления всего вновь привнесен­ного без ущерба для сохранившихся подлинных частей.

Граница старого и нового чаще всего делается четкой и легко визуально определимой. Произво­дится ее выделение материалом, изменением фак­туры, цветом и даже просто очерчиванием линией, ограничивающей места восполнения. Иногда при стремлении возродить памятник как законченное художественное целое эти границы зрительно не воспринимаются, но выделение материалом под по­верхностным декоративным слоем дает возмож­ность специалистам легко их установить.

Решая вопрос об аналогах, автор проекта реста­врации должен рекомендовать и обосновать приме­няемые для их реализации материалы, способы ре­шения пограничных зон подлинного и воспроизве­денного заново.

Изучение аналогов сопутствует любой серьез­ной реставрации, дает огромный вспомогательный материал к более глубокому познанию истории па­мятника, уяснению характерных для данной архи­тектурной школы и данного мастера приемов и из­любленных художественных мотивов.

Сопоставление планировочных приемов, систе­мы профилей, характерных декоративных деталей позволяет иногда определить первоначального ав­тора реставрируемого памятника, документально не установленного к началу исследовательских и реста­врационных работ.

Метод аналогий и ассоциаций — непременная часть общей исследовательской работы, при рас­смотрении объектов в совокупности с развитием современной ему архитектуры дает возможность лу­чше уяснить место памятника в преемственной цепи развития строительного искусства.

Проект реставрации памятника архитектуры и его утверждение. Конечным результатом всего длительного процесса реставрации памятника архитектуры, считается утверждение проекта реставрации и приложенного к нему сметно-финансового расчета по намечаемым работам. Утвержденный проект реставрации дает реставратору право, настаивать потом на своих реставрационных предложениях, а инспекции право контроля над работами задания, так и на всем протяжении подготовки проекта. При реставрации уникальных или особо выдающихся памятников архитектуры как для консультаций, так и для дальнейшего наблюдения за самим процессом работ в натуре, обыкновенно, создается комиссия специалистов.

В проект реставрации, уже с первых моментов подготовки, (т.е. от реставрационного задания) необходимо вносить полную ясность по следующим вопросам:

1) каким образом может быть обеспечена дальнейшая, возможно более длительная сохранность и устойчивость памятника

2) в чём и как определяется доминанта общественного значения памятника и какое основное требование должно быть предъявлено в данном конкретном случае к его реставрации - требование подлинности или достоверности, и какой метод реставрации необходимо использовать в данном конкретном случае.

3) на стадии реставрационного задания, необходимо ставить вопрос о проекте приспособления памятника.

Основная литература: 1 [ 156-158 ]; 2 [146-149]; 3 [ 21-37

Контрольные вопросы:

1. Как необходимо решать вопросы реконструкции архитектурного окружения, ансамбля памятников архитектуры.

2. Градостроительная роль памятников в системе современной застройки городов.

3. Назвать основные принципы и исследования взаимодействия памятника с окружающей средой города.

4. Что такое градостроительный план города.

5. Назвать методику и способы возвращения памятнику прежнего облика.

Тема лекции 14 –Градостроительное значение памятников архитектуры. Во многих городах Средней Азии имеется множество примеров, характеризующих бездумную застройку территорий, где расположены памятники зодчества, приведшую к нивелированию художественного облика многих, исторически сложившихся мест. Проблема сохранения эмоционального воздействия памятников зодчества при реконструкции городов имеет сегодня особую остроту, когда эта реконструкция ведется в масштабах, неизмеримо больших, чем раньше, а массовая застройка осуществляется в некоем обезличенном «функциональном» стиле, общем не только для отдельных стран, но и для целых континентов.

К решению вопросов организации территорий, занятых памятниками зодчества, их органического включения в новые ансамбли в процессе реконструкции городов в бывшем Советском Союзе приступили примерно в 1970-х- 1980-х годах. Были сформулированы лишь самые общие требования в соответствующих разделах строительных правил и норм. Был выпущен и задействован ряд директивных документов и постановлений. К сожалению, эти законодательные и нормативные материалы недостаточно влияли на практику реконструкции городов бывшего Советского Союза, что явился результатом недооценки значения памятников культуры в современной планировке и застройке.

Установление охранных зон - одно из основных мероприятий по сохранению памятников архитектуры и призвано обеспечить условия для максимального раскрытия архитектурно-художественных качеств памятников в современной городской застройке.

Для каждого памятника (ансамбля) охранная зона требует особого подхода, который зависит от архитектурных, художественных качеств памятника и его места в структуре городской застройки.

Основные требования, определяющие размеры и конфигурацию территорий охранных зон, заключаются в следующем:

а) включение в охранные зоны основных обзорных точек, обеспечивающих
возможность

лучшего осмотра памятников;

б) включение в территорию охранных зон отдаленных видовых точек и
секторов обзора для памятников архитектуры и историко-архитектурных ансамблей, имеющих по своим архитектурно-художественным, композиционным и природным качествам градостроительное значение;

в) включение в охранную зону застройки, создающей исторический и
масштабный фон для памятников архитектуры; и возможность обеспечения архитектурно-пространственной связи с расположенными вблизи памятниками архитектуры справочных киосков, телефонных будок, рекламных тумб. Эти сооружения невелики, но само назначение их требует, чтобы они были броскими, привлекающими к себе внимание. Точно так же нельзя размещать перед памятниками архитектуры павильоны городского транспорта, трансформаторные будки и т.н. Даже столбы для уличного освещения и воздушных проводов городского транспорта часто мешают виду на памятники архитектуры, поэтому расставлять их в таких местах (если это неизбежно) нужно с большой осмотрительностью. Нельзя крепить к фасадам памятников архитектуры подвески для воздушных проводов, а также размещать на стенах таких зданий газетные и рекламные стенды и вывески. Исключение возможно лишь для вывесок и улич­ных фонарей, являющихся памятниками культуры прошлого. Мешает впечатлению, производимому памятниками архитектуры, и особенно их силуэтом, возведение позади них или рядом новых высоких зданий.

Отрицательное воздействие такого соседства может быть ослаблено при цветовом контрасте памятника архитектуры и нового «заднего фона», особенно если он спокойный, с преобладанием гладких стен. Наиболее опасно для памятников архитектуры соседство с новыми большими, претенциозными по архитектуре зданиями, рассчитанными на привлечение к себе особого внимания.

Рядом с памятником архитектуры возведение новых зданий, снижающих его выразительность, тяжелая ошибка, так как из-за высокой стоимости последних не всегда возможен их снос.

Все сказанное выше убеждает в том, что нужно сохранять не только самые памятники архитектуры, но и их градостроительное значение. В некоторых случаях следует вносить в примыкающую к памятникам архитектуры застройку изменения, усиливающие воздействие этих памятников на окружающую местность и делающие их более активными составными элементами изменяющих свой облик городов.

Для правильного определения значения памятника в современном городе необходимо знать его первоначальное градостроительное значение, условия его восприятия, на которые рассчитывал строитель, и сравнить их с его восприятием в существующей сложившейся застройке. Задача сохранения градостроительного историко-культурного наследия решается на основе новой концепции формирования уличной сети города. Перспективная схема магистрально-уличной сети предусматривает планировочное выделение исторической зоны буферной зоной и транспортным кольцом, обеспечивающим отвод от нее транзитных потоков транспорта.

Приоритетные направления развития исторической зоны - повышение культурной значимости исторического наследия, обеспечение его жизнеспособности, сохранение и восстановление жилой среды, развитие общественных пространств, пешеходных зон, туристических маршрутов, развитие и придание им других функций, улучшение инженерного оборудования территории.

Таким образом, при сложившихся условиях, крайне неблагоприятных для сбережения памятников архитектуры древних поселений непосредственно на местах их создания, сама действительность подсказала особую, реальную и гибкую форму сохранения лучших произведений народного зодчества. Это так называемые музеи под открытым небом, где собираются, хранятся и экспонируются наиболее ценные и типичные памятники архитектуры в комплексе со всеми другими присущими им предметами обстановки, быта и культуры. Зарубежный и бывший советский опыт организации подобных музеев подтвердил в своё время правильность этих выводов, а также доказал испытанную временем жизнеспособность и высокую эффективность такой формы охраны памятников народного зодчества.

Во-первых, памятник, перевезенный в музей, оказывается в обстановке, гарантирующей ему полную неприкосновенность и дальнейшее существование. Во-вторых, перевозка памятника в архитектурный музей и связанная с ней полная его разборка создает очень благоприятную объективную предпосылку для наиболее «чистой», совершенной и полноценной реставрации этого памятника. Только полная разборка позволяет с исчерпывающей полнотой установить все его утраты и определить все позднейшие наслоения. Кроме того, при перевозке памятников открывается возможность поставить горные жилища или мечети на каменные фундаменты с гидроизоляцией, что намного продлит срок жизни па­мятников и сократит в дальнейшем расходы на ремонт.

В-третьих, памятники, переведенные в музей, находятся в орбите постоянного технического надзора и ухода. Здесь они могут систематически проветриваться, подвергаться своевременному текущему ремонту, антисептированию и другим профилактическим мероприятиям. Кроме того, в музеях имеются несоизмеримо более благоприятные, чем на местах, условия для организации охраны памятников зодчества.

Сосредоточение и определенная систематизация памятников в музейных условиях намного облегчают натурное ознакомление с ними. Когда посещение памятников народного зодчества из-за их отдаленности, разбросанности и бездорожья доступно лишь для немногих энтузиастов или специальных порой всю их территорию с примыкающей пригородной зоной, и появление новых типов здании, сильно отличающихся от прежних своими размерами и формами, с особой остротой ставит проблему гармонического сочетания старого с новым. Архитекторы, проектирующие как новую застройку, среди которой сохраняются памятники архитектуры, так и новые здания в старых частях городов, должны всегда думать о таком сочетании и рассматривать старое и новое как активные части вновь возникающих ансамблей, связанные между собой художественным единством. Не довольствуясь старыми приемами достижения такого единства, архитекторы должны искать и новые пути решения этой задачи, соответствующие особенностям современной архитектуры и возросшим различиям между старыми и новыми постройками.

Архитекторам-реставраторам нужно взять в свои руки дело приспособления памятников архитектуры для нового назначения, а также освоить градостроительные методы сохранения не только их, но и исторически сложившейся городской (и сельской тоже) среды, работая в этом направлении вместе с градостроителями. Архитекторам-градостроителям, в свою очередь, нужно научиться понимать ценность архитектурного и градостроительного наследия прошлого и выработать умение включать его в новые архитектурные ансамбли, наделяя их красотой и сохраняя исторически сложившийся облик городов.

Надо научиться предусматривать развитие городов не на одно десятилетие вперед с тем, чтобы правильно выбирать в них места для нового строительства и намечать трассы городского транспорта. Непременной частью таких планов развития городов в целом должны стать и перспективные планы работ по реставрации памятников архитектуры (в широком смысле этого слова) и по их включению в реконструируемые части городов.

Наконец, как справедливо отмечает известный советский реставратор П.Н. Максимов, историкам и теоретикам архитектуры необходимо изучать и раскрывать приемы создания архитектурных ансамблей до целых городов включительно, которыми пользовались архитекторы прошлого. Это поможет и реставрации таких ансамблей, искаженных позднейшими переделками, и выработке приемов объединения старого с новым в застройке городов, которые соответствовали бы современному состоянию архитектуры и градостроительства.

Основная литература: 2[146-149]; 3[21-37].

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют градостроительные ограничения при определении размеров охранных зон.

2. Основные градостроительные требования при определении охраны зон памятника.

3. Какая существует архитектурно-пространственная связь между памятниками архитектуры и градостроительства и малыми архитектурными формами.

4. Как решаются транспортные проблемы в близи архитектурных памятников.

5. Какие методы реставрации необходимо использовать при реставрации городских ансамблей.

Тема лекции 15 – Реставрация памятников садово-паркового искусства. Памятники ландшафтного и садово-паркового искусства, прежде всего, требуют повседневного ухода и рестав­рации, так как в противном случае они постепенно превращаются в неорганизованные, дикие озеленен­ные территории.

Специфические особенности садов и парков за­ключаются в следующем:

Сам материал — зеленые насаждения — живой организм, изменяющийся во времени, проходящий стадии развития, расцвета и старения. Таким образом, существование садов и парков как произведений архитектуры и искусства имеет определенные временные пределы, после ко­торых приходится прибегать к повторению прой­денного цикла развития. При постановке задач ре­ставрации необходимо учитывать тот период развития, в котором находится объект, так как это обстоятельство определяет объемы, характер и виды восстанови­тельных работ, взаимосвязь зеленых насаждений и архитектурных сооружений на территории объекта и в его окружении.

Памятники ландшафтной архитектуры изменяются по временам года, их пейзажи, колорит и пер­спективная просматриваемость, связь с находящи­мися на их территории зданиями меняются по сезо­нам. Учет этой особенности необходим при предварительных оценках и выборе оптималь­ных вариантов.

Зеленые насаждения садов и парков и их фа­уна в гораздо большей степени и более болезненно, чем памятники архитектуры, реагируют на измене­ния и засорение окружающей среды (воздушного бассейна, водоемов, направлений господствующих ветров и т. п.). Решение вопросов экологии — защи­та этой среды и ее обезвреживание — составная часть любых мероприятий по охране и ре­ставрации ландшафтной архитектуры.

Мелиорация, или ирригация, территорий пар­ков не только решает задачи под­держания и сохранения их внешних декоративных качеств, но и обеспечивает условия питания и роста зеленых насаждений. Обследование и проектирова­ние обводнения, осушения, создание открытых и за­крытых дренажных систем, плотин-регуляторов, мероприятий по берегоукреплению — непременная и существенная часть работы.

Связь исторических садов и парков с архитектурой,малыми формами, скульптурой органична. Это результат продуманного синтеза искусств, поэтому их реставрация должна решаться в одном комплексе.

Возникают и новые проблемы: создание зон, пограничных с окружением, современной застройки, насыщенной потоками транспорта; проблемы раз-
грузки исторических парков: перенос зоны активногоотдыха на вновь создаваемые современные «буферные парки».

Существование исторических парков немыслимосегодня без решения вопросов их электроосвещения, водоснабжения, канализации, организации потоков транспорта в их зоне и вокруг них. Решение этих вопросов, выбор их форм — обязательная часть работы по созданию проектов реставрации памятников ландшафтной архитектуры.

Необходимо отметить особенность регулярных пар­ков, которая позволяет в наше время разнообразно использовать их территорию в условиях массовой посещаемости. Большие, раскрытые партерные рай­оны и широкие магистральные аллеи, хорошо при­способленные для массовых гуляний, и буквально рядом закрытые территории боскетов создают свое­образные зеленые кабинеты для тихого отдыха, этой же цели могут служить и аллеи.

В практике реставрации разработ­ка планировок малых боскетов-кабинетов, больших боскетов с лужайками для игр и возрождение малых форм, оживляющих эти парки, как правило, не до­водится до конца. Особое внимание при проектиро­вании реставрации регулярных парков должно быть уделено планированию штатов, необходимых для их повседневной эксплуатации и реставрационного ремонта, а также оранжерей и питомников для ре­ставрации аллейных посадок, зеленых стриженых стенок, кадочных культур и т. п.

Чрезвычайно важно правильно осуществлять реставрацию аллейных посадок, в которых размеры и формованные кроны деревьев в виде кубов, шаров или конусов требуют сохранения заданного автором художественного единства и масштаба. Существует порочная система так называ­емой «постепенной реставрации», при которой одно или несколько деревьев аллей заменяются подсад­кой молодых саженцев. При постепенном отмира­нии остальных деревьев, что зачастую растягивает­ся на весьма длительные периоды, с помощью такой «реставрации» мы получаем в итоге разновозраст­ную и разномасштабную аллею. Кроме того, вновь подсаживаемые деревья угнетаются кронами сосед­них старых, тянутся к свету, наклоняясь в стороны, и не имеют нормальной декоративной кроны. Ко­нечный итог такой работы — не восстановление, а уничтожение аллеи как одного из основных ком­понентов паркового ансамбля. Единственно пра­вильный путь — постепенная замена крупных участ­ков аллей деревьями одной возрастной группы и од­новременная с началом работ посадка в питомнике резерва таких же деревьев. Уход и стрижка деревьев в питомнике должны производиться так же, как в аллее. По мере отмирания старого древостоя про­исходит восполнение посадками новых деревьев из питом­ника. Иногда временной разрыв между началом и окончанием работ по замене деревьев бывает на­столько значительным, что подсадку великовозраст­ных деревьев приходится производить с комом, то есть с массивом земли вокруг корневой системы, в зимнее время. В результате мы имеем гарантиро­ванную перспективу возрождения аллеи как единого целого. В практике реставрационных работ парков, ярким примером может служить история парков Вер­саля, при наступлении периода массового старения и отмирания деревьев и утраты декоративных качеств, производилась полная замена аллейных поса­док.

Запущенность и утрата регулярными парками их художественного облика, утрата органичной свя­зи этих парков с архитектурными сооружениями и малое количество дошедших до наших дней образ­цов этого стиля паркостроения чрезвычайно остро ставит сегодня вопрос об их всемерном сохранении, поддержании, реставрации, воссоздании и даже ча­стичной реконструкции.

С 60-х годов XVIII века происходит смена сти­лей в архитектуре и паркостроении. Декоративная пышность барочных зданий сменяется строгой логи­кой, геометризмом и идеальной выверенностью пропорций пришедших им на смену построек эпохи классицизма. В садах и парках ощущается стремле­ние подражать ландшафтам естественной природы, их живописности и разнообразию. По отношению к предыдущему периоду происходит обратное соот­ношение контрастов: в барокко — живописность ар­хитектуры и геометрии зеленых насаждений, в клас­сике — геометризм зданий и прихотливая живопис­ность парков.

Для реставрации пейзажных парков особое зна­чение приобретает глубокий анализ видов и пано­рам, сохранение характера пейзажей, созданных ху­дожниками прошлого. Огромное значение в зеленых панора­мах парков приобретают посадки разнообразных кустарников, трав, декоративных и полевых цветов, заменяющие повсеместное однообразие стриженых газонов регулярных парков. Прихотливость форм водоемов, плотин и каскадов дополняет и подчерки­вает красоту и своеобразие каждого района парка. Сочетание открытых и затененных кронами дере­вьев участков, фоновых посадок, оживляемых конт­растными по форме и цвету деревьями, и отдель­ных, уникальных по декоративным качествам дере­вьев, организующих ландшафты,— вот далеко не полный перечень средств создания неповторимого художественного облика парков.

При определении перспективных задач рестав­рации имеют большое значение четкое разграниче­ние стилистически разных районов и зонирование парков с учетом располагающихся в них архитек­турных сооружений, определение их пограничных зон — это залог успеха комплексного решения.

Во всех крупных парках одно­временно с их возникновением и дополнительно в ходе их дальнейшего развития и существования развивались архитектурные сооружения, необходи­мые для их обслуживания, поддержания в порядке и обеспечения посадочными материалами. Оранже­реи, питомники, ботанические сады, сторожки, ко­нюшни, помещения для хранения лодок, птичники, молочные фермы, слоновники и павильоны для со­держания экзотических животных, ворота и огра­ды — вот далеко не полный перечень архитектурных объектов, относящихся к этой категории. Сооруже­ния эти — неотъемлемая часть парковых ансамблей, зачастую сами имеют большую архитектурно-худо­жественную ценность, и без их возрождения, вос­становления и приспособления к нуждам парков сегодня немыслимо само их существование, нор­мальный режим их эксплуатации.

Исторические парки помимо декоративно-худо­жественных качеств, рассчитанных на любование искусственно созданными ландшафтами, насыща­лись еще сооружениями чисто развлекательного ха­рактера, такими как лабиринты, зеленые театры, катальные горы, беседки-шутихи, арены для потеш­ных турниров и тому подобное. Необходимо возрождение и включение в современную жизнь парков такого рода объектов — интереснейшая и сложнейшая задача стоящая перед реставраторами. Успешное ее решениеоживить парки, полнее почувствовать связь времен и причастность к общей истории нового и прошлых поколений.

Для садов, скверов и бульваров, располагающихсяв черте городской застройки, когда они находятсяв окружении памятников архитектуры или в непосредственной близости с ними, особенно остро встает вопрос о высоте зеленых насаждений. Очень часто в процессе развития они полностью закрывают выдающихся зданий или панорамы площадей и нарушают единство уникальных ансамблей. В таких случаях, разрабатывая перспективы их дальнейшего существования, приходится, сохраняя существующую планировку, делать реконструктивные проекты, предусматривающие замены пород зеленых насаждений на такие, которые в процессе ростаи развития не выходили бы за необходимые целостности восприятия комплекса габариты.

Таким образом, проекты реконструкции садов и скверов в черте города также определяют полную замене древостоя, когда он не достиг возрастного предела и периода отмирания. При повседневном уходе и реставрации следует избегать посадок на место утраченных деревьев посадок другой породы.

Исследование и проектирование реставрации памятников ландшафтной архитектуры, ввиду сложности и многообразия проблем, требующих ответ­ственного и квалифицированного решения, должны производиться в специализированных проектных организациях и осуществляться коллективом специалистов архитектурной, ландшафтной и инженерных специальностей.

После получения от ГИОП задания на исследование и проектирование садов и парков, в котором даны краткие сведения об истории, состоянии объекта и установка на режим современного и перспективного использования, а также объемы и цели предстоящей реставрации, проектанты приступают к предварительным или предпроектным работам.

Ознакомление с объектом в натуре, его визуальное обследование и изучение уже имеющихся исторических и литературных источников дают возможность автору будущего проекта определить направленность углубленных исследовательских работ. Сопутствующие этому первому ознакомлению фотофиксации и зарисовки позволяют почувствовать состояние памятника и его историко-художественную значимость.

Подбор литературных и архивных документов, характеризующих историю создания и видоизмене­ния объектов за все время его существования, да­ющих сведения о времени появления, стиле и харак­тере находящихся на его территории архитектурных сооружений, мостов, беседок, фонтанов и скульп­туры, освещающих вопросы обводнения и осушения парка, завершается созданием рабочей историчес­кой справки. Анализ стилистических и художествен­ных качеств объекта, изучение аналогов того же времени определяют периоды расцвета и ценность сохранившихся до наших дней планировочных и объемных решений всего парка и его отдельных районов. Анализ композиции и результаты окон­чательных выводов основываются на изучении документов и подобранного иконографического материала.

Исследование памятника в натуре ведется на подоснове геодезической съемки, сопровождаемой систематической фотофиксацией и зарисовками. Вы­бор масштаба геодезической съемки зависит от пло­щади и сложности композиции обследуемого объекта.

Съемка и обследование в натуре, основные чер­тежи планов парка дают исчерпывающие данные о вертикальной и горизонтальной планировках, трассах подземных коммуникаций, надземных со­оружениях и подробнейшим образом фиксируют древесные насаждения. Кроме того, специализиро­ванным трестом геологоразведки выполняются гео­логические разрезы, характеризующие состав почв и послойную структуру основания, уровень грун­товых вод и т. д.

Данные обследования оформляются в виде пла­нов, схем и таблиц и обязаны состоять из следу­ющих разделов, сопровождаемых текстовым описа­тельным материалом.

Заключение. Способы реставрации различны, как и сами памятники. Реставрация состоит из двух операций: раскрытия памятника путем удаления поздних искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов. Раскрытие фрагментов памятника возможно тогда, когда удаляемые части не представляют интереса ни с художественной, ни с исторической стороны, и если удаляемые части не таят в себе, в скрытом виде, ценных остатков, к какому бы времени они ни относились. Объектом реставрационного исследования всегда должно быть весь памятник. Раскрытие недопустимо, если оно создает угрозу устойчивости здания или иным образом ухудшает условия сохранения памятника. Следует обеспечивать сохранность раскрываемых деталей или поверхностей стен, учитывать степень деструкции старых материалов, т.е. изменение существующей среды, в котором окажется подлинник после раскрытия. Однако чаще всего реставрация не сводится к одной какой-либо операции, а представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Раскрываемый подлинник очень редко оказывается полностью сохранившимся. Почти всегда он имеет те или иные утраты, и часто требуется частичное дополнение подлинника, либо в виде восстановления утраченных архитектурных элементов, либо в виде более наглядного показа их остатков. Мера восстановления не может быть предписана заранее для всех случаев, она определяется для каждого случая индивидуально, с учетом сочетания различных факторов.

Осуществление реставрационных дополнений связано с соблюдением некоторых специфических требований. Одно из них - знание строительной технологии прошлого и умение воспроизвести её (с той или иной степенью приближения) в новых частях.

Основная литература: 2 [104-106]; 1[72-73].

Контрольные вопросы:

1. Почвенная карта, характеристика уровня грун­товых вод и его изменений.

2. Рельеф и характеристика его искажений по отношению к оптимальным периодам.

3. Источники питания водоемов, их проточность и состояние.

4. Конструкция и состояние дорожной сети и площадок, фиксация соответствия потребностям современной эксплуатации парка.

5. Подеревная фиксация насаждений и их харак­теристика по породам, возрасту, сохранности, деко­ративным качествам и наличию заболеваний.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 2236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...